Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в Симбирске. В роду Пластовых были священники, иконописцы, архитекторы: "В молодости отец мой, был подмастерьем у моего отца, деда моего Григория Пластова, иконописца и, кажется архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: "Церковь в селе таком-то. Сочинил и чертил Григорий Пластов" [1], вспоминал художник в своей автобиографии. Отец будущего художника Александр Григорьевич Пластов служил псаломщиком в сельской церкви. Мать Ольга Ивановна была дочерью сельского лекаря из обрусевших немцев. Аркадий был шестым ребенком в семье. "Блаженством, которое никогда не повторится", называл художник годы своего деревенского детства. После трех лет сельской школы мальчика отдали в духовное училище, где надзиратель заметил его любовь к рисованию и отпускал его раз в неделю "рисовать гипсовые слепки".
В автобиографии художник вспоминал: "Весной 1908 года к нам в село были приглашены богомазы подновить и дополнить то, чем дед с отцом когда-то изукрасили нашу церковь. Отцу обществом был поручен общий надзор и руководство прибывшей артелью иконописцев. Вот ту-то и началось то настоящее пленение мое искусством, от которого я уже больше не освободился. Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой, и ходил как зачарованный около приехавших чудодеев.
Задрав голову, я часами смотрел сквозь переплет лесов на эту таинственную возню кудрявых веселых богомазов. Как то однажды мы с отцом поднялись туда, "в поднебесье". Крепкий запах олифы, баночки, горшочки с красками, саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Сначала с непривычки я ничего толком не мог рассмотреть, но, приглядевшись, заметил, что обычной прилизанности икон не было и в помине. Контуры в палец, Мазистая, резкая кладка красок. Я еле узнал знакомого бога Саваофа с глазами величиной в тарелку и ликом без малого в наши ворота. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. "Быть только живописцем и никем более!" - шептал я тогда пересохшим от волнения губами" [2].
Далее последовали четыре года учебы в Симбирской духовной семинарии: "Учись, старайся,- напутствовал его отец, - может архиереем будешь!". Но судьба была предрешена. В Духовной семинарии рисование было дополнительным предметом, его преподавал Дмитрий Иванович Архангельский, который стал первым учителем и другом Аркадия Пластова на всю жизнь.
Талантливого мальчика заметили, у него появились покровители, которые отправили Аркадия Пластова учиться в Москву, а Губернская управа города. Симбирска постановила выдать ученику стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно на образование. Проучившись два года вольнослушателем на скульптурном отделении Строгановского училища, в 1914 году Пластов поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Удалось закончить только три курса, учебу прервала революция. Аркадий Александрович Пластов вынужден был уехать в Прислониху. Он - единственный грамотный и образованный на селе человек, стал на многие годы защитником своих земляков, их ходатаем, советчиком и "певцом".
В жесткие двадцатые годы Пластов сильно бедствовал, но работать не прекращал: "Строил планы в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья". Не было материалов для работы, он писал вместо масла клеем, вместо холста работал на коробочных крышках. Представленный на выставке "Портрет брата Александра", созданный в годы революции, написан на старом листе фанеры. Много писал портретов своих близких. На выставке представлены портреты братьев Валентина и Николая, портреты сына Николая и внука Коли, портреты матери художника - Ольги Ивановны Пластовой, тещи Софьи Васильевны фон Вик и жены - Натальи Алексеевны, урожденной фон Вик, с которой Аркадий Александрович Пластов обвенчался в 1925 году.
Супруга Наталья Алексеевна Пластова, более полувека безвыездно проживет в Прислонихе, оберегая сложившийся веками православный уклад жизни семьи с тяжелым повседневным трудом и редкими, но радостными праздниками. Чтобы прокормиться, семья держала корову и овец. Сам художник участвовал летом в общественных полевых работах, зимой уезжал в Москву: "Целых десять лет я болтался плакатистом зимой по Москве, хлебопашцем летом в Прислонихе, пока, наконец, не стал вольным живописцем",- вспоминал художник.
22 июня 1941 года, закончив работу над этюдом к очередной картине, художник узнал о начале войны. Вскоре началась мобилизация, враз разрубившая по живому каждую семью. Из ушедших в одну ночь полутора сотен односельчан, вернулось в деревню человек двадцать. Погибли почти все, кого художник написал в 1930-е годы. "Роли, в которых я изображал моих прислонцев, нисколько их не удивляли, мой живописный язык вполне их "устраивал". Кстати хочется сказать об отношении крестьян к моей профессии. Давным-давно, когда я еще был учеником, отношение это отливалось в добродушно-ироническое: "От нечего делать...побаловаться вздумал?". Но водки я не пил, табак не курил, ходил, с деревенской точки зрения, чистенько, деревенского труда не чурался, и мне это баловство, чудачество прощали: "Такой талант, кому что дадено". Но все-таки никак не могли понять, на что я списываю какие-то кустики, избушки, коров и овец, "сымаю портреты", жарюсь целыми днями где-нибудь на жнитве. На что мне это в конце концов?
Много лет спустя, когда уже никакого сомнения не могло быть, что я могу жить не хуже, а даже лучше других, и только потому, что мажу картины, мужики стали это одобрять: "Работа чистая, людям не обидная". Очень им хочется видеть изображенной их жизнь, труд, "весельство" свадеб. "Спиши-ка ты нас, покажи-ка в Москве-то, как мужики-то живут"[3].
Осенью 1942 года в Москве в Третьяковской галерее открылась выставка "Великая Отечественная война", на которой Пластов представил работы "Немец пролетел", (измененное на "Фашист пролетел"), "К партизанам", "Защита родного очага". Картина "Фашист пролетел", висела в 1943 году в Тегеране во время проведения совещания глав трех великих держав, решавших вопрос об открытии второго фронта. В ней передана сущность войны - смерть мальчика среди мирной красоты природы. Авторский вариант 1971 года зрители могут увидеть на выставке в Царицыно. В трудные военные годы художник создал эскиз к картине "Гость с фронта" и полотна с изображением сцен мирной жизни в картинах "Трактористки" и "Суббота". Жизнью разрушить смерть - вот сокровенный смысл этих картин военного времени. В 1945 году были написаны "Жатва" и "Сенокос", за которые в 1946 году Аркадий Пластов получил Сталинскую премию первой степени. В 1947 году Аркадий Александрович Пластов был избран действительным членом Академии художеств СССР. Художник продолжал работать над любимой темой мирного труда своих односельчан. В 1956 году Аркадию Александровичу Пластову было присвоено звание народного художника РСФСР, в 1962 году - звание народного художника СССР. В его творчестве появились картины, проникнутые чувством гармонии человека с миром, неистребимой божественной силы жизни.
Особенностью выставки: "Аркадий Пластов. Образы русской жизни" в музее-заповеднике Царицыно является впервые наиболее полно представленная православная тема, которой на выставке отведен целый зал. Важная для художника церковная тема долгое время была сокрыта от посторонних глаз. Дед и прадед художника были иконописцами. Зрители впервые могут увидеть гуаши и акварели с православными сюжетами: "Венчание", "Куличи", "У древней иконы", "Зимний праздник. Никола", "Свечи горят" и другие. В тридцатые годы закрытый, а в середине пятидесятых варварски разрушенный на глазах у художника храм в Прислонихе, построенный и расписанный его дедами и прадедами, продолжал жить в его картинах всегда. Сегодня Богоявленский храм в Прислонихе возрожден, а "Праздничный натюрморт" 1920-х годов, с изображенным на нем куличом и пасхой, обрел свое название "Пасхальный".
Умер художник в 1972 году, в зените своего дарования, написанный им за неделю до смерти "Последний этюд", представленный на выставке, поражает мощью и свежестью письма. Народный художник СССР, лауреат Сталинской и Государственной премий, сам плоть от плоти народной, был всегда любим и понимаем своим народом. Образы русской жизни, созданные Аркадием Александровичем Пластовым находятся в лучших музеях нашей страны - Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях, Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии. До 24 мая 2009 года зрители могут увидеть их в музее-заповеднике Царицыно.
Марина Викторовна Удальцова, искусствовед
Примечания:
1 - Автобиография [1951]: Аркадий Александрович Пластов 1893-1972. Каталог живописи, М.,1976, с.17
2 - Указ. Соч. с.15
3 - Указ. Соч. с. 23