Почему не спешит воцерковляться Россия?

Проблемы церковной жизни 
0
4743
Время на чтение 6 минут

Участившиеся в последнее время, призывы духовенства к русскому народу о покаянии навели меня на мысли, которыми хотел бы с вами поделиться. И еще пригласить вас поразмышлять вместе над некоторыми вопросами.

С одной стороны все верно, корень наших проблем находится в отступлении от Бога, и с этим верующему человеку спорить не приходится. Но если пойти чуть дальше и попытаться проанализировать: почему за последние 20 лет мало что изменилось в отношении русского населения к культурообразующей религии, можно прийти к следующим выводам.

Да, восстанавливаются храмы. Да, стало больше священников, открываются семинарии, православные гимназии. Но, не спешит Россия воцерковляться. Почему?

Ведь 20 лет (!) упорного и часто самоотверженного труда многих людей, а на выходе - пшик! Почему разговаривая с разными людьми, нередко встречается и недоверие к Церкви, и даже разочарование? И здесь мне видится некая "системная ошибка".

Поясняя, почему "ошибку" считаю "системной", зайду немного издалека. В нашем Отечестве сейчас модно говорить красивые слова о "повышении", "улучшении", "преодолении", "реформе" и пр. Но делать при этом принято - прямо противоположное. Глядя на нашу действительность, невольно приходит на ум, что все в мире системно приводится к модели: "не власти для организации жизни народов, но массы людей для обеспечения безбедного существования власти". Так, в нашем государстве самым бесправным является "источник права" - народ. Самой униженной является государствообразующая нация. Главными преступниками на поверку оказываются те, кто должен бороться с преступностью, главными хищниками и разрушителями являются те, кому доверено сохранять и созидать. И общество, и семья культивируются этой властью в русле той же системы.

Какие такие "общечеловеческие ценности" сейчас поощряются в нашем обществе? Культ денег и разврата. А в семье? "Домострой" превратили в жупел. И, как результат, институт семьи разрушен. Отцы семейств сбросили с себя всякую ответственность за происходящее в них, и даже не знают, что это такое - нормальная семья. Они ее нигде и никогда не видели. А из-за фальсификации народной памяти даже теоретически не знают, как должна быть устроена "ячейка общества" или "малая Церковь".

К сожалению, положение дел в РПЦ, на мой взгляд, тоже укладывается в эту "систему". На эти мысли наводят многие действия наших иерархов (кстати, тоже системные). При очень правильных и нужных программных заявлениях реальные действия, мягко говоря, смущают. Тут и приглашение Ксюши Собчак на Русский Собор, и поддержка кочетковцев, и высказывание в защиту прав содомитов, и отношение к организаторам скандала вокруг Боголюбского монастыря и прочая, и прочая. Подробнее остановлюсь лишь на последнем уставе РПЦ.

Первое. По уставу 1917 г. епархии сами выбирали себе архиереев. И хотя я не апологет устава 1917 г., но именно это его положение мне кажется вполне оправданным. Сейчас мы от этого отказались, и архиереев в епархии назначают. На мой взгляд, это губительная ошибка, если не сказать больше - советская диверсия против Церкви, которая продолжает жить и сейчас. По моим наблюдениям, назначение архиереев в епархии, во-первых, влечет за собой нестроения в самой епархии. Потому что вновь назначенный архиерей приезжает на кафедру со своей командой и, разумеется, расставляет "своих" на ключевые посты и приходы. Начинаются перестановки по всей епархии, прихожане тоже перемещаются за своими батюшками. Кто остается, за редким исключением, не готовы менять сложившийся уклад, все у нового настоятеля кажется им не так. Осложняется и без того ущербная приходская жизнь, теряются связи с благодетелями, чиновниками и т.п. Но это конечно не главное, и к тому же в некоторых случаях даже полезное.

Во-вторых, и это много важнее первого, епископами теперь становятся не самые достойные и духоносные отцы из клира епархий, а наиболее прагматичные из иподьяконов. А это, в свою очередь, обмирщает Церковь и дает возможность набора силы различным "подводным течениям" в высших эшелонах церковной власти. В качестве иллюстрации приведу пример с одним викарным епископом. "Прославился" он сразу после назначения многими беззакониями, и все-то ему было как "с гуся вода". Но вот все же "погорел" на освящении масонского «Ротари-клуба». И то, только после громкого скандала на весь мир, с публикациями в центральных газетах фотографий его в компании с "господами в передниках" все же сняли его с викариев и стал он правящим архиереем в специально созданной для него епархии. При такой "поддержке" не за горами и членство в Св. Синоде (для изменения "расклада сил", в котором и происходят "передвижки" епископов на митрополии, митрополитов в микроскопические епархии). И еще многое, о чем не хотелось бы говорить. Вопрос: насколько возможно было бы это, если бы епископы выбирались бы в епархии священством, монашествующими и мирянами?

Второе. До революции в России были приходские книги и благодаря им Церковь выполняла функции теперешнего ЗАГСа. Но эти книги нужны были не только для этого. В них были записаны все члены прихода, которые по достижении 21 года не только имели право голоса на приходских собраниях, но и были обязаны участвовать в жизни прихода. "Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода" (Устав Прихода 1917 г).

Сейчас, на мой взгляд, очень остро стоит вопрос об организации приходов. Верующих людей много, но кто из посещающих конкретный храм, является полноценным прихожанином с правами и обязанностями? Конечно, есть люди, для которых этот храм не просто место, где можно свечку поставить, они искренне считают себя прихожанами. Но вот незадача: никто не собирается давать им никаких прав, а обязанности сведены к пожертвованиям, как бы чего не вышло.

А что может выйти не так? Ведь все имущественные вопросы давно уже прописаны, сохраняются в полном объеме и теперь, т.е. епархии ничем не рискуют. Зачем нужен п. 5.1 устава (перерегистрация на который сейчас идет полным ходом), по которому людей в члены прихода фактически назначает правящий архиерей? Чем были плохи приходские книги, и так ли уж необходим личный контроль архиерея за каждым прихожанином, да и возможно ли это? Нет. По всей вероятности, он и вникать в это не будет, а передоверит это настоятелям. Те, в свою очередь, запишут в члены приходского собрания уборщиц, лавочниц и сторожей, которых в случае чего можно просто уволить. И кому теперь нужен приход? Проживет батюшка и без лишних хлопот, пожертвованиями захожан и толстосумов-благодетелей. И архиерею спокойно. Тишь да гладь, да Божья благодать (?).

Один человек сказал, что потому мужчин у нас в храмах нет, что нет для них серьезного дела. Не доверяют. Однако поучать и пользовать не стесняются. Простите за упрощение: "покайтесь", "пожертвуйте на ремонт" и "хватит с вас". Все вполне укладывается в вышеописанную систему с поправкой на Церковь: не иерархия для Церкви, но Церковь для иерархии. И как следствие следующий вопрос. Скажите, сколько из всех знаемых вами воцерковлены или хотя бы оглашены? Сколько вы знаете действительно крепких приходов? И сколько пастырей по-настоящему занимается оглашением, катехизацией и устроением приходской жизни?

В подавляющем большинстве (если не всегда), пастырская деятельность священника сейчас сводится к отправлениям служб, исполнениям треб и распеканию пасомых с амвона. Но основная же деятельность современного священника - деятельность хозяйственная. Что, впрочем, согласуется с новым уставом: "настоятель является председателем приходского совета", т.е. старостой.

Отцы наши - пастыри, за редким исключением, как и современные отцы семейств, даже представления не имеют, что такое здоровая приходская община, как ее собрать и, что с ней затем, делать. А как же "Паси овцы Моя" (Ин. 21, 15-17)? А вот "волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада" (Мф. 7, 15, Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), не дремлют. Может, потому и растет пропасть взаимного недоверия? И заметьте, не по вине брошенного, неорганизованного и потому безголосого народа Божия.

Последний вопрос (в качестве эксперимента, попробуйте этот вопрос переадресовать ополченцам Минина и Пожарского и соборянам 1613 г.): Может, в наше апостасийное время, лучше оставить все как есть? И оправдаться всегда можно: "Необходимо смиряться", "Всякая власть от Бога", "к делу личного спасения это не имеет никакого отношения", "первый революционер - сатана". Опять же, при таком положении дел, очень удобно маскировать архиерейский собор под поместный. Не забывая в это же время произносить на высоких собраниях увещевания о повышении роли приходов.

Возвращаясь к началу статьи, скажу только за себя. Я не "против" покаяния, но я "за" деятельное покаяние. А еще я "за" чистоту веры и "против" обмирщения Церкви. "Православие или смерть" - это звучит как призыв отчаянья, призыв дошедших до последней черты. Кстати, где купить такую майку?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 170. Олег : о вере

Понятно, Олег, кого вы имеете в виду: Суворова, святого воина Федора Ушакова, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Пушкина, Чайковского, Достоевского... И детей видимо учите, что все они были "темными", в Бога веровали, опиум для народа, стало быть, потребляли. Зато другие, напр. Ленин, Ярославский-Губельман и пр. эту "дурную привычку" изжили.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Фирсов
Все статьи Алексей Фирсов
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58