Между тем, в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ) отложились документы, которые способны конкретизировать отдельные важные эпизоды из биографии отца драматурга, а также пролить свет и на некоторые малоизвестные факты из жизни других представителей еврейского семейства Шварцев. Из них, в частности, выясняется, что православным был не только отец Е.Л.Шварца, но и его дед.
Л.Б(В).Шварц родился 10 декабря 1874 г. в портовом городе Керчь-Еникале Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Белы (в тот же день - 14 тейвеса по еврейскому календарю - над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года - в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 г. был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.
Вместе с тем, в характеристике, выданной Л.Б(В).Шварцу директором Екатеринодарской мужской гимназии А.А.Топорковым, отмечалось, что "в восьмом классе юноша точно переродился: стал раздражителен, дерзок, запальчив, начал высказывать недовольство на гимназические порядки, был замечен в дерзком отношении к старшим". Причем, по мнению А.А.Топоркова, причину этого можно было усмотреть в принятии Борисом Шварцем православия и несочувственном отношении "всей семьи к поступку отца". В характеристике не раскрываются подробности того, чем закончился этот "религиозный конфликт" с отцом семейства, получившим в святом крещение имя Борис (по восприемнику - Лукич). Однако то, что его сын Лев впоследствии, находясь вдалеке от проживавшего тогда в Екатеринодаре отца, по собственной воле принял православие, свидетельствует в пользу признания им правоты последнего.
После окончания гимназии Л.Б(В).Шварц был уволен из среды общества керченских "ремесленных мещан вечного цеха" (куда был причислен "к семейству отца своего" в 1883 г.) "на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук". Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но "в комплект принятых студентов-евреев" не вошел. Искренне мечтая продолжить учебу, Л.Б(В).Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят "в число студентов Казанского Университета на Медицинский факультет".
Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой (родилась 20 февраля 1875 г.) - дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Е.Л.Шварца, незаконнорожденным ребенком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Л.Б(В).Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 мая 1895 г. он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику - Васильевич). Крестными родителями Л.Б(В).Шварца стали студент Императорского Казанского Университета (ИКУ) Василий Митрофанович Малков и вдова чиновника Анна Фотинишна Сорокина. В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем.
Некоторые исследователи жизни и творчества Е.Л.Шварца подчёркивают, что его отец принял православие исключительно из расчёта, что якобы было связано только с женитьбой Льва Борисовича (являвшегося к тому же поклонником социалистических теорий). Однако данные умозаключения представляются весьма сомнительными. Основанием не доверять им служит, во-первых, упомянутый выше конфликт Б.Л.Шварца с домочадцами, который предполагал два исхода: либо окончательное укрепление Льва Борисовича в иудаизме, либо, в случае признания правоты отца, обращение в православие. И, во-вторых, воспоминания самого Е.Л.Шварца, который с большой теплотой и уважением писал о православии и церковных обрядах, воспринятых в семье. Характерно также, что и Б.Л.Шварц, и Ф.С.Шелков дали согласие на брак своих детей, заключённый по православным канонам.
9 октября 1896 г. в семье Шварцев родился первенец - сын Евгений. В 1898 г. Л.Б(В).Шварц успешно закончил ИКУ, прослушав "полный курс наук по медицинскому факультету". Причём, как отмечалось в "Свидетельстве" от 5 июня 1898 г. за подписью университетского инспектора студентов, "за время своего образования в Университете поведения был отличного". И это при том, что за Л.Б(В).Шварцем, по распоряжению ректора ИКУ К.В.Ворошилова, с самого начала был установлен "особо бдительный надзор". Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Л.Б(В).Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Майкоп.
Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Л.Б(В).Шварца не отразились. С детства Евгений Львович, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери "русской крови", а в его принадлежности к церкви. "Я православный, следовательно, русский. Вот и всё", - написал однажды Е.Л.Шварц.
В дальнейшем в его судьбе, как и в судьбах большинства людей, живших в эпоху революционных потрясений и государственного богоборчества, происходило много противоречивых событий. Чтобы выжить и реализовать себя на литературном поприще, Е.Л.Шварцу иногда приходилось идти на компромиссы. Тем не менее, он до конца своей жизни оставался верующим православным человеком. Безусловно, воспринятые с детства христианские истины не могли не проникнуть и в творчество драматурга, в произведениях которого нашли отражение библейские мотивы, облеченные в яркие сказочные одежды.
Умер Е.Л.Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде. Перед смертью он исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Соборовал Е.Л.Шварца известный ленинградский священник о. Е.В.Амбарцумов.
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук
г.Казань
Источники:
НА РТ. Ф. 977. Оп. "Личные дела студентов". Д. 32361. Л.л. 1 - 43.
Тезисы сообщения, представленные на VIII ежегодную научно-практическую конференцию "Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи" (г. Казань, 6-7 ноября 2008 года)