"Я православный, следовательно, русский..."

Православный след в еврейской родословной Е.Л.Шварца

0
1529
Время на чтение 4 минуты
Е.Л.ШварцКак известно, выдающийся русский драматург и сказочник Евгений Львович Шварц родился 9 (21) октября 1896 г. в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц, принявший православие еврей, матерью - Мария Фёдоровна Шелкова, из православной русской семьи. Своей жизни в Казани Е.Л.Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге. Поэтому, естественно, ничего определённого по поводу обстоятельств её непродолжительного казанского периода вспомнить он не мог.

Между тем, в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ) отложились документы, которые способны конкретизировать отдельные важные эпизоды из биографии отца драматурга, а также пролить свет и на некоторые малоизвестные факты из жизни других представителей еврейского семейства Шварцев. Из них, в частности, выясняется, что православным был не только отец Е.Л.Шварца, но и его дед.

Л.Б(В).Шварц родился 10 декабря 1874 г. в портовом городе Керчь-Еникале Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Белы (в тот же день - 14 тейвеса по еврейскому календарю - над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года - в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 г. был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

Вместе с тем, в характеристике, выданной Л.Б(В).Шварцу директором Екатеринодарской мужской гимназии А.А.Топорковым, отмечалось, что "в восьмом классе юноша точно переродился: стал раздражителен, дерзок, запальчив, начал высказывать недовольство на гимназические порядки, был замечен в дерзком отношении к старшим". Причем, по мнению А.А.Топоркова, причину этого можно было усмотреть в принятии Борисом Шварцем православия и несочувственном отношении "всей семьи к поступку отца". В характеристике не раскрываются подробности того, чем закончился этот "религиозный конфликт" с отцом семейства, получившим в святом крещение имя Борис (по восприемнику - Лукич). Однако то, что его сын Лев впоследствии, находясь вдалеке от проживавшего тогда в Екатеринодаре отца, по собственной воле принял православие, свидетельствует в пользу признания им правоты последнего.

После окончания гимназии Л.Б(В).Шварц был уволен из среды общества керченских "ремесленных мещан вечного цеха" (куда был причислен "к семейству отца своего" в 1883 г.) "на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук". Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но "в комплект принятых студентов-евреев" не вошел. Искренне мечтая продолжить учебу, Л.Б(В).Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят "в число студентов Казанского Университета на Медицинский факультет".

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой (родилась 20 февраля 1875 г.) - дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Е.Л.Шварца, незаконнорожденным ребенком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Л.Б(В).Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 мая 1895 г. он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику - Васильевич). Крестными родителями Л.Б(В).Шварца стали студент Императорского Казанского Университета (ИКУ) Василий Митрофанович Малков и вдова чиновника Анна Фотинишна Сорокина. В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем.

Некоторые исследователи жизни и творчества Е.Л.Шварца подчёркивают, что его отец принял православие исключительно из расчёта, что якобы было связано только с женитьбой Льва Борисовича (являвшегося к тому же поклонником социалистических теорий). Однако данные умозаключения представляются весьма сомнительными. Основанием не доверять им служит, во-первых, упомянутый выше конфликт Б.Л.Шварца с домочадцами, который предполагал два исхода: либо окончательное укрепление Льва Борисовича в иудаизме, либо, в случае признания правоты отца, обращение в православие. И, во-вторых, воспоминания самого Е.Л.Шварца, который с большой теплотой и уважением писал о православии и церковных обрядах, воспринятых в семье. Характерно также, что и Б.Л.Шварц, и Ф.С.Шелков дали согласие на брак своих детей, заключённый по православным канонам.

9 октября 1896 г. в семье Шварцев родился первенец - сын Евгений. В 1898 г. Л.Б(В).Шварц успешно закончил ИКУ, прослушав "полный курс наук по медицинскому факультету". Причём, как отмечалось в "Свидетельстве" от 5 июня 1898 г. за подписью университетского инспектора студентов, "за время своего образования в Университете поведения был отличного". И это при том, что за Л.Б(В).Шварцем, по распоряжению ректора ИКУ К.В.Ворошилова, с самого начала был установлен "особо бдительный надзор". Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Л.Б(В).Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Майкоп.

Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Л.Б(В).Шварца не отразились. С детства Евгений Львович, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери "русской крови", а в его принадлежности к церкви. "Я православный, следовательно, русский. Вот и всё", - написал однажды Е.Л.Шварц.

В дальнейшем в его судьбе, как и в судьбах большинства людей, живших в эпоху революционных потрясений и государственного богоборчества, происходило много противоречивых событий. Чтобы выжить и реализовать себя на литературном поприще, Е.Л.Шварцу иногда приходилось идти на компромиссы. Тем не менее, он до конца своей жизни оставался верующим православным человеком. Безусловно, воспринятые с детства христианские истины не могли не проникнуть и в творчество драматурга, в произведениях которого нашли отражение библейские мотивы, облеченные в яркие сказочные одежды.

Умер Е.Л.Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде. Перед смертью он исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Соборовал Е.Л.Шварца известный ленинградский священник о. Е.В.Амбарцумов.
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук
г.Казань

Источники:

НА РТ. Ф. 977. Оп. "Личные дела студентов". Д. 32361. Л.л. 1 - 43.

Тезисы сообщения, представленные на VIII ежегодную научно-практическую конференцию "Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи" (г. Казань, 6-7 ноября 2008 года)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Евгеньевич Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Евгеньевич Алексеев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45