О понятиях «волость» и «земля» в Древней Руси

Предварительные замечания

Русская цивилизация 
0
2757
Время на чтение 19 минут

Говоря о путях восточнославянского политогенеза и о сущности общественно-политического устройства Древней Руси, следует отметить, что один немаловажный аспект этой проблематики всегда был и остаётся, в значительной мере, обойдён вниманием исследователей.

Речь идёт о том, что практически не изученным был и остаётся вопрос о том, как сами жители Древней Руси понимали своё «социально-политическое устройство» (в данном случае заключаю это понятие в кавычки, так как это термин современной науки, а я говорю о том, как мыслили люди Древней Руси). В каких категориях они его понимали и в каких терминах описывали?

Никаких монографических исследований по этой проблеме не существует. Есть только отдельные заметки, посвящённые частным вопросам. А каких-либо серьёзных исследований, посвящённых проблеме восприятия жителями Древней Руси своего общественного и политического устройства, к сожалению, никогда не предпринималось. А, между тем, на наш взгляд, именно в исследовании этого вопроса заключается серьёзная возможность дальнейшего продвижения науки о Древней Руси вперёд. Только при его исследовании возможно дальнейшее продвижение в области изучения общественно-политического устройства Древней Руси. Иначе получится бесконечное топтание на месте, которое мы нередко видим в современной историографии.

Разумеется, изучение этого вопроса осложнено тем, что характер общественного строя Древней Руси - предмет острой непрекращающейся дискуссии. Но, как нам кажется, именно из-за игнорирования вышеназванной проблемы дискуссия стала в известной мере заходить в тупик. Надо посмотреть на проблему ad fontem, разумеется, ни в коем случае не игнорируя теоретический уровень познания.

В историографии принято нередко экстраполировать на Древнюю Русь термины современной науки, которые, строго говоря, очень часто приложимы лишь к обществам позднего средневековья и нового времени и не задумываться о том, существовали ли в Древней Руси эти понятия или какие-то их смысловые аналоги? Были ли в древнерусском языке какие-то слова для обозначения этих понятий?

«Государство», «политический институт», «племя», «община», «монархия», «феодализм», «город-государство» и т. д. и т. д. - вот лишь малая часть понятий современной науки, которые историки, так или иначе, экстраполируют на Древнюю Русь. Но, были ли эти понятия в Древней Руси? Если да, то, как они обозначались? Кстати, от ответов на эти вопросы в какой-то мере зависит и ответ на вопрос о том, были ли сами эти явления в Древней Руси. И, если были, то, как их воспринимали сами люди Древней Руси. В каких категориях выражали они свои понятия.

Понятно, что для того, чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо сквозное и исчерпывающее рассмотрение всех упоминаний любых терминов, связанных с социально-экономическими и социально-политическими отношениями, присутствующих в древнерусских источниках. Разумеется, эта работа требует совсем иного уровня и объёма, чем может быть уделено ей в рамках настоящей статьи, но, если она будет впоследствии осуществлена, то мы получим новые данные, которые, как нам кажется, смогут существенно уточнить и изменить все наши представления об общественном и политическом строе домонгольской Руси.

В данной статье мы попробуем, по возможности кратко, высказать некоторые предварительные соображения о таких древнерусских терминах, как земля и волость, ведь именно они, так или иначе, обозначали в древнерусском языке те понятия, которые мы ныне называем страной или государством. Собственно то, что волость и земля - это некие территориально-политические и социально-политические образования Древней Руси историкам было понятно давно, но их конкретная семантика по сей день остаётся, во многом, не раскрытой. В дореволюционной историографии общим местом было то, что этими терминами обозначались те самые древнерусские социально-политические единицы, которые с позиций современной науки можно было бы назвать «городами-государствами». При этом историки того времени, как правило, не анализировали детально семантику этих понятий и не разграничивали их сколько-нибудь чётко, употребляя как взаимозаменяемые понятия, и эксплицитно предпочитали то одно, то другое из них. Нередко в дореволюционной историографии употреблялось и двойственное название: земли-волости[1]. Эти тенденции были продолжены в советской[2] и в современной историографии[3].

Преодолеть эту тенденцию априорных суждений о древнерусских волостях и землях попытался недавно А. А. Горский[4]. Учёный разграничил их и пришёл к выводу, что понятие земля в древней Руси употреблялось в двух значения:

1) Для обозначения независимых государств (Русская земля (как государство периода её политического единства и как совокупность всех отдельных своих частей - в последующий), Греческая земля, Болгарская земля, Лядская земля, Угорская земля, и т. д. Они же могли обозначаться просто как Русь, Греки, Болгары, Ляхи, Угры и т. д.);

2) Так обозначались крупные территориальные единицы Руси, сформировавшиеся на основе отдельных её волостей - владений тех или иных семейств княжеского рода Рюриковичей[5].

Полностью соглашаясь с учёным в том, что древнерусские понятия волость и земля вовсе не являются семантически тождественными, вместе с тем согласиться с его интерпретацией последнего из них (как впрочем, и первого, но об этом ниже) невозможно.

Понятие земля, на наш взгляд в Древней Руси использовалось в следующих значениях:

1) Оно обозначало различные государства - ближних и дальних соседей Руси: «греческая земля», Угорская земля, Болгарская земля, Греческая земля[6] и т. д.[7] Причём, оно использовалось не в социально-политическом смысле, а в географическо-территориальном и обозначало преимущественно территорию, занятую тем или иным этносом или государством (или, нейтральнее, политическим объединением). Когда летописец говорил о тех или иных этносах и государствах в политическом смысле он употреблял иную терминологию, говоря просто: Греки, Угры, Ляхи, Болгары[8] и т. д. А. А. Горский, не видя разницы между географически-территориальным и социально-политическим аспектами семантики этих двух разных обозначений, на наш взгляд, не прав[9];

2) Оно обозначало всю русскую землю, точнее - совокупность всех древнерусских земель. В этом случае оно использовалось в территориально-географическом и ментальном смыслах, а иногда в этническом, обозначая собой то понятие, которое мы называем «древнерусской народностью» - т. е. восточнославянскую этническую общность времён Киевской Руси.

3) Наконец, это понятие - земля - могло применяться к отдельным регионам Древней Руси, но, преимущественно в территориально-географическом смысле, а не в социально-политическом. В этом случае она (земля) получала название по имени своего главного центра - города: Киев - Киевская земля, Новгород - Новгородская земля, Чернигов - Черниговская земля, Суздаль - Суздальская земля; Галич - Галицкая земля, Смоленск - Смоленская земля, Ростов - Ростовская земля, Рязань - Рязанская земля и т. д.[10]

Учитывая то, что в случае 1 мы видим, что применительно к соседним с Русью этносам и государствам для обозначения их в территориально-географическом и социально-политическом смыслах употреблялись разные термины-понятия, мы вправе ожидать того, что и применительно к городам-государствам Древней Руси в источниках будут употребляться разные термины, когда речь о них будет идти в социально-политическом или территориально-географическом смысле. В пункте 3 мы установили, что в последнем случае к ним применялся термин земля. А в первом?

Есть основания считать, что если древнерусская полития («город-государство») в территориально-географическом смысле обозначалась в источниках термином земля, то в социально-политическом смысле - волость. Эти понятия (волость и земля) ни в коем случае не синонимы. Они обозначали совершенно разные понятия и применялись в различных ситуациях для обозначения совершенно разных понятий. Исследователи, которые их сближали, а тем более отождествляли, были, на наш взгляд, неправы.

Понятие волость использовалось всегда только в социально-политическом (либо территориально-политическом) смысле, обозначая собой тот древнерусский социально-политический организм, который, мы, на языке современной науки, называем «город-государство»[11]. Других значений оно в Древней Руси, на наш взгляд, не имело. Древнерусское понятие волость представляло собой прямой смысловой аналог античного понятия полис - город-государство[12].

Попытку обосновать иной вывод в новейшей историографии первым предпринял А. П. Толочко. Историк наиболее чётко и последовательно сформулировал вывод об отсутствии в Киевской Руси самостоятельных государств-земель. По мнению ученого, волость в Древней Руси - это ни что иное, как княжеское владение[13]. Многочисленные упоминания о Киевской, Черниговской, Смоленской и других волостях означают «комплекс волостей, принадлежащих тому или иному столу - Киевскому, Переяславскому, Черниговскому и т. д. Именно в этом и состоит «государственный» феодализм, о котором применительно к Руси XI - XIII вв. много говорили в литературе, но так и не раскрыли сущность этого явления. «Государственность» феодализма в Киевской Руси состояла в государственной принадлежности земельных владений, раздаваемых князем соответствующей земли, но не просто как частным владельцем, а как главой государства. Владельческие права как киевского князя, так и князей других земель зависели от обладания соответствующим столом... Эти земли принадлежали не лично князю, а тому государственному «посту», который он занимал»[14]. Ещё дальше исследователь идёт в свой новейшей работе, где развивая концепцию государственного феодализма Л. В. Черепнина, он отметил, что древнерусские «князья (видимо и все остальные) мыслили Русь не в виде территориальных массивов, но в виде групп семейств княжеского рода. Земля обретала очертания не сама по себе, но потому, что становилась обладанием («отчиной») определённого семейства. Единство земли (если о нём можно говорить) сохранялось не потому, что она «земля», но потому, что семейству удавалось удерживать её (не смотря на любое количество дроблений) в качестве коллективного семейного достояния. Судьбы таких образований (да и само их существование) были теснейшим образом связаны с конфигурацией владеющих ими кланов, всякий раз повторяя изменения в количественном, возрастном и прочем состоянии каждого из них»[15]. И более того: «Человек XII - XIII веков подошел бы к проблеме (социально-политического деления Руси - М. Ж.) с противоположной стороны (чем современные учёные - М. Ж.). Он, быть может, и оставил бы очертания земель (если б ему объяснили концепцию инструментальной карты) (древнерусских: Киевской, Смоленской, Рязанской и т. д. - М. Ж.), но ярлыки на них заменил бы на «Ольговичи», «Юрьевичи», «Ростиславичи» и т. д.»[16].

Такие построения в корне противоречат всем источникам. Во-первых, ни из каких источников нам не известна применительно к регионам Древней Руси и её социально-политическим единицам столь нелепая и фантастическая терминология: «Ольговичи», «Юрьевичи», «Ростиславичи» и т. д.

Что же касается сути построений А. П. Толочко, то его идея о том, что древнерусская волость представляла собой ни что иное, как владение той или иной ветви Рюриковичей нашла горячего сторонника и продолжателя в лице А. А. Горского[17].

Более гибкой и историчной является позиция Н. Ф. Котляра, который попытался подойти к определению семантики понятия волость не статически, а динамически и проследить по источникам эволюцию его содержания. По мнению учёного - правда, выраженному не очень чётко - первоначально волость представляла собой связанную с городом округу, и лишь затем трансформировалась в княжеское владение[18].

При этом и Н. Ф. Котляр, и А. П. Толочко, и А. А. Горский при обосновании своих положений используют лишь выборочные, отобранные довольно субъективно, а точнее - тенденциозно свидетельства источников (особенно это относится к двум последним учёным) и старательно опускают те, которые противоречат их концепции, или хотя бы даже прямо не работают на неё. На это недавно - применительно к построениям А. П. Толочко - справедливо обратил внимание А. В. Журавель. Учёный привёл ряд иных летописных свидетельств, показывающих совершенно иную семантику понятия волость в Древней Руси: «Новгородци бо изначала и Смоляне и Кыяне и Полочане и вся власти яко ж на думу на вече сходятся; на что же старейшии сдумаютъ, на томъ и пригороди станутъ»; «соидеся вся волость новгородская - пльсковичи, ладожане, роушане, корела, ижера, вожане»; «мы есмы волная князя прияли к собе и крест целовали на всем, а си яко не свою волость творита»; «ходи Ярослав ратию на Цьрниговскую волость с новгородци и со всею властью своею на Михаила»[19]. Как верно указывает А. В. Журавель, в этих летописных известиях «волость сходится на вече, идёт на войну»[20] и т. д. То есть понятие волость включало в себя в древнерусский период как территорию, тянувшую к определённому городу (Киеву, Чернигову, Новгороду, Смоленску и т. д.), так и проживавшее на этой территории население и его политические структуры. Проще говоря, под термином волость в древнерусских источниках подразумевается некое социально-политическое образование, которое на языке современной науки будет логичнее всего называть «город-государство».

Но как же быть с теми известиями, которые «формально допускают толкование»[21] волости как княжеского владения? Как можно согласовать их с теми, которые позволяют определять её в качестве «города-государства»? Здесь, как подметил А. В. Журавель, конструктивное направление дальнейшего исследования наметил - в приведённом выше высказывании из своей монографии 1992 г. - А. П. Толочко, но, к сожалению, не развил его впоследствии[22]. Развивая мысли А. П. Толочко, А. В. Журавель попытался объяснить кажущуюся противоречивость семантики понятия волость, которую мы видим в источниках: «носителем государственного, властного в современном смысле слова начала в больших волостях были не князья, а сами волости в лице населяющего их народа, и тогда упоминаемый им (А. П. Толочко - М. Ж.) «пост» действительно окажется не монархическим престолом, а постом без кавычек - должностью, получение которой лишь отчасти зависело от места князя в иерархии Рюриковичей, а в конечном счёте определялось позицией волости-народа... если княжеская власть (княжение) - прежде всего должность в волости-земле, а не трон, доставшийся от предков, то и волость-земля - не княжество и не государство (Если нет государя, то где же государство? - примечание А. В. Журавеля - М. Ж.), а значит, княжеское держание волости означает не реализацию феодальной собственности, а княжеское управление территорией и кормление за счет жителей данной волости. Власть сама по себе не может создать собственность, а всего-навсего сменить собственника, и потому черниговский, смоленский, суздальский и любой иной князь, получив волость-власть, не мог передать своей «младшей братии» волости-территории в собственность; он раздавал волости им в управление, т.е. передавал им часть своих властных полномочий - ни больше, ни меньше. Именно об этом на самом деле говорят все приводимые А.П. Толочко летописные тексты, а вовсе не о «сфере феодального землевладения» или «феодально зависимом комплексе земель (? - ремарка А. В. Журавеля - М. Ж.), находящихся в пределах этих [Черниговских, Суздальских - пояснение А. В. Журавеля - М. Ж.] земель. Важно отметить, что активная борьба князей за волости и неразрывная связь их с волостями на самом деле не означает обязательно, что князья были собственниками или господами этих волостей. В волостной триаде «власть - земля - народ» ни одна из составных частей не может отсутствовать, и первый элемент ее всецело принадлежал князьям. Но действовать они могли только в рамках, заданных этой структурой, т.ч. выход за эти пределы означало разрушение волости как таковой. Коль скоро термин «волость» в значении «народ» продолжал употребляться на протяжении всего древнерусского времени, то говорить о распаде исходного единства рано»[23].

Таким образом, князь - правитель - очень далёкий от монарха - волости и в этом смысле она в источниках может обозначаться как «его владение». Но князь вторичен по отношению к волости, существующей до него, и не зависимо от него. Это мы хорошо видим в ряде свидетельств источников. Например, в «Сказании о Борисе и Глебе» говорится, что Ярослав посадил своих сыновей по - уже существующим - волостям Древней Руси: «Изяслава Кыеве старейшаго, а Святослава Чернигове, а Вьсеволода Переяславли, а прокыя по инем волостем»[24]. Волости здесь представлены уже существующими - первичными по отношению к ним и независимыми от них социально-политическими единицами. Ещё более красноречиво свидетельство Новгородской Первой летописи: «грады почаша бывати по местом, преже Новгородчкая волость и потом Кыевская»[25].

В. В. Пассек отмечал в своё время, что в летописях под словом «город» подразумевается нередко «целая страна, область, со всеми её деревнями, сёлами и городами, бывшими под защитой главного или стольного города, который собственно и назывался городом, а все другие, находившиеся в той области или уделе, в отношении его считались пригородами».[26] Русь, по мнению историка, «распадалась на области, из которых каждая имела своих старейшин и свой срединный город, который со своими старейшинами господствовал над всею областью».[27] Понятие города, по мнению В. В. Пассека «Поглощало в себе понятие целой страны. Город есть мысль, сердце, дух страны; он господин, он владыка».[28] Именно эти городские волости - «города-государства» Древней Руси - и называются в источниках волостями.

Попытка А. П. Толочко и А. А. Горского доказать, что термин волость в Древней Руси обозначал собой ни что иное, как княжеское владение опирается на выборочный и субъективный анализ источников и поэтому должна быть решительно отвергнута. Рассмотрение всей совокупности источников чётко показывает, что под волостью в домонгольской Руси понималась некая территория со своим стольным городом и с жившими на ней людьми, организованными в социально-политическом отношении. Т. е. волость - это «гражданский коллектив», занимающий определённую территорию с главным городом, по имени которого волость и получает своё название (а вовсе не от управляющей ею ветви Рюриковичей), который лишь управляется князем. Древнерусское понятие волость - это прямой смысловой аналог античного понятия полис - «город-государство». Различие между понятиями волость и земля, как соответственно территориально-географическим (и в некоторых случаях территориально-политическим этническим и ментальным) термином (земля) и социально-политическим, а в некоторых (волость) прослеживается в источниках совершенно чётко[29]. Путать и смешивать их, как это нередко имеет место в историографии, неправомерно.


[1] Все указанные представления см. например в работах: Сергеевич В. И. 1) Вече и князь. М., 1867; 2) Русские юридические древности. Изд. 2-е. СПб., 1900-1902. Т. I-II; Хлебников Н. П. Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1871; Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть I // Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. I. М., 1987; Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М., 2005; Дьяконов М. А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 2005; Любавский М. К. Историческая география России в связи с колонизацией. М., 1909; Середонин С. М. Историческая география. Пг., 1916; Грушевский М. С. Киевская Русь. СПб., 1911; Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993 и т. д.

[2] См. например: Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939; Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х – начала XIII в. // Исторические записки. Т. 89. М., 1972; Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. Киев, 1985 и т. д.

[3] См. например: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории // Фроянов И. Я. Начала русской истории. Избранное. М., 2001; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001; Петров А. В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003 и т. д.

[5] Горский А. А. 1) О древнерусских землях…; 2) Русь… С. 79, 130-146.

[6] Перечень летописных упоминаний см.: Горский А. А. Русь… С. 79. Примеч. 5.

[7] Аналогичной была терминология и в переводных произведениях: Горский А. А. Русь… С. 79.

[8] Перечень летописных упоминаний см.: Горский А. А. Русь… С. 79-80. Примеч. 7.

[9] Аналогичным образом летописец различает эти два аспекта и применительно к восточнославянским этнополитическим объединениям: ср. употребление им терминов-понятий деревляне и Деревская земля в рассказе о гибели Игоря и «мести Ольги» древлянам: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва / Под реакцией В. П. Адриановой-Перетц. 3-е изд. / Подготовка издания и дополнения М. Б. Свердлова. СПб., 2007. С. 26-29.

[10] Горский А. А. Русь… С. 130-140.

[11] Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства…

[12] Кстати, ещё один любопытный момент в продолжение этой темы: Ю. В. Андреев заметил, что древние греки представляли свой полис единственной возможной формой человеческого общежития. Поэтому, Гомер поселяет в полисах все народы вплоть до киммерийцев: Андреев Ю. В. Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). СПб., 2003. С. 69-70 и сл.

По всей видимости, аналогично мыслили и в Древней Руси, представляя свою волость единственно возможной формой человеческого общежития: у летописца то «реша греци» (Повесть временных лет. С. 33), то «реша козари» (Там же. С. 12) и т. д. – т. е. он переносит на те народы, о которых мы доподлинно знаем, что никакого органа, аналогичного древнерусскому вечу у них не было, те термины, которыми обозначалась вечевая деятельность древнерусского населения и – шире – его коллективная социально-политическая активность (ср.: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 1999. С. 87).

[13] Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992. С. 153.

[14] Там же. С. 160-161.

[15] Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев, 2005. С. 294-295.

[16] Там же.

[18] Котляр Н. Ф. Формирование территории… С. 12-16.

[19] Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). Т. 1. М., 1988. С. 444-445, 469-470. Ср. с указанием Воскресенской летописи: «половци же услыша всю Русскую землю идущу, бежаша за Дон…» (Воскресенская летопись. Ч. 1. Рязань, 1998. С. 138).

[20] Журавель А. В. С. В. Юшков – наш современник // Сборник Русского исторического общества. 2003. Т. 6 (154). С. 339.

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Там же. С. 339-340. «Внутренние» цитаты см: Толочко А. П. Князь в Древней Руси… С. 162.

[24] Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 62.

[25] Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950 (репринт – Полное собрание русских летописей. Т. III. М., 2000. С. 104.

[26] Пасек В. В. Княжеская и докняжеская Русь // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1870. Кн. 3. С. 73.

[27] Там же.

[28] Там же. Аналогичного мнения – с теми или иными отличиями – придерживалось большинство дореволюционных учёных. См. например: Беляев И. Д. Рассказы из русской истории. М., 1956. Кн. 1. С. 6; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1903; Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории…; Градовский А. Д. Государственный строй Древней Руси. СПб., 1868; Сергеевич В. И. 1) Вече и князь…; 2) Русские юридические древности…; Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времён. Ч. 1. М., 1908; Корф С. А. История русской государственности. Т. 1. СПб., 1908; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1903; Самоквасов Д. Я. Древние города России. СПб., 1873; Ключевский В. О. Курс русской истории…; Пресняков А. Е. Княжое право…; Дьяконов М. А. Очерки… и т. д. Не была эта идея полностью забыта и в советской историографии. Ср. слова С. В. Юшкова: «территориальный округ, тянувший к городу, так тесно с ним связан, что когда говорят о передаче города, то это означает и передачу городской округи. Город без окружавших его земель в это период (в Киевской Руси – М. Ж.) не мыслится» (Юшков С. В. Очерки по истории… С. 136. Ещё больше следовал С. В. Юшков этой концепции в ранних своих работах. См. например: Юшков С. В. Феодальные отношения в Киевской Руси // Учёные записки Саратовского университета. Т.3. Вып. 4. Саратов, 1925). Ныне эта – магистральная и верная, на наш взгляд, – историографическая линия нашла продолжение и развитие в работах И. Я. Фроянова и учёных его школы. См. например: Фроянов И. Я. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства…; Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: Очерки истории общины, сословий, государственности (до начала XVI в.). СПб., 1993; Пузанов В. В. Княжеское и государственное хозяйство на Руси X-XII вв. в отечественной историографии XVIII-начала ХХ в. Ижевск, 1995; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь…; Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII–XIV вв. СПб., 2003; Михайлова И. Б. Служилые люди Северо-Восточной Руси в XIV — первой половине XVI века: Очерки социальной истории. СПб., 2003; Петров А. В. От язычества…; Кривошеев М. В. Муромо-Рязанская земля: Очерки социально-политической истории XI – начала XIII вв. по материалам повестей. Гатчина, 2003 и т. д. Постепенно эти идеи утверждаются в науке и вне рамок историографического направления, связанного с именем И. Я. Фроянова. В частности в историко-правовой науке. См. например: Древнерусское государство и право / Под ред. Т. Е. Новицкой. М., 1998; Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства. М., 1995.

[29] Что, впрочем, не исключает – в отдельных случаях – сближения их семантики. Ср. приведённое в примечании 19 известие Воскресенской летописи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Жих
Все статьи Максим Жих
Русская цивилизация
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
О саботажниках во власти и критериях отбора кадров
18.04.2024
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Россия идёт в свою контратаку, её не остановить
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40