Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О современном искусстве

Архимандрит  Нектарий  (Головкин), Русская народная линия

16.03.2010

Современное искусство в основном представляет собой сгусток страстей и разврата. Оно постоянно держит человека в состоянии нервного возбуждения и напряжения. И если духовное чувство никогда не пресыщает и никогда не становится привычным для человека, то душевное страстное чувство постоянно нуждается в разнообразии. Такое искусство нуждается в непрерывном поиске новых ощущений, которые превращают человека в сосуд страстей. Сладострастник не удовлетворяется простой пищей: его изощренный и извращенный вкус всегда требует того, что у нормального человека вызывает отвращение. Поэтому современное искусство превращается в лавку с широким ассортиментом всех отбросов, черпая свое вдохновение из двух источников: убийств и секса.

Протоиерей Николай ГоловкинВ древности искусство было религиозным - символическим языком духа. Первой секуляризацией культа была античная трагедия, которая уже в своей ранней стадии имела мифологический богослужебный характер. Трагедия была ложной дешифровкой материализованного культа. Очищение души - как соприкосновение с духовным миром - было заменено сопереживанием и эмоциональным душевным состоянием. И победа добродетели через обязательное убийство человека становится сюжетом, как древних, так и современных трагедий.

Следующая ступень секуляризации - это провозглашение автономии душевных человеческих чувств и их самоценности. Вечной темой теперь становится земная любовь. Постепенно от духовности искусство переходит в область душевную - от душевной в телесную, превращаясь, наконец, в патологическую болезнь. Современное искусство все больше напоминает мерзкую кучу ненужной свалки. Религиозное же искусство занимает только небольшой уголок в сознании человека в современном мире.

Как уже говорилось, самым древним видом мирского искусства являлась драма, которая включала в себя все виды искусства, состоящего из разнородных элементов. С течением времени искусство распалось на обособленные виды и жанры.

Музыка. Бог есть личность и создал мир вне Себя (из ничего), и если человек прилепится своим сердцем к тому, что не есть Бог, он рискует остаться вообще без Бога. Музыка считается самой вдохновенной из всех форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, колоритом и множеством нюансов передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что она, минуя разум, прямо проникает в душу. «Любое музыкальное произведение таит в себе такой эйдетический предмет, который уж не зависит от того, жив или умер композитор, хорошо ли, плохо ли воспринимается данное произведение» (А. Ф. Лосев). Соответственно своему содержанию, музыка может вызывать в слушателе самые возвышенные, благородные чувства или, напротив, самые греховные и темные желания. Анализом такого идеально-музыкального предмета занимается феноменология, которая ставит своей задачею конструкцию живого музыкального предмета в сознании. Феноменологическая эстетика, давая отвлеченную картину живой музыки, оставляет живую музыку и живое восприятие ее нетронутыми и только говорит: такова музыка, конструированная в понятиях. Конечно, реальное явление музыки возможно благодаря физическим, физиологическим и психическим процессам, но они не имеют прямого отношения к истинному феномену музыки. Эти законы совершенно одинаковы как для музыки, так и для прочих областей.

Многие направления современной музыки представляют собой трансформацию страстей в ритмы и мелодии. Порой страстность музыки может достигать и утонченных, кажущихся благородными форм, но она все же принадлежит области человеческих эмоций и не может быть надмирной. Музыка, являясь непосредственным и интимным видом искусства, глубоко захватывает душу человека, где и кроется опасность включения души в область страстных мечтаний, доводящих до поклонения сатане. Так, начало пороку в музыке, ведущему к сатанинскому культу, было положено группой «Битлз», когда они выпустили в 1968 году свой «Дьявольский белый альбом». Музыка вроде рок-н-ролла, особенно в стиле «тяжелого металла», приводит людей в состояние буйности, ажиотажа, злобы и к психическим расстройствам. К сожалению, еще есть некоторые среди священно­служителей, которые, считая себя знатоками музыки, не задумываются о ее последствиях. Так, например, в статье «Современная культура: сатанизм или Богоискательство» один из священнослужителей называет своих собратьев по вере «невежественными батюшками», которые «ревнуют не по разуму». Он забыл, видимо, слова Господа Иисуса Христа, что человеку, хулящему Духа Святого, не простится в веке сем и в будущем. Рок-музыканты, вознося в своих песнях хулу на Бога, даже если в «шутку или по глупости», провоцируют своих поклонников к хулению, уже тем самым, возможно, губят их. Хирург жалеет своих пациентов, но, вынужденно оперируя их и причиняя боль, желает исцелить. Так и «батюшки», по-христиански любя молодых людей - последователей рок-музыки и желая им спасения, обязаны говорить правду, а не заигрывать со стоящими за музыкантами бесами. Хотя, конечно, пастырь должен быть и хорошим психологом. Насколько глубоко влияет рок-музыка на человека, видно из примера этого священнослужителя, который когда-то был увлечён рок-музыкой и, видимо, сейчас до конца не может освободиться от ее влияния. Духовно чуткий человек не может не видеть влияния дьявола на современную музыку. Но даже возвышенной мирской музыке совершенно непосильно выразить духовную красоту, она способна лишь уловить и воплотить звуки падшего греховного мира. А современные рок и поп-музыка - это демонический апокалипсис, пляска смерти и предчувствие будущих катастроф. Такая музыка воплотила в себе коллективную истерию забывшего Бога и погибающего в своих страстях человечества. Музыка представляет собой зашифрованные мысль и переживания, поэтому она может и должна носить вспомогательный характер. Явно и в полной мере раскрывает глубинные переживания и мысли человеческое слово. А музыка способна лишь усилить и украсить их. Область духа нельзя выразить языком музыки: это область безмолвия и цельности и понимается не как статика, а как динамика вечных энергий, которые невозможно выразить в высоте и частоте звуковых волн.

Церковное пение, как музыка человеческого голоса, трансформирует молитвенные чувства в мелодии - условно и символично. Каноны этой музыки создали тот фильтр, который очищает ее от налета страстей. Для того, чтобы понимать ее, требуется предварительная подготовка. Она может показаться, на первый взгляд, несколько однообразной для новоначального человека, может быть, ищущего в музыке наслаждения и восторга. Но покаянное чувство и молитва открывают ищущей душе всю полноту удивительной красоты церковных песнопений.

Живопись. Однажды моя близкая знакомая рассказала, что когда она с семьей побывала на выставке М. Шемякина, то у нее и родных сильно разболелась голова - таковы последствия общения с «прекрасным». «Я чувствовала себя как бы разорванной на мелкие части, рассказывала она, ощущала ужасную пустоту и гнетущее чувство тоски». Дело в том, что каждый предмет испускает хрональное излучение, которое сохраняется очень долго. Это установлено учеными и изучалось, в частности, белорусским ученым Вейником. Произведение художника напрямую связано с его творцом и несет на себе печать его внутреннего мира, склада души, свойственного автору. Художник передает в своем произведении не только определенную мысль, профессиональную культуру, форму, цвет, фактуру, но и нечто личное, тем заражая зрителя: то возвышая и очищая его душу, то ввергая в пучину дисгармонии и разлада. Особенно это относится к абстрактному искусству, ибо здесь художник замкнут на себя, свой внутренний мир, чуждый христианскому миропониманию.

Господь сочетал духовное начало и телесное органическим союзом. Так и в гармонии идеализма с реализмом возможно художественное истинное творчество, облекающее духовное в видимую форму. Искусству не подобает быть только копией творения, смысл творчества в преображении греховного несовершенного начала в начало совершенное и прекрасное.

Возможности живописи ограничены, она бессильна отразить реальность духовного мира, кроме идиомы, которая названа православной иконописью; в ней картина превращается в образ, символ, лишенный чувственной ассоциативности. Картина не может выразить духовную жизнь, но иногда бывает способна зафиксировать, запечатлеть в красках, как в бледных теневых отражениях, уголки духовного мира на земле: монастыри, храмы, лица, озаренные радостью молитвы или печалью покаяния. Художественное произведение на тему о Христе как результат личного проникновения художника в мир христианских переживаний и воззрений может быть рассматриваемо и с богословской точки зрения, поскольку художник на картине интуитивно представляет комментарий на мистическую, трансцендентную сторону личности и жизни Христа и отвечает на вечный вопрос Христов «За кого люди почитают Меня?». Но истина, свидетельствованная Христом, это - Он сам (Ин., 14,6), ибо Господь принес нам все новое тем, что принес Самого Себя. Религиозное искусство по преимуществу является идейным. Христианство, по существу своему, как целостное жизненное состояние, обращается к человеку через религиозную живопись в его полном объеме и содержании. Но картины Иванова, Нестерова, Поленова и других - это только лишь островки в море страстной живописи, просветы лазури в покрытом тучами небе, таинственная песня тишины среди громких песен и гимнов плоти.

Реализм, воспроизводящий одну материальную действительность - не искусство, а только механическая, фальшивая, причем односторонняя копировка внешнего облика жизни. Наказание за односторонность художественного материализма - недосягаемость для него вдохновенного высшего творчества.

Если живопись бессильна передать бытие духовного мира, то современный абстракционизм смог заглянуть в бездны ада и человеческого подсознания. Он отразил процесс распада человеческой личности превращение человека в конструкцию. Он пишет иллюстрации к рок и поп-музыке, изображая демонический мир в эпилептических припадках.

Театр. В древности греческий театр являлся хотя и ложно, но все же религиозным учреждением, а не светским, каковым он стал впоследствии, при этом не уничтожив зависимости театра от его духовного корня и первоисточника. Вопрос о происхождении драматической поэзии находится в ее связи с богослужением древних греков, в особенности с почитанием Диониса (Вакха). Само слово «трагедия» (трагос - козел и оди - песнь) произошло из тех дифирамбов, которые пели о «страданиях» Диониса и выполняли первоначально у пылающей жертвы козла. О греческом театре высказался еще в свое время святитель Иоанн Златоуст, называя его «школой страстей».

Современный театр стал более примитивным и вульгарным. Он отличается от древнего театра еще тем, что там допускалась меньшая степень обнаженности. Но сейчас особенно беспокоит другое: театр в погоне за модой стал ставить пьесы и балеты на библейские темы, то есть профанировать и опошлять саму религию. Учитывая мнение святых отцов, следует, однако, оговориться в отношении к современным средствам коммуникации, таким как радио, телевидение, кино и отчасти даже и театр. Научные фильмы и христианское искусство широко распространяется именно через эти средства. Это лишь одно из немногих исключений современной цивилизации, когда она приносит не вред, а большую пользу.

В отношении к так называемым культурным ценностям мира не может быть абсолютных суждений. Необходимо учитывать, что надрыв в духовной жизни опасен, и несвоевременный подвиг воздержания для неокрепшего духовно христианина может принести непоправимый вред. Если для христианина театр - духовная болезнь, то для невоцерковленных театр, может быть, и полезен, как некое предварительное оформление хаоса жизни. Для житейской мирской души он может послужить ступенью к духовному благородству и нравственному очищению. Стимулом совершенства может послужить лишь то, что возвышает, а не принижает уровень души. Духовная жизнь не может развиваться скачками. Лестница духа имеет свои ступени - видимые и невидимые. Потому для многих людей в мире театр выполняет свое положительное дело, будучи сам по себе отрицательным явлением. Вот почему многие верующие, недавно пришедшие в храм, посещают театр, да немало верующих и среди самих актеров.

Жизнь театра - неотъемлемая часть падшего мира. Среди этого мира воплотился Господь, давая силы и возможность верующим устоять и не дать поглотить их в соблазнах. Театр легче всего отвлекает душу от Царства Божия, и потому на нем лежит и больший грех. Все служения связаны с трудом, и потому труд есть оправдание жизни. Труд актера - опасный выбор для христианина. Оправдание актеров может быть лишь в бескорыстном служении идеальным задачам театра: облагораживанию грубости духовной, лежащей на духе человеческом. Удерживающими от большего зла также могут быть, например, бескорыстный спорт, шахматы и многое другое. Людей, постоянно мятущихся в суете житейской и греховной хаотичности чувств, театр может успокоить, привести в равновесие и гармонию жизни. Для многих он является единственной трапезой крох Небесной истины.

Процесс стяжания Святого Духа есть процесс перерождения внешнего плотского человека во внутреннего духовного. Поэтому внешнего человека, очевидно, нельзя лишить сразу до определенного времени многих мирских интересов и развлечений: литературы, театра, спорта, знакомств и т. п. Вот почему многие духовники иногда некоторым своим чадам разрешают ходить и в театр, хотя знают, что духовной пользы от этого мало. Но эти влечения ко всему мирскому отомрут в свое время, если только будет продолжаться процесс возрастания внутреннего духовного человека под влиянием молитвы, духовной литературы, таинств и среды верующих христиан.

Русская цивилизация. Основой взаимного творческого обогащения и развития наций и человеческих общностей является совокупность культурных, духовных и социальных балансов. В основе развития цивилизаций и, наоборот, сдерживающим фактором их гибели является духовность. Русская цивилизация, ориентированная на разумное самоограничение, терпимость, взаимопомощь, в основе которой лежит Православие, являет собой сотериологический тип культуры.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 44

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

44. АННА РАЙТ : Артуру
2010-06-09 в 19:44

Да, мне тоже досадно. Но за эти несколько дней, да еще после прочтения его "ответа", наверное это ужасно, но я уже привыкла. Все - нет о.Максима. Был и нет. Как нет о.Андрея - туповатого, но "нашего" дьякона, как нет ..да что пречислять. Все - пусть, кто угодно туда ходит и читает, что он там еще накропает. Надо привыкать...lol.
Скольких еще потеряем и очень скоро.
43. Артур : 42. АННА РАЙТ :
2010-06-09 в 16:07

Все равно, дорогая Анна, страшно досадно, что это именно отец Максим :((
42. АННА РАЙТ : Артуру
2010-06-09 в 15:00

Да, про о. Максима очень красноречиво. Это в каком то смысле ответ на вопрос , почему они это делают - "по личной дурости или по инструкции". По инструкции - ведь все отлично, лучше нас намного (потому что намного более информированы) знают.
41. lucia : Артур
2010-06-09 в 12:49

А у нас мотоциклы. Это круче.
40. Lucia : Re: О современном искусстве
2010-06-09 в 12:47

"спрашивала себя, читая жалкие оправдания о.Максима - "Ужель та самая Татьяна?". "
продолжение
Уйди. совсем уйди!
Я не терплю рыданий.
Пустых похвал ненужный сор
И жалкий лепет оправданий.
39. Артур : 33. Об о.Максиме Козлове :
2010-06-09 в 09:10

Очень красноречиво!

У о.Максима даже вроде бы специальная работа есть, посвященная пост-Ватикану-2, а вот поди ж ты...

Выдали всем мопеды...
38. АННА РАЙТ : Re: О современном искусстве
2010-06-09 в 01:30

Извиняюсь, посты 35-36 мои.
37. Lucia : Re: О современном искусстве
2010-06-09 в 00:48

Иоана Хмелевская в одной из последних автобиографических повестей жаловалась. что не могла угнаться по кладбищу за ксендзом., который "мчался на мопеде, как черт на шайтане". Почему-то упорно ассоциируется. С чм-то.
36. Аноним : Re: О современном искусстве
2010-06-09 в 00:22

срываются в этом браузеры у меня комметарии..так вот, что произошло дальше - всем известно.
35. Аноним : Re: О современном искусстве
2010-06-09 в 00:22

Вот, что значит время! Разве прошло пять лет - это прошла эпоха?!. Я и спрашивала себя, читая жалкие оправдания о.Максима - "Ужель та самая Татьяна?".
А напоминает это мне одного недавно скончавшегося героя, а именно Е.Т.Гайдара. Всю жизнь то в журнале "Коммунист", то в газете "Правда". Перед самой сменой курса публикует статью, где доказывается пагубность капитализма. А что произшло
34. АННА РАЙТ : Е.Домбровской
2010-06-08 в 23:57

Так, дорогая Екатерина, ждем статьи:-)
33. Об о.Максиме Козлове : Это был 2005 год.
2010-06-08 в 23:37

«Обновленческая» попытка II Ватиканского Собора вновь привлечь людей в храмы путем «опускания» культуры «абсолютно провалилась», поэтому православным не стоит наступать на те же грабли, на которые наступила Католическая Церковь 40 лет назад.
С таким предостережением выступил настоятель храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.
Отец Максим отметил, что те люди, ради которых было произведено обновление и упрощение литургии, допущение в храмы национальных языков, «бубнов и тамтамов», в Церковь все равно массово не пришли, а традиционно настроенные католики также покинули Церковь, не принимая литургической реформы и прочих нововведений II Ватиканского Собора.
Охарактеризовав себя как «священника-традиционалиста», отец Максим поделился своими впечатлениями о допустимых и недопустимых методах проповеди в молодежной среде.
Последовав рекомендации отца Сергия Булгакова «проверить свое мнение Преданием Церковным», настоятель храма во имя святой Татианы напомнил, что апостол Павел не использовал театра для проповеди христианства, святитель Иоанн Златоуст также не рекомендовал православным увлекаться театром, а святитель Тихон Задонский говорил о невозможности для христиан участвовать в праздновании дня Ярилы. Докладчик поставил под сомнение возможность воцерковления всякой культуры, особенно субкультуры – той области, которая находится «ниже культуры». «Давайте не смешивать и не соединять несоединимых понятий! »– продолжил протоиерей Максим Козлов. Настоятель университетского храма выразил принципиальное несогласие с возможностью участия священников в концертах рок-музыки. «Скоро дело дойдет до массового участия клириков в рок-концертах, и тот, кто это начал, будет нести ответственность», – сказал отец Максим. В качестве альтернативы рок-культуре священник привел церковное воспитание молодежи. «Если детей с малых лет приучать к церковному пению и классической музыке, то у них вырабатывается стойкий иммунитет к сегодняшней рок- и поп-музыке», – такое убеждение выразил протоиерей Максим Козлов в конце своего выступления.

http://www.prokimen.ru/printer_908.html
32. Екатерина Домбровская : Анне Райт
2010-06-08 в 21:42

Нет, почему же, Вы правильно поняли. Почти совсем не может, искусство - все-таки продукт человеческого дыхания. Но есть высоты. Не все церковное искусство - но многое, очень многое... И все же со строчкой отца Николая я не могу до конца согласиться, что "даже возвышенной мирской музыке совершенно непосильно выразить духовную красоту, она способна лишь уловить и воплотить звуки падшего греховного мира". Уж очень это грубое обобщение, особенно во второй части фразы. Нет, это не так. В том-то и природа искусства, и сила его действия на душу человека, что оно способно в той или иной мере слышать и воплощать неземное. Мы не отрезаны от Неба. Потому дано человеку Восхождение. И на высотах духа открываются широкие горизонты. Пусть не сами звуки Неба, а только их прообразы или отзвуки, пусть не сами краски неба, а только их иконы и отражения Первообразов, - но связь органическую и живую Неба и земли разорвать нельзя. Можно и так сказать: в подлинном искусстве сверкают небесные молнии, это энергии, которые дарует нам Небо, дабы мы его любили и стремились к нему. А так, в обыденном варианте можно и так сказать, как отец Николай в данной фразе, что никакая музыка не отразит... Как обобщение некое, а не как детально точное определение. Это, кстати, и говорил святой человек - прп. Варсонофий Оптинский своему ученику прп. Никону (Николаю Беляеву). Старец был свят, имел, возможно, чистую молитву и его душа, вкусившая сей молитвы и Богообщения - не могла возвращаться в состояние предчувствий этого общения (чем живет обычно искусство). Но высота подвижнического духа и слуха не отменяет - не отрубает искусство, не воздвигает стену между ним и Небом. Не делает ему приговора, что это должно умереть на земле. Ведь там жил Дух и Любовь к Богу.
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
(Лермонтов. Ангел).
Нет, нельзя уже о таких тонких вещах писать скороговорками обобщениями - нужны тонкие рассмотрения и оговорки. Впрочем, тут уже близка для земнородных область тайны, пред которой нужно со смирением умолкать, но нельзя в то же время и лествицу восхождения человека к Небу отрубать стеной от Небесного Пристанища.
31. АННА РАЙТ : Е.Домбровской
2010-06-08 в 20:21

Дорогая Екатерина, я бы хотела видеть Ваши посты объдиненными в статью, которую, я думаю, редакция РНЛ напечатала бы для нашего блага. Они ОЧЕНЬ глубоки и хороши. У Вас действительно свой ракурс и очень важный.
Но все-таки я вижу некоторое противоречие Вашей позиции с позицией о.Николая, когда он, например, пишет "Но даже возвышенной мирской музыке совершенно непосильно выразить духовную красоту, она способна лишь уловить и воплотить звуки падшего греховного мира." Или я что-то не поняла?
30. Екатерина Домбровская : 29. АННА РАЙТ
2010-06-08 в 19:59

Анна, дорогая, да нет у нас никаких с Вами расхождений! О разном просто. Ракурсы разные. Я говорю действительно об изначальном понимании – о природе явления. Не об его использовании или восприятии. Не об искажениях в его исполнении и степенях его приближенности к Богом заданному идеалу. Я только об идеале, о том, что святоотеческая традиция называет логосами вещей. О первоначальном замысле Божием об искусстве. Заговорила об этом, потому что периодически возникает полемика о душевном и духовном. И возникает в странном смешении опять же подходов. Душевность и духовность – это характеристики восприятия жизни, подходов человека, которые отражают степень его духовной освященности или наоборот – погруженности в душевность. Это – качественные характеристики – отражающие этап восхождения души в ее преображении от ветхаго к новому человеку. Естественно, что все, что творит глубоко ветхий еще человек – отражает эту ветхость (оговорюсь, что здесь краткости ради крайне упрощенно использую термины). Применительно к искусству – как результатам ТВОРЧЕСТВА человека – как отражается восхождение к Духу? Не согласна, что в данном контексте можно делить искусство на сферы низких и высоких жанров, заковывая творчество как кандалы жанровой территории. Женщина напевает старинную протяжную народную песню – эта песня – явление духа человеческого или его душевности? Слов о Боге в пенсе нет. Какая-нибудь «Дубравушка». Я дерзаю утверждать, что «дубравушка» - порождение духа народа, выражающая духовные ощущения и отражающая духовные состояния человека и народа. А вот тот, кто ее исполняет – может пребывать равно как и к сфере душевности, так и быть в движении к сфере духа. И если мы сами имеем хоть сколько духа – духовное мы тотчас же слышим как родное нам. А так же слышим и душевность, если дух у исполнителя не проклюнулся – и эта душевность нас уже ранит и отталкивает – мы не хотим возвращаться как пес на свою блевотину душевности. Искусство – в его изначальном божественном логосе дано человеку как возможность выражения вовне его пути к Богу – причем во всей крестоностности этого пути. Тяжело, когда больному без наркоза режут по живому и при этом говорят: не смей кричать. таковой и умереть может – от внутреннего разрыва сердца.
Вот где зона моего внимания. А судить. Какое искусство от Бога – не от Бога – как вы сказали – и правильно и не правильно. Все от Бога – говорите Вы. Но Бог дает каждому столько, сколько может вместить. Есть и зарытые в землю таланты. Есть отвержение Божиих даров… Если искусство – это голос человека идущего к Богу, то у этого пути разные этапы. Есть высокая приближенность и есть крайняя удаленность, в том числе которая имеет и жанровое отражение (дух диктует формы, как говорит свт. Лука Войно).
Крайняя удаленность – может выражать крайне плотское, почти животное состояние душевного человека в его творчестве, а именно – клокотание страстей. Мы ведь это знаем и часто видим и слышим. Но даже в этом клокотании я, например. Не могу отрицать полного отсутствия золотых мизерных крупиц удушаемого человеческого духа. Мы ведь все-таки с человеком, а не со скотиной имеем дело!
Теперь о воспритии и потреблении. Так сказать искусства. Главное понимать главное – что оно и для чего и стараться прислушиваться к крупицам духа с пониманием. И если нужно – оберегать от «заражающей» функции искусства страстей некорепшие души. Детей. Подростков… Ну, а духовный человек может иной раз что-то слушать и как бы «не духовное» (ну, после вышесказанных оговорок беру все-таки в кавычки). Иногда человеку это нужно. Как горькое или сладкое лекарство, если человек еще не безплотный ангел. Но цену подлинную всему все-таки знать нужно. Я часто вспоминаю, как интересовался всем прп. нектарий Оптинский: и науками, и литературой (читал и современную ему западную даже) и живописью. Это была очень всеобъемлющая душа. Но как он все читал и смотрел? Он познавал мир человеческий – пути человеческие к Богу и от него – ему все это было видно и в мазке и в строке – познавал как врач анатомию. Ну, а мы можем это при надобности и желании воспринимать как валерьянку или тоник. Мы слабые теперь очень. Но лучше все в свое время. В молодости, в юности, на пути обретения истины. Тогда все это остается с человеком и в дальнейшем. И такому человеку уже не нужно перечитывать – это остается в его клетках. В его опыте, в памяти сердца:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
Вот так, как этот пушкинский стих. Он духовный или нет? Это явление духа или душевности?
Не буду здесь предлагать ответ. Каждый пусть за себя - в свою меру попытается услышать то, что слышал Пушкин.
Как одна молодая и умная церковная женщина однажды сказала мне, что с того момента. Как начинаешь читать святых отцов – уже ничего другое не нужно и не полезно. Я пыталась ей возразить, хотя прекрасно помнила и свое время, когда радость от осознания. Что теперь тебе ничего не интересно, кроме подлинных духовных книг, потому что не духовные книги – лишь немощные потуги (якобы) душевных людей. Но проходит немалое время и сердце расширяется и оно как бы заново пересматривает мир, людей, искусство, книги, открывая для себя то, что подлинно было у других авторов и над чем ты высокомерно посмеивался. Да и как же можно посмеиваться над величайшим явлением в мире : соработничеством Бога и человеческой души, что и составляет истинный предмет подлинного искусства. Давно сказано: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально» (Тов.12:7). Я это отношу и к искусству, которое нам объявляет дела Божии. А то, что мы слушаем иной раз или смотрим – у того может быть множество самых разных причин и объяснений. Труден путь человека на земле, трагичен, так пусть что-то и послужит ему платом, который может утереть на лице его пот и слезы. Но это не отменяет глубокого понимания природы и назначения подлинного искусства. Которое непременно создавалась одаренными творцами при непременном содействии Духа. И Дух не зря им содействовал – значит они хотя бы искали Бога.
29. АННА РАЙТ : Е. Домбровская
2010-06-08 в 15:50

Дорогая Екатерина, наконец-то я начинаю понимать, что здесь опять сказалось наше с Вами основное расхождение:-)
Между Вашим максималистским подходом и моим "по возможности". Потому что Вы произнесли "не называть искусством то, что не от Бога". Дорогая Екатерина, в полном смысле слова не от Бога - только грех. Все остальное - от Бога. И существуют разные как бы степени выраженности духовного. Вот о.Николай пишет "Людей, постоянно мятущихся в суете житейской и греховной хаотичности чувств, театр может успокоить, привести в равновесие и гармонию жизни.". Я считаю, не следует каждый раз - "по высшей планке". Всему свое время и время каждой вещи. Не буду спорить, если Вы скажете, что себя оправдываю - может, и оправдываю. Вот возвращаюсь с работы и рок слушаю. Ну, не знаю - вот как-то соответствует. Приду в себя - могу дальше философией или специальностью заниматься. Ну вот что это - скажите мне? Может, рок отражает реальность, еще худшую, чем наша жизнь и , понимая это, я прихожу в себя - мне еще ничего тут...lol. Ну нельзя от каждого человека и от каждой вещи требовать по "высшей планке". Пусть человек понимает иерархию ценностей - от этого минимума надо плясать. Если все будем - "по высшей", то зачем же мы тогда духовных людей и подвижников ищем, старцев посещаем?
28. lucia : Екатерине Домбровской
2010-06-08 в 15:36

То-есть. время - это линейка. по которой мы отмеряем, насколько мы удалились. Это прибор измерительный. а не оправдательный. Так?
27. Eкатерина Домбровская : 21. Писарь
2010-06-08 в 14:31

осмелюсь от всего сердца поддержать этот Ваш пост о Гоголе. Очень хорошо написали, тронуло сердце. И даже некийую укоризну и в собственный адрес прочла: рассуждают о том. что далеко как луна. Но да простит Господь! Все же . кажется, не это было Вашей целью. А за Николая Васильевича - спасибо: любовь христианская им двигала - горящая любовь к человеку. Именно так.
26. Екатерина Домбровская : 24. АННА РАЙТ
2010-06-08 в 14:27

Дорогая сподвижница Анна! Я говорю о порочности историзма, не абсолютизируя эту порочность, а лишь в сопоставлении с целью жизни - с вечностью. Историзм - порождение вынужденное - результат грехопадения. Я не могу отрицать его никак - ведь мы учимся и воспитываемся в океане Священной Истории. Важно, куда ведет эта история (историзм) и где находится источник Света, который выявляет суть событий, суть вещей, природу их и дает оценку подлинности наших критериев оценки достоинств всего наличного. Источник света - Бог, Вечность, Неизменное. Все, что в проявлениях человеческого духа зиждется и движется (в той или иной мере осознанно или даже интуитивно) под руководством и ведением этого Света - не деградирует и вырывается из порочного круга историзма. Историзм начинает самоуничтожаться в этих явлениях и переходить еще здесь в Царство Вечности. Так же как и подлинная Любовь, которая не умирает. Будем считать искусство - настоящее - именно такой Любовью. Ее выражением. Любовью к Богу. Подлинное искусство – это выражение любви к Богу. Подвластна ли она истории и ходу времени? Нет, конечно. И такое искусство не будет подвластно времени, потому что как зеркальце будет преломлять и отражать, изливая другим, Божественный Свет. Это ведь совсем элементарная общепонятная мысль и я ее проговариваю лишь ради выстраивания логической цепочки нашей беседы. Все эти процессы происходят в сердце верующего и любящего Бога человека, который, идя царским святоотеческим путем, чувствует в себе действия этого Света, который в меру таланта и отражает в своем зеркальце.
Все эти мои фразы - они только реакция на другую фразу или вернее мысль: «раньше в древности, искусство было духовнее, а нынче...». А вслед за этим штампом – и на нем начинает строиться здание следующих суждений. А потом оказывается, что здание – на песке. У меня же просто привычка такая, хобби – ловить штампованную мысль и начинать разгребать эту кучу. Что под ней? Непременно находишь что-то подлинное. Не вторичное.
Выход один - не называть искусством то, что не от Бога, то, что не несет в себе отблеска света или его предчувствия или его ощущения. Ну, называть хотя бы ремеслом плотского мудрования.
Когда же человек духовно возвышается - у него меняются и средства выражения (средства искусства) – его дух начинает все больше тяготеть к формам церковно-каноническим, но в них он уже редко когда и все меньше «ищет своего», - «свое» растворяется, а затем и подходит он все ближе к таинству будущего века – и - замолкает.
Но вот процесс и путь именно этот ценен и важен в своем отражении для других людей. Они, благодаря зеркальцу, получают свою порцию Света, умудряются и укрепляются духовным опытом шедших до них братьев. Если конечно, способны в таком искусстве дойти до глубины и усмотреть там духовный опыт. Это тоже случается нечасто. Ибо подобное – подобным.
25. Ева : Re: О современном искусстве
2010-06-08 в 11:11

ЦИТАТА:"Надо выйти из порочного круга историзма и посмотреть на искусство, как дар Божий человеку в изначальном виде. Крест Христов обрывает порочный ход земного времени, истории, жизни отдельного человека, еще здесь вводит преображенного нового человека в вечность"

Не могу не отметить посты Екатерины Домбровской,которые в последнее время читаю с каким-то жадным любопытством.
Совершенно согласна,только созерцая и творя под этим углом вечности,когда человек верующий обновленный преображенный Господом вырывается из земного времени,оставляет его позади,а вернее оно само остается в горизонтальной плоскости историзма всего лишь,как факт существования, способен на высокое искусство. Суть которого,как Божьего дара,будет всегда вне времени.
Поэтому творения Святых Отцов или классической литературы в ее зачаточном духовном христианском состоянии,дающее такое преображение на душевном уровне всегда нам близки и понятны.Несмотря на разделяющие нас столетия.Эти творения говорят на понятном языке вечности,который так понятен и является родным для верующих в Святую Троицу.
И скорее всего людям,смотрящим под углом вечности и в принципе,отметающим время,это объяснение выставки "Двоесловие" в притворе храма с позиций именно диалога с соВРЕМЕННЫМ искусством,подчиняющемуся яко бы закону времени и являющегося отражением именно реальности сегодняшней, не объяснение и не оправдание.Это касается и таких явлений как рок,панк и т.д.
Нашим пасторам нужно говорить на языке вечности,а не современности.Это главная миссионерская задача.И учить этому языку обращенных.А не переходить на их временной человеческий БЕЗдуховный и соВРЕМЕННЫЙ язык.
И это главная цель так же благодатного искусства.Ведь,то искусство,которое черпает силы не из Божественного и вечного,и все дальше удаленное от этого источника,становиться от человеческого бессилия и подпитанное гордыней жертвой демноуподобления,главная обманная ширма которого время и гонка за временем с целью отвести все мысли о вечном,для того , чтобы человек забыл о вечности и о Боге.И теперь,естественно,в таком лицемерном искусстве искаженная реальность становится отражением БЕЗобразной действительности,в которой царствует демон,который ловок переодеваться во всякие одежды.И человек там БЕЗобразен.И демноуподоблен.
Поэтому в этом случае с демоном не нужно вести диалог,чтобы не становиться фаустами,а нужно прибегнуть к Божьей помощи.
24. АННА РАЙТ : Е.Домбровской
2010-06-08 в 01:14

Я уже сказала, дорогая Екатерина, что не в моей компетенции судить об искусстве в целом. Но почему Вы называете историзм - порочным? Мы не избавимся от истории, хотя само это стремление избавиться оттуда же - из стремления к вечности. И деградация современного искусства - часть апостасийных процессов, просто не надо примитивизировать. Рок - плохо, классика - хорошо, экранизация классики - хорошо, экшен - плохо и т.д.
Я думаю, Вы высткпаете как раз против такой примитивизации. Но не знаю. Подождем других статей.
23. lucia : Re: О современном искусстве
2010-06-08 в 01:11

Замечу. что нам были даны образцы. В музыке. слове. Существуют тексты, которые были восприняты прямо от Бога. А вся церковная музыка - была дана нам ангелами. Думаете, св.преп.Иоанн Дамаскин и другие сочиняли из себя? Ангелы и теперь наставляют нас в пении. Когда не знали. как должна звучать церковная музыка, поскольку традиция была утрачена - ангелы дали возможность услышать, как поют они сами. Видите, какие вещи происходят здесь и сейчас, а мы убиваемся из-за скучных грязнуль.
22. Екатерина Домбровская : 20. АННА РАЙТ
2010-06-07 в 23:39

Не сочтите меня сверх упорной, но я как раз осторожно высказалась против временного компонента в подходе к проблеме понимания искусства. Историческим подходом мы сыты по горло. Оно нам ничего нового дать не может, кроме констатаций духовной деградации человечества. Современное искусство, современное искусство... Да я о другом совсем! А зачем Бог дал человеку сердце и эту способность выпевать свое сердце в ми, в космос, во вселенную, в небо? Я не говорю о временных вещах, а только о природе искусства, такого же богозданного феномена, как человеческая речь, как ум. Надо выйти из порочного круга историзма и посмотреть на искусство, как дар Божий человеку в изначальном виде. Крест Христов обрывает порочный ход земного времени, истории, жизни отдельного человека, еще здесь вводит преображенного нового человека в вечность. А в горизонтали историзма мы уже задыхаемся и уклоняемся от трудного духовного пути по вертикали вглубь и ввысь человека. "Мысль о том, что языком духа искусство было раньше, а не сейчас, есть в статье о.Николая". Так, безусловно, конечно, но мне кажется, что это все же просто проходное и беглое суждение, что автор несколько механически повторяет здесь то, что писалось и говорилось миллионы раз.
Конечно, праотцы жили по 400 лет, а нынешние вянут на корню. Вот, мол, и искусство соответственно не духовное и хилое – умножение греха и истощение энергии способностей. Но возвращается человек к Богу, очищается душа, преображается, осеняют ее дары - и каких только чудес еще не способна отдать миру такая душа! (К слову: не случайно сегодня так много священников – литераторов, художников, иконописцев и даже … композиторов). Еще раз повторю: нужно глубокое, богословское проникновение в природу искусства и того, что мы называем художественным творчеством в изначальном его богозданном виде. Если это войдет в нас - легче будет говорить и об извращениях. Все яснее и четче буду зреться критерии подлинности. Простите меня за упрямство в принципиальных вопросах.
21. Писарь : Христианский Дух в искусстве.
2010-06-07 в 22:55

Н.В. Гоголь.
Вий.
Селяне сопровождают Хому.
Степенно движутся по степной дороге ,сидя в повозке,запряженной парой.
Поскольку везут не кого-нибудь,а "хфилософа",и,дабы не ударить в грязь лицом,заводят(между собой) "ученую беседу".
Следующего содержания.

"А скажите пожалуйста,сколько потребуется возов,что бы доехать до Луны".
"Хм-хм.Я думаю,достаточное количество."

И,довольные, произведенным эффектом(на насмерть препуганного Хому),умолкают.

Так и мы,иногда,беремся с "важным видом" рассуждать на темы,от которых далеки безконечно, ну,как к примеру,от Луны.

Но вот что удивительно.
Гоголь не обличает,не нравоучительствует,не унижает,не глумится,Не Оскорбляет Человека.
Мягко и ненавязчиво показывает человеку его слабость-Тщеславие,желание(по- детски)произвести эффект и привлечь к себе внимание.
Что человек?( в этом случае)
Посмеется над самим собой.
Признает по Совести.
Да, действительно, сей факт имеет место быть.
А там,глядишь, и стыдно станет.

К чести кинематографистов,они сумели, предельно точно, выразить отношение Гоголя к людям, Христианское по Духу,отношение.

Так и Господь,будучи Нелицеприятен,как Любящий Отец,Никогда не Оскорбляет и Не Унижает Человеческое Достоинство.

А что мы видим вокруг себя,в прессе,в кино,в театре.
Человек-"сумма пороков".
Народ-"мусорная куча".
Человечество-"сборище поганцев".

"Гадливую,глумливую ухмылку",Предметно Тошнотворную,полную Презрения к Человеку.
Напрочь отрицающую в нем Образ,в попытке лишить его всякой надежды, хоть когда- нибудь, приблизиться к Подобию.
P.S.
Вроде- бы собираются снимать "кавер-версию",в "новом прочтении".
Скорее всего,это будет "мистический триллер",насквозь пропитанный духом "инферно".
Какая-нибудь,очередная "мастерски сработанная" пакость "большого стиля",(бездарная и бездарственная).
Однако,очень хотелось-бы ошибиться.
20. АННА РАЙТ : Е.Домбровской
2010-06-07 в 21:29

Дорогая Екатерина, меньше всего чусвтвую себя способной спорить об искусстве.
Мысль о том, что языком духа искусство было раньше, а не сейчас, есть в статье о.Николая. Я как раз спросила насчет "сейчас", а не утверждала что-любо. И мне это принципиально важно для полноты моией работы, которую я делаю.
Да, конечно, согласна насчет слова (имени - тут не будем:-) ..во избежание). И насчет всего, что принадлежит религиозной сфере, особенно телодвижений. Кстати, почему-то этот очевидный факт я не встречала в статьях в защиту церковнославянского языка. Ведь перевод на русский - новый ритм , потребуются новые телодвижения. И это будет новый дух (впрочем в свете программы "перекодировки", см. Олегка на соседней ветке - это цель). Насчет того, что подлинное искусство всегда выражало печаль по Богу, так об этом о.Николай сказал и я повторила. Там, где сказала, что подлинное искусство показывает преображенную реальность - реальность намекающую, указывающую, зовущую, тоскующую по Богу.
Но у меня больше вопросов, чем ответов. На самом деле, таких глубоких духовных статей мало. Так что будем посмотреть.
Спасибо автору.
19. Екатерина Домбровская : Анне Райт - недопоняли друг друга!
2010-06-07 в 18:43

Что Вы, Анна? Какие противоречия между нашими текстами? О чем Вы? Это, наверное, не про меня? Или я не понимаю чего-то? А вот в этом последнем Вашем посте я действительно не согласна с Вашим суждением об искусстве: "никакое искусство сейчас не является языком духа. Кроме иконописи".
Где тут главный акцент в Вашей мысли? На слове "сейчас"? Или на слове «никакое» вообще? А раньше, надо понять, было? Когда раньше? Но как же - по Богу-то будет правильно? Сказать так, к примеру: что искусство - это такой же язык духа человеческого, как и слово, и звук человеческого пения и даже движения тела (скажем воздевание рук в молитве). Но для того, что бы искусство было искусством, мало даров духа, нужны еще и особые дары слова, музыкального слуха, голос – все это от Бога, для того, чтобы поющий дух Богу своему имел возможность себя соответственно выразить. А время, это самое "сейчас" - вещь относительная - нынче так, завтра эдак, вырождение всего, конечно налицо, но кто знает, как еще выразит себя столь скорбящий о Боге и мире человеческий дух, как скорбит он сегодня, к тому же "оснащенный" от Бога еще и талантом выражения? Путь нам не закрыт окончательно. Все, что имеет Бога Центром, к Нему любовью устремлено, любовью и жаждой Его дышит, даже и бессознательно, и что имеет на таковое выражение благодатную помощь от Бога - вот и искусство.
Мои же слова в предыдущем посте об искусстве - были не к Вам и даже не к статье, а мысли по поводу: к явлению, которое всех очень давно захватило - с тех пор как от Бога отходить стали: забыли, что искусство - это именно особый язык человеческого духа и ничто иное. А потому критерий искусства - не в эстетической стороне, а в человеческой, в духовной. Трудно говорить об этом впопыхах и без примеров. Но когда мы возьмем что-то конкретное - литературу ли музыку или что-то еще (при условии сильной жизни о Боге внутри нас самих и развитой чуткости – способности слышания родственного во всем) - мы, углубившись в творчество подлинного автора, непременно обнаружим там подтверждение этому вИдению.
Итак, я ни против чего у Вас никоим образом не возражала. Меня, простите, тоже слегка интересуют теоретические (богословские) вопросы, то, что именуется логосами вещей. Что мы можем говорить и писать, когда неправильно познана природа Божественного феномена? И я, смею думать, что и после грехопадения – искусство подлинное выражало подлинные муки и печаль человека по Богу («главная дорога», так сказать, этих выражений). Так Адам, сидя у врат Рая, изгнанный, плакал, - и это было то, что мы должны называть искусством. И Дух всегда сопутствовал тем, чье сердце искренне искало Бога. И потому я никогда не считаю искусство (то, что отвечает вышеназванным критериям) проявлением человеческой только ДУШЕВНОСТИ. Нет, это молитва (пусть зачаточная или наоборот, совершенная), это исповедь, это плач, это хвала Богу. А отпадений и уродств, подмен и подделок, разумеется, было премногое множество. Искусство – отменный барометр – оно совершенно отражает духовное состояние и движение духа в человеке. И когда мы ТАК смотрим, то жуликам от искусствоведения нас не провести. Важно, чтобы сами-то имели хоть некую меру Духа. А сейчас мы собрались тут как раз именно по такому поводу - свидетельствовать ОТПАДЕНИЕ ИЛИ ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СФЕРЫ ДУХА И ДАЖЕ ДУШЕВНОСТИ. Для меня это и было важно (мысль разрешить) и даже в мыслях я ни с Вами, ни с Батюшкой не спорила.
18. АННА РАЙТ : Е.Домбровской
2010-06-07 в 17:17

Дорогая Екатерина, совершенно не вижу противоречия между моим очень кратким (и поэтому упрощающим) резюме статьи и Вашим текстом. Статья о. Николая очень глубокая и каждый, верятно, найдет в ней то, что затрагивает, прежде всего его. Для меня была важна вот так выстроенная четкая иерархия приоритетов во-первых, во-вторых меня прямо поразила своей очевидностью мысль, что никакое искусство сейчас не является языком духа. Кроме иконописи. Вот интересно, автор пишет, что в древности оно было таковым - символическим языком духа. Что имеется ввиду, что оно перестало быть таковых после грехопадения или просто - процесс деградации? В последнем случае он (теоретически) обратим. Очень хотелось бы услышать ответ о.Николая.
Видите, меня, как всегда, интересуют аспекты, отличные от тех, которые интересуют Вас. Так что я не поняла, против чего Вы возражали.
17. Воин : Чего ради сия выставка?
2010-06-07 в 16:10

Современное искусство по большей части опоэтизированный прах земной. Никакой в основном пользы душе не приносит. Все больше оно погружается в пучину страстей. Святитель Игнатий прекрасно сказал, что, "Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении, посредством наслаждений телесных! Через чувства, эти двери в душу, которыми она сообщается с видимых миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучных с ним грех и плен. Гремит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах, взволнованы в земных увеселениях: человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и кровь Богочеловека, которою мы искуплены." http://www.librarium....ru/ignatiy/i_13.htm

Впрочем нашим новым миссионерам вряд ли слышен голос великого святого. Пользы для внешних выставка не принесла никакой. А вот вред уже огромен.
16. Екатерина Домбровская : 12. lucia : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 15:10

Очень верно Вы вспомнили Достоевского и Бахтина. Спасибо! А про то, что вы у меня спросили - я уже где-то здесь писала: если бы они этих своих героев любили - мы бы, и другие люди плакали перед картинами, а там все, простите жрали, запивали и тусовались на фоне этого человеческого кошмара.
Достоевский часто повторял: "факт - это еще не истина". Он не любил фотографический подход к человеку, потому что он лжет и снимает "верх" пенку, видимое выдает за сущность. На этой выставке художники оболгали людей. Обнаружив свое подлинное АНТИХРИСТИАНСТВО В ПОДХОДЕ К МИРУ.
15. vinni : О современном искусстве
2010-06-07 в 14:14

Конечно, искусство религиозно. Оно было религиозно, оно и сейчас вполне религиозно. Любое творчество, это воплощение идеала, И сейчас все творческие излияния столь же духовны, как и прежде, но вопрос в том, о каких духах идет речь. Напоминаю слова апостола Иоанна: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они". Поэтому правильно будет сказать, что искусство духовно в отрицательном смысле, и духи, его вдохновляющие, отводят нас от того Единственного Духа, к которому наше стремление. В основе современного искусства, и это легко заметно, безусловная гордыня, так что идеи там нашептывают соответственные суфлеры. Но при всем, при том, не могу не сказать, что формализация духовности в узкие рамки канонов столь же неприемлема. Правда, найти ту тонкую грань, по которой должен пройти новатор истинного творчества при нашей греховности чрезвычайно сложно, и потому мы временно смиряемся перед строгими формальными запретами, оставляя себе надежду на появление таких примеров в будущем.
14. о.Евгений : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 11:25

Бегание Креста страшный грех, и он преследует человечество с райского сада. Адамов грех - это бегание Креста. И прследить его можно на протяжении всей истории человечества. 19-й век. Вместо молитвенного стояния, вместо непростого духовного труда, душевные разговоры о духовности в литературных салонах. Поднять свой духовный уровень для того, чтобы не просто говорить о вере, а ее показывать, как это делал св. правед Иоанн Кронштадтский, по молитве которого чудеса свершались явно, и люди видели, что небеса живы, этого нашим одряхлевшим душам не хочется. А ему не надо было много говорить, какие-то светские проекты устраивать, в нем современники просто видели ЖИВУЮ ВЕРУ. Но в современном мире оказалось проще организовывать душевные, масштабные проекты, чем показывать живую веру. Организовать выставку, байкерский миссионерский поход - все это требует организационных, а не молитвенных усилий. Конечно, наверное, светские мероприятия тоже нужны, но, как много тратится на них времени и средств, какое огромное внимание им уделяется, а духовный уровень общества все ниже и ниже, наверное и потому, что люди ЖИВОЙ ВЕРЫ мало видят. Благие намерения всегда продиктованы простым желанием беганья Креста. Неделя русских святых - как многому они пытались нас научить своим примером, какими же плохими учениками мы оказались.
13. Lucia : Ваня
2010-06-07 в 10:52

"Культура есть только одна - какая есть!."
А представьте. что Вы тяжело больны и с надеждой спрашиваете врача - Ну что-нибудь еще попробуйте - вдруг поможет. А врач. не принимая личного обращения, повернет к вам бесчувственное лицо - Медицина только одна - какая есть. Так что в морг.
12. lucia : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 10:46

Современное искусство часто принимает за какую-то правду в последней инстанции размазывание грязи и расковыривание язв. Причем, чужих. Как мало в этом и ума, и милосердия.
Достоевский, которого им даже не увидеть, стань они на цыпочки, так не делал. Вот у него сразу видно - он любит человека и все для него равны. Никогда о них не напишут такого. как Бахтин о Достоевском: "Достоевский. объективируя мысль, идею., переживание, НИКОГДА НЕ ЗАХОДИТ СО СПИНЫ, никогда не нападает сзади(курсив мой). От первых и до последних страниц своего творчества он руководится принципом: не пользоваться для обхективации и завершения чужого сознания ничем. что было бы недоступно самому этому сознания. что лежало бы вне его кругозора... спиною человека он не изобличает его лица"
Поэтому у этих деятелей современного искуства постонно разливается желчь.
11. lucia : Екатерине Домбровской
2010-06-07 в 10:38

А сами создатели картин любят ли изображенных бомжей и грешниц? Или им нравится глумиться, изображая человека именно в его плохом состоянии? А как. интересно. они сами будут выглядеть на Страшном Суде, когда тело оденется душой?
10. о.Евгений : Ване.
2010-06-07 в 09:22

"Уж, простите, за открытость - ваши рассуждения наивны, что порой неудобно читать, что это пишет священнослужитель".

И Вы, уж простите за откровенность, видимо, совершенно невоцерковленный человек, который совершенно не понял очень глубокую, хоть и краткую, статью о. Николая. Прежде чем высказывать подобные резкие суждения, нужно понимать, что священник смотрит на проблему с ДУХОВНОЙ (а не душевной) позиции, о чем четко сказано в самом начале. Печально. Простых истин не понимаете.
9. Екатерина Домбровская : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 02:17

Дорогая Анна! Вы суммировали статью: "по-моему, смысл статьи, что не все хорошо, что мы называем искусством. Если оно просто копирует творение, оно скучно, поэтому не хорошо. Если оно преобразует и без того падший мир в сторону еще большего падения, то тоже не хорошо".
А меня поражает вот эта закисленность на самом искусстве как феномене. А оно ценно и важно только человеком и через человека – тем, как выражает свое в этом искусстве человек. Не прав был Станиславский, когда учил, что надо не себя любить в искусстве, а искусство в себе. Это для православного сознания вообще бред! То, как выражены отношения человека с Богом и какие это отношения - вот единственный Божественный предмет искусства, который полностью оправдывает его существование и предназначение. Я разумею конечно, не рассудочно, не рационально, не мировоззренчески понимаемые и придуманные художниками сентенции, выраженные в искусстве, - упаси Бог! А подлинное его - человека отраженное в искусстве богословие - чувство и осязание (в меру каждого, конечно) Бога, осязание и самого себя перед Богом (что есть и самопознание, и покаяние, и смирение, и несомненно – плач, потому как самое малое приближение души человека к Богу и рождает все это), которое в таком одаренном талантом человеке просится на нотный лист, холст или поет Богу нашему "дондеже есть", выпевая свое покаяния. Свой плач, свою молитву. Искусство - это и есть молитва человека. Только такое искусство вечно - оно пронизано духом и любовью к Богу. А все остальное - экскременты человеческих индивидуальностей со всеми их страстями, зловонием и испорченностью. Такое искусство – враг самого автора, оно закрывает ему Бога и путь к Богу. Индивидуальность – оговорюсь, - это не Богом данная личность, а индивидуальное проявление испорченной грехопадением природы человека. Личность-то человеческая, равно как и его достоинство, восстанавливается только на Кресте.
А то, что, к слову, показали тут городу и миру в московском храме - это как и есть экскременты. Это не портреты бомжей и грешниц - это АВТОПОРТРЕТЫ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ. НЕУЖЕЛИ ЭТО НЕ ПОНЯТНО И НЕ ВИДНО ВСЕМ?!! Наверное, не видно, так как нас кураевы толкают носом в эти картинки, чтобы мы ИМ ОКАЗЫВАЛИ ХРИСТИАНСКУЮ ЛЮБОВЬ, будто это - и есть живые люди. А кому картинки не нравятся – травят фарисеями. Эту у них такой прием на все случаи жизни. Наотмашь срабатывает! А картинки – это ведь никакие не «малые сии», это чисто прикиды художников, которые САМИ ничего Божиего в этих своих персонажах не видят и видеть, по всему ясно – не способны. Вот в чем собака-то зарыта.
По мне лучше в притворе поставить стол и накормить щами тех, кто голоден. Чем жевать пироги и глядеть по-барски на светской тусовке на эти картинки и быть такими довольными собой и своей жизнью.
8. АННА РАЙТ : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 01:30

Я извиняюсь, опять комментарий сорвался. Так, по-моему, смысл статьи, что не все хорошо, что мы называем искусством. Если оно просто копирует творение, оно скучно, поэтому не хорошо. Если оно преобразует и без того падший мир в сторону еще большего падения, то тоже не хорошо. Искусство способно показывать только дольний мир (даже музыка), но должно показываеть его преображенным, как бы предчувствующим горний мир, который оно показать не в состоянии, за исключением иконописи.
Не знаю, я как-то так поняла. И это очень интересно, потому что мы как-то считали, что искусство - прорыв в горний мир (Шопенгауэр говорил, что музыка - жизнь идей). Но действительно, ведь это не так, область духа так выразить нельзя.
Хотелось бы поподробнее развернуть все это. У нас мало таких путеводителей. Или просто отрицание или уже поклонение всему, на чем стоит лейбл "искуссство" (и не трожь, мракобес). Вообщем, надеемся увидеть развернутый текст.
7. АННА РАЙТ : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 01:17

Очень, ну просто очень интересно. Но очень тезисно. Артур прав - как бы развернуть.
Я не вижу, что смысл статьи - отрицание искусства. Смысл - искуссттво не нейтрально (не все хорошо, ч
6. Ваня : Re: О современном искусстве
2010-06-07 в 00:30

Отец Николай, не знаю читаете ли вы мой комментарий, но я хочу вам искренне высказать некие мысли, которые, дай Бог, помогут нам найти общность и превратить ваш монолог в диалог. Вы беретесь рассуждать о культуре и искусстве и делаете это так просто словно вы всю жизнь изучаете историю искусства или вами говорит Дух Святый. Мне все же кажется, что, прежде всего, это ваше личное мнение, а не Церкви. Уж, простите, за открытость - ваши рассуждения наивны, что порой неудобно читать, что это пишет священнослужитель.
Вы рубите все на корню - и живопись, и музыку, и театр - словно среди художников, музыкантов, артистов нет людей верующих, словно вы отвечаете за личное спасение каждого. Обидно, что вы говорите очень общие фразы - спасение, духовность...
И напоследок. Думаю, что вы поймете, что я не лукавлю - о какой православной культуре вы говорите, батюшка? Мы, христиане, обречены на историческое поражение, а вы проповедуете сотериалогию. Надо же, такое слово выбрали. Культура есть только одна - какая есть. И отгораживаться, как это делаете вы, от общего культурного процесса - это еще одно новое и бесславное поражение. Увы. Простите за откровенность.
5. Светлана : Re: О современном искусстве
2010-03-16 в 20:18

Интересная статья. Спасибо, о. Николай!
Но как же совсем без искусства? Оно всегда было! В конце концов человек может трудиться над своей душой и при помощи искусства, я не имею ввиду при помощи "псевдоискусства", но есть и среди этого что-то "хлама", что дает пищу для души и духа. Потом ведь человек всегда тянется к прекрасному, к удовольствию - так заложено Богом. Если человек христианин, он безусловно будет принимать все через призму Божьих Заповедей, где надо, подходить с критикой, и, конечно, все хорошо в меру, искусство в том числе.
4. Эрик : Re: О современном искусстве
2010-03-16 в 17:12

Искусство действительно стало более откровенным и менее изощренным. Если раньше искусство было уделом отдельных групп людей, то ныне оно посредством СМИ массовое. В массе же своей народ обладает нравами грубыми. Грубые нравы - грубеет и самовыражение шута, даже в театре. Всё как в рыночной экономике: спрос рождает предложение. А вот придти к стяжанию Д. теперь гораздо трудней, чем даже сотню лет назад. Существует огромная пропасть между людьми, живущими массовой культурой, и началом тропки к стяжанию Д. Даже если они и пришли однажды в храм.
3. Иван Федорович : Все гораздо проще.
2010-03-16 в 16:12

Первые музыкальные инструменты изобретены детьми Каина. И служили они (инструменты) не прославлению Бога, а страстям человеческим. "Услаждали" слух и "помогали" жить без Бога. Дальше - больше ..... И вот наглядный пример "развития цивилизации" перед глазами. Что интересно отметить - после потопа все возродилось. Это наталкивает на мысль, что "вдохновитель " создания всех этих гуслей и свирелей существовал как до потопа так и после. Однозначно это не Господь вдохновлял сынов Каина на их "творческие поиски", а враг рода человеческого. Жду возражения, что все можно использовать во благо. Да можно, точно также как мы сейчас используем возможности интернета. Но славить Господа можно и без кинофильмов, театральных постановок и музыкальных произведений выскажу и "сверх крамольую" мысль для этого не нужен и интернет. Для спасения человека все есть в Церкви. Все мирское - "вериги" не приносящие пользы, "тропинки" уводящие в сторону от основной дороги и.т.д. и т.п. Все очевидно. Пойте, Богу нашему пойте!
2. Леонид : На хлеб и воду!
2010-03-16 в 14:22

Мир Вам, о. Николай!
«Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое: и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца глаголют уста его» (Лк. 6, 45).
Слышал, что существует церковная традиция, по которой иконописец перед тем, как приступить к написанию образа выдерживает длительный пост. За это время он с Божьей помощью усмиряет свою душу, приводит в порядок свои мысли, исповедуется и причащается Святых Тайн.
Интересно, какие произведения выходили бы из-под пера (принтера, синтезатора) современных авторов, если бы они соблаговоляли соблюдать эту добрую традицию?
1. Артур : Re: О современном искусстве
2010-03-16 в 14:08

Интересная статья, но слишком сжато и схематично написано. Развернуть бы...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме