Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не хочу быть мертвым членом Церкви!

Алексей   Фирсов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 21.04.2010

ОТ РЕДАКЦИИ: В последнее время много говорится о необходимости активизации приходской жизни и вообще об активной позиции мирян в жизни Церкви. Именно на эту тему прислал нам свои размышления один из деятельных мирян нашей Церкви, пожелавший опубликовать этот текст под псевдонимом. Не со всеми предложениями автора можно согласиться, но статья является хорошим поводом для дискуссии по самым злободневным вопросам современной внутрицерковной ситуации.

 1. Кто виноват?

Сейчас часто звучат заявления о прекращении падения производства, о достижении «дна» и начале роста ВВП. О успехах в армейской реформе, реформе здравоохранения, образования, социального обеспечения, коммунального хозяйства и пр. и пр. Может в Москве кого-то и можно на это «купить», но в регионах эти репортажи у многих вызывают только нервозность и затаенную злобу. Все больше людей остаются без работы, закрываются градообразующие предприятия, а те которые работают, сокращают зарплаты, отнимаются льготы. В «центрах занятости» многотысячные очереди. Цены растут на все: продукты, коммуналку, налоги и пр. Создается впечатление, что все уверения в благих намерениях правительства прямо противоположны реальным его действиям. Очень похоже на то, что военные называют - «операцией информационного прикрытия».

В Великом Новгороде. Фото Даниила МихайловаВсе острее встает извечный российский вопрос «Кто виноват? И что делать?». Казалось бы широкое поле для действия оппозиции и различных экстремистских организаций. Но, слава Богу, у нашего народа есть большой опыт открытых революционных выступлений. И, слава Богу, русское население страны не представляет из себя (пока) ни народ, ни гражданское общество, иначе риск таких выступлений, и соответственно, риск вступления на очередной ложный путь был бы огромен. У нас нет больше исторического права наступать на старые грабли - строить утопические модели, дома на песке, ценой миллионов жизней. Тем более что подавляющее большинство из существующих национально - патриотических организаций искусственно созданы нашими противниками - «возглавить, чтобы обезглавить». И решают они сразу несколько задач. Во-первых, отвлечение внимания от действительно патриотических организаций. Во-вторых, выявление наиболее активных патриотов. В-третьих, мониторинг ситуации. Эти подконтрольные организаций периодически дискредитируют и создают новые. В конце концов, создается впечатление, что верить ни кому нельзя и у настоящих патриотов опускаются руки.

И так на вопрос «Кто виноват?» отвечу: безусловно, в первую очередь, мы сами - мы государствообразующий русский народ - титульная нация. Конечно технически, часто все выглядит так что, кажется, во всех бедах страны виновата продажная элита. Но думаю, здесь уместна аналогия с царем - помазанником Божиим - у него рождается такой наследник, которого заслуживает народ. Потому, царская власть всегда легитимна - глупо обижаться на Господа Бога. Поэтому, утверждаю, в бедах страны всегда виноват народ и чем дальше он отходит от веры отцов, тем на большие беды себя обрекает.

2.Что делать?

Сложнее ответить на вопрос «Что делать?». Понятно, что для того, что бы воссоздать мощное, самодостаточное, независимое государство, желательно с хорошим уровнем жизни необходим жертвенный труд, правильнее было бы назвать служение, многих поколений людей (это ведь только разрушать быстро), руководствующихся не извлечением прибыли, а любовью к своей Родине к своему народу. А значит, это государство должно быть национальным.

А что делает из населения народ, нацию? Общий язык? - Да. Общая культура? - Да. Общие традиции, история? Тоже - да! Менталитет - совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира? Да, да! А на чем основана эта особенность мировосприятия. Почему издевательство над пленным - у русского воина считается низостью, а у афганского моджахеда - воинской доблестью? Что является основой морали разных народов? Религия! А точнее, как народ ее воспринимает. Вера Православная, принятая всем сердцем - душа русского народа, основа, тот камень, на котором мы объединились из разных племен в народ и построили СВОЮ национальную Империю - Русскую. Свою русскую цивилизацию, со своей культурой, архитектурой, наукой и пр. Именно из-за разных религий и разности их понимания, одни народы создают цивилизации, а другие не могут создать даже своей письменности, ограниченные в развитии на тысячелетия, своим основным законом кровной мести.

Именно поэтому допускать во власть иноверцев не безопасно для своего государства. И даже роль единоверцев из других народов мне представляется не однозначной, именно потому как разные народы принимают православие. Так, например, греки часто предавали особое значение своей национальной роли в православии, в некоторых же грузинских православных церквях отказываются причащать русских, а иудео-христиане, часто объединяются по принципу «избранности», «превосходства над другими народами», «особой миссии» даже внутри Церкви. Но наш русский народ всегда «судит по себе» не замечая негативных национальных особенностей других. Повторюсь, государство должно быть национальным. Можно крепкому государству принять под свою защиту другие народы, даже наделить их такими же гражданскими правами, но не ПОЛИТИЧЕСКИМИ! Это небезопасно!

После того как Русь обрела государственность, окрепла, усилилась, народы, которые тысячу лет постоянными набегами мешали этому усилению, вошли в нее, часто в поисках защиты у Белого Царя. И всегда, как только Вера Православная оскудевала, и аристократия вместо служения начинала искать личных выгод, тут же находился внешний враг. Так, раздробленная на враждующие княжества Русь стала легкой добычей орд кочевников. Помните, как закончилось татаро-монгольское иго? Почему вся Русь поднялась на призыв князя Димитрия? Правильно! Его на это благословил игумен Земли Русской - св. прп. Сергий. Авторитет абсолютный для всех русичей! Объединились, победили, и началось восхождение из силы в силу Святой Православной Руси, обретение государственности, прирост территориями, все, что называется рассветом государства. Затем, по тем же причинам, пришло следующее испытание - иго польское. Как оно закончилось? Почему на призыв Минина и Пожарского поднялась Православная Русь? Мало ли было в смутное время вождей? Опять ответ тот же. Объединение православных произошло, по благословению известнейшего молитвенника, духовного авторитета всерусского масштаба - св. прп. Иринарха Затворника. Далее опять рассвет государства, создание империи. И вот современное самое страшное испытание. Причины те же, но масштабнее. Как это иго преодолеть? И старцы-молитвенники на Руси не перевелись, и осознание происходящего у многих есть и решимость. Нет главного. Мы уже (или пока?) не народ - мы население, электорат в «этой стране», утратившие веру своих предков. А дальше будет только хуже. Электорат, «массы» всегда беззащитны перед натиском диаспор, перед олигархией и лишь глупец может думать, что его защитит «эффективный менеджер». Для «менеджера» - это «бизнес» и, «извините, ничего личного».

Ну, хорошо, а как нам вновь стать народом, нацией, объединиться Верой Православной в Народ Божий? Вроде и большинство людей сейчас не отрицают Бога, правда, говорят, что Он в душе, часто где-то очень глубоко... А в церковь обязательно ли ходить? Понятно, что это духовное невежество. Но храмы наши действительно все больше становятся местами для «отправления религиозных нужд» этими невеждами, когда приспичит.

3. С чего начинать?

На последних Рождественских чтениях говорилось об избавлении от религиозной безграмотности, об активизации для этого деятельности приходов. Но реальные действия свидетельствуют об обратном. Православные верующие, учредившие приход, выведены из приходского собрания вообще по последнему Уставу. А само приходское собрание фактически назначается правящим архиереем: «Решения... об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем». О какой активизации деятельности приходов может идти речь, если приходы фактически упразднены? А как были представлены миряне на прошедшем Поместном Соборе? Народ Божий из Соборной и Апостольской Церкви изгнан, приходская жизнь, как и соборность, сводится к нулю. Если где-то и есть настоящие приходы, то это не «благодаря», а «вопреки» новому уставу РПЦ. Сейчас приход лишён инициативы и самостоятельности в духовной, хозяйственной, административной, финансовой деятельности. Могу судить по своему приходу, где новый настоятель, не обращая внимания на существующий приход, просто принял на работу новое «приходское собрание». Убежден, первое и главное с чего необходимо начать, - объединиться в Народ Божий и восстановить попранную соборность нашей Церкви. А остальное Бог даст, и достойных лидеров и славное Отечество.

Поэтому предлагаю начать подготовку соборного обращения к Святейшему, для чего необходимо:

1. Всем, у кого есть конструктивные предложения высказать их на страницах, например, «Русской Народной Линии».

2. Голосованием выбрать, из числа высказывающихся, редакционный совет для создания окончательного варианта соборного обращения.

3. Разместить на страницах православных изданий разработанный текст, для сбора подписей.

4. Направить адресату.

От себя же предлагаю:

1. Восстановить смысл, значение и полномочия Поместного Собора и начать его подготовку.

2. Определиться с границами приходов. Наконец, вернуть «приходские книги».

Т.е. необходимо, записать в приходскую книгу всех считающих себя членами прихода, наделить всех старше 25 лет правом голоса на приходском собрании и включить в обязанности приходского совета следить за участием членов прихода в жизни Церкви. И если прихожанин перестает посещать богослужения без уважительных причин, приходской совет обязан созвать приходское собрание и поставить вопрос о приостановлении его права голоса, или вообще о исключении его из общины.

3. Вернуть приходам самостоятельность в рамках канонического права. Исключить все возможности подмены реальной приходской жизни активностью настоятеля на бумаге.

4. Дать право и возможность приходам направлять своих представителей, из числа мирян, на епархиальные собрания с правом голоса. Так же дать право и возможность выбора на епархиальном собрании из числа таких представителей мирян уже представителей на поместный собор.

5. Перевести на церковнославянский язык и наполнить смыслом архиерейский возглас «Аксиос?»

6. Вернуть право выбора архиереев в епархии.

Понятно, что для этого нужно вновь перекроить последний устав. Да ведь и придумывать ничего не надо. У нас все было: «Все прихожане с их семействами... вносятся в Приходскую книгу. Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25 лет и занесённые в приходскую книгу. Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода» (Устав Прихода 1917 г).

4. Кому это надо?

Вот и аз многогрешный не хочу быть еще и мертвым членом мертвого прихода в не соборной Церкви. Поэтому обращаюсь к коллективу РНЛ с просьбой разместить на страницах своего издания предлагаемую к обсуждению тему, с целью создания текста соборного обращения к Патриарху и (или) Синоду. Ко всем православным, кому не безразлична эта проблема - включиться в обсуждение, и если до того дойдет, оставить свою подпись в готовящемся соборном послании. Если наберется большое количество подписей, то не так просто будет наше мнение проигнорировать, т.к. это уже будет мнение Народа Божия. Наши деды купились на «грабь награбленное», своими руками разрушили свою страну и замолчали убийство царской семьи. Мы проспали развал Союза, разворовывание и распродажу остатков России. Нешто не вступимся за последнее, что у нас осталось, Матерь нашу - Церковь Православную? Важен каждый голос. Ничто так не объединяет как совместный труд во имя великой цели.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. Алекс : не нужно передергивать, называя соборность с демократией
2010-05-14 в 23:56

"По Уставу 1917 клир и народ епархии принимал участие в выборах своего епархиального епископа. По Уставу 2009 епархиальный епископ может по своему вкусу выбрать членов каждого Прихода и создать личную церковь из своей епархии"... Не о том ли говорит прпд. Анатолий Оптинский: «враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учения Церкви, и самый дух его и уставы…»?
10. Алекс : Вернуть право выбора архиереев в епархии.
2010-05-14 в 23:51

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет 2, 9). «В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины.» (прт. Сергий Правдолюбов). И что же? Чтобы соблюсти букву, приходское собрание теперь назначается архиереем. Также и представителем мирян от нашей епархии, на прошедший Поместный собор, архиереем был назначен штатный массовик-затейник. А где же «царственное священство»? Господь нас взял в удел, а архиерейское сословие изгнало? Именно сословие, потому как епископами становятся монашествующие (как правило, из иподьконов), не получившие практики приходской жизни. И, поскольку архиереи в епархии назначаются, то это во-первых влечет за собой нестроения в самой епархии. Потому, что вновь назначенный архиерей приезжает на кафедру со своей командой и, разумеется, расставляет «своих» на ключевые посты и приходы. Начинаются перестановки по всей епархии, прихожане тоже перемещаются за своими батюшками, осложняется и без того ущербная приходская жизнь, теряются связи с благодетелями, чиновниками и т.п. Во-вторых, это дает возможность набора силы различным «подводным течениям» в высших эшелонах церковной власти. Последнее становится очевидным, на примере с одним викарным епископом, «прославившимся» многими беззакониями и погоревшем на «освящении» масонского Ротари клуба. После громкого скандала на весь мир, с публикациями в центральных газетах фотографий его в компании с «господами в передниках», он становится…правящим архиереем в специально созданной для него епархии. При такой «поддержке» не за горами и членство в Св. Синоде (для изменения «расклада сил», в котором и происходят «передвижки» епископов на митрополии, митрополитов в микроскопические епархии). И еще многое, о чем не хотелось бы говорить. Вопрос – возможно было бы это, если бы архиерей в епархии избирался священством, монашествующими и мирянами?
9. тов.Сухов : на 4 вдогонку
2010-04-23 в 02:09

Спасибо ещё раз за ответ, уважаемая Раиса!
Ещё несколько слов. Вот мы рассуждаем о соотношении, так скажем "советского" и "церковного" факторов. Вы утверждаете, что эти вещи не совместимы, иначе говоря, советскому надо покаяться. Хорошо, давайте и обратимся за разъяснениями к такому документу как "Всенародный чин покаяния", чтомый когда-то в Тайнинском (под руками нет наверное, но Вы пожалуйста поверьте мне на слово).

О покаянии за убийство Царской семьи твердилось много лет, поэтому я с волнением конечно же приступил к ознакомлению. Но дойдя до конца, просто не мог сдержать улыбку. Пьянство, аборты, воровство... каемся, каемся. Это всё, что смогли придумать идеологи покаяния, т.е. перечислили самые обычные "общечеловеческие" грехи. Плюс разорение церквей - каемся. Но разорения-то церквей происходили во всякие времена, как и пьянство и прочее. Так где же конфликт с советской действительностью именно? Разочаровал меня этот чин, одним словом.

И посмотрите, какой генезис прошло это покаяние. Патриарх Алексий его вынужден был остановить. А Патриарх Кирилл буквально только что вообще объявил, что «все наши грехи искуплены кровью», как ответ на некоторые призывы к всенародному покаянию, возбуждающие народ.

Само по себе любопытно, что богословская мысль может так сильно дрейфовать за такой короткий промежуток времени. Может быть этот дрейф объясняется тем, что когда за дело взялся кто-то из серьёзных богословов, то пришлось заворачивать не только самопальный текст "чина покаяния", но и чин, и само покаяние.

К чему всё это?
Да к тому, матушка дорогая, что не нужно нам искать греха там, где его нет. Любой нормальный советский человек вполне может быть православным. Советский - не есть грех. Вот когда пьяный советский - тогда грех. Но так не будь пьяным, и не будет грех. Без разницы советский ты или не советский :) главное что не пьяный :) И понятно, что церкви разорять не надо, только и всего.
8. тов.Сухов : На 4. А если не горячиться с выводами?
2010-04-23 в 01:13

Продолжим.
Ну вот, а придя в Православную Церковь, прочитав внимательно Библию раза два с половиной плюс ещё что-то, поработав, поездив, послушав и т.д., мы обнаружили очень странную вещь. В нашем понимании принципиального разногласия между полученным ранее советским теоретическим багажом и вновь приобретаемым церковным НЕ ВОЗНИКЛО. Не возникло же его по той простой причине, что сразу стало понятно, что это просто две разные ипостаси. В антагонизме они находиться не должны, именно потому что лежат в разных плоскостях.

Что такое православие, чем оно, грубо говоря, "занимается"? Отвечаем: человеческой душой, Таинствами, духом. За многие века в этой "области" накоплен огромнейший опыт. Со своей стороны мы, правда, "из классики" можем похвастаться только "Лествицей" и "Невидимой бранью", но и из этого видно, что объектом является душа и только ОДНА душа. Притом и с одной единственной душой посмотрите какие сложности, какая брань, какие "заморочки"!

Ну вот, а что такое марксизм-ленинизм-сталинизм-социализм и прочее? Это когда душа становится не одна, а очень много - число с восемью нулями. Православие нам в этой ситуации что-нибудь говорит? Абсолютно ничего!
Нет, оно говорит, но всего две вещи:
- будьте совершенны как Отец ваш совершенен (сразу оговариваясь, что это невозможно);
- Богу богово, кесарю кесарево (сразу же утверждая, что вся (крупная) власть от Бога). Всё! И как же спрашивается, имея две такие установки, организовать человеческое общество с восемью нулями (!) душ? Никак. Вот именно поэтому после долгих мук и появился (всего лишь лет сто тому назад) "марксизм" со всеми своими производными.

Так что существуют две разные "кафедры", одинаково имеющие право на существование каждая в своей "нише". Но действительно, трагическое столкновение произошло же, почему? На мой взгляд, эти причины лежат в свою очередь в третьей плоскости, привнесены человеческими субъективными факторами. На принципиальном уровне причин для столкновения быть не должно, они привнесены.

Поэтому на вопрос "может ли марксист, ленинист, сталинист, ну или просто нормальный советский человек быть православным?" я отвечаю - ДА (если поймёт и захочет этого сам). О причинах же столкновения Церкви и социализма, которые многими принимаются за совершенно непреодолимые, попробуем потолковать чуть позже.
7. Владимiръ : Автору
2010-04-23 в 00:43

Уважаемый Алексей Фирсов,по поводу Ваших предложении:1-поместный собор,что Вы под ним понимаете,как Вы его представляете,если как собор 1918года,то такой собор собирался в годы революции и сам по своему составу и взглядам был революционным,не случайно большинство его участников ушло в обновленчество спустя некоторое время,дело не в соборе ,а в приходской жизни,дело в том ,что священники сами по себе ,прихожане сами по себе,вот полноценная жизнь прихода- это было хорошо и спасительно.2 приходские книги- сами по себе ,как Вы их предлагаете-дело непонятное,когда люди ходят ,то в один,то в другой храм,когда люди порой не знают друг друга.3-Вы бы написали конкретно какие канонические права,пока не понятно о чем речь,4-насчет самостоятельности приходов и выборов-это вообще демократия какая-та,если по канонам, архиерей отвечает за более ценное- за души прихожан,поэтому и отвечает за менее ценное- ему дана власть от Бога отвечать за вся средства епархии, в том числе и каждого прихода.5 переводить ничего не нужно-это модернизм какой-то(тогда и аллилуйя и осанна и испола эти дэспоты надо переводить).6- опять демократия какая-то,по канонам, выборы архиерея за архиереями,а не за мирянами(в древности были выборы и были женатые епископы- все это отменено Богом на Вселенских соборах).С уважением и любовию.
6. Елена : Re: Не хочу быть мертвым членом Церкви!
2010-04-22 в 23:03

"...иудео-христиане, часто объединяются по принципу «избранности»";
"...допускать во власть иноверцев не безопасно для своего государства. И роль единоверцев из других народов мне представляется не однозначной"

И это в одном тексте. Нет, с порядком в головах совсем туго...
5. maxim : Церковь - не партия
2010-04-22 в 14:34

Уважаемый автор! Вы предлагаете превратить Церковь в партию. Церковь создал Бог, Сын Божий. Не апостолы избирази Его, а Он их избрал. Соответственно, и они избирали себе преемников. При чём тут демократия, голосование? Церковь - организм Богочеловеческий. Для распоряжения церковным имуществом, как человеческой частью Богочеловеческого организма, есть староста, казначей, приходской совет, и довольно этого. А священники, тем более - архиереи - не нашего ума дело. Это дело Божие. И даже если некие священнослужители служат корысти ради, ты все равно причащайся с верой - и Бог даст тебе по вере. Он всегда так говорил: "Да будет вам по вере вашей", "Вера твоя спасла тебя".
Нет веры - не ходи. Но превращать Церковь в чисто человеческое общество, организованное на демократических началах, - это значит сразу отдать ее в руки врагу рода человеческого. Он этого и добивается.
4. Раиса Ильина : Re: Не хочу быть мертвым членом Церкви!
2010-04-22 в 12:53

"может ли марксист, ленинист, сталинист, ну или просто нормальный советский человек быть православным?"

Безусловно - не может. Почему? А кто же тогда - православный христианин?
Давайте не будем играть в жмурки. Это дорого обходится.
3. тов.Сухов : Не хочу быть мертвым членом Церкви! Что делать?
2010-04-22 в 01:00

Спасибо автору, спасибо редакции! Мир всем!
А что мы сейчас можем делать, с чего начинать? Ну вот, навести бы в голове порядок для начала, что многие и пытаются делать как и автор статьи. Потом бы прилепиться очевидно нужно куда-то, а потом Бог покажет. Вообщем-то мы уже прилепились - это православие, но, смотря у кого какая мера конечно.

Представимся однако :) Сознательный красноармеец по роду занятий, чадо Православной Церкви Русской... ну лет 10 точно: тружусь, езжу, хожу, приступаю, соблюдаю..., так-что более-менее воцерковлённый. А также, как и автор статьи, не хочу быть мертвым членом Церкви! Да и чую какое-то духовное родство с автором. Ну вот, а красноармейская сознательность наша... видит ну прямо чёткий повод для дискуссии по самым злободневным вопросам современной внутрицерковной ситуации, как редакция выражается.

Ну например вот что:
может ли марксист, ленинист, сталинист, ну или просто нормальный советский человек быть православным? Это уже раз сто на РЛ поднималось, и действительно, в этом огромные непонятки. Смотря что понимать под этим и под этим. Поэтому, если нет возражений, прошу слова. Почему? Потому что красноармеец В ТЕМЕ, причём И ТАМ, И ТАМ. Хочу помочь тем кто в соблазне пребывает (переходящем в шизофрению - раздвоенное состояние), мы все советские (других же нет).

Чтобы не было уж слишком занудно (а оно именно так на самом деле), для начала вот что расскажу. Учатся красноармейцы, стало быть, на курсах по философии (это уже не МЛФ в чистом виде, как было в ВУЗе, ну чуть поширше), собираются минимум сдавать... да а на дворе вторая половина 80х. Очень хороший преподаватель, прчём выпускник нашего же ВУЗа технического (перквалифицировался), очень конструктивная обстановка, нормальное отношение к религии, хотя материалистами пишемся. И вот один любознательный раб Божий спрашивает.

- Зачем же вы нас, батенька, так грузите этими делами из диамата, истмата? Разве нет других подходов?
- А почему же нет, есть конечно.
- А почему я тогда не могу изучать эти подходы? Надоел мне диамат.
- Да изучай на здоровье, никто кто никому запрещает.
- Правда что ли?
- Конечно правда. Для начала записывайся в Ленинку, да изучай сколько хочешь. Но только учти, что даже в каталоге ты не найдёшь такой темы под названием типа "Другие подходы кроме диамата".
- Что Вы имеете в виду под этим?
- Да то, что тебе придётся изучать всю оставшуюся жизнь, притом не понятно что, и всё равно не изучишь! И тогда ты на смертном одре взмолишься Богу: Господи, пошли мне того, кто это изучил, и кому я могу поверить, но чтобы это был не диамат! что угодно, но только не диамат, он мне он ещё в институте надоел!

Кому-то приходится верить, и это неизбежно. А кому и чему? А тому, что согласуется с практикой. Притом всё равно, до конца не прав никто. Всё диалектично, и только "у Него же несть пременение, или преложения осенение".

Алексей конечно же прав и в том, что сейчас всё складывается крайне остро, и чем дальше тем острее. Наша страна и весь мир движутся не понятно куда. Впереди маячат серьёзнейшие катаклизмы, всем придётся препоясываться и обувь держать на ногах.
2. Дмитрий В.Ч. : Филимонову:
2010-04-21 в 16:41

Хорошо бы Вам написать свой вариант статьи на эту тему, а Дорогой редакции - опубликовать. Очень здравые мысли!
1. Филимонов : Re: Не хочу быть мертвым членом Церкви!
2010-04-21 в 14:38

Совершенно здравые мысли в описательной части. Действительно, ни народа, ни общества пока что здесь нет. К сожалению, далее автор впадает в некое противоречие, утверждая, что не существующий, по сути, в настоящее время «народ», который еще только предстоит воссоздать, тем не менее уже сейчас несет некие общие черты, способен к общему действию, общей ответственности и т.п. Видимо, это противоречие и приводит к тому, что конкретные предложения несут на себе отпечаток веры в возможность «демократии», в то, что большинство, в конечном счете, право всегда, а не только на каноническом Архиерейском соборе.
1. Восстановить смысл, значение и полномочия Поместного Собора и начать его подготовку. – вспомним: обновленцы явились не на пустом месте. Многократно эта тема обсуждалась: Вселенские и прочие Соборы были соборами именно архиерейскими. Голос мирян может быть лишь совещательным. В маргинальных кругах некоторое время назад родилась теория о том, что, дескать, раньше на Соборе имел право голоса Император, а раз теперь его у нас нет, то все миряне вкупе представляют собой как бы коллективного императора и в таком качестве могут участвовать в работе Собора. Но такая идея не выдерживает серьезной критики.
2. Определиться с границами приходов. Наконец, вернуть «приходские книги».
Советский (и постсоветский) человек панически боится, что его куда-то «запишут», а потом еще и будут отслеживать его действия. Такая ситуация будет, боюсь, подталкивать наших невоцерковленных братьев в конечном счете, к отречению от Церкви. Строгие правила были хороши в стопроцентно воцерковленном обществе. А у нас человек может потратить годы на то, чтобы прийти к Богу. Вот, допустим, положили мы в притворе книгу, предложили всем желающим туда записаться. Большая часть откажется сразу. Из оставшихся большинство разбежится после того, как за пропуск нескольких служб их будут «разбирать» на приходском совете. И останется в храме одна только кучка «активистов», и те совершенно не факт, что будут жить мирно между собой. В то же время злонамеренным, корыстным людям будут открыты существенные возможности.
3. Вернуть приходам самостоятельность в рамках канонического права.
К сожалению, это может предоставить огромные возможности для искушений. И так часто случается, что группа людей начинает воображать себя «хозяевами» в храме, сеет нестроения, пишет кляузы на настоятеля и т.д. А если советский (постсоветский) человек уверен, что он «имеет право» - остановить его может быть очень трудно. Как в подобных условиях мы будем противостоять раскольникам и сектантам? Если у нас, извините, экстрасенсы посылают народ на Причастие – что помешает им «благословить» своих клиентов записаться в приход, посещать регулярно службы, и в итоге – «увести» общину (и здание!) в какое-нибудь новоявленное «целительное» согласие? В «рамках канонического права» для этого найдется масса лазеек.
4. Дать право и возможность приходам направлять своих представителей, из числа мирян, на епархиальные собрания с правом голоса. Так же дать право и возможность выбора на епархиальном собрании из числа таких представителей мирян уже представителей на поместный собор.
- то же, что и п. 3.
5. Перевести на церковнославянский язык и наполнить смыслом архиерейский возглас «Аксиос?»
- и тут же найдутся желающие по наущению врага рода человеческого прокричать «недостоин!». Эти выборы превратятся в фарс, и, как и любые выборы в этой стране, будут сопровождаться разделениями, ложью и грязью. К тому же в абсолютном большинстве общин сейчас просто нет кандидатов из своей среды, которых можно ставить в иереи. Так что, будем голосовать за незнакомого ставленника по рекомендации того же владыки – какой смысл?
6. Вернуть право выбора архиереев в епархии.
- то же, что и в п. 5, но в еще большем масштабе. Тут уже не захочет остаться в стороне ни администрация, ни любая структура, озабоченная возможностью скрытого или явного влияния на население. Там разведут такую грязь, что в ней утонет все собственно церковное.

В общем, к великому сожалению, мы видим, что самые благие намерения, помноженные на веру в «церковную демократию», дают результат отрицательный. Утешением же нам пусть послужит то, что вряд ли возможно говорить об их осуществлении всерьез. Ни архиереи, ни священники, за исключением каких-то отдельных, может быть, случаев – никогда не согласятся с допустимостью церковной вольницы. А народ церковный, слава Богу, еще не утратил навыков послушания.

Конечно, абсолютно нелогичным представляется разделение православных на этносы в связи с «особенностями поведения». Наша задача как раз и состоит в воссоздании единой имперской нации, при необходимости вбирающей в себя все благое из разных этносов. На население в нынешнем его виде существенное влияние оказал не только православная вера предков, но и советское безбожие, и сегодняшний оккультизм. Сменилось очень и очень многое, «нормальными» стали считаться вещи, совершенно неприемлемые прежде. Поэтому «национальные особенности» надо уже не «учитывать», а формировать на основе идеалов Церкви. И (в идеале) во власти должны быть люди, действующие не как «типичные» представители этноса, а именно как православные. Ими должен руководит не «менталитет», а осознанная вера.

Между тем, все это совершенно не отменяет колоссальной, принципиальной важности поднятой темы – поиска путей воссоздания Святой Руси. Очевидно, что начаться это возрождение может только с активного, созидательного действия Церкви. Для того, чтобы сделать приходы центрами консолидации граждан Святой Руси, совершенно необязательно превращать приходские собрания в партийные. Достаточно сделать наши общины центрами координации и совершения дел, действительно необходимых людям – к примеру, защиты от ЮЮ и правовой поддержки, служения милосердия ( к чему активно призывает нынешний Патриарх), центрами взаимопомощи в разных ситуациях, центрами борьбы за нравственную защищенность детей, за жесткие санкции в отношении тех, кто разлагает общество. А в центре всего этого – Евхаристия, иначе нельзя.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме