22 апреля 1724 года - в этот день в Кенигсберге родился основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант. Профессор Кенигсбергского университета, с января 1758 года по июль 1762 года - российский подданный, Кант довольно широко пропагандируется сегодня в качестве визитной карточки Калининграда. Имя Канта недавно было присвоено и Калининградскому университету. Вместе с городом на Преголе, вместе с землёй янтарного края Кант достался нам в наследство от немецкого Кенигсберга в 1945 году. Вполне естественно поэтому определиться с этим наследием, например: как философские труды Канта соотносятся с традиционной для России Православной верой.
Имя Канта общеизвестно. Однако с его философией, а, уж тем более с его религиозными взглядами, мало кто знаком. После присвоения имени Канта Калининградскому университету некоторые люди всё же задались вопросом: насколько этот шаг оправдан? Действительно, почему бы не определиться, как к Канту относится Православие, как к Канту относится христианство в целом? Ведь даже в былые времена, когда русские люди больше интересовались философией, труды Канта читали многие, но вот последователей у него в России почему-то практически не было. И не только в России! Христианская Европа в целом сторонилась кантовской философии, хотя и читала его труды. Почему? (Нужно признать, что и сегодня с Кантом всерьёз знакомы только специалисты по философии. Подавляющее большинство жителей Калининградской области, так же как и жителей Германии, знают только имя философа и то, что он жил в Кенигсберге. В других европейских странах ситуация ещё хуже, про остальную часть планеты можно не говорить. Из жителей Чечни, Дагестана, Косова, Саудовской Аравии, Ирана, Судана, Эфиопии, Бангладеш и многих других стран о Канте слышали единицы.)
Философия Канта раскрывается главным образом в его трудах «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». В «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что человек познаёт только явления (феномены) вещей, которые действуют на наши органы чувств, наше воображение и наш рассудок, но сама вещь (точнее, сущность вещи, которая воздействует на наши органы чувств) - непознаваема. А поскольку «вещи в себе» непознаваемы, Кант делает вывод о принципиальной невозможности постижения Бога, души и мира. Поэтому он и подвергает критике так называемые доказательства бытия Божия и бессмертия души.
В «Критике практического разума» Кант приходит к выводу, что в человеке существует вечное, неискоренимое стремление к разрешению главных вопросов бытия - о существовании Бога и о смысле человеческой жизни. В этой работе Кант утверждает необходимость постулирования бытия Божия, свободы человеческой воли и бессмертия души, исходя из существования в нас нравственного закона, безусловно требующего своего исполнения. Лишь при условии существования Бога, хотящего и могущего блюсти закон и правду, и при наличии бессмертия, позволяющего неограниченно совершенствоваться душе, возможно достижение высшего блага, к которому стремится человек.
Свой взгляд на религию Кант высказывает также в сочинении «Религия в пределах только разума». По мнению Канта, содержанием религиозного сознания служит понятие о Боге, как о нравственном законодателе, и религия заключается всего лишь в признании человеком всех своих нравственных обязанностей, как заповедей Божиих. В «Критике чистого разума» Кант пишет: «...нравственный закон через понятие высшего блага, как объекта и конечной цели чистого практического разума, приводит человека к религии, т.е. к признанию всех своих обязанностей, как заповедей Божиих - не как санкций, т.е. произвольных и самих по себе определений чужой воли, а как существенных законов всякой свободной воли самой себе... Религия по материи или по объекту ничем не отличается от морали, т.к. общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное».
Таким образом, для Канта сущность религии состоит не в богообщении, а всего лишь в моральных установках. Сей философ утверждает, что разумный человек может иметь религию, но никаких отношений к Богу иметь не должен, потому что о действительном существовании Бога, мол, человеку на самом деле ничего достоверно не известно. И это Кант утверждает несмотря на то, что бытие Божие он признаёт не только возможным, но самым необходимым требованием, без которого невозможны никакая разумность и никакой нравственный порядок в мире. Однако существование духов (ангелов, например) он прямо отрицает (что, кстати, явно противоречит его вере в бессмертие души). Так, Кант пишет в своей работе «Критика способности суждения»: «Думать, что существуют чистые духи, мыслящие без посредства физического тела, значит просто выдумывать».
Об Откровении Кант пишет, что «...истинный рационалист не может ни отрицать возможности Откровения, ни оспаривать его необходимости, но должен считать его несущественным для религии». В чистой религиозной вере, как выразился Кант, чудес нравственных допущено быть не может!
Как видим, религиозные представления Канта в корне отличаются от Православной веры, а также от римо-католической веры и от традиционных протестантских вероучений, т.е. от христианства в целом. Более того! Религиозные взгляды Канта отличаются не только от христианских, но и от иудейских, и от мусульманских! Религия Канта - это не христианство (одна из религий теизма), это - деизм. В деизме Бог признаётся творцом мира и его законов, но считается, что в дальнейшей жизни мира и человека Бог уже не участвует. Мир существует, как идеально устроенные часы, а Бог - «трансциндентен», т.е. выходит за границы мира. Бог создал часы, завёл их и ушёл куда-то. Часы работают до поры до времени. Откровение исключается, молитвы, богослужения - бессмысленны. Религия, как богообщение, неуместна, так как никакой связи с Богом принципиально быть не может.
Мы видим, что Кант в своих религиозных взглядах испытал несомненное влияние французских деистов Руссо и Вольтера. В своих религиозных взглядах Кант оказывается вовсе не оригинален. Вольтер учил тому же, только более грубо. Яростно борясь с католической церковью, Вольтер при этом не только не отрицал существования Бога, но и требовал поклонения ему. Но бог Вольтера, естественно, не имел ничего общего со Святой Троицей. Это некое высшее разумное существо, которое «существует вечно само по себе и является причиной всех других существ», как активная сила, сообщившая материи движение и упорядочившая её. Деизм Вольтера также имел ярко выраженную этическую и социальную подоплеку, которую Кант у него и перенял. Вера в Бога должна, по Вольтеру, быть основой нравственности. Религия, идея Бога, утверждал он, также необходимы, как необходимы законы. «Это - узда», - неоднократно подчеркивал Вольтер. Причём главное назначение узды - сдерживать народные массы, «чернь», как выражался Вольтер, от посягательств на собственность и интересы имущих классов. Фраза, брошенная Вольтером: «Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать», предельно кратко и цинично выражает сущность вольтеровской веры. Кант этой циничной установке придал более благообразный вид философского учения. Суть осталась та же.
Любопытно, что сегодня в постхристианских странах точку зрения Канта на религию, как на сумму нравственных требований, предъявляемых человеком самому себе или обществом к человеку, разделяют многие. (Это результат длительного социально-политического процесса, в котором идеи Вольтера, Руссо и Канта сыграли свою роль. Ленин не зря в своей работе «Три источника и три составные части марксизма» назвал одним из источников марксизма классическую немецкую философию, а её основоположником был как раз Кант.) Считают, что исполнение каких-то общепризнанных нравственных норм уже делает человека достойным Царствия Небесного, что каждый порядочный, добродетельный, относительно нравственный человек, живущий, например, по моральному кодексу строителя коммунизма, и есть истинно религиозный, и что догматы, принадлежность к Церкви, участие в богослужениях, таинствах, таких даже как исповедь и причастие, не имеют никакого значения в деле спасения. Отсюда возникает проповедь недогматического христианства, «нового христианства», «панхристианства» и т.п. Ошибочность подобного взгляда становится очевидным даже при неглубоком анализе самой сущности религии, её цели и смысла.
Сегодня многие взрослые люди искренне убеждены, что заповеди Христовы - это «Не убий!» и «Не укради!». Некоторые, покраснев, могут добавить: «Не прелюбодействуй!» А ведь это не заповеди Христовы, а фактически - поучения участкового милиционера. Соблюдения Уголовного кодекса Российской Федерации ещё недостаточно для того, чтобы оказаться в раю.
Основной ошибкой религиозных воззрений Канта было непризнание великим философом главной задачи религии - указание человеку пути достижения вечного сопребывания с Богом, то есть спасения. Этот путь надо знать и идти по нему. Знание возможно лишь через веру и Откровение Божие, естественное и сверхестественное. Необходимо следование пути спасения в своей жизни. Вероучение Церкви определяет совершенно необходимые границы, в пределах которых только так называемые добрые дела будут нравственными, а нравственность богоугодной и ведущей ко спасению. С признанием бытия Божия (что у Канта вообще-то было), необходимо соединить данные Богом через естественное и сверхестественное Откровение, санкционированные высшим Авторитетом, а не индивидуальными мнениями различных философов, вероучение и нравоучение, а также личную духовную жизнь, имеющую целью богоуподобление, а не сами по себе «добренькие» (по выражению святителя Игнатия Брянчанинова) дела, взятые безосновательно к своей цели. То есть, требуется религия, сущность которой составляет учение о возможности и необходимости живого личного общения с Богом, а не деизм Канта с понятием религии, как простого исполнения каких-либо нравственных обязанностей без всякого отношения к Богу.
Отрицание Кантом Откровения значит полное отрицание им Библии. Где-где, а на страницах Библии Бог слишком много говорит с людьми. По Канту, этого не может быть. Боговоплощение, Рождество Христово, Его проповедь, крестная смерть во искупление грехов людей - всё это невозможно для Канта. Кант сам отделил себя от христианских корней Европы. Не только Православию, но и римо-католичеству и протестантизму чужда «религия» Канта. Так же она чужда и иудаизму, и исламу. Религиозные воззрения Канта чужды всем мировым религиям, в которых личный Бог действует в мире, религиям, объединяющим верующего с Богом. И, несмотря на это, кто-то дерзает именовать сего философа «человеком планеты»! Нет. Кант является в этом смысле скорее инопланетянином.
Такова негативная сторона учения Канта о религии. Впрочем, христиане всегда признавали и определённые заслуги философа. Думающих, умных людей мы уважаем. Поэтому следует отметить, что кантовское учение о религии оказало определённое влияние на развитие богословской мысли. Канту принадлежит наиболее полная разработка логично-нравственного доказательства бытия Божия. Это, конечно, является большой заслугой, если не учитывать, что другие доказательства лично он отбросил. (Да и что доказательства. Надо жить по вере, а не доказывать). Далее, Кант первый (если не считать скептиков древнегреческой философии) предпринял попытку определить границы человеческого познания. Определяя эти границы, Кант обнаружил и достаточно полно обосновал приоритет нравственных постулатов перед теоретическим разумом. Обладая большой глубиной и высокой культурой мышления, Кант понимал всё бессилие человеческого разума в вопросах высших тайн бытия. Философ сам глубоко верил в Бога, (хотя и не так, как христиане, мусульмане и иудеи), в бессмертие души и нравственный порядок в мире. И вся его критическая философия, показывающая всю недостаточность научного познания перед лицом веры, оказалась направлена на то, чтобы расчистить место вере у тех, кто её не имел. Кант сам написал: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы расчистить место вере». Свобода воли человека, бессмертие его души и Бог - вот, по Канту, необходимые требования (постулаты), без которых невозможна вообще никакая разумная и нравственная жизнь. Двести лет назад религиозные взгляды Канта оказывали разрушительное воздействие на европейских интеллектуалов. Сегодня ситуация несколько изменилась. Для некоторых отравленных атеизмом советских интеллигентов кантовская философия вполне может сыграть некую переходную роль от абсолютного неверия к вере христианских предков. Следует только не останавливаться на Канте, а идти дальше, дальше, дальше...
Впервые опубликовано: http://exclav.ru/stati/avtoryi/den-rozhdeniya-kanta.html
1. ленинцу Сухову