Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Роль традиции в развитии русской национальной школы

Виталий  Копалов, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья
Русская школа / 10.04.2010


Доклад на Вторых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений "Духовно-нравственный путь развития России и молодежь" …

Достойно удивления слышать правиль­ную русскую речь потомков первой волны эмиграции. Многие из них, будучи русскими по крови, но гражданами Франции, США и других стран, ревностно относятся к русской куль­туре и доныне являются носителями и представи­телями русской культуры и Православия за пре­делами России. Вместе с тем трудно представить, что нынешняя волна эмиграции, так называемые «новые русские», могут оставить какой-либо след: принести с собой в западный мир элементы рус­ской культуры. Свидетельством тому является пренебрежительное, уничижительное, полное на­ционального нигилизма отношение к русской ис­тории, культуре, языку, к России в целом.

Этот парадокс наводит на мысль о каких-то особенных, специфических тенденциях русского духовного менталитета, который на протяжении века диаметрально противоположным образом повлиял на представителей русской эмиграции. Среди многих переменных величин, определяю­щих этот парадокс, особое место принадлежит образованию, школе, семье. Именно там форми­руется личность, закладываются основы усвое­ния национальной культуры, языка, нравствен­ных, эстетических и религиозных ценностей.

Семьдесят лет господства идеологии социа­листического толка стали настоящей катастро­фой для русского национального самосознания. Произошла его чудовищная эрозия - забвение и искажение отечественной истории, философии, в значительной степени художественной лите­ратуры и, конечно же, православного вероуче­ния. Этот процесс сопровождался уничтожени­ем русской интеллигенции, священнослужителей, а также расхищением и распродажей ценностей крупнейших национальных музеев и православ­ных храмов. Все это делалось с единственной це­лью - уничтожить самые истоки русской культу­ры, превратить Россию в тело без души, которым можно манипулировать, исходя из политической конъюнктуры.

Практически то же самое произошло в ходе «перестройки» и в процессе реформаторской дея­тельности политиков демократического призы­ва. Даже незначительные стремления, направ­ленные на возрождение русского национального самосознания, встречают негативную реакцию. Средства массовой информации в угаре русо­фобских настроений отождествляют русское са­мосознание с шовинизмом, антисемитизмом и даже с фашизмом. Периодические издания пес­трят измышлениями о «рабской душе» русско­го народа, о том, что русские обладают искажен­ным национальным самосознанием, которое нет смысла реанимировать. Размышления о не­восполнимых утратах русской культуры ставят­ся нашими недоброжелателями в плоскость рас­суждений о полной потере идентичности между русским духовным менталитетом начала XX века и современностью. Как и прежде открыто про­пагандируется этнонигилизм и космополитизм, происходит опошление и уничижение русской истории и культуры.

Фактически мы имеем дело с новым вариантом интернациональной мондиалистской идеологии, ориентирующей развитие духовной жизни россий­ского общества на «общечеловеческие ценности». Средства массовой информации извергают пото­ки псевдодуховности, связанной с оккультным зна­нием, способами психологического воздействия, нетрадиционными для России формами религии.

Система образования является лишь одним, но очень важным слагаемым в многообразии направ­лений формирования национального самосозна­ния. Вместе с тем, стремление заимствовать модели и концепции образования, чуждые ментальности русского народа (мунисты, вальдорфская педа­гогика, «живая этика» и др.), может привести, да, впрочем, уже и привело, к тотальной денационали­зации образования, едва ли не к полному разрыву с традициями отечественной педагогики.

Лауреат Нобелевской премии К. Лоренц назвал разрыв с традицией одним из смертных грехов современного человечества. Эта оценка в полной мере выражает суть дела в системе образования в России сегодня.

Педагогический опыт зарубежных стран демонстрирует совершенно иную карти­ну. Большинство западноевропейских стран (Англия, Франция, ФРГ, Италия, Испания) в об­ласти образования проявляют ревностное от­ношение к национальной культуре. В изучении социально-гуманитарных дисциплин приори­тет отдается отечественной истории, литературе, языку, искусству, традиционным для этих стран религиозным конфессиям. Школьные програм­мы примерно на 70 процентов ориентированы на изучение основ национальной культуры. И в области естественных наук, где, как известно, нет «английской физики» или «немецкой биологии», большое значение придается изучению «англий­ской физической», «немецкой биологической» и «французской математической» школ, пос­тижению того вклада, который привнесли оте­чественные научные школы в мировую науку и культуру.

Из религиозных конфессий доступ в шко­лы большинства европейских государств име­ют лишь традиционные для данной страны. В Италии, Испании и Франции - это католицизм, в Германии в основном - протестантизм, лишь на юге страны - католицизм. В этом отношении исключением являются лишь США, где последо­вательно проводится принцип отделения шко­лы от церкви. Но вместе с тем надо отметить, что США - государство и общество, не имеющее глубокой исторической национальной традиции в области образования и культуры. Поэтому для стран такого типа свойственно стремление к ра­дикальным изменениям в системе образования, которые ведут к достижению успеха и практи­ческим результатам.

Россия - государство и общество с более чем тысячелетней культурой и историей. По своим ориентациям она в большей степени может ис­пользовать опыт западноевропейских стран, де­монстрирующих ревностное отношение к на­циональным духовным ценностям, глубокую укорененность личности в национальной куль­туре. В условиях обвальной денационализации образования в России сегодня идет активное становление национально-культурных обществ и национальных школ. Создаются еврейские, немецкие, татаро-башкирские и другие нацио­нальные школы, цель которых - дать как полноценное среднее образова­ние, так и национальные приоритеты. Лишь русские не имеют своей наци­ональной школы, их дети вынужде­ны учиться в денационализирован­ной системе образования, на которую сегодня обрушились разнообразные «модели» и «принципы», привнесен­ные извне. Насаждение этих «моделей» приведет к окончательной «эсперантизации» школьного образования, к сти­ранию русского национального духов­ного менталитета.

* * *

Были ли в дореволюционной России традиции русской национальной шко­лы? Несомненно были. Однако на этот вопрос нельзя дать однозначного от­вета. С одной стороны, российские об­щеобразовательные школы не носили названия «русская национальная»; с другой - они были глубоко националь­ными по содержанию образования. Укорененность в русской культуре, православное вероучение, основатель­ное изучение отечественной истории, художественной литературы, патриоти­ческий характер воспитания, краеведе­ние, знание русских традиций и устного народного творчества являются тому подтверждением.

Национальный характер русской школы можно аргументировать, опира­ясь на анализ эволюции школьного об­разования и его разнообразных форм (народные школы, гимназии, лицеи, ре­альные училища), на формирование и развитие русской педагогической мыс­ли, на исследование крупных реформ в области народного образования и на динамику развития образования в це­лом. Даже в дискуссии конца XIX века о том, каким быть образованию в России - светским или религиозным - никто не выражал сомнения относительно национального характера образования. Светский характер образования отстаивали крупнейшие ученые России - Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов и др. Православные принципы в воспитании утверждали известные организаторы и руководители в области народного образования К.П. Победоносцев, А.А. Мусин-Пушкин, Д.А. Толстой, Д.И. Тихомиров и другие.

Обоснование национального содержания рус­ской школы принадлежит как профессиональным ученым в области педагогики (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Каптерев, П.И. Ковалевский, В.Н. Сорока-Росинский, К.П. Победоносцев), так и непрофессионалам, чей вклад не менее значим для продолжения этой традиции (А.С. Пушкин, В.В. Розанов и И.А. Ильин). А.С. Пушкин в за­писке «О народном воспитании», адресованной императору Николаю I осенью 1826 года, пи­сал: «Историю русскую должно преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории ее ста­тистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение истории должно будет преиму­щественно занять умы молодых дворян, готовя­щихся служить отечеству верой и правдой, имея целью искренно и усердно соединиться с прави­тельством в великом подвиге улучшения госу­дарственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжела­тельстве» (1).

Идея национального образования и воспи­тания с наибольшей полнотой была раскрыта в творчестве К.Д. Ушинского, П.И. Ковалевского и В.Н. Сороки-Росинского. В своей работе «О на­родности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский делает следующие выводы: «Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в тео­рии, и германская педагогика не более, как теория немецкого воспитания» (2). Он был убежден в том, что нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо об­думана. Общественное воспитание, согласно К.Д. Ушинскому, само не решает вопросов жизни и не ведет за собой историю, но следует за нею. Не пе­дагогика и педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспита­ние только идет по этой дороге и помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям.

Исключительно интересны размышления К.Д. Ушинского о специфическом базовом принци­пе различных систем национальной педагогики. Таким принципом для германской системы явля­ется наука; для английской - выработка характера, свободное самоуправление, идеал гражданина; для французской - стремление к внешнему прило­жению научного знания; для американской - безу­держное стремление вперед, поиск новых методов и форм образования. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека, который он и осущест­вляет в своей национальной системе воспитания. Русские пока еще не имеют своей особой системы воспитания и образования. «Надо отказаться от подражания чужим и создать свою собственную национальную систему воспитания, отвечающую стремлениям и потребностям народной души», - подчеркивал К.Д. Ушинский. (3).

П.И. Ковалевский в статье «Национальное воспитание» также выступает против безогляд­ного заимствования чужих систем. Все русские школы - низшая, средняя и высшая - долж­ны быть обязательно строго национальными. Школьное воспитание должно быть националь­ным в физическом, нравственном и умственном отношениях. «У нас, у русских, при существующем ныне национальном безразличии, сплошь и рядом бывает так, что попавший к нам инородец, исполненный великой наглости, начинает порицать нашу нацию, наши поряд­ки, нравы, обычаи и прочее, причем исходным пунктом для него является один какой-нибудь факт, из которого затем производится слишком смелое и неприличное обобщение» (4). Как это до боли похоже на нашу современную ситуацию.

П.И. Ковалевский ссылается на мнение друго­го известного русского педагога И.П. Корнилова, согласно которому, школа должна служить «своему народу и государству и потому должна быть национальной и патриотической. Она должна утверждать в своих питомцах твердые религиозные верования и национальные нравственные убеждения, которыми преисполнен и живет русский народ и на которых основан весь строй его многовековой религиозной, семейной и государственной жизни. Всякое русское дело, особенно воспитание детей, надо делать надежными русскими руками и не очень полагаться на услуги, иногда сомнительные, чужих людей» (5). В статье П.И. Ковалевского, по сути дела, изложена последовательная программа национального воспита­ния. Вот ее основные позиции.

«Воспитать - значит внедрить в человека из­вестные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм его питательные соки - физические, материальные вещества.

Воспитать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны той или другой народности...

Далее, воспитание должно быть в духе той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» (6).

В.Н. Сорока-Росинский в цикле статей «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое в воспитании» последовательно про­водит идею национального воспитания, опираясь на опыт своих предшественников. Особенно чет­ко он фиксирует внимание на фактах, связанных с кризисными, переломными этапами в жизни на­рода, в частности с Первой Мировой войной. Еще не так давно, писал он, могло казаться, что путь, завещанный К.Д. Ушинским русской школе, -путь национального воспитания - либо зарастет, либо будет вконец исковеркан представителями зоологического национализма. Еще не так дав­но мысль, что и в русской школе национальное, т.е. свое, родное, должно быть основой воспита­ния, встречала упорное противодействие, была под каким-то бойкотом со стороны лучшей час­ти общества. «Но разразилась война и показала, как утопичны были все наши космополитические теории и какое колоссальное значение в жизни народов имеет национальное чувство, даже там, где несколько поколений подряд воспитывалось на фанатическом его отрицании. Война показала, сколько скрытой силы таилось в национальном чувстве, силы центростремительной, обеспечива­ющей нации единство, крепость и возможность дальнейшего мощного развития; национальное чувство оказалось неисчерпаемым источником героизма, доблести» (7).

Среди многих составляющих основу нацио­нального воспитания В.Н. Сорока-Росинский уделяет особое внимание национальной песне. Русская народная песня восходит к архетипам на­ших предков, посредством ее осуществляется со­причастность к национальным святыням и нравственным ценностям. «Надо, - писал он, - чтобы школьник с ранних лет слышал свою родную песню и привык воодушевляться при звуках ее и чувствовать в себе кровь своего народа и все то ге­роическое и высокое, что таится в народной душе; надо, чтобы национальная песня сопровождала все торжественные моменты жизни школьника, чтобы он чувствовал потребность выразить свои чувства в те моменты, когда душа бывает полна, так, как это делает всякий нормально развиваю­щийся народ - в народной песне, исполняемой хором, всем миром» (8).

Выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин, который не был специалистом в области педагоги­ки, тем не менее, предложил развернутую систему национального воспитания в своей работе «Путь духовного обновления». «Надо сделать так, - предлагал он, - чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувс­тво красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству - были национальными, у нас в России - национально русскими; и далее: чтобы дети молились, думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приня­ли бы с любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находи­лись, развернутся в настоящих и верных русских людей» (9).

По мнению И.А. Ильина, сокровищами, на которых надо воспитывать русский национальный характер, являются: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, отноше­ние к армии, территории и хозяйству. Этот путь есть подлинный путь к национальному духовно­му опыту, путь пробуждения сердца, воли, воображения, творческих замыслов каждого человека. Всякая абсолютизация принципов интернаци­онализма в деле воспитания, увлечение чужими моделями образования неизбежно несет отри­цательный результат. «Таков дух национально­го воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, наци­онального благородства и международной спра­ведливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны - как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма» (10).

Русская педагогическая мысль развивалась и испытывала на себе сильное влияние православ­ного вероучения. О роли Православия в народном образовании постоянно напоминали великие русские подвижники (Иоанн Кронштадтский), государственные деятели России (К.П. Победоносцев), а также русские писатели и философы (Ф.М. Достоевский, А.Ф. Лосев). «Школа, поскольку она народная, должна отражать в себе душу народную и веру народную - только тогда будет она люба на­роду, - писал К. П. Победоносцев. - Она должна быть проникнута церковностью в лучшем духов­ном смысле этого слова. Одухотворяясь ею, она сама должна одухотворять ее для души народной. Отсюда - непременное участие школы в действии церковного богослужения - в чтении и пении. Кто испытал и видел, тот знает, какое это могучее духотворное воспитательное орудие и для школы, и для души народной, в которую вносится просвет­ление религиозного сознания и чувства» (11).

Развернутую программу религиозного воспитания в области педагогики дал А.Ф. Лосев в докладе «О методах религиозного воспитания», прочитанном им в педагогическом кружке Нижегородского университета в марте 1921 года. А.Ф. Лосев излагает суть своей программы, опи­раясь на широкий исторический материал, соче­тая проблемы православного богословия, религиозный опыт, практику школьного педагога, труды по детской психологии, русскую классическую литературу с ее религиозными исканиями, материалы античной мифологии, философии и поэзии. При этом он дает дифференцированный подход к освоению православного вероучения в зависимости от возраста ребенка. Уже тогда А.Ф. Лосев подчерки­вал, что из всех вопросов педагогики эта пробле­ма имеет наиболее плачевную судьбу. Но при этом автор доклада утверждает следующее: «Без рели­гиозного коэффициента непонятна мука Гоголя, жертвенное безумие Достоевского и Лермонтова, светлое и имморально-эстетическое оправдание языческого мира у Пушкина» (12).

Религиозное воспитание, согласно Лосеву, есть вопрос вообще о религиозном устроении жизни, об особой организации просвещения ума и серд­ца и, следовательно, всего жизнеощущения и жизнедействия. В другом случае, в программе курса «Введение в классическую филологию» Лосев писал: «История есть организм, и ее бытие - рож­дение, рост и смерть национальных организмов. Нас интересуют не вещи, но процессы; не бы­тие, но становление; не машины, но организмы. Догматы веры, граненные и высеченные, воспри­нимаются нами, начиная с их зародышевого со­стояния, и - их граненность и сталь, растворяясь и расчленяясь, уходят в мглу религиозных инстин­ктов» (13).

Программа А.Ф. Лосева исключительно важна для современной русской национальной школы, которая не только формально, но и содержательно должна преодолеть разрушительную тенденцию атеизма. «Науки и школьные дисциплины, пре­ображенные светом истины, не будут чем-то чуждым, познаваемым в лучшем случае лишь из любопытства, но наполнятся жизненным смыслом, великой мирочувственной надеждой, верой и любовыо, - пишет В.В. Медушевский. - Откроется ложь о неизбежности конфронтации между на­укой и верой, ибо прозревшая наука ясно увидит и свои пределы, и связь с верой. Знания не будут ожесточать сердца, но послужат умножению любви. И сам ход обучения поднимется до возвышенной жизни на уроке, полной красоты и радости, но также и труда, усилий мужества, терпения и иных христианских добродетелей, и преодолевающей греховные искажения» (14).

В результате анализа исторического опыта русской национальной педагогики мы можем сделать вывод, о том, что русская педагогическая мысль базировалась на основе ряда принципов:

1.    Русское национальное образование должно быть основано на органичной для русского народа педагогике, учитывающей его духовный и истори­ческий опыт, его традиции. Подобную педагогику невозможно заимствовать извне в качестве «моде­ли» образования.

2.    Русское национальное образование нераз­рывно связано с православным вероучением, впи­тало в себя его живительную силу, чувство собственного достоинства, чувства ранга, смирения. Православие указывает школе и задание, и вер­ный путь.

3.    Содержанием русской национальной педагогики является русская культура во всем ее многообразии: история, художественная литература, искусство, язык, устное народное творчество.

4.    Русская школа должна быть национальной и патриотической, должна служить своему наро­ду и государству.

5.    Воспитание в русской школе должны осуществлять русские педагоги, ревностно относящиеся к русской истории, к русской культуре и русским святыням. В ином случае эффективность национального образования будет сведена к нулю.

Опыт русской национальной педагогики, изложенный в этих принципах, требует глубокого осмысления и освоения в современных условиях при создании русской национальной школы современного типа.

* * *

Современная ситуация, сложившаяся в России в школьном образовании, может быть однозначно оценена как денационализация всей системы образования. В связи с этим национально-культурные общества ведут интенсивную работу по созданию национальных школ, которые призваны учиты­вать высокие стандарты образования, а также национальные приоритеты. За последние годы были открыты во многих городах России еврейские, немецкие, татаро-башкирские национальные школы, как воскресные, так и общеобразовательные. В этих условиях и перед русским народом встала неотложная задача - создание русской национальной школы современного типа.

Как можно сформулировать стратегические цели русской национальной школы? Эти цели следующие:

1.     Русская национальная школа имеет целью - дать своим воспитанникам полноценное образо­вание, учитывающее как стандарты современных требований, так и национальные приоритеты.

2.     Русская национальная школа осуществляет ориентацию образования, прежде всего дисциплин социально-гуманитарного цикла, на основные ценности русской культуры.

3.   Русская национальная школа отдает прио­ритет православному вероучению, которое на протяжении тысячелетия было духовным основанием русской культуры, русского народа и его истории. Пропаганда религиозных и педагогических идей различных сект не допускается.

4.   Русская национальная школа призвана сформировать у своих воспитанников чувство национального достоинства, патриотизм; чувство укорененности в русской истории и культуре.

5.   Русская национальная школа в перспективе должна преодолеть денационализацию среднего школьного образования и выработать педагогические концепции, соответствующие традициям русского народа и современным требованиям к среднему образованию.

Помимо стратегических, необходимо сформулировать и тактические цели и задачи разви­тия русской национальной школы:

1.   Подготовка программ, учебных пособий и хрестоматий по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, отвечающих основным целям русской национальной школы.

2.   Подготовка педагогов, способных реализовать обучение по стандартам русской националь­ной школы и являющихся ревностными носите­лями русского национального самосознания.

3.   Осуществление контактов с родителями, которые разделяют принципы работы русской национальной школы.

4.   Проведение конференций по обмену опытом работы русских национальных школ.

5. Создание общественной ассоциации «Русская национальная школа», цель которой - широкое информирование нашего общества о содержании деятельности и перспективах раз­вития русской национальной школы.

Сегодня мы имеем некоторый опыт создания русских национальных школ в Москве и ряде городов России. Их становление происходит с колоссальными трудностями: сказывается как давление национальной индифферентности, так и негативное отношение со стороны руководства школьным образованием в стране.

Должна ли быть русская национальная школа массовой? На мой взгляд, на данном этапе русская национальная школа должна, скорее всего, быть экспериментальной. В результате создания сети русских национальных школ будет осуществляться их влияние на массовую отечественную школу, и тем самым будет положено начало преодолению денационализации образования в России и отказу от «импортных» педагогических программ. Надо заметить, что прием в русскую национальную шко­лу должен быть сугубо добровольным, а цели, задачи и программы этой школы должны быть хорошо известны как школьникам, так и их родителям.

Список литературы:

1.   Пушкин А.С. О народном воспитании // Опыты православной педагогики. Лит. учеба, кн. 5-6. - 1993. - С. 13-14.

2.    Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Духовные основы русского национального воспитания. Хрестоматия. Екатеринбург, 1994. - С. 24.

3.     Там же.

4.    Ковалевский П.И. Национальное воспитание // Опыты православной педагогики. - С. 179.

5. Там же. - С. 184.

6. Там же. - С. 177.

7.    Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании // Духовные основы русского национального воспитания. Хрестоматия. - С. 67.

8.     Там же.

9.    Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти тт. М. 1993. Т.1. - С. 202.

10.   Там же. - С. 208.

11.    Победоносцев К.П. Ученье и учитель (Педагогические заметки) // Духовные основы русского национального воспитания. Хрестоматия. - С. 83-84.

12.   Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания // Путь Православия. 1993. №1. - С. 224.

13.   Там же.

14.   Медушевский В.В. Христианизация светского образования // Путь Православия. - С. 89.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. настя : несомненно важно
2011-03-15 в 11:57

Несомненно важно возвращаться к своим корням, истокам. Статья очень хорошая и интересная. Спасибо автору.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме