В Петербурге прошла Международная педагогическая конференция «Духовные традиции отечественного учительства».
Говоря о современном состоянии педагогики, можно смело заявить: наша наука о воспитании находится в определенном мировоззренческом тупике. Коммунистические идеалы и наработки, для общества ХХI века не годятся, а исторически традиционная мировоззренческая и методологическая база безнадежно утеряна. Современные западные педагогические направления себя не оправдывают. Еще Константин Дмитриевич Ушинский борясь с засильем немецко ориентированной педагогики в России, писал : «1) Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания. 2) У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным»... Это очень актуально и для соврме6нной России с той лишь разницей, что засилье германской педагогики сменило засилье проамериканской. Но суть от этого не изменилась.
Современное, особенно западное общество, можно смело назвать обществом гедонистического типа, воспитывающим свою молодежь в потребительском духе. Те ценности массовой культуры, которые так навязчиво пытаются привить и нашему народу, никакого отношения к истинной духовности не имеют. Более того, они глубинно противоречат той православной культурно-исторической традиции, которая являлась базовым стержнем в жизни русского народа на протяжении более чем тысячелетнего его истории. Те псевдо ценности, которые выдвигаются архитекторами современного мира как базовые для построения ценностной ориентации молодежи, и на сегодняшний день проникают в нашу педагогику, основаны на страстях, пороке и грехе. По своей сути они противоречат всем заповедям Божиим и даже смыкаются с сатанизмом.
Если смыслом жизни христианина является «стяжание Святого Духа», а через это: искоренение страстей и развитие различных добродетелей, что в итоге приводит к Богоуподоблению, духовному совершенству и святости, то массовая культура преследует совершенно иные задачи. Смысл жизни здесь полагается в наслаждении, в бесконечном поиске удовольствий телесно-психического характера. «Пей пепси-колу - дыши футболом» - этот лозунг современной рекламы во многом отражает идеологические установки архитекторов современного общества. Свести человека на уровень животного, принизить его изначальное достоинство до рефлексивных переживаний, значит получить мощный инструмент для управления бездуховной, культурно и психически однородной массой.
Человек смыслом жизни, которого является поиск наслаждений и удовольствий, а труд только печальной необходимостью, является закоренелым грешником. Для него закрыт путь духовного просвещения и совершенства, он существует как бы вне его смыслового поля. Недаром многие современные молодые люди просто не в состояние понять таких терминов как «Бог», «духовность», «благодать», «грех» и т.п. Не имея правильного духовного представления о добре, и зле, истине и правде, они живут вне этих категорий, руководствуясь примитивными инстинктами и непрестанным поиском наслаждений.
Человек, не имеющий правильных духовных установок, воспитанный на идеалах массовой культуры - теряет критерии понимания добра и зла, становится рабом своих страстей и греха. Невозможно и бесполезно бороться с последствиями пороков, охватывающими современное общество, пока не уничтожены базовые корни этих пороков. Именно сознание определяет бытие, и духовность определяет сознание. Поэтому при воспитании современной молодежи мы должны обращать первоочередное внимание на формирование правильных духовных установок, базисной морально-нравственной основы личности. При формировании данных структур, основополагающим на наш взгляд, является ответ на вопрос о смысле жизни и сути смерти. Зачем я живу? Куда я иду? Что такое смерть? Что ожидает меня за порогом этого тварного бытия? От чего будет зависеть мое вневременное бытие?
Как пишет профессор В.В.Зеньковский: «воспитание направлено на конкретную личность, судьба которой уходит в эсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть. Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти. Эсхатологическая тема встает перед каждой личностью, как ее тема - и только в этом свете открывается нам вся глубина, вся сложность проблем жизни. Если воспитание должно затронуть самое существенное и глубокое в человеке, оно не может лишь в порядке риторики касаться проблемы креста, конечной судьбы человека». И действительно ответы на эти главные жизненные вопросы и лежат в основе ценностной ориентации человека. Все остальное является соподчиненным им, исходящим из них.
Например, если человек, в своей жизни руководствуется православным мировоззрением, то основной мотивацией его поступков будут заповеди Господни. Все что соответствует им - будет для него добро, что противоречит - зло. Главными заповедями Евангелия являются любовь к Богу и человеку, своему ближнему. Отношения и дела, чувства и эмоции при такой ориентации, будут иметь чисто духовную направленность, подчиняя вещественную, плотскую часть бытия высшим духовным интересам. И если у такого человека, возникает искушение каким-либо греховным желанием, то сила этого вожделения не является для него необоримой. В данной ситуации у христианина автоматически включается понимание печальных последствий греха и ничтожной ценности полученного от него удовольствия в сравнении с полученным вредом. И даже если страсть по каким-либо причинам склонит человека к исполнению греха, то за тем непременно последует покаяние, так как данным поступок, будет явным диссонансом, относительно всей структуры личности христианина.
Данное положение подтверждается и практическим опытом. В тех учебных заведениях, которые придерживаются духовной православной ориентации, фактически нет проблем с наркоманией, алкоголизмом, проституцией. Люди же воспитанные в контексте массовой культуры не только полностью подвластны греху, но и не могут противостоять ему. Это происходит от того, что греховная ориентация в данной личности является превалирующей и духовная мотивация в ней практически отсутствует Личности, которая не имеет укоренения ни в одной культурно-исторической традиции, четкости мировоззрения, духовно-нравственных установок. В реальной жизни такая раздвоенность приводит к маргинальности, часто выражается в психической неуравновешенности, агрессии, раздражительности, неудовлетворенности всем происходящим. По своей сути это глубоко несчастные люди, о которых народная пословица гласит: «Ни Богу свечка, ни черту кочерга».
Помочь таким людям обрести целостность своего сознания, а значит и во многом счастье бытия, является важной задачей православной педагогики. Сформировавшиеся в раннем возрасте стереотипы поведения и психологического восприятия окружающей действительности, часто проявляются в зрелом и даже пожилом возрасте.
Учитывая все вышесказанное, нам кажется необходимым, формировать в процессе педагогического процесса четкие духовно-нравственные установки, не оставляя белых пятен в сознании воспитуемого. Необходимо, чтобы православное мировоззрение усваивалось целиком, четко выстраивалась духовно-нравственная ценностная шкала, понимались причинно-следственные связи добрых и злых поступков. Необходимо формирование у учащихся православного понимания смысла жизни и смерти, четких критериев добра и зла, основанных на объективной истине евангельских заповедей.
Особое внимание следует обратить на те положительные духовные установки, которые уже имеются в ребенке. Именно опираясь на них, следует развивать и другие позитивные качества. Как в свое время писал великий русский педагог Ушинский: «Отсюда и педагогическое правило - поселять сначала и душе дитяти положительные склонности, сообразные норме, потом, когда появятся уклонения, вызывать чувствования, и к этому уже присоединить сознание нравственного... Надобно, следовательно, воспитывать положительно хорошие наклонности, не давая пищи дурным» (ib., S. 208). Целью нравственного воспитания по мнению Ушинского должно быть:«в ранней молодости образовать нравственный вкус человека и через то облагородить его природу». Человеческая душа не терпит пустоты и зло гнездящееся в ней в виде различных страстей и пороков должно быть именно вытесняемо добродетелями. Невозможно только отрицанием и критикой исправить греховную наклонность. Как писал Ушинский: «Длинные нравственные наставления, особенно однообразные, очень вредны, приучая душу к их бессилию. Последствия их: «Равнодушие, бесчувственность, легкое самоутешение, которые могут служить симптомами совершенно неудавшегося нравственного воспитания» (ib.,§ 75, S/319).
Необходимо показывать добродетель, которая противоположна пороку и создавать все необходимые условия для ее возрастания. Безусловно, здесь нужно опираться на педагогический принцип сознательности и активности. Душа каждого человека, будучи по своей сути христианкой, интуитивно ощущает истину и сочувствует ей. Мне приходилось выступать с лекциями и беседами перед совершено разной и зачастую неподготовленной аудиторией. Хочу поделиться следующими впечатлениями. Молодежь и особенно дети, когда слышали слово, наполненное благодатью Священного Писания, открывались на него, живо воспринимали и задавали много вопросов.
При подборе методики воспитания и обучения, мы должны ориентироваться, прежде всего, на конечный результат воспитания. Кого мы хотим воспитать? Какова идеальная модель человека современного русского общества?
Вот здесь перед педагогами атеистами встают неразрешимые проблемы. Раньше воспитывали человека «светлого коммунистического будущего», а теперь кого? Банкира? Рэкетира? Промышленника? Интердевочку?
Для православного человека такой вопрос не стоит. Надо воспитывать христианина! Человека Царства Небесного! В котором земное сочетается с небесным, временное является трамплином для вечного. Гражданина государства православного, будущей Святой Руси. Замечательный опыт такой православной педагогики имеется в нашем дореволюционном прошлом. Надо только учесть те ошибки, которые привели часть русского общества к безбожию, специфику настоящего времени и международной обстановки. Народ, который забыл, потерял свою историю не имеет и будущего. Мы часть наших предков, продолжение их идей, мыслей, поступков. Мы живем тем великим божественным импульсом, который создал русское государство, породил тысячи святых и героев, дал миру великих писателей, поэтов, художников, ученых.
Русский человек никогда не станет американцем. Он может перестать быть русским, оставив православие и, приняв западную идеологию, но и американцем не станет. «Русский без православия дрянь, а не человек», - писал в свое время Ф.М. Достоевский. Это мы наглядно видим и в настоящее время. Оторвавшись от своих корней, прильнув к западному идеалу наживы, потребительского общества, русский человек превращается в некое химерическое образование, не способное создавать, но могущее только разрушать и разрушаться.
Если Русь не вернется к своим православным истокам, то будущего у нее не будет. Наша страна неминуемо погибнет, и территория ее будет захвачена и заселена другими народами. Стать нашему обществу православным это, значит, обрести новую жизнь. И вот здесь значение православной педагогики как никогда велико. Сформировать из ребенка человека будущего, заложить в него те благодатные посевы, которые расцветут возрождением нашей Державы, и есть задача современной православной педагогики.
Священник Алексий Мороз, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России