Ответ епископу Венскому и Австрийскому Илариону (Алфееву)

Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Иларион!

Прежде всего благодарим Вас за пространный ответ на наше Открытое письмо.
Мы от всего сердца желаем Патриаршему Местоблюстителю и Вам помощи Божией в подготовке грядущего Поместного Собора.

Однако спешим незамедлительно ответить на Ваши возражения, ибо после проведения Собора это представляется нам абсолютно нереальным.

Посудите сами, владыка: вступать в какую-либо полемику со Всероссийским Патриархом (а владыка Местоблюститель является одним из главных претендентов на Патриарший престол) - значит уподобляться мятежному Диомиду, от чего да избавит нас Господь!

А так как тема эта, связанная со странными высказываниями митрополита Кирилла, вызывает много недоумений у православных верующих, то просим смиренно выслушать наш ответ.

Термин "первородный грех" (хотя Вы и называете его латинским) употребил сам митрополит Кирилл в своей книге "Слово пастыря". Раз он сделал этот выбор, то мы вольны придерживаться тех же богословских понятий.

В названии Вашего ответа Вы адресовали нам слова, которые книжники и фарисеи высказали Господу нашему Иисусу Христа. Поверьте, владыка, никто из нас не достоин такой чести!

Дабы не отнимать у Вас много времени, просим дать нам конкретный ответ по следующим пунктам, вызывающим недоумение в Вашем ответе.

1.Понятие "первородного греха" встречается уже у свт. Афанасия Великого в трактате "О воплощении Бога Слова...", где он пишет об ответственности всех людей за древнее преступление Адама.
Кстати сказать, Нью-Йоркская Свято-Владимирская семинария, которую никак нельзя упрекнуть в консерватизме, перевела словосочетание "древнее преступление" как "первородный грех".

2. К сожалению, все приведённые Вами цитаты свидетельствуют лишь о том, что Пресвятая Дева не имела личных грехов.

Уже к приведённым в нашем Открытом письме цитатам из Октоиха добавим высказывание свт. Григория Нисского: "Чистый и Всецелый (т.е. Господь наш Иисус Христос. - Н.К.) приемлет на Себя скверну естества человеческого, понесши на Себе и всю нищету нашу..." (О блаженствах. М., 1997. С. 12).
Если, как Вы утверждаете, Пресвятая Дева зачиналась не во грехах, т.е. совершенно чистыми родителями, то откуда же в Ней оказалась эта "скверна естества человеческого" на момент зачатия Бога Слова? Приведём принятое Церковью суждение прп. Андрея Критского из Великого канона:
"Христосъ вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества, хотенiемъ исполни греха кроме..." (песнь 9-я).

Какой грех удалил Христос из человеческого естества при вочеловечении, если Пресвятая Дева личных грехов не имела, а "первородный грех", как Вы утверждаете, в "восточно-христианской традиции" терминологически не существует?

А вот три ярких цитаты из творений святителя Игнатия Брянчанинова:
"Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницею первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий" (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери// Аскетическая проповедь. Мн., 2002. С.419).
"Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями... Несмотря, однако, на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богоматерь... грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие и владычество. Доказательство этому видим в Евангелии. Так, до озарения Святым Духом, ум ее, подобно уму апостолов, пребывал в омрачении, и Она не уразумела слов двенадцатилетнего Спасителя, сказанных Ей в храме... Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на Нее Святый Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую, по человеческому понятию, соделал благодатно-чистою, способною принять в Себя Бога-Слово... Во второй раз нисшел Святый Дух на Деву в день Пятидесятницы... Тогда Святый Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первродного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделав Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа..." (Указ. Соч. С. 397-399)
"Паписты, признав Божию Матерь чуждою первородного греха, признали Ее чуждою всякого греха, вполне безгрешною, следовательно, не нуждающейся ни в искуплении, ни в Искупителе. Заграждает уста слепотствующих умом еретиков и фанатиков Сама Благодатная Приснодева Богоматерь, исповедуя рожденного Ею Бога Спасителем Своим" (Указ. Соч. С.401).

3. О том, что каждый потомок Адама несёт личную ответственность за его грехопадение, свидетельствуют, помимо ап. Павла, богослужебные тексты, например:

"Постное завещанiе радостно воспрiимемъ; аще бо бы сiе праотецъ сохранилъ, едемскаго отпаденiя не прiяли быхомъ..." (Пяток 1-й седмицы Вел. Поста, стихира на утр. стиховне);

"Въ ребра прободенъ, и на древе повешенъ, жизнь мне источилъ еси, злобою змiя, древа снеденiемъ умерщвленному..." (хотя, сторого говоря, от Эдемского древа лично мы не вкушали);

"Согрешенiемъ первозданного, Господи, люте уязвихомся, раною же исцелихомся Твоею..." (Октоих, гл. 1, канон воскресный, песнь 6-я).

Вы утверждаете, что люди несут ответственность только за личные грехи. В Символе веры мы исповедуем "едино крещение во оставление грехов". Этот Символ неопустительно читается и при крещении младенцев. Крестятся ли младенцы во оставление грехов, если личных грехов у них нет?

Отметим, что в молитве измовения во осьмый день имеются слова: "Господи, Боже нашъ... благослови настоящаго младенца...". Т.е. само таинство крещения по своему духу и направлено преимущественно на крещение младенцев, хотя, разумеется, крестятся и взрослые.

4. И всё таки, почему Пресвятая Дева умерла, если, как утверждает митрополит Кирилл, "последствия первородного греха на Нее не распространились"?
Ждём конкретного ответа, а не туманных рассуждений.

5. Почему Бог Слово воспринял согрешившее и падшее человеческое существо (и тут же его обожил!)?
Прп. Иоанн Дамаскин пишет: "Вочеловечение Бога-Слова произошло по той причине, чтобы само согрешившее, и павшее, и растленное естество победило обольстившаго его тирана..." (цит. по: иером. Тарасий (Курганский). Перелом в древнерусском богословии. М., 2003. С. 124).
В этих словах содержится ответ - почему Господь должен был воспринять именно падшее естество человека и тем не менее быть не причастным ни греху, ни злосмрадной тли.

Ваше мнение, владыка, как следует из Вашего ответа, прямо противоположное, не так ли?
А ведь Пресвятая Дева должна была не только человекам соединить Бога Слово, но и совокупить небесным наше отринувшееся естество (перефраз молитвы из повечерия), - что и случилось не прежде Её рождества, как пишет в своей книге "Слово пастыря" митрополит Кирилл, а именно в Боговоплощении.

Сравните вывод, который делает архиепископ Василий (Кривошеин) на основании трудов прп. Симеона Нового Богослова: "Матерь Божия была освобождена от душевной смерти, тяготевшей над Евою, при воплощении, более точно - в Благовещении, когда Она дала Свое согласие" (изд. Париж. 1980. С. 283).

Дерзаем надеяться, что ещё до открытия Освященного Собора Вы ознакомитесь с нашим ответом.

Испрашиваем Ваших святительских молитв,
верные чада Русской Православной Церкви

Николай Каверин
и другие православные граждане.

23 января 2009 года.


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Каверин:
Все статьи автора
"Поместный Собор"
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы