Открыл конференцию декан факультета иностранных студентов при Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии кандидат богословия иеромонах Кирилл (Зинковский), который зачитал собравшимся приветственное слово ректора СПбДА, викария Санкт-Петербургской епархии, епископа Гатчинского Амвросия. В послании, в частности, говорится, что «Сам Господь Иисус Христос своим божественным словом и делом, своей жизнью и смертью заложил основания и духовные традиции учительства, всякой истинной педагогики человеческих душ».
В свою очередь, глава Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Зелененко передал слова приветствия от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Затем отец Александр выступил с докладом «Законоучительство: педагогические принципы и заветы святого праведного Иоанна Кронштадтского современным педагогам». Хотя праведный Иоанн Кронштадтский, по словам отца Александра, не оставил стройной педагогической системы и не разработал методики преподавания Закона Божия, он тем не менее показал нам пример православного учительства. Протоиерей Александр Зелененко напомнил, что Батюшка занимался законоучительством в течение 32 лет. Отец Иоанн критически относился к системе школьного образования того времени, критикуя его за то, что оно не учит учащихся бороться с грехом, не прививает стремления к христианской жизни. Отец Иоанн всецело отдавался школьному делу, наравне с пастырским служением, а когда не смог больше преподавать в гимназии, то он остался учителем народа, подчеркнул докладчик.
Главным качеством учителя, по мнению св. Иоанна Кронштадтского, должна быть любовь к детям. Учитель должен осознавать высокий уровень ответственности, возложенный на него, за образование и воспитание детей. Батюшка был категорическим противником «долбежки», «зубрежки», он считал, что учитель вместо того чтобы вдалбливать в школьника информацию, должен найти дверь к его сердцу. В противном случае, из ребенка вырастет не человек, а зверь, который будет завербован князем тьмы в полки, выступающие против Бога и Церкви. Нередко бывали случаи, когда Батюшка, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал полезный член общества. Отец Иоанн выступал против сведения Закона Божия на один уровень с другими школьными предметами. По его мнению, Закон Божий должен находиться во главе прочих наук. Закон Божий - это не предмет умствований, а закон жизни. Батюшка не одобрял того, что во время экзамена по Закону Божию школьникам нередко задавались излишне сложные и мучительные вопросы. Кроме того, он считал кощунственным выставление оценок за Закон Божий, так как главным критерием при оценивании должны быть не схоластические знания, а живость веры. Основной целью преподавания Закона Божия должно стать привитие ребенку способности распознавать и предостерегать грех. Закон Божий предоставляет ребенку правильную картину мира, формирует у него целостное мировоззрение, говорил он.
Целью же педагогической деятельности должен стать поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Обучение должно сочетать две цели - образованность и благочестие. Учитель должен воспитывать душу ребенка, а не просто набивать его голову информацией. Отец Александр выделил 5 факторов, влияющих на образование ребенка: личный пример учителя, участие в церковных Таинствах и участие благодати Божией в жизни ребенка, духовное руководство воспитанника, назидательные наставления и благотворная христианская среда.
Затем с докладом «Влияние сельского учителя на подрастающее поколение и духовную жизнь общества» выступила заместить директора по науке института социальной педагогики РАО доктор педагогических наук Марина Гурьянова, которая рассказала о положении сельского учителя. По ее мнению, в нынешней системе образования господствует экономический детерминизм, тогда как социально-культурные эффекты от образования недооцениваются государством. Нынешние учителя, по ее словам, влачат жалкое существование, именно поэтому в учителя не идет молодежь. Кадры стареют, теряют квалификацию. Профессия учителя теряет престижность. «В России учитель всегда был больше, чем педагог, - отметила эксперт. - Учитель - это проводник воспитательной политики государства на местах. Учитель в России - это не профессия, а призвание и образ жизни». Учитель, по ее мнению, должен стать главным субъектом модернизации России, поскольку именно от него зависит успешность той или иной реформы. Далее Марина Гурьянова, отметив качества, которыми должен обладать учитель, заявила, что педагог должен иметь высокий культурный уровень, превышающий среднестатистический по стране. По ее мнению, учитель должен стать примером не только для учащихся, но и для их родителей.
Декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко) со своей стороны выступил с докладом «Святоотческие духовные традиции и духовно-нравственное становление личности», в котором изложена педагогическая система Василия Великого.
С докладами также выступили: главный реставратор музея-усадьбы «Рождествено» Александр Семочкин - «Этика сельской жизни», руководитель персональной мастерской церковно-исторической живописи, заслуженный художник России Александр Крылов - «Наглядность символа в современном воспитании отечественной молодежи», клирик храма иконы Владимирской Божией Матери (СПб), кандидат богословия иерей Александр Прокофьев - «Нравственная психология в педагогике», директор НОУ «Школа Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны» кандидат педагогических наук Наталия Пономарева - «Заповеди блаженства или блаженство без заповедей», руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Александр Кузин - «Пространство жизни русской народной песни и древних русских песнопений» и др.
20 апреля Международная научно-практическая педагогическая конференция «Духовные традиции отечественного учительства» продолжит свою работу: состоятся выступления с докладами, после чего пройдет круглый стол. По итогам конференции будет принята резолюция. Материалы конференции будут опубликованы в сборнике.