Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Программа "12 шагов" и ее православные адепты

Священник  Алексий  Плужников, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 12.01.2009

Доклад был зачитан священником Алексием Плужниковым на круглом столе "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви" в Национальном научном центре наркологии, г. Москва, 15 декабря 2007 г. Озвученная докладчиком проблема уже который год волнует умы и сердца православных христиан, как и многих других людей, так или иначе сталкивающихся с вопросами реабилитации и ресоциализации химически зависимых лиц. В последнее время вновь наблюдается активизация сил, желающих активно пропагандировать идеи программы "12 шагов" от лица Церкви. Подобная ситуация не может не тревожить. Именно поэтому и было принято решение разместить на "Русской Линии" часть выступлений с организованного нами в декабре 2007 года круглого стола, собравшего специалистов в данной области как со стороны священства Русской Православной Церкви, так и от лица мирян с медицинским и/или психологическим образованием. Информация о том мероприятии уже была освещена на "Русской Линии" - /st.php?idar=8960, однако с того момента не все доклады его участников были опубликованы. Работа священника Алексия Плужникова завершает цикл публикаций по данной проблематике, имеющихся в нашем распоряжении.
С уважением, координатор круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви", врач-психиатр, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии, Николай Каклюгин.

В православной общественности сейчас ведутся яростные споры: можно ли "оправославить" программу "12 шагов", т.е. полезно ли устраивать группы самопомощи АААН на наших приходах. Но пока одни спорят, другие уже устроили эти группы при некоторых московских храмах и двух монастырях: Свято-Даниловом и Новоспасском. Эти группы действуют уже несколько лет. По данным православных шаговиков, они якобы неплохо способствуют воцерковлению алкоголиков и наркоманов. В других городах тоже некоторые православные христиане посещают группы АААН.

В данной статье мы не будем критиковать программу "12 шагов". Мы рассмотрим психологический облик тех православных, которые так или иначе связаны с этой программой. Чтобы не было обвинений в голословности, скажем, что для подготовки статьи мы использовали личный опыт общения с православными шаговиками, книги игумена Ионы (Займовского), статьи в "Церковном Вестнике", "Нескучном саде", многочисленные материалы в православном русскоязычном интернете.

Для начала - одна история. Уверен, история, которую вы услышите, не частный случай, а типичный, ярко характеризующий всё движение православного "шаговизма".

В движении АААН есть группы не только для алкоголиков и наркоманов. Есть ещё группы анонимных эмоционалов (т.е. тех, кто испытывает какие-либо психологические проблемы) и анонимных сексоголиков. Напомним, что основное содержание групп самопомощи заключается в том, что люди делятся своими проблемами, а другие их выслушивают (без критики) и поддерживают. Ну вот, теперь представьте себе собрание анонимных сексоголиков... Представили? Может, на каком-то языке это называется "группа поддержки", но на нормальном языке трезвомыслящих людей это называется "порнография"!

И вот такую группу посещали двое православных, церковных людей: мужчина и женщина. Однажды они узнали, что некая их знакомая (тоже воцерковлённая женщина) согрешила... Они встретились с ней и провели "группу". Группа заключалась в следующем: сначала мужчина рассказывал о своих половых проблемах (а грубо говоря, извращениях), потом его компаньонка, а затем они, по сути, заставили свою знакомую исповедоваться им... Вместо того, чтобы посоветовать ей бежать скорее на исповедь к духовнику, а ещё лучше - вообще не лезть в чужую жизнь - они своими грязными ногами потоптались на её несчастье!.. Мало того, добром это не кончилось и для них самих вскоре...

Вы скажете - частный случай? Нет, это лишь воплощение основной идеи "православного шаговизма". Эту идею автор статьи лично услышал от одного странствующего проповедника в рясе - небезызвестного игумена Евмения (Перистого) (см. /st.php?idar=105271 и /st.php?idar=105285). Когда он приезжал в Волгоград на "поезде будущего", он устроил психологические семинары-тренинги для протестантов разных мастей. Восхваляя программу "12 шагов" и негодуя по поводу того, что есть некоторые православные (намёк был на иеромонаха Анатолия (Берестова)), которые выступают против этой программы, он патетически раскинул руки и воскликнул: "Ну что важнее: человек или сухие догматические истины?!!".

Это - то самое противопоставление, на котором постоянно играют лоббисты "православного шаговизма", когда слышат критику в адрес данной программы. Беда лишь в том, что такой вопрос может поставить только протестант, но никак не православный человек. Вопрос поставлен подло, софистически: догматические истины в православном понимании - они не сухие, они животворящие, следование им в своей жизни спасительно для человека, включая и алкоголика, и наркомана. Но спасительно в первую очередь для души, а протестантов и их "православных" подпевал-шаговиков волнует другое - человек, а точнее, его здравие. Вот что главное, и этой идеей полны все материалы православных адептов шаговизма: если православная догматика (за которую до крови сражались Святые отцы на соборах) мешает продвижению идей АААН, мешает обретению здоровья, то следует отодвинуть эту догматику в сторону. И это особо ярко видно в творчестве главного православного "шаговика" - игумена Ионы (Займовского).

Удивительно, но идея "православного шаговизма" держится буквально на одном человеке. На форумах православных групп АААН при Свято-Даниловом монастыре некоторые участники восклицают: "Как жаль, что отец Иона не успевает участвовать в форуме, он ведь у нас один!". Один, но очень плодовитый. Он написал немало книг, рекламирующих данное движение. Недавно он выступил в центральном православном издании - "Церковном Вестнике" со статьёй в защиту программы "12 шагов" (№22, 2007 г., электронный адрес размещения: http://www.tserkov.info/numbers/charity/?ID=2358). Можно сказать, что в данной статье он суммировал свои взгляды по вопросу "православного шаговизма".

Взгляды отца игумена выражаются, во-первых, в банальном хамстве, причём в центральной прессе, призванной выражать официальную позицию Московской Патриархии. На всю Россию (даже на весь православный мир) монах, игумен обзывает огульно всех священников - противников программы "12 шагов" "невежественными", "кичливыми", "инертными", стоящими на "позиции младостарчества", "не склонными учиться", "по-фарисейски воспринимающими себя как "истину в последней инстанции"", "злобствующими", "подтасовывающими факты". При этом ни одной фамилии негодяев не называется, хотя совершенно понятно, в чей огород камень, ибо статья игумена Ионы появилась сразу же после публикации работы иеромонаха Анатолия (Берестова) "Сравнительный анализ методик реабилитации АААН и РПЦ".

Все противники программы "12 шагов" подвергают критике теоретические основы движения, выявляют её протестантские корни, говорят о неправославности их деятельности, но ни в одной работе мы не встречали оскорблений личности какого-либо "шаговика"! Игумен же Иона ничего не может ответить на критику (мы не раз посылали ему свои материалы, но он никак не реагировал), только прикрывается мнениями "авторитетных" людей и обзывает критиков. Было просто стыдно читать данную статью, казалось, будто не монах пишет, а чересчур резвый и зарвавшийся баптист. Удивительно, почему редактор "Церковного Вестника" С.В. Чапнин не откорректировал статью, может, он полностью согласен с подобным хамством? Кстати, мы задавали этот вопрос и ему, но он, как и Иона, не пожелал ответить.

Что же касается теоретических основ выступления игумена Ионы, то видно, что он придерживается того же протестантского взгляда, что и игумен Евмений: "главное - здоровье, остальное будет". Игумен Иона пишет: "Уникальность содружества состоит в том, что выздоравливающий алкоголик может помочь другому пьянице, как никто другой. Ни священник, ни врач, ни родственник не могут завоевать доверие больного алкоголизмом, а вот алкоголик может". "Универсальность "12-шаговых" групп состоит в том, что организовать их возможно в любом месте и для этого не нужно специалистов или священников". Возникает вопрос: тогда зачем нужен сам игумен Иона, если по учению АААН, спасение алкоголиков - дело рук самих алкоголиков? А нужен он для того, что и записано в их программе: священники, врачи, властные структуры им нужны только для предоставления помещений и рекламы ("поддержки"). Что отец игумен и выполняет. Это не он создаёт православные группы, это они его "создают", т.е. используют.

Поддерживает их он с помощью элементарного рекламного принципа: "сам себя не похвалишь, кто ж тебя похвалит?". Вот что он пишет: "Польза групп самопомощи настолько очевидна, что остаётся только недоумевать о причинах нападок в их адрес со стороны некоторых православных, в том числе священников". "Честно говоря, становится скучным писать уже в который раз о том, что чёрное - это чёрное, а белое - белое". Дорогой отец игумен, но ведь есть ещё и редиски...

Это излюбленный принцип отца Ионы - противопоставлять анонимное "добро" и "нападки", "злобствование" критиков. Во всех своих работах он постоянно играет этими словесными антитезами, по сути, занимаясь внушением, манипуляцией сознания читателей. А ведь всем читателям стоило бы задуматься над простым фактом: православный шаговик - один, а противников среди священников минимум десятки, если не сотни. Значит, один умный, а десятки других священников - дураки?

В своей "12-шаговой" пиар-кампании игумен Иона повторяет все основные протестантские мысли движения АААН. Так, он уверен, что алкоголизм - это болезнь, а не грех. Болезнь такая же, как любая другая, и алкоголик не виноват в этой болезни, как не виноваты больные сахарным диабетом. Возникает вопрос: а кто определяет, что человек болен алкоголизмом, а не грешен пьянством? Ведь все анонимные алкоголики уверены, что они не пьяницы, им не нравиться считать себя грешниками, гораздо приятнее жалеть себя и требовать от других жалости к себе, как к болящим. Отсюда и их неприятие критики: они не понимают, как можно критиковать больных, ведь больным надо помогать и, как любит говорить отец Иона, относиться к ним с "открытым умом и открытым сердцем", без "упрощений и стереотипов", т.е. чисто по-протестантски, ибо стереотипы - это как раз "сухая" православная догматика, к которой апеллируют противники движения.

Лишь в протестантском мышлении возможно возникновения такой идеи, что только алкоголики могут помочь алкоголикам (а извращенцы - сексоголикам...). Только священник - бывший алкоголик может понять алкоголиков. Таким образом, проводится антиправославная идея о том, что грешники -лучшие помощники грешникам. А следовательно, анонимщики не нуждаются ни в священстве, ни в таинствах, ни в благодати, ни в Церкви, ни в Христе. "Благодатью" обладает лишь выздоравливающий алкоголик. Следуя данной логике (да простит меня отец Иона!), ему нужно начать прикладываться почаще к бутылке, ибо только так он начнёт приближаться к пониманию своих подопечных. Как сам он пишет: "Священник - это не некий универсальный "специалист по жизни", он призван постоянно учиться сам и с уважением прислушиваться к мнению профессионалов по вопросам, которые не относятся непосредственно к его пастырской компетенции". Вот, дорогой отец, и начните с себя, ибо "профессионализм" в данном деле приобретается с количеством выпитых бутылок...

Читаем дальше: "Кратко можно охарактеризовать философию "12 шагов" так: покаяние и добрые дела". Мы полностью согласны с иеромонахом Анатолием (Берестовым), что программа "12 шагов" не знает понятие греха, а значит, и все разговоры о покаянии - полная ерунда. Церковь признаёт только одно покаяние - как церковное Таинство и только внутри Церкви. Все внецерковные "покаяния" ничуть не отличаются от посещения психотерапевта. На личном опыте знаю, как православные шаговики приходят на исповедь потрепаться о своих проблемах, "погрузить" священника. Они совсем не воспринимают слова священника, ничего не значит для них священническое благословение, особенно если оно идёт вразрез с их анонимными взглядами. А "добрые дела" анонимщиков заключаются лишь в проповеди своего учения. Каждый выздоравливающий алкоголик или наркоман (или сексоголик, прости, Господи!) считает своим долгом помогать, спасать других страждущих своим примером. Что это, как не гордыня? Великие святые бежали от мира, чтобы молиться о своём недостоинстве и простить у Бога истинного покаяния, а два дня непьющий алкоголик уже имеет "стаж" и готов помочь алкоголику с однодневным стажем. О чём тут говорить?!

А то, что мышление отца игумена пропитано протестантским духом, подтверждают и следующие строки: "Думается, что негативное отношение к группам поддержки в основном происходит из-за неосведомлённости и страха, что к нам с Запада заслана очередная "бомба" в красивой упаковке. В Церкви есть авторитетные люди с предвзятым отношением, а остальные повторяют их мнение. Если бы помогали только церковно-аскетические методы - акафисты, исповедь, паломничества и др., - то внутри Церкви этой проблемы не было бы".

Оставим в покое "Запад" и "предвзятость". Удивительно другое: православного ли священнослужителя мы слышим или сектанта? С каких это пор исповедь пишется через запятую между акафистами и паломничеством? А о других Таинствах отец игумен слышал, особенно о Евхаристии? С каких пор исповедь - это "метод", да ещё недостаточно хорошо работающий? Церковь - это больница тела или корабль спасения? Вот что от Церкви нужно анонимщикам и их лоббистам - методы помощи, пилюли здоровья. И эти антиправославные мысли проповедуются в "Церковном Вестнике"! Интересно, а какие методы надо применять, чтобы в Церкви не было еретиков?..

Напоследок игумен Иона пишет: "Крайне полезно создавать и всячески поддерживать группы взаимопомощи при православных храмах. Выздоравливающие люди вступают в Церковь и воспринимают своё выздоровление как Божие благословение. Известно, что в группах, открытых при православных храмах, люди чаще воцерковляются. Поэтому от нас в большой мере зависит то, сколько больных людей смогут по этим ступенькам, состоящим из 12 шагов, войти в Церковь Христову и в Царство Божие". Следуя этой логике, при храмах также следует открывать наркопритоны, кабаки, бордели, сдавать храмы в аренду сектантам, ибо есть возможность, что таким образом больше людей войдёт в Церковь, чем если бы эти богоугодные заведения были вне церковной ограды... Немного странная логика... Нам кажется, что гораздо больше вероятность того, что по этим ступенькам из Церкви Христовой могут уйти некоторые игумены.

Подведём итоги. Итак, в среде священнослужителей есть две категории людей, поддерживающих движение АААН. Это активные проповедники этого движения - два игумена - Евмений и Иона. Мышление этих лоббистов принимает всё более протестантское направление. Они, как и шаговики, напрочь отметают критику, а в случае таковой, готовы лишь оскорбляться и оскорблять в ответ. Они много шумят, не замечают логических противоречий в своих речах и книгах, готовы отвергнуть православное учение, если оно не совпадает с учением "12 шагов".

Другую группу составляют сочувствующие: по словам игумена Ионы, это московские викарные архиереи (да простят они меня, грешного!): архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Егорьевский Марк, и наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), "лично посещавшие собрания АА, положительно отзывавшиеся о программе "12 шагов" и группах самопомощи". Мы специально просмотрели все материалы, связанные с этим вопросом в прессе и Интернете, и можем с уверенностью сказать: данные лица не владеют практически никакой реальной информацией о деятельности данных групп. Они полагаются на слова самого игумена Ионы, а сами буквально раз-другой сходили попить чай на собраниях. При этом надо напомнить, что в таких случаях проводятся "открытые" собрания, на которых выступают заранее давшие согласие лица, т.е. устраивается рекламно-показушное мероприятие, по типу открытых уроков в школе, когда все знают, что всё происходящее - фальшь, но делают вид, будто так все уроки всегда и проходят (говорю как бывший школьный учитель). Поэтому заявления уважаемых архиереев не имеют никакого веса, кроме давления авторитетом, зато выдают их некомпетентность.

Миряне же могут прийти в Церковь, только если перерастут АА, отвергнут эту программу. АА не может быть ступенькой в Церковь, ибо духовная сущность глубоко различна в АА и в Церкви. Мне, например, помогло прийти ко Христу чтение Ф. Ницше, но это ведь не основание вводить в духовных учебных заведениях курс ницшеведения, как ступеньки ко Христу. Да, бывшие шаговики могут прийти ко Христу, но не благодаря, а вопреки АА. Если же они приходят через АА как "ступеньки", то в Церкви такие люди становятся "православными" сектантами: они начинают всюду проповедовать своё учение, наставлять на путь истинный священников. Таинства, молитву и всю церковную жизнь они воспринимают лишь как методы, способствующие их выздоровлению. Не знаю как насчёт выздоровления от алкоголизма и наркомании, но мне точно известно, что у православных шаговиков резко обостряются психические заболевания, развивается маниакальный синдром: они спешат всех спасать, делать добрые дела, а в результате - ускоренное попадание в психбольницу. Говорю из личного опыта общения с подобными православными шаговиками.

Поэтому благое ли дело - "открывать сердце и ум" (и двери) Сообществу АА - вопрос более чем спорный. Скажем прямо - не благое это дело. Учение АА - заразно, его основное качество - стремление к распространению. А врачи знают, что когда эпидемия - больных изолируют, а не наоборот, не раскрывают им доступ всюду, не оказывают им поддержку. Поэтому Сообществу АА - не место в Церкви, а "православные 12 шагов" - это такое же логическое противоречие как "православные протестанты". Спасение души важнее здоровья.
Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме