В начале книги выдающегося социолога XX века Питирима Александровича Сорокина «Социология революции», изданной первый раз в Праге в 1923 году, мы читаем следующее: «Реакция» не есть явление, выходящее за пределы революции, а неизбежная часть самого революционного периода - вот его вторая половина». Питирим Александрович иллюстрирует вышеприведенные слова простой табличкой:
Революционный период | |||
Нормальный период |
1-я стадия |
2-я стадия («реакция») |
Нормальный период |
Сейчас внимание наших «либералов» и «консерваторов» сосредоточено на реакционной стадии революции 1917 года, связанной, в первую очередь, с И.В. Сталиным. Первые объявляют ее крайне вредоносной, вторые - спасительной. Но не будь первой стадии, не было бы и второй. По П.А. Сорокину двух мнений быть не может - реакция всегда несет спасение, потому что восстанавливает нормальный период жизни общества. Прав священник Александр Шумский, написавший о настоящих причинах ненависти современных «либералов» к Сталину: «Я не могу поверить, что [они] действительно скорбят о "невинных жертвах" сталинизма. Нет, их заботит совсем другое - они боятся потерять свое греховное своеволие, которое лукаво именуют свободой» («Страшный сон сотрудников НТВ». Русская линия).
Питирим Сорокин во время написания «Социологии революции» был свидетелем лишь начала реакции и Сталин в его книге упоминается лишь при перечислении самых рьяных революционеров. Он не знал тогда, что вторая стадия русской революции затянется на долгие годы. Тем ценнее для нас, его наблюдения, обобщения и предвидения.
Главным в труде Питирима Сорокина, на мой взгляд, является конструктивная классификация «деформаций поведения людей в эпохи революций». Он исследует эти деформации, опираясь на свидетельства очевидцев и статистику времен: «русских революций 1917-1923, 1905 гг., XVII в., французских революций 1870-1871, 1848, 1789 гг., германской 1848 г., английской революции XVII в., ряда среднеевропейских революций, ряда античных революций, египетской (1600-2000 гг. до Р.Х.), персидской (при Кобаде) и других крупных революций».
Приведем краткие выдержки из его труда по каждому виду определенных им деформаций.
I. Деформации, возникающие на первой стадии революционного периода, по П.А. Сорокину
1. Деформация «речевых» рефлексов
- «язык людей развязывается, начинаются речи, речи и без конца речи, митинги и собрания, заседания и демонстрации, широкая река газет, брошюр, листовок, плакатов, афиш заполняет страну»;
- «свобода слова и печати - обычное и неизменное требование революций; язык, молчавший раньше или не затрагивающий многих святынь, теперь начинает поносить, бичевать, обличать все условия, ущемлявшие ныне освобождающиеся рефлексы»;
- « появляется множество новых терминов для выражения новых переживаний».
2. Деформация реакций повиновения и властвования
- «в нормальное время реакции повиновения выполняются большинством граждан... с другой стороны, четко и без колебаний выполняются реакции властвования»;
- в период античных революций «подчиненные перестали слушаться властвующих, дети - родителей, рабы - господ, союзники - римлян, жена - мужа, бедные - богатых, незнатные - знатных, убивали, грабили, восставали, насильничали, кто как хотел»;
- в период русских революций 1905г., 1917г. - «расторможение рефлексов повиновения у многих членов Церкви по адресу церковных властей, членов семьи - детей по адресу родителей, рабочих по адресу предпринимателей и руководителей предприятия, прислуги - по адресу их господ, учащихся - по адресу учителей, массы - по адресу «интеллигенции» и «буржуев» вообще».
- в ходе французской революции 1848 года « армия находилась в состоянии анархии, солдаты бросали оружие и расходились по домам, в городе царило смятение и беспокойство, рабочие перестали работать, никто никого не слушал».
- о древней египетской революции читаем - «ни одно должностное лицо не на своем месте, население точно вспугнутое стадо без пастыря, чиновники убиты, судьи бегут и разогнаны по стране, тайны фараонов Верхнего и Нижнего Египта разглашены, Законы судной палаты выброшены и люди топчут их ногами, неимущие нарушают их на улицах»;
- «с другой стороны, угасает много реакций властвования и у «властителей»... в обстановке стимулов, прежде вызывавших у них безапелляционные и решительные акты «властвования», теперь они их не совершают, или реагируют вяло, с колебаниями, с нерешительностью»;
- в начале русской революции 1917 года «смертная казнь была отменена, серьезные репрессии считались недопустимыми как проявления реакции, простой арест почитался «контрреволюционным актом».
3. Деформация трудовых рефлексов
- о русской революции 1917 года - «не стало ни рабочей дисциплины, ни прилежания, ни внимания, никто никого не слушал, работа, раньше выполнявшаяся одним работником за день, теперь требовала 2-3 дней»;
- о Великой французской революции - « с началом революции страна трудится все меньше, с развитием ее - перестает работать совсем»;
- о французской революции 1848 года - «рабочие вели праздную жизнь и, тем не менее, получали плату... многие «трудились» только для виду... многие смеялись над правительством, платившего им, чтобы заставить их гулять целый день»;
- революция «вместо одного лентяя плодит сотни, вместо одного паразита, спекулянта, махинатора - создает десятки».
4. Деформация рефлексов собственности
- античные революции - «в столице и в менее заселенных местах Италии грабежи совершались ежедневно, грабили все, развилась небывалая жадность и погоня за богатством, подкуп, мошенничество и т.д., бедность считалась единственным наихудшим позором и преступлением... за деньги государственный человек продавал государство... гражданин - свободу, за деньги отдавалась знатная дама, подделка документов и клятвопреступление были так распространены, что клятва называлась «почвой для долгов»;
- гуситская революция в Чехии - «те, кто кричали, что все блага должны быть общими, исключили своих товарищей из всякого дележа... богатства, которые были порицаемы, когда принадлежали католикам, они теперь присвоили себе... они обещали абсолютно свободное пользование лесами, водами и лугами и они же лишили народ всякой свободы пользования и довели его до рабства»;
- «в итоге революции имущественное неравенство скорее возросло, чем уменьшилось»;
- Великая французская революция - «на этом-то и строят свои громадные состояния ловкие террористы... этим объясняется происхождение их колоссальных богатств, которыми пользуются мирно после Термидора эти заведомые негодяи, бывшие каждый в своем кантоне маленькими Робеспьерами, эти патриоты, которые теперь строят вокруг Орлеана дворцы, которые в Валансьене, разграбив общественную и частную собственность, владеют домами и имуществом эмигрантов»;
- русская коммунистическая революция 1917 года (1-я стадия) - «ни коммунизма, ни имущественного равенства, ни общего благосостояния, ни уничтожения частной собственности и капитализма она не дала, а только разорила страну, поменяла людей местами в имущественной пирамиде и усилила рефлексы собственности».
5. Деформация половых рефлексов
- «кровавая борьба как основная деятельность в периоды революций ведет не только к количественному росту половой вольности, но весьма часто придает ей характер садизма, удовлетворения полового аппетита с мучением и пыткой жертв»;
- «Декрет от 20 декабря 1917 года ввел такую свободу развода, что брак может быть расторгнут просто по заявлению одного из супругов; аборт из наказуемого деяния был сделан ненаказуемым»;
- «эротизм, проповедь свободной любви, дискуссии по половому вопросу заливали журфиксы гостиных, собрания религиозно-философских обществ, страницы газет, журналов и брошюр»;
- Смутное время - «Современник Авраамий Палицин пишет: «Сердце трепещет от воспоминания злодейств: там, где стыла теплая кровь, где лежали трупы убиенных, там гнусное любострастие искало одра для своих мерзостных наслаждений... были жены, прельщаемые иноплеменниками и развратом»»;
- русская революция 1917г. - «почти с самого же начала революции народ заплясал в буквальном смысле слова... начались бесконечные «танцульки»: танцульки с концертом, танцульки с митингами, после докладов, танцульки во время голода, тифа, расстрелов... танцуют и по сие время, вместе с танцульками - примитивно грубый флирт и... любовные объятья»;
- по выборочному освидетельствованию в 1919 году в Петрограде «из всех девочек до 16 лет 96,7% оказались дефлорированными и даже среди девочек до 10 лет процент дефлорированных был выше 10»;
- Великая французская революция - «танцуют всюду - в Кармах, где на стенах можно еще видеть кровь 116 расстрелянных священников, на кладбищах Сульпиция, в домах и на площадях»;
- «рост половой разнузданности, оргий, маскулинизация и эмансипация женщин и феминизация мужчин, изменение брачного законодательства в сторону «освобождения» от брачного рабства женщин, половые извращения, падение святости брака и прочности семьи и т.д. - все это достаточно бесспорно установлено»;
- о русской революции 1917г. - «большое количество 12-13-летних мальчиков и девочек в городах живут половой жизнью; светские браки между ними, особенно в городах, стали обычным бытовым явлением».
6. Деформация психики членов революционного общества
- «раньше пожар одного дома или признак какого-либо разрушения водопровода, моста, здания и т.п. вызывали колоссальную тревогу... теперь разрушаются целые города, села, горят фабрики и заводы - и это не вызывает никакой особенной тревоги... общество становится очень чутким к узкому и объективно неважному кругу явлений и... совершенно тупым ко всему остальному»;
- «понадобились бы сотни страниц, чтобы привести документы, статьи и речи в эпоху революции, в которых логик найдет бездну материала для примеров нелогичности... вся логика мышления революционного времени - есть логика нелогичности»;
- «деформируются процессы воспроизведения и памяти: революционное общество теряет память, оно вдруг забывает все свои традиции, верования, идеи и отрывается от прошлого»;
- «отчаяние и радость, взрывы ненависти и восторга, подавленности и безудержного веселья, обожания и презрения, мести и великодушия лихорадочно сменяют друг друга»;
- «уже давно рядом исследователей было отмечено громадное распространение рефлексов подражания в эпоху революций: общество превратилось в огромное загипнотизированное существо, которое можно было толкнуть на самые неожиданные действия, внушить ему самые нелепые бредни... стимул убийства или разгрома магазинов, данный одним, толкал к убийству и разгрому сотни и тысячи»;
- «общество, вступившее в революцию, верит в возможность осуществления самых несбыточных фантазий и самых утопических целей... вокруг творятся зверства и убийства - они твердят о начавшемся осуществлении братства, усиливаются голод и нищета - они этого не видят и верят, что завтра революция даст не только сытость, но и райское блаженство всем и вся»;
- «с подъемом революции происходит рост популярности экстремистских идеологий... общество с упорством маньяка и энергией сумасшедшего принимается за постройку моста на луну»;
«освобожденные от тормозов основные импульсы человека развивают в нем бешеную силу и дикую энергию,... сорвавшийся с цепи человек делается ураганом, сеющим вокруг себя бессмысленную гибель, смерть и разрушения... повсюду налицо настоящее «прямое действие»;
- «революционные массы и их вождей охватывает «мания величия»... газетный репортер превращается в «великого трибуна», самый посредственный конторщик - в «великого организатора», посредственный публицист - в «великого мыслителя»;
- «наконец, дезорганизация душевной жизни, вызываемая революцией, сказывается в значительном росте душевных заболеваний и психических расстройств».
7. Деформация структуры социальных агрегатов в периоды революций
- «начнем с изменения состава и циркуляций в области профессиональной, объемно-правовой (управляющих и управляемых) и имущественных группировок... во всех этих группировках процессы изменений делаются более быстрыми и массовыми, индивиды как бы моментально взлетают из низов имущественной или объемно-правовой пирамиды, перескакивая сразу ряд ступеней, и наоборот - падают сверху вниз с той же катастрофической быстротой и внезапностью... то же самое наблюдается и в перемене профессий: за год-два индивид меняет несколько профессий, самых разных и даже противоположных»;
- « более быстрый и массовый характер приобрела и междусемейная циркуляция индивидов»;
- «не иначе обстояло дело и с партийной группировкой: масса лиц за 5-6 лет... успела пройти через ряд партий - от монархизма до коммунизма и возвратилась к исходному внепартийному бытию»;
- «десятки лет граждане России оставались подданными этого государства; с начала революции сотни тысяч и даже миллионы лиц волей или неволей оказались подданными других государств: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Польши, Украины, Румынии, многие - два миллиона эмигрантов - оказались вообще без подданства: они стали «абонентами» Лиги Наций, людьми «без отечества», причем значительная часть лиц меняла свое подданство несколько раз»;
- «такую же картину представляет собой и межрелигиозная циркуляция: масса верующих с начала революции стала атеистами, часть начала переходить из православия к евангельским христианам, часть - к католикам, часть - к другим сектам... с 1922 года из православной Церкви, возглавляемой патриархом Тихоном, выделились: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Древле-Апостольская церковь»;
- «не представляет исключения и территориальная циркуляция: революция подняла с насиженных мест огромные пласты населения, раньше не думавшего о перемене своего оседлого образа жизни, бросала и продолжает бросать их с места на место по безбрежной Российской равнине»;
- «неизбежным результатом исключительно быстрой, массовой и нерегулируемой циркуляции в первый период революции является быстрое и резкое колебание числа членов групп, на которые распадаются социальные агрегаты... профессионально-производственные группы, например, характеризуются: исключительным уменьшением объема групп индустриальных рабочих (численность их сократилась до 46%), исключительной гипертрофией числа чиновников (почти 30% населения превратилось в чиновников и агентов власти)»;
- «в эпохи революции меняется характер профессионального отбора... в нормальное время для вхождения в любую профессию, а тем паче - в высококвалифицированные профессии - требуется выявление профессиональной пригодности и опытности... индивид подготовляется к своей роли и подвергается ряду испытаний: проходит курс обучения, приобретает практический стаж, сдает экзамены, выполняет ряд работ и т.д., в революции эти условия за редким исключением отпадают - максимум революционности считается патентом, гарантирующим универсальную пригодность к любой профессии... сотни и тысячи лиц самочинно и самозвано захватывают ряд функций без какого бы то ни было экзамена и испытания их способностей - один делается губернатором, другой - комиссаром, третий - министром, четвертый - мэром города, пятый - директором фабрики и т.д.»;
- «в первый период революции происходит изменение поведения и психологии лиц, перемещенных в системе социальных координат - кто в 1918-1923гг. преследовал свободу стачек, объявлял их недопустимыми - бывшие рабочие и революционеры, раньше (до занятия правительственных постов) горячо защищавшие свободу стачек; кто в 1918-1922гг. стоял во главе карательных отрядов, уничтожавших целые деревни за неуплату налогов, за непокорность власти - бывшие рабочие и крестьяне, прежде возмущавшиеся бесконечно более мягкими мерами успокоения крестьян, применявшимися царским правительством... ключ к объяснению таких явлений лежит не в подлости этих лиц, а в самом факте их перемещения в социальном агрегате и в очерченной выше общей деформации поведения во время первой стадии революции»;
- все перечисленные признаки деформации структуры социальных агрегатов в 1917-1923 гг. в России Питирим Александрович подробно иллюстрирует примерами революционных событий, произошедших в других странах и в другие времена.
***
После этого спрашивается - что представляет собой второй этап революционного периода? Ответ напрашивается сам собой - ликвидация последствий произведенных на первом этапе революции деформаций. «Белые» или «Красные» будут осуществлять реставрацию уже не так важно - они будут вынуждены делать приблизительно одно и то же. Питирим Сорокин блестяще доказывает это, исследуя общие черты разнообразных революций прошлого.
Читая описание деформаций первой стадии периода революций, я (надеюсь, как и Вы, дорогой читатель) увидел много общих черт исследованных революционных процессов и событий 90-х годов прошлого века, произошедших в СССР и Российской Федерации. Получается, что мы пережили настоящий страшный первый этап настоящей революции. Еще недавно я думал, что уже сейчас наступила детерминировано необходимая вторая стадия - реакция, и тихо радовался, что она проходит достаточно мирно. После прочтения «Социологии революции» я засомневался в этом. Тут нужно хорошенечко разобраться. И, надеюсь, что мне поможет все тот же Питирим Сорокин и современная статистика.
Во втором разделе настоящей статьи будут приведены современные статистические данные по всем видам перечисленных деформаций на фоне описанных П.А. Сорокиным признаков наступления реакции (торможение и ликвидация деформаций) прошлых времен.
II. Вторая стадия революций - торможение и ликвидация деформаций, возникших на первой стадии. Современное состояние России - революция или реакция?
1. Торможение деформации «речевых» рефлексов
- «второй этап - период количественного и качественного торможения речевых реакций, и здесь они идут впереди других: «торможение» их - предвестник торможения других рефлексов и симптом перехода революции во вторую тормозящую стадию - независимо от того, «белой» или «красной» властью это торможение производится... на язык надевается узда... масса газет закрывается... «свобода печати» ограничивается... «свобода слова» аннулируется... митинги запрещаются... агитация преследуется... за нарушение - кара, начиная с тюрьмы и кончая гильотиной или расстрелом... при таких «тормозах» люди начинают держать язык за зубами... море речевых рефлексов высыхает... вместо разнузданности речи наступает период «шептограмм»... воцаряется молчание»;
- второй этап периода античных революций - «при Сулле и позже безмолвный ужас давил всю страну и нельзя было услышать ни одного свободно выраженного мнения»;
- вторая стадия гуситской революции в Чехии - «после войн Яна Жижки и Прокопа мы видим торможение речевых рефлексов, количественное и качественное»;
- второй этап нидерландской революции XVI века - «язык каждого пленника завинчивался в железное кольцо и прижигался горячим железом»;
- этап торможения английской революции XVII в. - «с момента единовластия Кромвеля началось торможение в виде арестов Лильберна, других памфлетистов, непокорных членов парламента... в виде подавления свободы слова и печати... подвергали суду и наказанию не только сочинителей, но и всякого купившего возмутительное сочинение... запрещаются митинги и собрания... закрываются театры... глава семьи обязывается держать взаперти детей и слуг, кроме немногих часов и т.д.»;
- Великая французская революция - «при директории торможение ширится и углубляется: клубы закрываются, газеты тоже, контролируется театр... при Наполеоне процесс пошел еще дальше и привел почти к полному уничтожению свободы устного и печатного слова»;
- германская революция 1848 года - «12 ноября в Берлине все клубы и союзы были распущены, демократические газеты закрыты, войска срывали все плакаты, воцарилась военная диктатура».
О реакционной стадии русской революции 1917 года в отношении «свободы слова» говорилось и говориться достаточно много. Заметим только, что второй этап Великой Октябрьской Социалистической Революции в отношении речевых рефлексов длился намного дольше, чем при развитии других упомянутых революций. Коммунисты не хуже Питирима Александровича понимали, что с речевой разболтанности все и начинается.
Зато в начале революции 1990-х годов мы оторвались по полной. Достаточно вспомнить ежедневные прямые трансляции с различных конференций, съездов, заседаний и собраний. Сейчас речевой и изобразительный беспредел продолжается. «Примороженные» на телевидении политические дискуссии с удвоенной силой разворачиваются в интернете и при этом происходит «интернетизация» всей страны. Кажется - можно только радоваться. Но ведь Питирим Александрович с математической строгостью доказал что реакция точно будет. И сила противодействия будет равна силе действия.
После увиденных миром зверств, совершенных турками, финнами, русскими, немцами, камбоджийцами, американцами, японцами, арабами, евреями, югославами на протяжении образованного и гуманистического (т.е. человекоцентричного) XX века, надеяться на гуманизм будущих реакционеров - непростительная глупость. Даже длительное сохранение, произошедших деформаций поведения людей на первой стадии революции (путем соответствующей пропаганды и установления диктатуры демократии), означает ее продолжение и все равно рано или поздно закончится второй стадией (реакцией).
Очень настораживает то, что перечисленные деформации приобретают всемирный характер. И, особенно, то, что лидерами деформационных процессов являются т.н. «христианские» страны. Ко всем, когда-то богоизбранным народам, будет рано или поздно предъявлен особый счет. Сейчас много говориться об искусственном, заговорщицком вовлечении России в глобальные деформационные процессы. Конечно, это есть, как было во все времена со всеми народами, поддерживающими многотрудный диалог с Богом. Но многие факты заставляют усомниться в том, что мы являемся всего лишь невинными жертвами действий закулисного центра мировой революции.
2. Подавление деформаций реакций повиновения и властвования
- в результате расторможения реакций повиновения и властвования «жизнь становится бесконечно трудной, почти невозможной, общество или начинает гибнуть, или начинается новая прививка рефлексов повиновения... она достигается лишь путем введения сильнейших, безусловных тормозов... беспощадного террора, военных судов и т.д... чем сильнее было расторможение, тем более беспощадными становятся меры по наведению порядка... вводятся они или «белыми» или «красными» диктаторами»;
- «из сказанного ясно, что террор и диктатура - неизбежные результаты [первой стадии] революции... кто углубляет «революцию», тот тем самым подготавливает неограниченный разгул террора и диктатуры»;
- Кромвель на второй стадии английской революции XVII века « с помощью армии заставляет повиноваться население, с помощью одной части армии подавляет неповиновение другой, через институт генерал-майоров, через казни, аресты, штрафы, конфискации и другие меры он приучает народ к послушанию, подавляет заговоры и восстания и к концу своей жизни... укрощает взбунтовавшееся общество, подготовив почву для... повиновения народа Стюартам»;
- после первой стадии французской революции 1848 года «Кавеньяк начал усиленно прививать рефлексы повиновения путем расправы и жестоких репрессий... Наполеон III в первые годы своей Империи довершил это «воспитание».
О ленинских и сталинских репрессиях написано не меньше, чем про ущемление свободы слова в советский период. И опять удивляет, как и при торможении речевых рефлексов, большая длительность стадии восстановления порядка в СССР. Однако думаю, что и в этом случае сила противодействия равнялась силе действия. Часть русского и других народов СССР были в то время весьма несклонными к послушанию личностями, вопреки сказкам о некой «вековой покорности». За спиной многих мужчин - убийства, изнасилования, грабежи, за спиной многих женщин - измены, подстрекательства, провокации, да и те же убийства, даже за спинами детей - множество гадостей. Вспомним романы «Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Доктор Живаго» и другие свидетельства реальной бесноватости большой части населения страны. Однако другой причиной слишком затянувшегося этапа восстановления порядка могло быть и то, что многие реакционеры были тоже нездоровы.
Разгул неповиновения, начавшийся у нас в 1990-е годы, продолжается до сих пор.
Массовое уклонение призывников от службы в армии (новая форма дезертирства) прибрело хронический характер. Уклонение от налогов, «серые зарплаты», всевозможные теоретические обоснования неповиновения со ссылкой на вороватость и недисциплинированность самой власти - та же «хроника». Недавно посмотрел короткий телефильм об экскурсии «Петербург Достоевского» - на стенах лестницы, ведущей на «Чердак Раскольникова» - надписи: «Убей бабку!», «Родя, мы с тобой!» и т.п.
На фоне развития революционных процессов игры с отменой смертной казни представляются весьма опасными. Достаточно взглянуть, например, на статистику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (увеличение в 14,3 раза в 2008 году по сравнению с 1990 годом, табл. 10.1) или на динамику групповых преступлений (увеличение оргпреступлений в 10,5 раза, табл. 10.3).[1]
Общая статистика зарегистрированных преступлений (увеличение в 1,8 раза в 2008 году по сравнению с 1990 годом, табл. 10.1 ) говорит о том, что «праздник непослушания» продолжается, и чем дольше он будет продолжаться, тем ужасней для всех нас будет стадия «подавления деформаций реакций повиновения и властвования».
3. Подавление деформаций трудовых рефлексов
- о русской революции 1917 г. - «прославляя «труд» в своих речевых рефлексах, революция на первой стадии делает людей лентяями, трутнями, паразитами, т.е. объективно как раз отучает от труда,...так началось угасание трудовых рефлексов и разрушение народного хозяйства России...производительность труда за 1918-1920 гг. упала до 30% довоенной нормы... власть, еще недавно поощрявшая «право на леность», теперь в силу необходимости беспощадно (и идиотски нерационально) начинает принуждать население работать...за уклонение и нарушение декретов о трудовой повинности устанавливается беспощадная кара...6-8 часовой рабочий день заменился фактически 10-14 часовым»;
- о Великой Французской революции - «революция всегда является критическим периодом в отношении труда: она уничтожает капиталы, расстраивает потребление и парализует производство...дальше - голод, болезни, нужда и страшное обнищание... [дальше - вторая стадия революции (реакция)] - запрещение стачек, регламентация труда, уничтожение его свободы, введение обязательной трудовой повинности, закон о максимуме, карающий тюремным заключением и даже смертной казнью рабочих, отказавшихся работать у хозяев, и приказывавший принудительно отправлять их на работы, обращать в батраков и т.д.»;
- «так снова и снова повторяется в истории урок людям: одним - праздным - говорящий, что своим паразитизмом они вызывают справедливое негодование и бурю революции... другим - обремененным трудом - что меньше всего кроваво-революционным путем можно облегчить бремя труда».
А, может быть, все-таки усвоил этот урок народ современной России и не идем мы никаким кроваво-революционным путем, а значит и не будет никакой, усмиряющей каленым железом разбушевавшиеся инстинкты, реакции. Дай-то Бог. А пока посмотрим на упрямые цифры:
1. Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на одного занятого в экономике страны увеличилась в 2008 году по отношению к 1995 году в 1,5 раза, а на одного занятого в госсекторе в 2 раза (табл. 2.3 и табл. 5.4). Вот тебе и сокращение госаппарата!
2.Деформация трудовых рефлексов в новейшее время сопровождалась утратой силы правовых норм уголовного преследования за тунеядство. Число лиц, не имеющих специальности и профессии, доросло к 2008 году до 1,427 млн. чел. И это только среди зарегистрированных безработных. При этом доля лиц, не имеющих специальности и профессии, среди общего числа безработных увеличилась за период 2000-2008 гг. с 11 до 27% (табл. 5.20).
3. Число трудоспособных лиц без определенных занятий, осужденных за преступления, возросло в 2008 году по сравнению с 1990 годом в 2,7 раза и составило 55% от всех осужденных (табл. 10.8).
Реакция на деформацию трудовых рефлексов у нас еще не наступила. Но она наступит.
4. Подавление деформаций рефлексов собственности
- «революция, часто выставляя лозунг «коллективизации» собственности, никогда его не осуществляла фактически»;
- «когда же [первая стадия] революции доходит до конца, когда богатства разграбляются и делятся всякого рода «коммунитаризаторами», когда их не остается, когда делить уже нечего, кроме захваченного «национализаторами» достояния, когда новый передел может грозить только им, - тогда прививка тормозных рефлексов совершается ими, ставшими теперь представителями «новой буржуазии», новыми, свежими и ревностными собственниками»;
- античные революции - «новые собственники мало смущались тем, что возле них снова возникали неравенство и бедность...о новом переделе они не желали и слышать, как только сами становились собственниками»;
- Великая французская революция - « по окончанию «дележки» приходит второй период: закрепления награбленного и оживления угасших рефлексов собственности...издается декрет, провозглашающий священную неприкосновенность собственности...начинается энергичное подавление посягательства на нее».
Значит, и подавления деформаций рефлексов собственности у нас сейчас нет. Захваты, перестрелки, поджоги, связанные с переделом собственности продолжаются. Первая стадии революции в отношении собственности только разгорается.
Предложения о «легально-нелегальной» регистрации и трудоустройстве, поддельные трудовые книжки, дипломы, аттестаты...
С одной стороны некоторые группы населения по разным причинам не желают легализовать свои права собственности (по крайней мере, у себя в стране), с другой - лавинообразно нарастают нарушения прав чужой собственности в виде контрафактной продукции (пищевые продукты, сигареты, алкогольные, безалкогольные напитки, лекарства, одежда, обувь и многое другое). Полный беспредел творится в области нарушения прав интеллектуальной собственности. Буквально все население страны втянуто в «игру» под названием «Не буду платить втридорога за т.н. легальную продукцию интеллектуального труда, потому, что она почти вся на самом деле тоже нелегальная». К этому привыкли так, что, попробуй, отучи. А по П.А. Сорокину отучать придется. Закрепление прав собственности - один из самых жестоких, причем касающийся почти каждого из нас, вид будущей реакции.
Посмотрим, кстати, как обстоят дела с «традиционными» преступлениями, направленными против прав собственности: число грабежей возросло в 2008 году по сравнению с 1990 годом в 3 раза, число разбойных нападений в 2 раза, число краж в 1,5 раза, взяток в 4,5 раза (табл.10.1).
5. Торможение деформаций половых рефлексов
- «в 1885 г. среди православного населения Европейской России один развод приходился на каждые 470 браков, заключенных в том же году»;
- «неограниченное проявление половых рефлексов тормозится множеством безусловных и условных стимулов... примерами их служат: смертная казнь и другие тяжкие наказания за недозволенную половую связь (древние правовые кодексы);
- «другие виды наказаний: общественное порицание, позор, потеря чести, религиозные эпитимии, с одной стороны, с другой стороны - правовые, моральные и конвенциональные рефлексы, устанавливаемые путем воспитания и «изнутри» тормозящие половые импульсы»;
- «обуздание совершается медленнее и труднее, чем нормализация других рефлексов».
Начало русской сексуальной революции 1990-х сопровождалось упразднением уголовного преследования гомосексуалистов и проституток, легализацией порнографии и другими послаблениями в части половой жизни.
В качестве одного из главных социологических индикаторов деформации половых рефлексов П.А. Сорокин выделяет соотношение браков и разводов.
Итак, в 1885 г. России - 470 заключенных браков на 1 развод. « В 1921 и 1922 гг. 1 развод приходился: в Полтаве на каждые 4,9 заключенных браков, в Николаеве - на 3,9, в городах Запорожской, Екатеринославской, Кременчугской и Подольской губерний - на 3,8». В СССР 1 развод приходился в 1970 году - на 3,3 заключенных браков, 1980 году - на 2,5, в 1990 году - на 2,4. В новой России в 1995 году 1 развод приходился на 1,6 заключенных браков, в 2004 - на 1,5 (табл. 4.29), то ли еще будет, учитывая влияние на семейные отношения развивающегося на наших глазах мирового экономического кризиса.
Опять прав Питирим Александрович - разбушевавшиеся половые инстинкты тормозятся с самым большим трудом. Их в полной мере не удалось затормозить ни Сталину, ни Брежневу. Но кто-то затормозит, иначе - вымирание. Численность населения России в последние годы неуклонно сокращается - за период 1996-2009 гг. оно уменьшилось на 6 млн. 400 тыс. человек.
Другим важным индикатором половой распущенности П.А. Сорокин считает число рожденных внебрачных детей на 100 новорожденных. Он приводит «статистику внебрачных рождений во Франции: 1870-1872 гг. были годами расторможения половых рефлексов, посему в 1871-1873 они должны были дать повышение внебрачных рождений, что и подтвердила статистика, на 100 рожденных детей было внебрачных: в 1871 году - 7,15; в 1872 - 7,21; в 1873 - 7.46».
Французская революция 1870-1871 гг. «меркнет» на фоне разгула сегодняшней русской революции (вернее ее первой стадии). Если в революционной Франции на 100 родившихся детей приходилось 7.46 внебрачных, то в современной России их уже порядка 30-ти (табл. 4.24)! При этом число внебрачных детей выросло к 2008 году по отношению к 1970 году в 2,5 раза.
На фоне распада семей и катастрофического роста случайных связей разворачивается «ненавязчивая» пропаганда гомосексуализма и других половых извращений.
Становится более понятным, почему древние правовые кодексы устанавливали такие жестокие кары за недозволенные половые связи. Вот выдержки из книги Левит Ветхого Завета:
- «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20,10);
- «Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего» (Лев. 20,18);
- «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20, 13).
Православная Церковь путем таинств и вразумлений может очистить людей от страшных грехов, конечно при условии большого духовного труда со стороны нас немощных. Но в отношении мужеложства уже в эпоху ранних Христианских государств Церковь была вынуждена встать на особые позиции. Господь много раз давал понять, что в отношении гомосексуалистов и педофилов будет особенно немилостивым.
Современные западные «мыслители» стараются разделить полярно эти два греха - поощряя педерастов и борясь с педофилами. Это все равно, что разделять почву и произрастающие из нее растения.
А вот мнения преподобных и богоносных Отец наших:
Святитель Иоанн Златоуст: «Я утверждаю, что эти мужеложники - хуже убийц, так как лучше умереть, чем жить после такого поругания. Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху». (Беседа IV на послание ап. Павла к Римлянам).
Преподобный Максим Грек: «Какие же другие наиболее уничижатся и будут отчуждены от Бога, как не те, которые по великому их безумию рассуждают, что не будут осуждены, беззаконствующие наравне с древними нечествовавшими содомлянами, которых суд Божий испепелил вместе с их городами огнем и жупелом, соделав их указанием для тех, кои впоследствии захотят подобно им нечествовать... Поэтому следовало бы христианам, и к тому же имеющим такое страшное указание гнева Божия, не только гнушаться такой богомерзкой скверны, которая, преимущественно перед всеми другими беззакониями прогневляет Вышняго, сожигать огнем и предавать анафеме тех, которые творят такую скверну и не считают ее преступлением, тогда как эта богомерзская скверна разжигает нестерпимый гнев Божий». (Слово 19. Против предающихся безумно богомерзким скверным содомским грехам, низводящим в погибель и в муку вечную).
Святитель Иоанн Златоуст: «Является доказательством крайней порчи то, когда развращены тот и другой пол, когда мужчина, поставленный быть наставником жены, и женщина, которой повелено быть помощницею мужа, поступают друг с другом как враги. <...> Замечаешь ли, что все произошло от избытка вожделения, которое не в силах оказалось остаться в собственных своих пределах? Все, преступающее законы, установленные Богом, питает вожделение к необычному и незаконному. Подобно тому, как многие, потерявши позыв к обыкновенной пище, нередко едят землю и мелкие камни, а другие, томясь сильною жаждою, часто пьют и грязную воду, - так и язычники вскипели этою противозаконною любовью. И если ты спросишь - откуда такая напряженность страсти? - отвечаю: оттого, что были оставлены Богом. А отчего произошло это Божие оставление? От беззакония оставивших Бога». (Беседа IV на послание ап. Павла к Римлянам).
Святитель Иоанн Златоуст гениально предвидел эпоху гей-парадов: «Смешение с блудницами хотя беззаконно, но естественно, а мужеложство и противозаконно, и противоестественно. Если бы не было геенны, и не угрожало наказание, то это было бы хуже всякого наказания. Если же они наслаждаются, то это говорит лишь об усилении наказания. Если бы я увидел, что бежит нагой человек, вымаравший все свое тело грязью, и не только не стыдится, но и хвалится этим, то я не стал бы радоваться вместе с ним, но больше его рыдал бы о нем, потому что он не чувствует стыда своего».
На фоне слов Святых Отцов о гомосексуалистах может показаться банальной статистика, связанная с заболеваемостью СПИДом в современной России. Но вспомним Рудольфа Нуриева и Фредди Меркьюри. Число зарегистрированных больных ВИЧ-инфекцией увеличилось в период 2000-2008 гг. в 3,8 раза (табл. 8,19).
А теперь об абортах и других способах борьбы с беременностью. Кажется, что небольшое снижение количества абортов (4,8% от численности женщин, закончивших беременность в 1980 году по сравнению с 4,2% в 2008 году) говорит - все больше женщин России начинают ходить путями Господними. Однако, скорее всего, - это всего лишь следствие почти поголовного применения ими оральных контрацептивов и других «прогрессивных» средств предотвращения беременности. Вот крик одной из современниц в интернете: «Была у гениколога, она сказала, что после ОП [?] нельзя применять гармональные контрацептивы! Неужели это правда? Ведь к ним относятся все оральные контрацептивы, спирали "Мирена". Как же жить-то тогда?!».
Женские «манипуляции» (в течение нескольких поколений) Волей Бога не остаются без последствий. Да еще каких! Судите сами (табл. 8.31, 8.32,). В период 1980-2008 гг. увеличилось число беременных, страдающих анемией - в 10 раз; болезнями мочеполовой системы - в 9 раз; отеками - в 2 раза, болезнями системы кровообращения - в 3 раза.
За этот же период число детей, родившихся больными, возросло в 3,7 раза и составило 37,4% от всех родившихся детей!
Специфические болезни в тот же период стали поражать российских женщин все чаще и чаще: бесплодие - в 1,6 раза; рак матки - в 1,8 раза; рак груди - в 2,3 раза, расстройства менструаций - в 7 раз!
Число женщин, страдающих алкоголизмом и алкогольными психозами, увеличилось за период 1990-2008 гг. в 1,3 раза.
Вот уж действительно - «есть у революции [сексуальной] начало, нет у революции конца». Но конец-то будет. Но какой? Может, действительно нам, русским, всем до смерти надоело жить на белом свете, а нашим правителям, испугавшимся кровавости необходимой реакционной стадии революции, остается лишь деликатно, без лишнего шума, «по христиански» сопроводить нас до могилы. Я говорю «русским», потому что у многих других народов России дело с подавлением деформаций половых инстинктов обстоит гораздо лучше. И рождаемость повыше и смертность пониже. Во многом благодаря упомянутым П.А. Сорокиным мягким мерам торможения полового буйства - «общественное порицание, позор, потеря чести, религиозные [правила]» - доля в национальной структуре населения России (рассматривались 23 самые многочисленные национальности) увеличилась в 2002 году по сравнению с 1989 годом: чеченцев в 1,5 раза; армян в 2,2 раза (тут, конечно, первую роль сыграла миграция); аварцев в 1,5 раза; азербайджанцев в 1,9 раза (тут тоже важную роль сыграла миграция); кабардинцев в 1,6 раза; осетин в 1,3 раза; даргинцев в 1,5 раза; якутов в 1,2 раза; кумыков в 1,5 раза; ингушей в 2,0 раза; лезгин в 1,6 раза.
Интересующимся подробностями советую обратиться все к тому же «Российскому статистическому ежегоднику, 2009» (табл. 4.10, 4.21).
Женская преступность не отстает от женских болезней: за период 1990-2008 гг. она увеличилась в 1,8 раза (табл. 10.8).
Нет слов. Хотя, есть... У пророка Исаии:
«Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили». (Ис. 3, 12)
«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах,- оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо». (Ис. 3, 16-23)
«И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: "свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем,- сними с нас позор"». (Ис. 4, 1)
6. Торможение деформаций психики членов революционного общества
- в начале «второй половины революции... общество из буйного помешанного становится «тихо-помешанным», мрачным и апатичным, приходит в себя после припадка...на этой-то полной волевой вялости и расцветают пышно роскошные цветы красной или белой диктатуры и тирании, она бьет общество беспощадно, оскорбляет, мучает, терзает и... общество покорно сносит эти удары»;
- « кто хочет, чтобы пришла гибель общества или стадия «торможения» кровью и железом, стадия удушающей смирительной рубашки, неизбежно следующая за стадией «освобождения», - тот может желать насильственной революции... кто этого не хочет - тот не может не отвергать революции».
Сейчас в нашей стране процессы деформации психики людей имеют двойственный характер. С одной стороны буйные еще не набуянились - налицо все признаки «революционной психики», перечисленные П.А. Сорокиным: нелогичность, забвение традиций, лихорадочность мыслей, подражательность, фантазийность, экстремизм, «мания величия». С другой стороны мрачность и апатичность охватывает все большее количество людей, достаточно проехать в московском метро, чтобы увидеть множество лиц с явными признаками депрессии. Статистика вряд ли поможет достоверно разобраться в том, что сейчас преобладает - мания или депрессия. Тем более, что в начале новейшей русской революции были усложнены правила госпитализации людей с нездоровой психикой. Однако некоторые цифры все же можно привести: численность больных, которым оказывается консультативно-лечебная психиатрическая помощь, выросла в период 1990-2008 гг. в 3,4 раза (табл. 8.27).
7. Торможение деформаций структур социальных агрегатов
- во время реакционной стадии революции «начинает ограничиваться и вводится в рамки самодурство новой аристократии и правящего слоя»;
- «со второго периода революции принцип «специальной подготовки», «профессиональной пригодности», «деловитости» начинает играть все более и более серьезную роль»;
- «не полная ли свобода толкования и проповеди слова Божия была основным требованием гуситов... но как только [они] очутились у власти картина меняется - Ян Жижка поголовно уничтожает... членов других сект... они организуют массовую инквизицию, арестуют и убивают всех инаковерующих».
Кратко напомним о видах деформаций структур социальных агрегатов исследованных П.А. Сорокиным, которые проявляются на первой стадии революции: массовый и стремительный взлет индивидов из низов общества наверх и внезапное массовое падение представителей привилегированных слоев общества на нижние ступени социальной лестницы; массовая смена профессий; партийная и религиозная циркуляция; образование независимых государств («сотни тысяч и даже миллионы лиц волей или неволей оказались подданными других государств»); территориальная циркуляция населения; резкое изменение числа членов профессионально-производственных групп; «сотни и тысячи лиц самочинно и самозвано захватывают ряд функций без какого бы то ни было экзамена и испытания их способностей - один делается губернатором, другой - комиссаром, третий - министром, четвертый - мэром города, пятый - директором фабрики и т.д.».
Можно, конечно, пожалеть «детей Арбата» из-за ограничений, а точнее репрессий в отношении «самодурства новой аристократии» при Сталине. Но сначала нашим либералам нужно искренне пожалеть «детей Кромвеля», «детей Робеспьера», «детей Пугачева, Разина и Лжедмитрия» и т.д. и т.п. По П.А. Сорокину получается, что когда-нибудь придется пожалеть и о судьбах «детей Рублевки».
Несмотря на некоторое торможение перечисленных выше деформаций, революционные процессы в сфере изменения структур социальных агрегатов продолжаются. Например, среднемесячная заработная плата работающих в сельском хозяйстве за период 1990-2002 годы упала относительно среднероссийского уровня в 2,4 раза, а работников финансовой сферы возросла в 2,1 раза (здесь - источник: «Труд и занятость в России. 2003», табл. 8.17). Думаю, что подобные тенденции сохраняются до сих пор.
Продолжаются миграционные процессы. Численность граждан стран СНГ, работавших в России, в период 1995-2008 гг. увеличилась в 13,2 раза. Только за период 2004-2008 гг. она увеличилась в 8 раз (табл. 5.14). [2]
Поражает разнообразие религиозных организаций, членами которых могут стать граждане России (табл. 2.13). Среди них: Российская православная автономная церковь, Истинно-православная церковь, Российская православная свободная церковь, Древлеправославная церковь, Поморская церковь, Федосеевское согласие, Христиане веры Евангельской, Евангельские христиане, Евангельские христиане в духе апостолов, Церковь полного Евангелия, Евангельские христиане-трезвенники, Новоапостольская церковь, Церковь Ингрии, Свидетели Иеговы, Меннониты, Армия Спасения, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Церковь объединения (Муна), Церковь Божьей матери «державная», Молокане, Церковь последнего завета, Церковь Христа, Христиане иудействующие, Саентологическая церковь, Сознание Кришны (вайшнавы), Вера Бахаи, Тантризм, Зороастризм, Шаманизм, Живая этика (рериховцы), Языческие верования.
Что-то невидно результатов «борьбы» с тоталитарными сектами.
Особенно удивляет последняя строка таблицы 2.13 - «другие верования», числом 95. Представляется что-то совсем страшное.
III. Ошибка Питирима Сорокина
Мне пришлось специально пропустить один из видов деформаций, исследованных Питиримом Сорокиным, от одного названия которого покоробило - «деформация так называемых религиозных, морально-правовых, конвенциональных, эстетических и других форм социального поведения». Блестящий ученый, разобравший по нотам дьявольскую какофонию революции, оказался крайне близоруким при исследовании ее причин. Конечно, он не верил в то, что История творится Богом. Православная Церковь для него - полезная институция, позволяющая наряду с полицией удерживать звериную натуру человека в дозволенных рамках, и ничего более. Спасибо, как говориться, и на этом. Ведь значительная часть тогдашнего (как, впрочем, и сегодняшнего) общества буквально ненавидела (ненавидит) Русскую Церковь. Позиция Питирима Александровича близка к идеологии тогдашних и сегодняшних обновленцев. Церковь для них - это не Дом Бога, живущий по навеки установленным Хозяином для любимых чад Законам, а институциональная структура, функционирующая по законам мира сего. Устранение Патриаршества, произведенное Петром Великим, было одной из главных причин появления и распространения такого рода умонастроений. Конечно, Царь-реформатор не хотел повторения «никоновского бунта» против Царства, желал единоначалия и порядка в стране, но благими пожеланиями, как говориться, стелется дорога в ад.
Получается, что П.А. Сорокин, с такой тщательностью описавший мерзость любой революции, был сам революционером! Это еще раз показывает насколько глубоко укоренилось безбожие в Царской России, особенно в ее «образованных» кругах. Иногда кажется, что один только Святой праведный Иоанн Кронштадтский находился в те времена в полном разумении. Но его одинокий и великий голос до сих пор не расслышан Россией: "Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие, за свои беззакония. Виновно и высшее правительство, потворствовавшее беспорядкам. Безнаказанность в России в моде. А от того непрестанные у нас аварии с морскими и даже Императорскими судами... Везде измена, везде угрозы жизни и государственному имуществу..." [3]
И еще: "Вера слову истины, Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий... не стало повиновения детей родителям, учащихся - учащим и самих учащих - подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует, - ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящие дела и судят о политике; все желают автономии... Не стало у интеллигенции любви к родине, и они готовы продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям; уже не говорю о том, что не стало у нее веры в Церковь, возродившей нас для Бога и Небесного Отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством, расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок, и враги России готовят разложение государства..." (Слово на Благовещение 25 марта 1906 года).[4]
Разве это не про нас, дорогие мои.
«Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской - все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования. Находятся между ними такие, которые боготворят и саму страсть плотскую, как в древности поклонники Афродиты. И вся эта мерзость печатается, и ее читают, и о ней рассуждают без омерзения, без отвращения, как будто о достойном внимания! Это ли свобода? Нет, это не свобода, а ужасное рабство греху и страстям, имеющее последствием страшную казнь Божию, истребление рода и муку вечную. Всяки творяй грех раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век; сын (истинной свободы) пребывает во век (Ин. 8, 34-35). Истинные христиане должны распинать и искоренять страсти. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).»[5]
Святой праведный Иоанн Кронштадтский не только обличал пороки и предвидел великие беды России, Святой еще раз указал единственный, известный всем Отцам Церкви, открытый во все времена, но трудный путь спасения человека и его любимой Родины:
"Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос. Царство его есть Церковь, понимаемая в смысле общества святых, переселившихся на небо, всех православных христиан, подвизающихся на земле, воинствующая с началами и властями и миродержателями, тьмы века сего, с духами злобы поднебесными... Один человек тут в поле не воин, да и великое общество, но неправославное и без Главы - Христа - ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны». [6]
А властям и подданным Святой говорил: «Да где же власть, сильная, авторитетная, самосознающая, ответственная, Богом учрежденная и от Него получающая свою силу и свой страх? Возьми ты, власть, данное тебе от Бога право и твердою рукою держи данные тебе Богом скипетр и державу и будь страшна всем врагам Божиим и твоим. Тогда, увидев твой скипетр и державу в крепких руках, все злые будут праведно бояться тебя, а добрые - радоваться. Хочешь ли не бояться власти? Твори добро и будешь иметь похвалу от нее... а если зло творишь, бойся, ибо не без ума меч носит (ср.: Рим. 13, 3, 4). Итак, Россия, Бога бойся, как прежде, и царя чти (ср.: 1 Пет. 2, 17) и всякая душа да будет покорна высшим властям (Рим. 13, 1). Аминь».
Использованные источники:
Сорокин П.А. Социология революции. - М.: Астрель, 2008.- 784 с.
Российский статистический ежегодник. 2009. Стат.сб./Росстат. - М., 2009. - 795 с.
Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на послание к Римлянам.- М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. [Репринтное воспроизведение издания: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Константинопольскаго в русском переводе. В 12-ти томах. Т. 9. Кн. 2. - Спб.: С.-Петербургская Духовная Академия, 1903. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml.html]
Преп. Максим Грек. Нравоучительные сочинения (Сл. 18 - 49). / НИ-КА. Библиотека святых отцов и учителей церкви. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=nrav
Труд и занятость в России. 2003: Стат.сб./Госкомстат России. - М.,2003. - 638 с.
Константин (Горянов), Архиепископ Курганский и Шадринский. День Победы: о значении для современности проповеднического и пророческого подвига св.прав. Иоанна Кронштадтского. Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29 октября 2008 г.) / Русская линия. Информационно-аналитическое агентство. [Электронный ресурс] 11.09.2009
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной.- М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003 [Сб. мат-лов из последних дневников праведного отца Иоанна Кронштадтского и из слов его, произнесенных в 1905-1906 годах] Интернет-издание Вэб-Центра "Омега". Москва, 2003 . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/ioannk8/Main.htm
[1] Здесь и далее источником данных является «Российский статистический ежегодник, 2009»; в скобках указаны номера таблиц первоисточника.
[2] Здесь и далее источником данных является «Российский статистический ежегодник, 2009»; в скобках указаны номера таблиц первоисточника.
[3] Цит. по докладу Архиепископа Курганского и Шадринского Константина на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29 октября 2008 г.)
[4] См. там же
[5] Цит. по изд.: Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003
[6] Цит. по докладу Архиепископа Курганского и Шадринского Константина на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29 октября 2008 г.)