круглом столе "Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа", состоявшемся в рамках XVIII Международного кинофорума "Золотой Витязь"" /> круглом столе "Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа", состоявшемся в рамках XVIII Международного кинофорума "Золотой Витязь"" /> круглом столе "Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа", состоявшемся в рамках XVIII Международного кинофорума "Золотой Витязь"" />

Какое оно - наше "завтра"?

Выступление на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=731153">круглом столе "Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа"</a>, состоявшемся в рамках XVIII Международного кинофорума "Золотой Витязь"

Много лет тому назад Гоголь сказал: "Сейчас идет самый главный бой - за душу человека!". Сегодня в этом зале, тоже идет такой бой.
Прежде чем говорить о российском кинематографе "сегодня и завтра", вспомним, каким был наш отечественный кинематограф "вчера".

То есть до так называемой "перестройки", cсоветский кинематограф был поистине могучим. Великие режиссеры мира завидовали нам. Федерико Феллини в разговоре с Андреем Тарковским высказывал свое удивление тем, как функционирует кинематограф России: стопроцентное финансирование, единая мощнейшая сеть государственного кинопроката, предоставляющая возможность единовременного показа фильмов по всей стране.

А самое главное, какого высокого, не только творческого, но и нравственного уровня достигали высшие творения наших кинематографистов, приносивших всемирную славу нашей стране: Эйзенштейн, Довженко, Чухрай, Герасимов, Ростоцкий, Бондарчук, Тарковский, Шукшин, Михалков, Панфилов, Тодоровский... Подавляющее большинство режиссеров носили в кармане партбилет, но при этом снимали поистине христианские фильмы, ставшие источником живой воды для миллионов людей на планете. Источник, к которому припадали, и будут припадать грядущие поколения.
Но это было светлое "вчера". Грянула "перестройка", обозначив собою наступление новой, то есть сегодняшней кинематографической эры.
Что мы имеем сегодня?

Почти до основания разрушенный и разрозненный государственный кинопрокат. Царство "торгующих во храме" новоявленных частных прокатных дельцов. Киноведы рыночного кинематографа, приторговывающие искусством кино, в эйфории говорят народу о том, что все идет прекрасно. Построено около 1500 кинотеатров с "долби-стерео" и попкорном "в койку". Говорят, что в скором времени количество подобных суперкинотеатров возрастет вдвое. Вроде все красиво, а радости нет.
Невольно задаешься тревожными вопросами... А на чьи деньги построены кинотеатры?

Заглянул как-то в один из них. Во всех залах - или американское кино, достаточно примитивного, пошлого содержания, либо российский "продукт", подражающий "продукту" американскому. Заметьте - киноискусство, с легкой руки лукавых телевизионных топ-менеджеров и обслуживающих их кинокритиков-рыночников, стали упорно называть "продуктом".

О "кривом зеркале" насилующей зрителей примитивной эстрады и сериальных "продуктах" российского телевидения и говорить не хочется. Россию Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Россию Эйзенштейна, Бондарчука и Тарковского год за годом, день за днем, "степ бай степ" опускают все ниже.

Кинокритики, увенчанные степенями и солидным возрастом, уже отказываются серьезно относиться к фильмам, говорящим о высоких идеалах. "А где же в вашем фильме гомосексуалисты? - недоуменно вопрошают кинокритики, - где любовь девочек, или, на худой конец, инцест? Это - не рейтингово! Не формат!". Имена этих критиков называть не стану. Те, кому надо, поймут, что это относится к ним. При вашем содействии, коллеги, ведется разлагающая, лукавая работа по внедрению чужебесия в сознание наших детей.

Хочется напомнить всем нам, кинематографистам, евангельские слова: "Невозможно не прийти в мир соблазнам, они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит".

На протяжении двух десятилетий идет последовательная вестернизация российского кино и телеэкрана: вытеснение, подмена традиционной духовно-нравственной сердцевины русской культуры, мутирование сознания новых поколений, нарождающейся на "Святой Руси". Впрочем, вряд ли Русь станет святой при такой обработке. Невольно еще и еще раз вспомнишь откровение радио "Свободы", изреченное в эфире в самом начале "перестройки": "Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций".

Очаги сопротивления этому злу существуют. И в нашем перестроечном "сегодня", с великим трудом удерживая высоту, продолжают творить лучшие российские режиссеры: Михалков, Сокуров, Панфилов, Тодоровский, Лунгин, Абдарашитов, Прошкин, Бортко, Хотиненко...

В документальном кино, несмотря на ликвидацию ЦСДФ и агонию Леннаучфильма, не сдаются подвижники-одиночки: Мирошниченко, Гуркаленко, Лизнев, Матвеева, Шиллер, Криницын и десятки других замечательных кинематографистов...

Детский кинематограф практически умерщвлен. Российским детям приходится ориентироваться на Гарри Поттера, Шварцнегера и заокеанских анимационных монстров... Не мудрено, что на уроках рисования сегодняшние дети рисуют ни витязей, ни Илью Муромца, ни Ивана царевича. А бетменов, монстров, вампиров и одноглазых инопланетян.
Что будет "завтра"?

Во многом это зависит от всех нас. Пора осознать и нам, кинематографистам, и руководству государства, что экранные искусства - есть духовно-стратегическое оружие нашей державы и оружие это не должно служить массовому духовному поражению народа.

Необходимо кардинальное изменение российской культурной политики и ее составной части - национального кинематографа. Нужно рекомендовать Высшей государственной власти задуматься об утверждении Нового Национального проекта в области культуры и духовного развития нашего государства. Возродим культуру и кинематограф - преобразим жизнь нашего Отечества.

Необходимо на порядок увеличить средства федерального бюджета на культуру и кинематограф. Культура и государственный кинематограф в России не должны жить по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли всеми дозволенными и недозволенными методами.

Российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на традиционные, духовно-нравственные ценности. Необходимо введение системы Государственного заказа со стопроцентным финансированием кинопроизводства фильмов, способствующих духовному возрождению и укреплению нашей культуры и нашей страны. Пора задуматься о возрождении государственного кинопроката и разбазаренных киностудий. В первую очередь, киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Детское жюри прошлогоднего кинофорума "Золотой Витязь", не видя в конкурсной программе фестиваля ни одного российского детского фильма (ввиду полного отсутствия в России новых фильмов для детей), сделали наказ присутствующему в зале министру культуры Александру Алексеевичу Авдееву - возродить в России производство фильмов для детей.

Кинематографическая политика министерства культуры должна определяться в творческом содружестве с Союзом кинематографистов.

Николай Петрович Бурляев, Президент Международного кинофорума "Золотой Витязь", народный артист России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Бурляев:
«Им руководил Господь Бог…»
Интервью с автором фильма «Отменивший войну»
05.11.2019
Николай Бурляев: «Я против тоталитарной политической цензуры»
Но и предложение либералов, в том числе Бориса Гребенщикова, освободить искусство от каких-либо ограничений также не приемлю
04.09.2019
Культура - оборона души нации
Выступление Николая Бурляева на втором заседании рабочей группы Государственного Совета России по направлению «Культура»
26.03.2019
Вновь откроют дорогу русофобии, антиистории и патологии?
О главных недостатках и преимуществах Концепции проекта федерального закона «О культуре»
26.03.2019
Все статьи автора
"&quot;Золотой Витязь&quot;"
«Им руководил Господь Бог…»
Интервью с автором фильма «Отменивший войну»
05.11.2019
«Золотой Витязь» принял петербургских литераторов
В Железноводске состоялась Торжественная церемония закрытия и награждение победителей очередного Международного Славянского литературного форума
22.10.2019
В Севастополе прошёл XХVIII Международный Кинофорум «Золотой Витязь»
На форуме представлен 181 художественный, документальный, анимационный, студенческий, дебютный и детский фильм из 24 стран мира
04.06.2019
Все статьи темы