Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви

Протоиерей  Андрей  Филлипс, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 20.04.2010

ОТ РЕДАКЦИИ: 17 апреля мы опубликовали краткий комментарий доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова «Протоиерей Владислав Свешников: «Я не знаю, являются ли католики еретиками»», который вызвал бурную дискуссию среди читателей. Очевидно, вопрос об отношении к католикам, активизировавшиеся контакты с Ватиканом очень волнуют верующий народ. И вот буквально на следующий день мы получили по почте перевод статьи известного православного пастыря протоиерея Андрея Филлипса, посвященную как раз этой проблеме. Хотя статья была опубликована сравнительно давно - 18 декабря минувшего года - ее актуальность, на наш взгляд не утрачена. Поэтому мы предлагаем ее вниманию наших читателей.

Вступление: спор

В интервью журналу "Der Spiegel", опубликованном 15 декабря, его высокопреосвященство архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), если можно верить изданию, выразил свое личное мнение о "действенности" "таинств" Католической церкви. Это заявление возмутило многих представителей некоторых поместных Православных Церквей и сильно расстроило многих православных, перешедших в православие из католицизма. Эти личные взгляды его высокопреосвященства ни в коей мере не совпадают со взглядами кого-либо из епископата и духовенства Русской Православной Церкви Заграницей.

Хотя эти комментарии архиепископа Илариона причинили немалый вред, мы здесь не будем повторять слова, сказанные о нем многими православными после этого интервью, а предпочтем сохранять уважительный тон. Зло всегда можно привести к добру. Итак, мы воспользуемся возможностью объяснить, каково понимание Православной Церковью "таинств" Католической церкви.

Православные таинства и формы таинств у инославных

Выражаясь простыми словами, Православная Церковь учит, что вне Церкви не существует Таинств. Если решать вопрос с позиции строгой определенности (в переводе с греческого - "акривия"), любой католик или протестант, желающий быть принятым в Церковь, должен креститься, так как Православная Церковь считает его некрещенным. Такая практика и сегодня существует на горе Афон, в Греции, на Кипре и в других частях православного мира, особенно в Сербии. Это не "повторное крещение", которое строго запрещает Никейский Символ Веры. Потому что повторное крещение подразумевает, что над человеком уже совершено таинство Крещения в Православной Церкви, а это совершенно противоречит нашей вере.

Однако существует также менее буквальный подход к этому вопросу - с позиции понимания, милосердия, пастырского снисхождения (в переводе с греческого - "икономия"). Согласно этому подходу, любой католик и протестант не должны восприниматься как незнающие Христа, Сына Божия. В этом отличие отношения к ним Церкви по сравнению с отношением Церкви к иудеям, мусульманам, индуистам, буддистам и язычникам. Последние, возможно, могут признавать Бога-Отца, но только искаженно, например, как неопределенную "Божественную силу", однако, они точно не признают Христа как Сына Божия, второе Лицо Пресвятой Троицы. Конечно, они не могут признать и третьего Лица Пресвятой Троицы - Святого Духа, исходящего от Отца. Таким образом, из-за духовной ущербности и духовного искажения их таинства являются не более чем формами таинств.

Поэтому, руководствуясь позицией снисхождения, большинство православных принимают католиков и протестантов в Церковь не через крещение, как это делают с иноверными и язычниками. Но это не потому, что Церковь учит, будто вне Церкви существуют таинства, а потому, что у католиков и протестантов есть формы таинств. Верно, что все католики (и протестанты) "крестятся" во Имя Пресвятой Троицы.

Верно также, что их форма таинства Крещения, унаследованная ими у Православной Церкви, от которой они отпали во II тысячелетии, тоже ущербна. Такое крещение напоминает православное крещение, совершаемое в экстренных случаях, например, над больным новорожденным младенцем в роддоме. Другими словами, оно совершается без тройного погружения. Тем не менее, большая часть католиков (и протестантов) верят, что благодаря этой форме таинства на них нисходит Благодать Божия и они вступают в церковь. И хотя Православная Церковь не разделяет эту веру, все же было бы жестоко и немилосердно отрицать их искренность. Ведь они не виноваты, что на протяжении тысячи лет их держали в неведении и вводили в заблуждение. Поэтому, православные обычно относятся к ним со снисхождением, милосердием. Православные верят, что то, чего лишены формы таинств у инославных, восполняется Благодатью, получаемой ими вступлением в Церковь и участием в ее таинствах.

По отношению к католикам снисхождение заходит еще дальше. Так как у католиков помимо крещения существуют и другие формы таинств (которые они считают настоящими таинствами), то возможно, применяя крайнее снисхождение, принимать католиков в православие только через покаяние с последующим за ним причащением. Следовательно, таким же образом, теоретически, можно принять в православие и католических священников: без Крещения, миропомазания и рукоположения. Некоторые православные применяют пастырское снисхождение также к коптам и армянам, которые официально являются монофизитами. Другие православные думают, что последних можно принимать только через миропомазание или через крещение и миропомазание.

С протестантами (включая и англикан) дело обстоит иначе. Так как большая часть протестантов признают лишь одно таинство - Крещение, то пастырское снисхождение православных по отношению к ним распространяется только на их форму таинства Крещения. Но верно, что представители высокой англиканской церкви, составляющие меньшинство, признают помимо крещения еще несколько таинств, или даже все семь таинств. Однако поскольку англиканство в целом не признает других таинств, кроме крещения, православные тоже не признают остальные формы таинств англикан (хотя, в 1930-е годы, находясь под большим политическим давлением, несколько представителей Румынской Церкви признали их на "экуменической конференции).

Снисхождение или строгость: пастырское понимание

Читая вышесказанные слова (а я старался выражаться как можно более ясно), некоторые читатели могут подумать, что Православная Церковь не лишена противоречий. Если они искренне так думают (а не из-за враждебности), то они ничего не поняли. Давайте возьмем несколько примеров.

Человек врывается в магазин, и, угрожая оружием, требует отдать ему все находящиеся в магазине деньги. Он делает выстрелы в воздух, бьет одного из покупателей по голове, ударяет беременную женщину в живот, наконец, забирает все деньги и выбегает из магазина. Его арестовывают.

Другой человек - бездомный, безработный и голодный - вбегает в магазин и, схватив немного хлеба, убегает. Его тоже арестовывают.

Вы судья. Вы осудите обоих на 20 лет лишения свободы? Если да, то Вы поступаете неразумно.

Теперь вернемся к формам таинств.

Ваши предки - ирландцы. Они были крещены в VII веке, когда любой ирландский паломник мог свободно причащаться в Константинополе и Иерусалиме, а любой грек мог свободно причащаться в любой церкви в Ирландии. Вы католики только по традиции Вашей семьи. Вы не ходили в церковь уже 20 лет. Вы ничего не слышали о филиокве, не согласны с папскими претензиями на непогрешимость, не согласны с обязательным целибатом католического духовенства и были возмущены недавним скандалом в связи со случаями педофилии в Ирландии. Вы плохо разбираетесь в современном состоянии римо-католицизма. Вы поняли, в чем суть христианства, и хотите присоединиться к Православной Церкви.

Ваши предки - саксы. В IX веке Карл Великий под страхом смерти заставил Вас креститься. Вы живете в Дрездене, поняли, в чем суть христианства, и желаете присоединиться к Православной Церкви.

Ваши предки - индейцы племени майя. В XVI веке испанцы под страхом смерти заставили их "креститься" в католической вере. Вы поняли, в чем суть христианской веры, и хотите принять православие.

Ваши предки украинцы и происходят из Галиции. В XVII веке австро-венгры обманным путем, через унию, принудили их стать католиками. Единственной альтернативой был голод и порабощение польской знати, на которую Ваши предки работали в качестве рабов. Вы поняли, в чем суть христианства, и хотите стать православными.

Ваши предки сербы. В 1943 году хорватские францисканские монахи под страхом смерти заставили их "стать" римо-католиками. Вы эмигрировали в Австралию и сейчас полностью свободны. Вы осознали, в чем суть христианства, и желаете принять православие.

Во всех пяти рассмотренных случаях, большинство православного духовенства применили бы к католикам принцип пастырской снисходительности и приняли бы их в православие через миропомазание или только через покаяние и последующее за ним причащение (если, конечно, сами католики не пожелают присоединиться к православию через Крещение).

Совершенно другое дело, когда сознательные католики всю свою жизнь сознательно исповедовали ересь. То есть, они прекрасно знали истины православия, но проповедовали против них, будучи к ним враждебно настроенными. В таком случае, им придется забыть все старое, чтобы учиться новому.

Вывод: православные миссионеры и анти-миссионеры

Все представители православного духовенства и другие верные чада Православной Церкви могут свободно выражать свое личное мнение. Но это становится проблемой, когда их личные мнения некоторыми понимаются как мнение всей Православной Церкви. Именно это и произошло на этой неделе после интервью Высокопреосвященнейшего архиепископа Илариона. Надеюсь, что выше я изложил церковную истину, взвешенное мнение Православной Церкви, а не свое личное мнение. По крайней мере, я искренне постарался сделать так.

Что касается личного мнения Высокопреосвященнейшего архиепископа Илариона, если, конечно, можно доверять журналу, то оно является анти-миссионерским. Это просто предательство православной веры. Как написал мне вчера один православный из Южной Америки, присоединившийся к православию из католичества: "Если все это так, то зачем я пошел на столько личных жертв, чтобы стать православным?" Другая православная, француженка по происхождению, сказала мне, что считает его взгляды "огромной несправедливостью". Люди чувствуют сильную боль и ощущают себя преданными. Мы решительно отвергаем анти-миссионерские взгляды.

Ниже мы приводим подлинно православные взгляды человека, который не только жил ради Церкви, но, что еще более значимо - умер ради Церкви. Это новомученик московский, священник Даниил Сысоев (+19.11.2009). Мы считаем, что мысли того, кто полностью пожертвовал собой ради Церкви Христовой, более значительны, чем наши собственные мысли, и намного более значительны, чем мысли тех, кто верят "духу века сего". Как говорят: "кровь мучеников есть семя Церкви":

"Он был на четверть татарин, по материнской линии... Прадед у него был муллой. Есть мнение, что род его восходит от Мухаммеда... Чем только он ни занимался... Он занимался всем - пытался объять необъятное. Много сил он посвятил миссии. У него были сокровенные мечты создать миссионерские приходы по всему миру для проповеди инославным, а также внутри диаспор.

Можно сказать, он мыслил вселенски. Сейчас многие любят говорить, что православие - это религия для русских. Отец Даниил был с этим категорически не согласен.

Он выступал против того, что мы должны в первую очередь проповедовать своим русским, а потом уже другим народам, или же, что нельзя проповедовать на чужой территории. Это ложные мысли, они очень в духе нашего времени".

(Матушка Юлия Сысоева: «Об отце Данииле, счастье, чудесах и мученичестве»; 17.12.2009, pravoslavie.ru).

Перевел с английского Дмитрий Лапа



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 37

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

37. М.Яблоков : Владимиру 2010-06-11 в 15:25
2010-06-12 в 19:54

"какое значение могут иметь внешние формы вне Церкви,очевидно,что никаких-это просто действия,не имеющие к таинствам никакого отношения"

У Вас хорошо получается :) Сами задаете вопрос, и сами же на него отвечаете! :))) Вам и собеседники никакие не нужны. Остается только позавидовать Вашей самодостаточности. Однако в последний раз все же отвечу.
Так как они все же когда-то были христианскими обществами, которые входили в Церковь, а после вышли из нее (1Ин.2,19), то внешиние формы имеют значение, имеет значение и апостольская преемственность, разумеется речь идет о форме, а не о благодати. Нужны они для снисхождения к немощи "да всяко некия спасеши". Собственно и три чина приема установлены исключительно по причине икономии (как четко показано в работах прп.Никодима Святогорца и сщмч.Илариона Верейского, тоже и в свт.Киприана Карфагенского).
Да, Новомучеников хулить не надо, они свой кровью доказали верность Христу, Вы пока это еще не сделали, поэтому будьте любезны хотя бы уважать тех людей, которые их почитают и молится им.

"Таинства вне Церкви сами по себе не спасительны"
Вы просто в упор не хотите видеть, что я Вам по этому поводу уже наисал. Но я не поленюсь еще раз Вам ответить. Это августиновская теория "обличительной благодать" Св.Церковью не принята, а католические учение меня не интересует, во всяком случае по этому вопросу.
Вне Церкви - все Спасительного Ковчега нет ни таинств, ни благодати, ни спасения. И это православное исповедание. Всего Вам доброго.
36. Владимiръ : для М.Яблокова
2010-06-11 в 15:25

По Вашему получается :был язычник,пришел в Церковь,приняли без крещения и сразу стал архиереем.(например епископ-монофизит).Если нет таинств,а есть лишь форма,а не таинства,то какое значение могут иметь внешние формы вне Церкви,очевидно,что никаких-это просто действия,не имеющие к таинствам никакого отношения,а значит вне Церкви нет вообще ни священства ,ни крещенных.Только непонятно как язычник сразу стал архиереем?В один миг.И зачем Вселенские соборы установили три чина приема для еретиков,следуя Вашей логики должно быть только два чина,зачем надо было вводить промежуточный чин миропомазания?Так как Вы примерно рассуждают современные модернисты,оправдывая,то что католиков не миропомазывают,ксати свщмч Иларион,по взглядам был обновленец,именно он был инициатором введения нового стиля.Таинства вне Церкви сами по себе не спасительны,хотя и есть,необходима вера православная принимающаго таинства,у еретиков таковой нет,поэтому нельзя говорить о спасении еретиков.
35. М.Яблоков : Владимиру 2010-06-11 в 12:55
2010-06-11 в 14:11

Почему это некрещеные? При присоеднении к Церкви-Лозе, форма наполняется благодатью и становится истинным таинством. У сщмч.Илариона Верейского это замечательно показано в работах по экклезиологии.
А вот если вне Церкви есть таинства, то и Церкловь вовсе не нужна становится, а, следловательно, и Христос. Августиновское понятие "обличительной благодати" не принимается.
34. Владимiръ : для М.Яблокова
2010-06-11 в 12:55

Уважаемый М.Яблоков,я вообще не согласен,с тем ,что вне Церкви нет таинств,если нет,то получается,что принимают в Церковь некрещенных(Марк 16,16),есть другое объяснение у Никодима Милоша на толкование 7 правиа 2 Вселенского собора и на 95 правило 6 Вселенского собора.
33. Сергий недостойный : Мы сами неместные
2010-06-11 в 11:38

Так это что же это получается, благочестивому человеку уже нельзя, что ли свою трудовую копеечку в ватиканский банк положить? А в долг взять? Вот с недавних пор меня как то мучает вопрос, неужели забесплатно некоторые товарищи так горячо целуют папу Римского? И вообще кто оплачивает эти саммиты, встречи, поездки, поцелуи и экуменистические молебны?
32. ученица : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-06-11 в 09:49

А это свт. Игнатием прямо для наших филокатоликов высокого ранга написано:
-Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!

Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе бесчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинного христианского учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем, - уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность - отречение от Христа! - Не играйте вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. - Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их ЕРЕТИЧЕСКАЯ Церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как ПРАВИЛЬНО понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам при посредстве христианства.
31. ученица : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-06-11 в 09:39

"папизм; так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Эта существенная часть литургии находилась во всех литургиях, преданных апостолами Христовыми по всей вселенной, находилась и в первоначальной литургии Римской [6]. Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесткого презрения к человекам и ненависти к ним" cвт.Игнатий Брянчанинов.
30. М.Яблоков : Владимиру 2010-06-11 в 00:02
2010-06-11 в 07:36

Я могу согласиться с Вами только вот в чем. Прп.Никодим считает акривию нормой, а икономию исключением. У нас же полнейший паритет :) В остальном все делается правильно. Можно присоединять католиков любым из трех чинов, что, собственно, и прослеживалось в истории Русской Церкви.
29. Владимiръ : для М.Яблокова
2010-06-11 в 00:02

Уважаемый М.Яблоков ,благодарю за статью о крещении,но она дает не полный взгляд на крещение у еретиков вот,тот печальный опыт ,который РПЦ переняла как наследница от доревлюцонной Церкви http://www.pravbesed...ex.php?page=book&;id=233
Если мы внимательно посмотрим,то это практика перечеркивает все древние соборы.,в отношении приема католиков,она существует и по сей день,то есть прием латинян даже без миропомазания.
28. М.Яблоков : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-06-10 в 21:25

27. Сергий недостойный : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-06-10 в 16:22

Скорее как представителя ватиканского банка, надо же куда-то денежки пристраивать.
26. Сельскiй бригадиръ : Сергию
2010-06-10 в 13:12

Этого еретика может как главу государства Ватикан пригласить наш православный Президент.
25. Сергий недостойный : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-06-10 в 11:54

С небольшой поправочкой, уважаемый Бригадир, церковному суду надо бы предать и пригласивших этого еретика в нашу страну.
24. Сельскiй бригадиръ : Сергию о встрече с папой римским
2010-06-10 в 09:31

Если бы не экуменическо-миссионерский мэйнстрим церковного руководства, то можно было бв попробовать такой сценарий:
http://www.blagogon.ru/digest/23/
23. Сергий недостойный : Мы мигом к вам заявимся с лопатами и вилами...
2010-06-10 в 00:05

http://www.ruskline....missionerskoe_pole/
«Эта встреча возможна, она, как я очень надеюсь, в будущем состоится, но мы не можем сказать ни о ее времени, ни о месте, поскольку нас интересует ее результат», - заявил владыка на …встрече с сотрудниками МИД России в Москве. По его словам, эта встреча состоится, «когда обе стороны будут готовы к тому, чтобы придти к конкретным результатам, чтобы эта встреча означала бы существенный прорыв в наших отношениях».

По мнению владыки Илариона, проблемы, разделяющие сегодня православных и католиков, лежат «в области церковного устройства и богословия, но в сфере нравственных ценностей у нас почти идентичная позиция».

Он также призвал всех «не тешить себя иллюзиями» и не надеяться на то, что обе церкви смогут воссоединиться в ближайшее время. …«Но мы действуем сегодня не как соперники, а как союзники. У нас единое миссионерское поле», - добавил он, подчеркнув, что даже такая влиятельная организация, как Католическая церковь, сегодня уже не в состоянии в одиночку справиться с поставленной Бенедиктом XVI задачей «евангелизации Европы».
Если я правильно понял его высокопреосвященство, сейчас наша задача помочь папе возвращать народонаселение Европы в лоно братской католической церкви.
22. Сергий недостойный : О времена, о нравы!
2010-05-26 в 21:21

Источник: La Stampa
«Наступила новая фаза в отношениях между католической и русской православной церквями. Кажется, пришло время для встречи Папы Бенедикта XVI и Патриарха Русской православной церкви Кирилла. "Я думаю, что эта встреча возможна", – сказал митрополит Илларион, "министр иностранных дел" московского Патриарха в ходе пресс-конференции, посвященной "Дням русской культуры и духовности в Ватикане".
http://religare.ru/2_75873.html
"Отношения между нашими церквями не могут остановиться в развитии из-за теологических расхождений, принадлежащих прошлому", – подчеркнул Илларион".
«По его словам, диалог между церквями развивается, а времена и люди изменились».
21. Сергий недостойный : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-05-14 в 21:30

Наконец все прояснилось, наш Его Высокопреосвященство! На встрече со студентами МАИ 11 мая 2010 года было так и заявлено: http://www.ruskline....skoj_tochki_zreniya/

«Мы не ставим задачу создания усредненной религии или какой-то общей церкви на основе разных конфессий. Мы также не разделяем «теорию ветвей». Мы не говорим о плюрализме догматов. Мы верим, что есть одна истинная Церковь, которую основал Христос, - это Православная Церковь», - сказал выступавший. Учитывая этот аспект, продолжил он, экуменические контакты рассматриваются в РПЦ и с миссионерской точки зрения. Главная же их задача - «чтобы христиане разных конфессий могли понять, что они могут делать вместе, чтобы противостоять общим вызовам».

Единственно, что не понял, ежели Церковь одна, то откуда берутся «христиане разных конфессий». Тут без уважаемого Филимонова, пожалуй, не разобраться.
20. Владимiръ : вне Церкви у отдельных еретиков есть таинства-учение Церкви.
2010-05-13 в 14:16

Выражаясь простыми словами, Православная Церковь учит, что вне Церкви не существует Таинств.-цитата
Это неправильно вне Церкви у отдельных еретиков есть таинства и Церковь такому не учит,что вне Церкви нет таинств,так учат те,кто не знаком или плохо знаком с канонами Вселенских соборов.
19. Сергей Агапов : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-25 в 20:16

Привожу выдержки из письма настоятеля Свято-Троицкого храма в Торонто протоиерея Владимира Мальченко в газету Русский Вестник:
«Вы сможете прочитать о нашей озабоченности и волнении в связи с отношением некоторых представителей Русской Православной Церкви к римо-католической церкви и к ее таинствам и учению. Наше церковное руководство и духовные наставники… говорили, что римская церковь настолько изменилась в худшую сторону из-за реформ в двадцатом веке, что советовали нам, священникам, принимать католиков в Православие через крещение. Для, зарубежников, этот вопрос был принципиальный, и по сей день мы следуем их учению. …Что же происходит в России и в православном мире по вопросу взаимоотношений римо-католиков и Православной Церкви. Меня удивляет, как в годы гонений Русская Церковь сохранила чистоту веры, а сейчас… можно услышать искусительные высказывания по адресу римо-католической церкви.
А вот из резолюции великопостного говения и совещания духовенства канадской епархии:
«…наше собрание выразило озабоченность известным ростом числа высказываний в поддержку сближения с римо-католиками и признания их таинств, что вступает в прямое противоречие со Св. Канонами. Подобные умонастроения, в особенности исходящие от носителей Архиерейского сана, способны вызвать смущение и соблазн в Церковной среде. Ведь только недавно, в Неделю Торжества Православия, мы все слышали грозные слова, обращенные Церковью к тем, кто уклонился от Истины Христовой, выраженной в Символе Веры, утвержденной Вселенскими Соборами». 17 февраля/2 марта - 18 февраля/3 марта 2010 года
http://www.rv.ru/content.php3?id=8416
18. Филимонов : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-21 в 11:01

Стоило бы мне с самого начала заглянуть в "Основные принципы отношения русской Православной Церкви к инославию". Это - соборно принятый документ (утвержден юбилейным Архиерейским собором 2000 г.). Вот что там написано: "Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений".


Но там же зафиксировано, что прием инославных в сущем сане связан именно с тем, что повреждение благодатной жизни в сообществах раскольников и еретиков не обязательно означает полного ее исчезновения:

"1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.
1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.
1.17. Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия".

Безусловно, в РПЦЗ при решении вопроса о воссоединении этот важнейший документ изучали крайне внимательно, и в итоге сочли возможным согласиться с ним. Так что вопрос, видимо, в конкретных словах владыки Илариона - если он утверждал, что благодатная жизнь у католиков сохранена в той же степени, что и у православных, то это, конечно, не соответствует православному вероучению, зафиксированному в том числе и в "Основных принципах отношения". Если же владыка, выступая от имени Церкви, "не выносит суда не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия", то с церковной позицией это вполне совпадает.
17. Natalie : Re: Сергий недостойный
2010-04-21 в 01:53

"Но я надеюсь, что его высокопреосвященство развеет опасения православных людей. "

Не развеет. У него и диссертация была о папе римском. Одним словом, "толерантностъ" к католикам здесь более чем убеждение, это кредо. И самое печальное, что не "пробрался" он, а был назначен. Можете догадаться дальше...
16. Филимонов : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-21 в 00:38

Ну, в данном случае, "мы" - это Русская Православная Церковь. Принимать католиков в сущем сане, согласитесь, не владыка Иларион придумал...
15. Сельскiй бригадиръ : Филимонову
2010-04-20 в 23:58

Все дело в том, кто такие "мы".
14. Сергей : Святые отцы о католицизме
2010-04-20 в 23:48

Христос воскресе! В представленной статье нет четкого понимания проблемы.
Четкое православное понимание проблемы католицизма представлена в статьях на сайте Русской народной линии
http://www.ruskline.ru/author/d/?p=14
1.Православный взгляд на католицизм
2.Святые Отцы Русской Православной Церкви о католицизме
13. Филимонов : Re: Сельскiй бригадиръ
2010-04-20 в 23:37

Тогда я вообще ничего не понимаю: если преемства у католиков как такового нет, а мы их в сущем сане все-таки берем, то получается, мы ради икономии можем взять в сущем сане хоть Далай-Ламу с его иерархией? Ну это я, понятно, утрирую - но все же, почему тогда мы не берем в сущем сане тех же лютеран, раз апостольское преемство вне Церкви ничего не значит?
12. Сергий недостойный : Дмитрию, пост 9
2010-04-20 в 22:40

Спасибо уважаемый Дмитрий за цитату из Шпигеля, но теперь мы действительно должны требовать от его высокопреосвященства объяснений по поводу этого интервью. Ведь если это и вправду его слова, то тогда оказывается что в наш Священный синод пробрался волк в митрополичьей шкуре, и прав отец Андрей заявивший что «Это просто предательство православной веры». Но я надеюсь, что его высокопреосвященство развеет опасения православных людей. Жаль, что эту статью не прочитал еще уважаемый Максим Степаненко, богослов и миссионер, может он, что-нибудь знает про эту странную ситуацию.
11. Сельскiй бригадиръ : Филимонову
2010-04-20 в 22:05

А с чего Вы взяли, что у католических священнослужителей сохраняется апостольское преемство?
"Вся суть апостольской преемственности раскрывается только в теле Церкви и в обязательном порядке предполагает апостольскую веру.
Говоря «апостольская преемственность», имеем в виду непрерывное продолжение управления Церкви апостолами. Продолжение это носит харисматический характер и обеспечивается передачей духовной власти апостолов епископам Церкви и через них – священникам.
Способом передачи духовно-апостольской власти епископам является рукоположение. Итак, если кто-либо из епископов был рукоположен каноническо-церковным путем и впоследствии окажется вне Церкви по причине своих заблуждений касательно веры, то теряет и апостольскую преемственность, ибо она существует только в таинственном теле Христа – в Его Церкви.
Следовательно, если кто-либо из епископов или же какая-то Поместная Церковь в полноте своей – независимо от численности ее членов – отпадут от веры Церкви, выраженной непогрешимо на Вселенских Соборах, они теряют апостольскую преемственность, поскольку они уже находятся вне Церкви. И, раз прерывается апостольская преемственность, не может быть и речи об обладании или продолжении апостольской преемственности в отпавших от Церкви.
На основании всего сказанного, сам Римский папа, а также и вся совокупность римо-католических епископов лишены апостольской преемственности, поскольку, лишившись апостольской веры, отпали от Церкви. Следовательно, разговор об апостольской преемственности вне Церкви не имеет никакого научного обоснования, то есть не имеет никакого отношения к богословию" - пишет Димитрий Целенгидис,
профессор догматики Богословского факультета Фессалоникийского университета.
10. Филимонов : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-20 в 20:46

В принципе,поскольку Церкви даны ключи от Царствия Небесного, то наверное, мы можем, если захотим, принимать в сущем сане кого угодно, кто имеет апостольское преемство. Но представим себе тех же англикан: мы ведь не примем в сущем сане священника, поставленного в сан "женщиной-епископом", хотя бы у той и была формальная видимость такого преемства. Значит, у тех же католиков, и у нормальных англикан есть что-то такое, чего в таком случае нет?
9. Дмитрий : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-20 в 20:07

Слава Богу, что, по крайней мере, представители епископата и духовенства РПЦЗ начинают высказываться по этому поводу. Вот, к примеру, небольшой кусочек из "Вестника" Берлинской Епархии РПЦЗ за январь 2010 года, это можно найти в Интернете:
"Во избежание возможных недоразумений следует прокомментировать недавнее высказывание архиеп. Илариона в интервью журналу «Шпигель»: «различия между православием и католичеством не носят фундаментального характера. Мы признаем Таинства Католической Церкви. Если католический священник переходит в Православие, мы его принимаем как священника» (Der Spiegel, № 51, 2009). Требуется уяснить, что местоимение «мы» здесь не может обозначать всю полноту Русской Церкви, а относится лично к архиеп. Илариону и его единомышленникам по данному вопросу. В Русской Церкви принято считать, что различия между Православием и католичеством весьма фундаментальны. Кроме того, если действительно в XIX веке (например, при массовом присоединении униатов к Православной Церкви) и в некоторые
другие моменты истории Церковь прибегала к крайней икономии, принимая священников в сущем сане ради пользы Церкви и народа, то делалось это именно по снисхождению, в особых ситуациях. Однако это никогда не толковалось как признание, например, римокатоликов состав¬ной частью «единой, святой, соборной и апостольской Церкви». Такой общий вывод был бы неуместен, и поэтому в нашей епархии подобной практики нет, как нет ее и во всей Русской Зарубежной Церкви.
Но все вышесказанное не может, при подлинно уважительном подходе, мешать хорошим отношениям. Богословский диалог и социальное сотрудничество могут быть плодотворны только при должном реализме с обеих сторон.
Русская Зарубежная Церковь десятилетиями жила в инославной среде. Сохраняя драгоценную истину Православия, она раскрывала ее другим в любви Христовой именно потому, что не шла на размывание границ понятия о Церкви, о совершении таинств в полноте их взаимосвязи и целостности. Мирскому же «духу времени», духу всеядности, смешения понятий и безразличия, Церковь неизменно противостоит ради спасения людей во Христе. Поэтому следует приветствовать каждый шаг в сторону ясности".
8. Natalie : Re: Сергий недостойный
2010-04-20 в 18:10

Сергей, Вы читали на РЛ (сейчас РНЛ) письмо семинариста Андрея Серебрича о Парижской семинарии и комментарии? Почитайте, поймете, как "все запущено" в РПЦ относительно латинства. Добавлю только, что владыка Иларион - "крестный отец" о. ректора Парижской семинарии Александра Синякова.

"Сейчас уже позже, чем вы думаете" (блаженной памяти о. Серафим Роуз).
7. Сергий недостойный : Филимонову, пост5
2010-04-20 в 17:36

Золотые слова, а то, как пишет отец Андрей, ему просто неудобно повторять слова, которыми его преосвященство характеризовали многие православные люди. Надо разобраться, действительно ли взгляды его преосвященства на латинскую ересь ни в коей мере не совпадают с взглядами кого-либо из епископата и духовенства Русской Православной Церкви Заграницей.
6. Филимонов : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-20 в 17:11

Отец Андрей вовсе не обвинял никого в "предательстве православной веры". Он несогласен с позицией владыки Илариона, и выражает свое несогласие, в абсолютно корректной форме. Не худо было бы и нам избавиться от совковой привычки переноситьполемику на личности.
5. Мантрид : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-20 в 17:08

Его Высокопреосвященство уже заявлял в присутствии духовенства одной из центральных русских епархий: "де-факто мы (т.е. ПЦ) признаем действительность таинств РКЦ". Причем дал понять, что эту позицию оспаривать бессмысленно. И глупо, т.к. любому здравомыслящему челу уже на все ответила практика чиноприема "в сущем сане". Логика, господа! Признаем, ибо сами же и принимаем. А принимаем, надо думать, потому как признаем... (
4. Сергий недостойный : Татьяне Р.
2010-04-20 в 16:58

Уважаемая Татьяна, а вдруг журнал Шпигель наврал? Сам отец Андрей пишет: «Если верить журналу». Ведь никто из Священного синода не осудил высказываний его высокопреосвященства. Они что, по-вашему, тех же взглядов? И даже сам…, боюсь даже выговорить…? Мне, кажется, надо разобраться.
3. Татьяна Рублева : Сергию недостойному
2010-04-20 в 15:15

Может, кто нибудь из нас возьмется за организацию коллективного письма к его высокопреосвященству с просьбой прояснить свою позицию по отношению к святоотеческому учению о латинской ереси?

А Вам она разве ещё не ясна?
2. Сергий недостойный : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-20 в 13:50

Братья и сестры. Если не ошибаюсь, впервые православный священник охарактеризовал действия члена Священного Синода Русской Православной Церкви как предательство православной веры. Может, кто нибудь из нас возьмется за организацию коллективного письма к его высокопреосвященству с просьбой прояснить свою позицию по отношению к святоотеческому учению о латинской ереси? Его высокопреосвященство, например, отвечает на вопросы на сайте журнала Нескучный сад»
http://www.nsad.ru/
А может кто подскажет и другие формы обращения?
1. Natalie : Re: Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви
2010-04-20 в 13:43

Спасибо отцу Андрею Филлипсу!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме