Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви

Проблемы церковной жизни 
0
2819
Время на чтение 7 минут

ОТ РЕДАКЦИИ: 17 апреля мы опубликовали краткий комментарий доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова «Протоиерей Владислав Свешников: «Я не знаю, являются ли католики еретиками»», который вызвал бурную дискуссию среди читателей. Очевидно, вопрос об отношении к католикам, активизировавшиеся контакты с Ватиканом очень волнуют верующий народ. И вот буквально на следующий день мы получили по почте перевод статьи известного православного пастыря протоиерея Андрея Филлипса, посвященную как раз этой проблеме. Хотя статья была опубликована сравнительно давно - 18 декабря минувшего года - ее актуальность, на наш взгляд не утрачена. Поэтому мы предлагаем ее вниманию наших читателей.

Вступление: спор

В интервью журналу "Der Spiegel", опубликованном 15 декабря, его высокопреосвященство архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), если можно верить изданию, выразил свое личное мнение о "действенности" "таинств" Католической церкви. Это заявление возмутило многих представителей некоторых поместных Православных Церквей и сильно расстроило многих православных, перешедших в православие из католицизма. Эти личные взгляды его высокопреосвященства ни в коей мере не совпадают со взглядами кого-либо из епископата и духовенства Русской Православной Церкви Заграницей.

Хотя эти комментарии архиепископа Илариона причинили немалый вред, мы здесь не будем повторять слова, сказанные о нем многими православными после этого интервью, а предпочтем сохранять уважительный тон. Зло всегда можно привести к добру. Итак, мы воспользуемся возможностью объяснить, каково понимание Православной Церковью "таинств" Католической церкви.

Православные таинства и формы таинств у инославных

Выражаясь простыми словами, Православная Церковь учит, что вне Церкви не существует Таинств. Если решать вопрос с позиции строгой определенности (в переводе с греческого - "акривия"), любой католик или протестант, желающий быть принятым в Церковь, должен креститься, так как Православная Церковь считает его некрещенным. Такая практика и сегодня существует на горе Афон, в Греции, на Кипре и в других частях православного мира, особенно в Сербии. Это не "повторное крещение", которое строго запрещает Никейский Символ Веры. Потому что повторное крещение подразумевает, что над человеком уже совершено таинство Крещения в Православной Церкви, а это совершенно противоречит нашей вере.

Однако существует также менее буквальный подход к этому вопросу - с позиции понимания, милосердия, пастырского снисхождения (в переводе с греческого - "икономия"). Согласно этому подходу, любой католик и протестант не должны восприниматься как незнающие Христа, Сына Божия. В этом отличие отношения к ним Церкви по сравнению с отношением Церкви к иудеям, мусульманам, индуистам, буддистам и язычникам. Последние, возможно, могут признавать Бога-Отца, но только искаженно, например, как неопределенную "Божественную силу", однако, они точно не признают Христа как Сына Божия, второе Лицо Пресвятой Троицы. Конечно, они не могут признать и третьего Лица Пресвятой Троицы - Святого Духа, исходящего от Отца. Таким образом, из-за духовной ущербности и духовного искажения их таинства являются не более чем формами таинств.

Поэтому, руководствуясь позицией снисхождения, большинство православных принимают католиков и протестантов в Церковь не через крещение, как это делают с иноверными и язычниками. Но это не потому, что Церковь учит, будто вне Церкви существуют таинства, а потому, что у католиков и протестантов есть формы таинств. Верно, что все католики (и протестанты) "крестятся" во Имя Пресвятой Троицы.

Верно также, что их форма таинства Крещения, унаследованная ими у Православной Церкви, от которой они отпали во II тысячелетии, тоже ущербна. Такое крещение напоминает православное крещение, совершаемое в экстренных случаях, например, над больным новорожденным младенцем в роддоме. Другими словами, оно совершается без тройного погружения. Тем не менее, большая часть католиков (и протестантов) верят, что благодаря этой форме таинства на них нисходит Благодать Божия и они вступают в церковь. И хотя Православная Церковь не разделяет эту веру, все же было бы жестоко и немилосердно отрицать их искренность. Ведь они не виноваты, что на протяжении тысячи лет их держали в неведении и вводили в заблуждение. Поэтому, православные обычно относятся к ним со снисхождением, милосердием. Православные верят, что то, чего лишены формы таинств у инославных, восполняется Благодатью, получаемой ими вступлением в Церковь и участием в ее таинствах.

По отношению к католикам снисхождение заходит еще дальше. Так как у католиков помимо крещения существуют и другие формы таинств (которые они считают настоящими таинствами), то возможно, применяя крайнее снисхождение, принимать католиков в православие только через покаяние с последующим за ним причащением. Следовательно, таким же образом, теоретически, можно принять в православие и католических священников: без Крещения, миропомазания и рукоположения. Некоторые православные применяют пастырское снисхождение также к коптам и армянам, которые официально являются монофизитами. Другие православные думают, что последних можно принимать только через миропомазание или через крещение и миропомазание.

С протестантами (включая и англикан) дело обстоит иначе. Так как большая часть протестантов признают лишь одно таинство - Крещение, то пастырское снисхождение православных по отношению к ним распространяется только на их форму таинства Крещения. Но верно, что представители высокой англиканской церкви, составляющие меньшинство, признают помимо крещения еще несколько таинств, или даже все семь таинств. Однако поскольку англиканство в целом не признает других таинств, кроме крещения, православные тоже не признают остальные формы таинств англикан (хотя, в 1930-е годы, находясь под большим политическим давлением, несколько представителей Румынской Церкви признали их на "экуменической конференции).

Снисхождение или строгость: пастырское понимание

Читая вышесказанные слова (а я старался выражаться как можно более ясно), некоторые читатели могут подумать, что Православная Церковь не лишена противоречий. Если они искренне так думают (а не из-за враждебности), то они ничего не поняли. Давайте возьмем несколько примеров.

Человек врывается в магазин, и, угрожая оружием, требует отдать ему все находящиеся в магазине деньги. Он делает выстрелы в воздух, бьет одного из покупателей по голове, ударяет беременную женщину в живот, наконец, забирает все деньги и выбегает из магазина. Его арестовывают.

Другой человек - бездомный, безработный и голодный - вбегает в магазин и, схватив немного хлеба, убегает. Его тоже арестовывают.

Вы судья. Вы осудите обоих на 20 лет лишения свободы? Если да, то Вы поступаете неразумно.

Теперь вернемся к формам таинств.

Ваши предки - ирландцы. Они были крещены в VII веке, когда любой ирландский паломник мог свободно причащаться в Константинополе и Иерусалиме, а любой грек мог свободно причащаться в любой церкви в Ирландии. Вы католики только по традиции Вашей семьи. Вы не ходили в церковь уже 20 лет. Вы ничего не слышали о филиокве, не согласны с папскими претензиями на непогрешимость, не согласны с обязательным целибатом католического духовенства и были возмущены недавним скандалом в связи со случаями педофилии в Ирландии. Вы плохо разбираетесь в современном состоянии римо-католицизма. Вы поняли, в чем суть христианства, и хотите присоединиться к Православной Церкви.

Ваши предки - саксы. В IX веке Карл Великий под страхом смерти заставил Вас креститься. Вы живете в Дрездене, поняли, в чем суть христианства, и желаете присоединиться к Православной Церкви.

Ваши предки - индейцы племени майя. В XVI веке испанцы под страхом смерти заставили их "креститься" в католической вере. Вы поняли, в чем суть христианской веры, и хотите принять православие.

Ваши предки украинцы и происходят из Галиции. В XVII веке австро-венгры обманным путем, через унию, принудили их стать католиками. Единственной альтернативой был голод и порабощение польской знати, на которую Ваши предки работали в качестве рабов. Вы поняли, в чем суть христианства, и хотите стать православными.

Ваши предки сербы. В 1943 году хорватские францисканские монахи под страхом смерти заставили их "стать" римо-католиками. Вы эмигрировали в Австралию и сейчас полностью свободны. Вы осознали, в чем суть христианства, и желаете принять православие.

Во всех пяти рассмотренных случаях, большинство православного духовенства применили бы к католикам принцип пастырской снисходительности и приняли бы их в православие через миропомазание или только через покаяние и последующее за ним причащение (если, конечно, сами католики не пожелают присоединиться к православию через Крещение).

Совершенно другое дело, когда сознательные католики всю свою жизнь сознательно исповедовали ересь. То есть, они прекрасно знали истины православия, но проповедовали против них, будучи к ним враждебно настроенными. В таком случае, им придется забыть все старое, чтобы учиться новому.

Вывод: православные миссионеры и анти-миссионеры

Все представители православного духовенства и другие верные чада Православной Церкви могут свободно выражать свое личное мнение. Но это становится проблемой, когда их личные мнения некоторыми понимаются как мнение всей Православной Церкви. Именно это и произошло на этой неделе после интервью Высокопреосвященнейшего архиепископа Илариона. Надеюсь, что выше я изложил церковную истину, взвешенное мнение Православной Церкви, а не свое личное мнение. По крайней мере, я искренне постарался сделать так.

Что касается личного мнения Высокопреосвященнейшего архиепископа Илариона, если, конечно, можно доверять журналу, то оно является анти-миссионерским. Это просто предательство православной веры. Как написал мне вчера один православный из Южной Америки, присоединившийся к православию из католичества: "Если все это так, то зачем я пошел на столько личных жертв, чтобы стать православным?" Другая православная, француженка по происхождению, сказала мне, что считает его взгляды "огромной несправедливостью". Люди чувствуют сильную боль и ощущают себя преданными. Мы решительно отвергаем анти-миссионерские взгляды.

Ниже мы приводим подлинно православные взгляды человека, который не только жил ради Церкви, но, что еще более значимо - умер ради Церкви. Это новомученик московский, священник Даниил Сысоев (+19.11.2009). Мы считаем, что мысли того, кто полностью пожертвовал собой ради Церкви Христовой, более значительны, чем наши собственные мысли, и намного более значительны, чем мысли тех, кто верят "духу века сего". Как говорят: "кровь мучеников есть семя Церкви":

"Он был на четверть татарин, по материнской линии... Прадед у него был муллой. Есть мнение, что род его восходит от Мухаммеда... Чем только он ни занимался... Он занимался всем - пытался объять необъятное. Много сил он посвятил миссии. У него были сокровенные мечты создать миссионерские приходы по всему миру для проповеди инославным, а также внутри диаспор.

Можно сказать, он мыслил вселенски. Сейчас многие любят говорить, что православие - это религия для русских. Отец Даниил был с этим категорически не согласен.

Он выступал против того, что мы должны в первую очередь проповедовать своим русским, а потом уже другим народам, или же, что нельзя проповедовать на чужой территории. Это ложные мысли, они очень в духе нашего времени".

(Матушка Юлия Сысоева: «Об отце Данииле, счастье, чудесах и мученичестве»; 17.12.2009, pravoslavie.ru).

Перевел с английского Дмитрий Лапа

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Филлипс
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
От Руси до Руси – от Распутина до Путина
Семь эпох в истории Руси
30.12.2023
Кеннеди: 60 лет со дня гибели
Даже если этот Человек ушел, его духовное завещание должно быть исполнено
22.11.2023
Мироточит икона трех святителей русской эмиграции
Мироточение даёт нам надежду на то, что, несмотря на наши грехи, Господь помилует нас
25.09.2023
За заблуждениями следует катастрофа
Мир заблуждений против реального мира
28.06.2023
Все статьи Протоиерей Андрей Филлипс
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28