Утраченные иллюзии

В ночь с 1 на 2 июня, как обычно по понедельникам, прошла программа "Познер" с одноимённым ведущим. На сей раз гостем Владимира Владимировича был кинорежиссёр Сергей Соловьёв, что было непосредственно связанно с состоявшейся в Петербурге премьерой нового фильма Соловьева "Анна Каренина".

Впрочем, о самом этом фильме в беседе с Познером говорили мало. Ведущий больше для проформы задал некий дежурный вопрос: дескать, зачем было снимать 57-ую версию "Анны Карениной", после версии с Татьяной Самойловой, Вивьен Ли, Гретой Гарбо и прочими. Собственно, Соловьёв также дежурно и ответил - каждая новая версия классического произведения отражает состояние нации на тот момент, когда делается данная версия. На чём тема плавно и заглохла.

Разумеется, Познер позвал к себе Соловьёва с тайной мыслью - поэксплуатировать в своих пропагандистских целях имидж этого режиссёра и его противоречивую творческую биографию. Как-никак Соловьёв принадлежал к той волне кинематографистов, которая организовала приснопамятный 5-ый съезд Союза Кинематографистов, который был важным элементом идеологической подготовки к разрушению СССР и последующей тяжелейшей катастрофе нашей страны и русского народа. Но вот здесь Владимира Владимировича ждал жесточайший облом.

Беседа сразу не заладилась. Познер начал со времени детства Соловьёва, которое тот провёл в Северной Корее вместе со своим отцом, работавшим в разведке. Тема Северной Кореи тем более была не случайна в свете очередного ядерного испытания проведённого Пхеньяном, и Познер рассчитывал вытянуть из Соловьёва порцию ругательств в адрес Ким Чен Ира, Северной Кореи и т.п., что должно было стать хорошим прологом в разговоре. Но, увы, Соловьёв не поддержал эту животрепещущую тему и даже выразился о Корее условно позитивно.

Дальше разговор ушёл совсем не в то русло. Во-первых, Соловьёв резко обрушился на т.н. "рыночную экономику", которая душит подлинное искусство. Надо было видеть, как вытянулось лицо у бедняги Познера. Но это было только начало. Далее, Соловьёв, развивая свою мысль, высказал совсем уже крамольную мысль, что в сравнении с т.н. частными инвесторами государство, в качестве спонсора искусства вообще и кинематографа в частности, выглядело гораздо более привлекательно. "Если в совдеповские времена мне трудно было запуститься с новым проектом, - говорил Соловьёв, - но когда я всё же запускался, то имел за спиной твёрдый и надёжный тыл, обеспеченное финансирование, всю мощь советского кинопроката с десятками тысяч кинотеатров, мощнейшую производственную базу и т.д. Причём не возможно было себе представить, что государство по ходу дела передумает и свернёт уже начатый проект. А сейчас, я выплясываю перед частным "инвестором" гопака, пытаясь его умолить начать финансирование, но, даже получив согласие, я ни в чём не уверен. Бывает, поработаешь 2-3 месяца и, совершенно неожиданно, получаешь пинок... Инвестор берёт на твой фильм другого режиссёра, потом и его выгоняет и берет третьего... Я каждый день прихожу утром на студию в страхе, что картину уже закрыли, даже меня не уведомив..."

Да, подобные разговоры в прямом эфире на многомиллионную аудиторию для Познера - прямо нож в сердце. Так можно и финансирования программы лишиться. Поэтому Владимир Владимирович пытался хоть как-то вернуть Соловьёва в комплиментарное русло: дескать, инвестор всегда прав, он хочет денег заработать, а не занимается благотворительностью и если режиссёр его не устраивает, то его право - заменить режиссёра. Так происходит во всём мире.

Но Соловьёв намёков не понял или не расслышал и продолжал нести своё: искусство коммерциализируется, всё заменяют деньги, искусство деградирует. Не нужна ваша "рыночная экономика" в искусстве и т.д. и т.п.

Познер опять пытался мягко направить словоизвержение режиссёра в нужное ему русло, вставив вопрос с цитатой интервью Соловьёва, что наше искусство более или менее успешно копирует западные боевики и блокбастеры, т.е. движется в русле мировых тенденций. Но ответ Соловьёва его ещё больше расстроил (это было ясно видно по выражению лица). Соловьёв ответил примерно следующее: всё это было несколько лет назад, а теперь на смену этому бездарному подражательству и копированию западного кинематографа пришла совсем новая школа молодых режиссёров, которые делают совершенно самостоятельное кино, не оглядываясь ни на какой Запад и при этом имеют обширную и постоянно растущую аудиторию внутри страны. Приводя конкретные примеры, Соловьёв совсем добил Познера, поставив во главе этого направления Алексея Балабанова - фигуру, люто ненавидимую и проклинаемую всеми правоверными демократами и либералами. А тут эта фигура была дополнительно легитимизирована авторитетом такого крупного мастера как Сергей Соловьёв.

Дальше дискуссия, несмотря на все усилия Познера, так или иначе, возвращалась к теме разрушительного влияния коммерциализации кинематографа, причём закончил Соловьёв совсем убийственным для Познера утверждением, что он очень благодарен государству, которое в последние годы поддержало именно такой высокохудожественный авторский кинематограф, обеспечило ему финансирование и смогло защитить его от всепроникающей рыночной стихии.

Даже разговор о последнем съезде Союза Кинематографистов, прошедшем в феврале 2009 года, не улучшил Познеру настроение, ибо Соловьёв решительно оказался встать на сторону демократической фракции, поднявшей неудачное восстание против Михалкова и сейчас несущей тяжёлые потери. Соловьёв же дистанцировался от обеих враждующих группировок.

В общем, для Познера передача оказалась целиком провальной. Он практически не смог вытянуть из Соловьёва почти ни одной фразы, которая бы работала на познеровскую концепцию информационной войны.

Впрочем, локальное информационное поражение Познера в собственной программе - не самое интересное, что следует выделить в данной передаче. Хотя, как говорится, вроде мелочь, а... приятно!..

Но гораздо интересней было наблюдать метаморфозу, произошедшую с самим Сергеем Александровичем Соловьёвым и даже не с ним, как таковым, а с целым поколением, воспитанным 5-ым съездом кинематографистов. Я поймал себя на мысли: обтесала его жизнь. Ох, как обтесала!

Дело в том, что в молодости я возглавлял один из московских киноклубов, входивших в Федерацию киноклубов Москвы - довольно влиятельную организацию, объединявшую зрителей-эстетов, любителей серьёзного авторского кино, которая активно влияла на развитие кинематографа в конце 80-ых годов ХХ века. Однажды, я присутствовал на премьере соловьёвского знаменитого фильма "Асса", организованной Федерацией киноклубов ещё до выхода "Ассы" на широкий экран. На премьере присутствовала и вся творческая группа во главе с С.Соловьевым. Фильм мне тогда активно не понравился тем, что порывал с философской линией, заданной самим С.Соловьёвым в своих предыдущих фильмах: "Сто дней после детства", "Наследница по прямой", "Спасатель" и других. Я тогда задал Сергею Соловьёву вопрос: почему он так резко оборвал эту линию в своём творчестве и пошёл на поводу у не слишком взыскательной публики, сделав "Ассу"? Сергей Александрович тогда ответил мне почти дословно: "С теми фильмами, которые я снимал раньше, до "Ассы", покончено раз и навсегда. Мне надоело снимать фильмы, которые смотрит узкая аудитория эстетов. Я хочу, чтобы мои фильмы смотрели широкие массы, а для этого я должен говорить с ними на их языке..."

Если вы сравните это высказывание с тем, что говорил тот же Соловьёв в беседе с Познером, то вы сразу почувствуйте радикальное отличие. Сегодня, в мае 2009 года Соловьёв говорит нечто совершенно противоположное. Почему? Ведь он принадлежал к поколению революционеров 5-го съезда кинематографистов, а с 1994 года даже лет пять сам возглавлял Союз кинематографистов после Элема Климова. Правда, тогда он показал полную организационную немощь, развалив с Союзе всё, что можно, и передав развалины Союза кинематографистов Никите Михалкову в конце 90-х годов.

Всё объясняется просто. Как сам Сергей Александрович Соловьёв, так и множество больших и маленьких режиссёров его поколения прошли тяжёлую и трагическую школу кинематографа периода 90-х годов, когда почти ничего не снимали, а даже то, что снимали - не выходило на экран, т.к. в кинотеатрах были барахолки и автосалоны. Они прошли унизительную школу переговоров с т.н. "частными инвесторами" (теми самыми, о которых с таким придыханием говорил Познер), которые слушали просьбы известных режиссёров (типа того же С.Соловьёва) о финансировании в ресторанах, в перерыве между опрокидыванием очередной рюмки французского коньяка и плевали в этих режиссёров косточками от маслин (сам наблюдал подобную сцену в 90-х). Они попробовали, что такое грязный сапог полубандита-полуолигарха, которым пинают режиссёра, причём, нельзя даже возмутиться или обидеться, потому что эти полубандиты могут и просто убить или изуродовать за косой взгляд. И не посмотрят, что ты сам Сергей Соловьёв. Да они и не знают, кто такой какой-то там Соловьёв. Они запомнили, что такое сделать фильм, который даже невозможно показать в кинотеатрах, за отсутствием таковых.

Ведь Соловьёв около 10 лет ничего не снимал, видимо просто потому, что оказался совершенно не способным выпрашивать деньги у бандитов. Впрочем, может быть, это и к лучшему. Хороши были бы его фильмы, которые корректировали бы исходя из своих представлений о "прекрасном", скажем, солнцевские братки...

Да что там фильмы, просто сам факт, что он, крупный и известный кинорежиссёр, всего за год-два превратился из представителя культурной элиты в ничто, в человека, которого в грош не ставили новые хозяева жизни. Да не просто в грош ни ставили, а могли шутки ради оскорбить или даже убить или искалечить. Помните фразу их фильма "Пётр I": "Ты раньше был князь. А теперь ты, тьфу, небылица...". Вот так и здесь - из князей в грязи!

Да, обтесала его жизнь! Обтесала от души! И чувствуется, что Соловьёв этот жизненный урок запомнил, и не хочет пережить его снова.

Вот именно эту метаморфозу части нашей творческой интеллигенции мне было интересно наблюдать в передаче Познера. Хотя должен сказать, что другой части этой самой творческой интеллигенции урок не пошёл впрок. Чуть оправившись от пинков и плевков, нищеты и унижения, они снова бросились защищать демократию и либерализм, надеясь получить "мелкий прайс" с барского стола. Вот для отрезвления этой части интеллигенции авторитетное мнение Сергея Соловьёва будет весьма ценно.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Терехов:
Противостоять беспределу по оболваниванию русского народа!
Выступление Дмитрия Терехова на митинге «СМИ – хватит лгать!»
15.10.2013
Плач на тему страхования…
По словам Дмитрия Терехова, страховое лобби пытается во что бы то ни стало заставить людей в принудительном порядке страховать свою недвижимость
24.09.2013
Какими должны быть базовые основы национальной политики России?
Дмитрий Терехов считает, что русские сегодня должны сплоить вокруг себя все лояльные России малые народы
30.08.2013
Так переходить ли нам на зимнее время?
Дмитрий Терехов о плюсах и минусах «временной реформы»
26.07.2013
Что мешает дальнейшему развитию нашей экономики?
По мнению Дмитрия Терехова, прежде всего, нужна крупномасштабная программа подготовки кадров
09.07.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019