Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вызов нового стиля и экуменизма

Роман  Басалкевич, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 16.02.2010


О монографии А.В. Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви» …

В 2009 году издательство Крутицкого подворья выпустило книгу кандидата богословия А.В.Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)». Монография Александра Слесарева выпущена в серии «Материалы по истории Церкви» в рамках программы поддержки молодых ученых, осуществляемой Обществом любителей церковной истории и Отделом по делам молодежи РПЦ.

А.В. Слесарев *Старостильный раскол в истории Православной Церкви*В своем интервью НГ-Религии (http://religion.ng.ru/problems/2009-11-11/6_raskoloved.html) Александр Слесарев отмечает, что «возникновение раскола возможно как следствие плохо подготовленной реформы того или иного элемента православной традиции. Например, обрядовая реформа в Русской Православной Церкви породила старообрядческий раскол, а календарная реформа привела к расколу в Элладской, Румынской, Болгарской и других поместных Церквах». То есть не сам факт совершенно деструктивной, как показала сама жизнь, считает автор негативным, а ее «плохую подготовленность». В целом календарную реформу, санкционированную Всеправославным совещанием 1923 года, имевшем более чем сомнительное каноническое достоинство, исследователь полагает совсем не чуждым Преданию Церкви. При этом, уверен исследователь, преобразование богослужебного календаря должно опираться на согласованное единство Поместных Церквей и рецепцию православной церковной полноты.

То есть: сначала провести массированную пропаганду такого чисто политического, направленного на «европейские стандарты» решения, а потом уж делать свое дело...

Действительно, кровавые революции в России и Турции начала XX века дали толчок движению обновленчества, требовавшему легализации повторных браков после принятия сана, введения женатого епископата и реформы богослужебного календаря, базирующегося на древнем юлианском календаре. Главными аргументами против отказа от юлианского календаря является многовековая традиция использования этого календаря в Православной Церкви и неизбежные нарушения богослужебного Устава при переходе на новый стиль, подобный григорианскому календарю (т.н. новоюлианский календарь до 2800 г. полностью совпадает с григорианским).

7 правило святых Апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, - да будет извержен от священного чина». Также и 1 правило Поместного Антиохийского Собора подвергает церковному наказанию клириков и мирян, нарушающих определение Первого Вселенского Никейского Собора и дерзающих «с иудеями совершать Пасху»: клирики извергаются из священного сана, миряне отлучаются от церковного общения. Поздневизантийский канонист Матфей Властарь в «Алфавитной Синтагме» приводит четыре правила, два из которых восходят к Апостольским правилам, два других - к преданию Церкви: 1) Пасха празднуется после весеннего равноденствия, 2) Пасха не празднуется в один день с иудеями, 3) Пасха празднуется после первого полнолуния, бывающего после равноденствия, 4) празднуется после полнолуния в первый день седмицы.

Как видим, Предание Церкви, выраженное в церковных канонах, вполне однозначно требует следовать календарю, согласно которому празднование Воскресения Христова православными обыкновенно не совпадает с днями празднования иудеев и католиков, придерживающихся нового григорианского стиля. Кроме того, многие православные указывают на особые дни богослужебного календаря - Великую субботу, Богоявление и Преображение Господне, - в которые происходят особые явления благодати Божией: схождение Благодатного огня, «освящение вод естества», схождение облака на горе Фавор.

Удивляет в монографии Александра Слесарева и другое. Антиэкуменическую позицию большинства старостильных юрисдикций автор сводит к борьбе последних с «религией антихриста». Отметим подспудное желание автора превратить оппонентов в шутов, озабоченных только лишь пришествием антихриста и паспортами. Но на деле критика экуменизма и прочих апостасийных явлений настойчиво звучит отнюдь не только в изданиях старостильных юрисдикций, но в РПЦ, Элладской и других Поместных Церквах. Таким образом, то, что справедливо следовало бы отметить с положительной стороны, либо нейтрально констатировать, неожиданно вменяется в упрек.

Всем нам, нам, чадам Русской Православной Церкви, следует особенно осторожно относится к «реформам». Ведь наша Церковь уже однажды пережила обрядовую реформу и старообрядческий раскол, последствия которых, по словам митрополита Никодима (Ротова), «продолжают сказываться и до настоящего времени». А что попытки «сверху» навязать календарную реформу обречены на новый раскол, с очевидностью подтверждают и история Русской Православной Церкви, и новейшая история Поместных Церквей.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. Максимов : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2012-12-31 в 01:44

По сути дела, книга Слесарева (она же его диссертация) является ярким образцом крайности экуменической ереси и филокатоличества. Все эти посылы довольно безастенчиво завуалированы в работу о старостильных расколах. Возникают два вопроса: как такую диссертацию допустили к защите и раз допустили, то кто же такой серьезный стоит за Слесаревым? Кто помогает ему? А я отвечу: уже очень многие говорят, что в стенах МинДАиС зреет новый обновленческий раскол, возглавляет который публично Слесарев, а неофициальную поддержку обеспечивают митрополит Илларион, Мраморнов, Мартинович. Высокое начальство и координирует деятельность Слесарева, поэтому я бы советовал относиться к А. В. Слесареву очень внимательно и с предубеждением. Особенно после ознакомления с сайтом:
http://belchurch.blogspot.ru/
11. Максимов : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2012-12-31 в 01:22

Ну а что вы хотели получить от плагиатора? Хорошую книгу? Это невозможно, взгляните сами:
http://antiplagiat-portal.blogspot.ru/
Слесарев всего-лишь перевел и разместил в своей книге труды зарубежных богословов, которые не только устарели к настоящему моменту, но и очевидно несут в себе прозападнические идеи. Отсюда и скрытая лояльность Слесарева к экуменизму, и филокатоличество в притязаниях в пользу перехода на новый стиль в церкви.
10. Аноним : Еще одно общество
2010-02-17 в 16:23

"Общество любителей церковной истории" было образовано ровно 10 лет назад и в том же 1998 году получило надлежащую государственную регистрацию. Костяк общества составили лица, в разные годы входившие в редакционную коллегию нашей церковно-исторической серии. Среди них были и иностранные ученые, занимающиеся историей России и Русской Православной Церкви. Это профессоры Дмитрий Поспеловский (Канада), Дмитрий Шаховской (Институт св. Сергия в Париже), Гюнтер Шульц (Германия), Эрих Бринер (Швейцария), а также отечественные историки – Сергей Фирсов, Александр Полунов, Модест Колеров, Валентин Никитин, представители духовных школ Московского Патриархата – протоиерей Георгий Митрофанов, Наталия Кривошеева и другие. Председателем общества является протоиерей Валентин Чаплин.
http://www.religare.ru/2_52533.html

Грамотная политика - каждому синод. отделу по обществу.
9. Павел : Re:Nikolaj
2010-02-17 в 11:40

А я-то грешный думал, что киты спасения это Десять заповедей или «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 37-39)
8. Вера. : 4. Nikolaj
2010-02-17 в 03:26

Сами додумались, или "один старец сказал"?
7. А.В.Шахматов : КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО РЕФОРМА.
2010-02-17 в 00:48

Суть не во времени, а в реформе, то есть насколько она безбожна.
6. Свечкодуй : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2010-02-16 в 19:37

Отметим подспудное желание автора превратить оппонентов в шутов, озабоченных только лишь пришествием антихриста и паспортами.


Сдаётся мне, что вся эта катавасия с номерами и паспортами была задумана именно с этой целью. Подкинули нам "три шестёрки", которые с одной стороны ничего не значат, а с другой стороны значат очень много, знали ведь наверняка (а может быть сами и обратили наше внимание на эти чёрточки), что они вызовут возмущение у христиан. А теперь обвиняют нас в мракобесии, мол "эти кликуши за каждым кустом видят антихриста". Но готовность пожертвовать религиозными убеждениями в угоду духу мiра сего и есть печать апостасии.
5. Провинциал : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2010-02-16 в 12:44

3.А.В.Шахматов: "Правинциал,Вы,видимо,триста лет спали..."

- Как Вы, г-н Шахматов, непочтительно говорите с таким страцем? Не успел проснуться - и на тебе! Только поглядите на обложку книги (или поручите племяннику), какой период истории Церкви там обсуждается.
4. Nikolaj : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2010-02-16 в 11:56

Три кита спасения в наше время.1.юлианский календарь 2.славянский язык 3.воздержание супругов Великим Постом.
3. А.В.Шахматов : Автору и провинциалу!
2010-02-16 в 10:42

Автор,не старообрядческий раскол, а церковный.
Правинциал,Вы,видимо,триста лет спали-церковная реформа была в 17 веке, на Руси, а последствие по сей день нас преследует.
2. Nikolai Knospe : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2010-02-16 в 10:21

В №1 Журнала Московской Патриархии за 2010 г. (редактор - С.Чапнин) очень расхаливается книга Слесарева и выражается сожаление, что наш церковный православный народ ещё не дорос до таких календарных реформ.
1. Прровинциал : Re: Вызов нового стиля и экуменизма
2010-02-16 в 09:55

Какие могут быть "реформы" в тысчелетиями выработанной Традиции? Что изменилось в вере, изменился ли Бог и Его Pавет? Изменились ли апостольские Правила?
Понятно, что все попытки обновленства сводятся к созданию некоей "гармонии" с падшим мiром и в угоду глобализму.
Да не будет того! Большинство верующих не примет обновленства и "реформ", как это уж было при советской власти.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме