Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не «прошлогодний снег»

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 05.02.2010


Вступая на поприще Великого поста …

В прошлом году перед Великим постом и во время его на «Русской линии» шла жаркая дискуссия по поводу известного высказывания руководителя информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонаха Димитрия (Першина), заявившего в интервью "Интерфакс-Религия", что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в близости в период постов.

Икона прп.Марии Египетской с житиемСначала эта дискуссия, на мой взгляд, имела позитивное значение, была разумный и взвешенный. Таким, например, был комментарий на заявление о.Димитрия, который 6 марта прошлого года дали для РЛ пять священников. Однако затем почти до конца поста последовала масса статей и отзывов на них, где всячески утверждалась каноническая необходимость воздержания супругов постом. Что само по себе и неплохо, но при этом возникает такой вопрос: в Православной Церкви есть правила святых вселенских и поместных соборов, святых отцов; есть соответствующая каноническая власть в лице епископата, патриарха и церковных соборов. Кем же на этом фоне является вышеназванный иеромонах Димитрий и какова каноническая сила его заявления? Очевидна, она ничтожна; тем более, что он за это впоследствии получил взыскание от своего правящего архиерея. В каноническом отношении важно именно это, а не чье-то безответственное заявление. Поэтому вести такую массированную атаку против последнего - значит стрелять из пушек даже не по воробьям, а по микробам. Результатом является лишь бесполезный расход боеприпасов, которые могли бы очень даже понадобиться в другом месте.

И действительно, если исключить уже упомянутый комментарий пяти священников, то в этой дискуссии было допущено несколько серьезных аскетических ошибок. Во-первых, все в ней свелось лишь к защите правила благочестия о супружеском воздержании постом. Хотя дело не стоит и выеденного яйца, и, конечно же, такое правило благочестия в Православии есть, что бы по этому поводу не говорил о.Димитрий и его сторонники в РПЦ. О них Господь наш Иисус Христос сказал так: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном»; но и по поводу большинства дискутирующих на РЛ с о.Димитрием. Он также сказал нечто не совсем лицеприятное: «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5,19). Ключевое и необходимейшее слово я выделил. Да, к сожалению, подавляющее большинство участников той дискуссии, всячески защищая правила закона о воздержании, практически ничего не сказали о том, как нам, грешным, этот закон соблюсти в своей семейной и духовной жизни?! Они и не задумывались над тем, как нас этому научить, а, может быть, и сами этого не знали. Но поступая таким образом мы вольно или невольно подпадаем уже под другое, грозное обличение Спасителя: «Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк.11,46).

Наоборот, на мой взгляд, лейтмотивом той дискуссии все более и более становилось мнение, что раз закон и заповедь о воздержании постом есть, то мы все как бы автоматически должны его и ее исполнять. Что является второй грубейшей аскетической ошибкой дискутирующих. Ибо хотя «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра... закон духовен, (но) я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7,12.14-23).

Хотя здесь апостол Павел говорит о насилии греха над душой вообще, но этими словами особенно сильно изображается действие плотской страсти (как, впрочем, и других страстей сластолюбия - алкоголизма, наркомании, табакокурения) в человеке. Когда последний, хотя всячески и желает сохранить заповедь о воздержании, но сам не имеет власти над собой, но сам оказывается в плену страсти, делающей его «пленником закона греховного». Что, я думаю, большинство читателей этой статьи испытали в своей духовной и плотской жизни. Так что наличие закона или заповеди и их исполнение на деле - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому нельзя легкомысленно их отождествлять: надо сначала научить людей, как этот закон или заповедь соблюдать на деле.

Но заметим еще и следующее. Апостол Павел написал вышеприведенные слова почти 2000 лет назад. С тех пор весьма существенно усилились все основные противники православного христианина, пытающегося добре подвизаться в посте и воздержании. Этих противников, как известно из святых отцов, три: его собственная плоть, мир и диавол. Рассмотрим поочередно, в чем это их усиление. Итак, плоть. Ее развращенность растет еще до рождения человека, вследствие, как правило, невоздержанной жизни его родителей, особенно если они погрязли в атеизме. Все это передается по наследству. Затем человек развращается в школе, где он получает первые теоретические, а часто и практические уроки секса (раньше неофициальные, а теперь некоторые хотят ввести это в школьную программу); через соответствующую литературу,. телевидение, видео, интернет... Впрочем, это все уже относится к воздействию на душу ее второго противника - мира. Но когда человек после всего этого приходит в совершенный возраст и, обратившись ко Христу, пытается вести более или менее аскетический образ жизни, то его плоть оказывается вследствие всего этого уже весьма и весьма развращенной. Она как тяжелейшая гиря висит на шее такого подвижника!

Говоря о развращающем действии современного мира, я хотел бы особое внимание обратить на распространение в нем блудных изображений и образов, а также откровенной порнографии (например, последняя, как говорят, составляет половину ресурсов интернета). Дело в том, что душа неопытного подвижника, пытающегося подвизаться не только телесным, но и духовным постом, т.е. не принимать блудных помыслов и образов, напоминает сарай с пересушенной соломой. Малейшая искра - и... пожар. Роль такой искры легко может сыграть, например, даже не очень «голая» реклама, которую подвижник, не успев отвести глаза, случайно, увидит на улице. Раньше на улицах православных градов были иконы, кресты, а сейчас - непристойные изображения. Ну, а что касается порнографии, особенно в интернете, то эта никакая не искра, а, образно выражаясь, целая армия мощнейших боевых огнеметов, способных испепелить не то что сарай с соломой, а целое море, коим, по мысли некоторых толкователей Св.Писания, и является душа человеческая, как сказал Давид: «Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо... змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (Пс.103,25-26).

Кстати о змии, т.е. о диаволе - третьем, самом главном враге любого православного подвижника. За 2000 лет его злоба, коварство, хитрость, изощренность в методах сильно возросли. И это при полной нерадивости, не искусности, неопытности большинства этих самых подвижников, многие из которых лишь недавно перешли из атеизма в православие. Учитывая все это, зададим вопрос: какое же основное аскетическое средство в борьбе с блудом, который навязывают нам плоть, мир и диавол, следует избрать большинству современных подвижников или (поскольку подвижники о нас, грешных, - это уж очень сильно сказано!), по крайней мере, христиан, которые пытаются бороться со всем этим?

Таким средством является христианский брак. Правда, святые отцы, по-преимуществу, учили иначе. Они, говоря о борьбе с блудом, главным образом указывали на девство, монашество, полное воздержание от плотского соития и т.д. Но это они говорили таким же святым или, по крайней мере, людям, находящимся на пути к святости. А не нам, грешным, только-только вылазящим из болота страстей и брения тины, порожденных атеизмом. А как заметил преп.Иоанн Лествичник, (цитирую по памяти), когда мы читаем святых отцов, то не должны от этого чтения впадать в гордость (что мы так же, как и они, сможем подвизаться!) или в уныние (что если мы так не сможем, то не спасемся). Но сильные должны этим чтением возгревать в себе ревность, а слабые - смиряться. Мы все, почти все современные христиане - слабые, делающие первые шаги на пути духовного совершенствования. Поэтому и должны смиряться, избирая для себя более легкий путь христианского брака как первый шаг к совершенству. Ибо никто, став на первую, нижнюю ступень лестницы, не оказывается мгновенно на самой последней, верхней ее ступени; никто, еще не положив основание дома, не строит его крышу; никто, сделав первый шаг из Вавилона, не оказывается сразу в Иерусалиме; никто..., если Сам Бог не явит на нем такое чудо, как Он явил его на Аввакуме, который мгновенно слетал из Иерусалима и Вавилон к Даниилу во рве львином и также мгновенно возвратился обратно (Дан.14,33-39).

Поэтому, думаю, современное монашество наполняется из христиан, которые таким чудесным образом усовершенствованы Самим Богом; либо из тех, кто был добре воспитан в православно-христианской семье, опять же чудесным образом избежал соблазнов мира и, стремясь к высшему совершенству, избрал монашество; либо из христиан, которые прошли в своей жизни искус брака, воспитали детей и, на склоне своих лет, решили сугубо послужить Богу в монашеском чине. Есть еще одна категория людей, которые... не туда попали. Им бы надо было, согласно всему вышесказанному, вступить в брак, а они по гордости погнались за высшими совершенствами, как фараон за Израилем, приняли монашество и..., как тот же фараон, тонут в море страстей. Но разговор у нас не о них, а о первых трех. Из них последние, как видим, не были чужды брака, а первые и вторые - это следствие скорее чуда, а не обычного хода вещей. А надеяться на чудо - весьма самонадеянная и гордая вещь, поэтому я и советую большинству современных молодых православных христиан в борьбе с блудом уповать на брак, который имеет именно это аскетическое свойство - защиты от блуда.

Конечно, первая цель христианского брака - это рождение и воспитание в православной вере и благочестии детей. Но вторая его цель - это охранение супругов от блуда. Как и говорит об этом апостол Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая жена имей своего мужа. Муж, оказывай жене должное благорасположение; жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7,2-5). Таким образом, из слов апостола видно, что воздержание супругов в пост также имеет своею целью избежание ими блуда, чтобы «не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Ведь невоздержанная плотская жизнь и в браке приводит к тому, что у супругов быстро наступает пресыщение, они надоедают друг другу и начинают искать удовольствия на стороне, в блуде, - обычная картина в большинстве современных семей, члены которых пребывают в неверии и не знают христианского воздержания. И наоборот, если верующие супруги добре подвизаются постом, во время которого воздерживаются даже от законного супружеского соития, то тем более они будут избегать и незаконного, т.е. блуда, как во время поста, так и после него. К тому же этим, т.е. добрым воздержанием, они побеждают пресыщение плоти, так что муж и жена после него (постного воздержания) снова приятны друг другу как жених и невеста. Таким образом, этот подвиг воздержания служит залогом не только спасения душ супругов, но и усиливает их взаимную любовь, дает им семейное счастье и укрепляет семью. Думаю, в первую очередь из-за этого в старой доброй России до самых революций 17-го года был такой ничтожный процент разводов. Потому что люди тогда умели поститься.

Однако вернемся к нашим, современным людям, развращенным, как было сказано выше, миром, но все же пытающихся вести христианскую жизнь, в частности, пытающихся постом воздерживаться от супружеской жизни. Такие весьма отличаются в худшую сторону от тех дореволюционных православных. Поэтому для человека, который провел значительную часть жизни в блуде, попытка полностью выполнить требования о полном воздержании в пост, особенно Великий, часто оканчивается весьма плачевно. Не навыкнув этому делу, он зачастую воспринимает такое воздержание от законной супружеской жизни не как призыв к жизни великопостной, духовной, но как поощрение к возвращению на блуд. С такими «случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр.2,22). Как же быть таким, слабым, новоначальным православным?

Не буду изобретать велосипед, но сошлюсь на мнение одного из пяти вышеупомянутых священников, давших свои комментарии для РЛ, руководителя Епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение", кандидата педагогических наук, члена Союза писателей России иерея Алексия Мороза, который, в частности, сказал следующее: «Бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха".

Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. "Впрочем, если они тоже ощущают, что возникли сильнейшие искушения, которые им невозможно перенести, если их одолевают блудные помыслы и смотрение на сторону, то лучше им иметь отношения между собою. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Но при этом, конечно же, ни в коем случае нельзя распускаться и говорить себе: "ну ничего страшного, это можно". Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью».

Замечу, что остальные четыре вышеупомянутых священника говорили приблизительно то же самое, но о.Алексий сказал это более полно и точно. Такое совпадение в мнениях свидетельствует, что это не частное мнение одного какого-то лица, но соборное учение Церкви по этому вопросу. Постараюсь прокомментировать и разъяснить это здравое учение.Итак, супругам «надо стараться воздерживаться весь Великий пост». Что это значит? Как говорят святые отцы, то, чтобы прилагать старание к добродетели, это в нашей власти, это зависит от нас. И такое наше старание приятно Богу. Но то, чтобы совершить, стяжать сию добродетель, это уже зависит не только от нас, не только от нашей воли, но и от Господа, от воли Божией, как Он и сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). И, к сожалению, очень часто нет воли Божией на то, чтобы новоначальный подвижник быстро и легко победил свою блудную страсть и плотскую похоть. Это обычно связано с тем, что мы, современные люди одержимы не только блудной страстью, но и страстью гордости. И блуд, и гордость - смертные грехи. И за тот, и за другой грех, если нет покаяния, наказание - ад. Но гордость - это грех малозаметный, находящийся под действием этой страсти неопытный подвижник, как правило, вообще ее не замечает в себе. А действие страсти блуда очень трудно не заметить, это грех явный. Поэтому зачастую Господь попускает в нас действие именно последней страсти, чтобы мы, видя себя в нечистоте блудных греховных помыслов, не гордились, не возносились умом и не слишком высоко мнили о себе, но смирялись. Это и есть причина того, о чем говорит о.Алексий далее: "Впрочем, если они (супруги) тоже ощущают, что возникли сильнейшие искушения, которые им невозможно перенести, если их одолевают блудные помыслы и смотрение на сторону, то лучше им иметь отношения между собою». Когда подвиг постного воздержания начинают с гордыней, то он в лучшем случае заканчивается смиренным пониманием своего недостоинства и аскетической недостаточности, заканчивается в супружеской постели. Что, хотя и является грехом, но позволяет (притом еще и не всегда) избежать большего греха: тьмы блудных помыслов, сильнейшего плотского разжжения, выхода в блудные сайты или другие виды порнографии, и собственно блуда (чаще всего - рукоблудия).

Как же правильно построить в такой ситуации свою духовную жизнь таким неопытным христианам? Первое что надобно делать, это сохранить в себе стремление к чистой, духовной жизни, стремление к супружескому постному воздержанию. Как я уже сказал, такое стремление приятно Богу. При этом оно приятно Ему вне зависимости от того, смогли ли мы содеять само дело или нет. А вот враг нашего спасения наоборот, всячески стремится внушить нам сразу же после первого нашего поражения в этом подвиге отчаяние, внушить нам, чтобы мы отказались от соблюдения постного воздержания как якобы непосильного и невыполнимого для нас подвига. В законченном так сказать «богословско-каноническом» виде это внушение и выливается в сентенции, подобные высказываниям иеромонаха Димитрия (Першина). Но заметим коварство врага-диавола: а кто же, как не он сам, внушил нам в начале нашего постного подвига самонадеянность и гордость, мнение, что мы сами способны сохранить постом воздержание, а когда из-за гордости не смогли это сделать, то внушает нам отчаяние. Вот так демоны делают, что души наши по гордости «восходят до небес, и (в отчаянии) низходят до бездн: душа их в злых таяше» (Пс.106,26).

Поэтому первое, что следует делать в такой ситуации падения, это не слушать врага, внушающего нам отчаяние. Как говорят святые отцы, падение одного воина еще не есть падение всего войска. Одним грехопадением духовная жизнь еще не оканчивается. Супругам надо принести покаяние на исповеди в своем грехопадении и снова попытаться вести постом духовную жизнь, снова прибегнуть к подвигу воздержания, но делать это уже с учетом прошлого падения, не шибко надеяться на свои слабые силы, делать это со смирением. Скорее всего на поприще христианской супружеской жизни такие падения и восстания через покаяние, такие искушения будут повторяться неоднократно. Но по мере их претерпения постепенно будет расти и аскетическое искусство супругов-подвижников. Как говорит апостол Иаков: «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак.1,12). По мере роста этого искусства будет расти и постное воздержание супругов. Как совершенно правильно говорит по этому поводу о.Алексий: «Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью».

Эта аскетическая борьба похожа на соревнование атлетов. Никто ведь сразу, без подготовки не выходит на борьбу с сильным противником, но сначала тренируется. Никто сразу не пытается поднять штангу весом с мировой рекорд, но сначала упражняется с меньшими тяжестями, постепенно наращивая свои силы. А если он сразу попытается рвануть непомерный вес, то надорвется и уже не сможет ничего поднять. Так и в любом аскетическом подвиге, в частности, в подвиге постного супружеского воздержания. Этот подвиг должен быть соразмерным духовным силам супругов. Если он таков, то является для них хорошим аскетическим упражнением, вследствие которого эти их духовные силы будут постепенно увеличиваться, они будут переходить от силы в силу, так что со временем не только смогут полностью соблюдать все правила благочестия о постном воздержании, но достигнут и большего. Если же они по гордости попытаются принять на себя подвиг несоразмерный их слабым силам, то надорвутся в нем и уже не смогут совершать даже небольшие и посильные для них добродетели. Как говорит народная мудрость: «Обжегшийся на молоке на воду дует».

Однако это знает и наш враг-диавол, который постоянно внушает нам принимать на себя подвиг выше нашей силы. Христианин, принявший на себя соразмерный его силе (хотя и не совсем соответствующий правилам благочестия) подвиг, получит двойную пользу: он и некоторый посильный подвиг воздержания совершит, и не будет думать о себе высоко, ибо не все положенное соблюл, т.е. он будет смиряться и приносить покаяние в своем умеренном невоздержании. А тот, кто по гордости принял на себя непомерное воздержание, понесет двойной вред: и в гордости пребудет, и этот непомерный подвиг не сможет совершить.

Избави нас всех, вступающих на поприще Великого поста, избави нас Господи от этих и других козней лукавого! Чтобы мы могли добре подвизаться и получить сугубую - духовную и телесную пользу от великопостного воздержания...

Это все я хотел написать еще год назад, прошлым Великим постом, но не смог из-за ограниченности времени и разных искушений. Но, думаю, что все это написанное не прошлогодний снег, и кому-то, глядишь, пригодится.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Валя : Re: Не «прошлогодний снег»
2010-02-05 в 17:10

Почему нигде не совершается чин анафематствования в Неделю Торжества Православия? Только в книжках можно прочитать. Там сказано, что это делается на архиерейской службе. А Патриарх будет это делать? Как это узнать, чтобы приехать?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме