- Он однозначно русский, в чем сам Гоголь собственно признавался. Если объективно подходить к историческим документам, то никаких поводов для дискуссии нет. А украинец - это пан Малкович, который позволяет себе украинизировать великого писателя своими примитивными переводами. Даже в украинском значении слова "перевод" (укр. - "переклад"), содержится то, что он сделал: переложил слова и смысл с одного места на другое.
- Значит, для "свидомых" украинцев Гоголь представляет опасность?
- Сегодня мы видим две тенденции украинского отношения к Гоголю. Первая, назовем ее "гиперсвидомая", представляет собой тупое и полное отрицание Гоголя. Этой тенденции следуют писатель Яворивский и министр Луценко. Ныне покойный Павел Штепа, автор скандальной книги "Московство" (в которой "украинцы - круглоголовые, а москвины - длинноголовые"), отказывает Гоголю в украинстве. Сей "антрополог" утверждает, что смешанные браки "благородных круглоголовых укров" с "признаками европейской расы" и москалей, имеющих "первичные признаки монголоидной расы", порождают ублюдков, ярким представителем которых и является Гоголь. Причем это не дневник из сумасшедшего дома, это официально признанная книга, изданная специально также на русском языке, и именно её пытался вручить, как ценный дар, представитель Ющенко в Крыму на 50-летие симферопольской библиотеки им. А.С.Пушкина.
Но есть вторая тенденция. О том, что Гоголь - "украинец", начинали говорить еще в конце XIX века. Первые украинские переводы сделал Мыхайло Старицкий, которого поддержал родоначальник украинского театра Мыкола Садовский. М.Драгоманов и С.Ефремов утверждали, что Гоголь только писал по-русски, а думал, якобы, "по-украински", пробуждая украинскую национальную сознательность. Теперь появились более радикальные украинизаторы Гоголя, по логике которых любыми путями, пусть даже посредством чудовищных извращений, надо сделать Гоголя "своим", то есть - вырвать его из русского языка, русской культуры и самого понятия "русскости". Совершить это можно посредством издания произведений Гоголя, в которых все слова и понятия подменены и русский Гоголь становится козаком и украинцем.
- Для чего это делается?
- Это прагматичный расчет, помноженный на ментальную зависть. Объективно говоря, мастеров пера, каким был Николай Васильевич, даже с учетом Тараса Шевченко, в украинской литературе просто не было и не будет. Гоголя знает весь мир, а Шевченко - только в диаспорах. Поэтому отдавать Гоголя "москалям" крайне невыгодно. Украинизаторы это отлично понимают, и при традиционно дремлющей российской культурной политике борьба за Гоголя еще будет серьезной.
- А как же вопрос опасности Гоголя?
- Гоголь действительно опасен для "свидомих украинцев", но опасен для публики читающей. А если изолировать читателя от "русского Гоголя", то он перестанет быть опасным. Где читают Гоголя более всего? - В школе. Школа - это самый простой инструмент влияния на мозги, что Украина демонстрирует почище, чем при Сталине. Если из программы изъять ненужное, дети не узнают, что Гоголю принадлежат слова: "Перед нами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его... Какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас...". Всё извратят, и Тарас Бульба вскоре может стать католиком или униатом, который борется с москалями.
- Известно, что Гоголь был не только литератором, но и историком...
- Да, историком, и еще каким! Как историк, Гоголь вдвойне опасен для "державников". Когда в 1830-35 годах Николай Васильевич жил в Санкт-Петербурге, он трудился преподавателем истории в Санкт-Петербургском женском патриотическом институте, а в 1834-35 годах был еще и адъюнкт-профессором на кафедре общей истории в Санкт-Петербургском университете.
История была заметной частью его жизни: он серьезно исследовал работы историков Шлейцера, Миллера и Гердера, пишет статьи "О движении народов в конце V века", "О преподавании всеобщей истории", историческую характеристику "Аль-Мамун". Он собирался серьезно заниматься наукой в Киеве, о чем писал А.Пушкину, и родная история вызывала у Гоголя большой интерес.
- Гоголь занимался и малороссийской историей?
- Безусловно, причем в этом отношении Гоголь-историк неуместен в современной украинской историографии. Он писал: "До сих пор нет у нас полной и удовлетворительной истории малороссийского народа. Я не называю историей множество компиляций, составленных из разных летописей, без строгого критического взгляда, без общего плана и цели, большей частью неполных и не указавших доныне этому народу места в истории мира..."
Николай Васильевич мотивирует свой выбор: "Я решился принять на себя этот труд и представить сколько можно обстоятельств: каким образом эта часть отделилась от России, какое получила она политическое устройство, находясь под чужим владением, как образовался в ней воинственный народ, означенный совершенной оригинальностью характера и подвигов, каким образом он три века с оружием в руках добывал права свои и упорно отстоял свою религию, как наконец, навсегда присоединился к России".
Замечательная работа Николая Васильевича "Взгляд на составление Малороссии", в которой автор рассуждает об ужасах, никчемности и раздробленности, красочно описывает присоединение Южной Руси к Литовскому государству. Из статей Гоголя следует, что политическое объединение Киевской Руси было прервано татарским нашествием, и в XIV-XV веках опустевшая территория Поднепровья вновь заселяется выходцами из Литвы, и прежде всего из России - с северо-восточных княжеств, то есть Русь оставалась Русью, а не превратилась вдруг в Украину. Скорее всего, именно идеи Гоголя озвучил впоследствии М. Погодин, с которым он был знаком. И выводы Гоголя ставят под сомнение всю систему легитимизации нынешней украинской государственности по схеме Киевская Русь - Козаччина - Украина.
По сути, это едва ли не первое в российской историографии объективное описание малороссийской истории, которое принадлежит не какому-то третьеразрядному сочинителю вроде Конисского, а великому русскому писателю и серьезному ученому малороссийского происхождения. Позиция Гоголя - образец для колеблющихся между единорусской и самостийной ориентацией украинского интеллигента.
- То есть, Гоголь-историк не уступает Гоголю- литератору?
- Это равновеликие вещи. Хотя историк Ф.Витберг в своей статье "Гоголь как историк" в "Историческом Вестнике" за август 1892 года утверждает, что Гоголь был весьма оригинальным мыслителем, могущим добиться значительных результатов в науке, если бы не занялся сочинительством, где добился, конечно, большего.
- Гоголь известен и как православный подвижник...
- Православие Гоголя - тема серьезных диссертаций. "Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора", - говорил он о себе. Его вера - действительно отдельный разговор, он много размышлял над этим, а незадолго до смерти совершил паломничество в Иерусалим. Но лозунги защиты Православия у Гоголя яркие, взять хотя бы "Тараса Бульбу".
Слова Гоголя в статье "Несколько слов о нашей церкви и духовенстве" актуальны и сегодня: "Напрасно смущаетесь вы нападениями, которые теперь раздаются на нашу Церковь в Европе. Зачем хотите вы, чтобы наше духовенство, доселе отличавшееся величавым спокойствием, столь ему пристойным, стало в ряды европейских крикунов и начало, подобно им, печатать опрометчивые брошюры?"
- Гоголя как-то назвали лучшим "пиарщиком" Малороссии.
- Да так оно и есть на самом деле. Кто лучше Гоголя передал весь колорит малороссийского быта, менталитета, природы, обычаев? В своей статье "О малороссийских песнях" он пишет: "Они надгробный памятник былого, более нежели надгробный памятник: камень с красноречивым рельефом, с историческою надписью. Песни для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила". Разве это говорил не патриот? Лично я больше верю малоросу Гоголю, нежели "украинцам" малковичам, штепам, луценкам и прочим яворивским. Да и для имиджа Малороссии Гоголь сделал гораздо больше, нежели вышеупомянутые для имиджа Украины.
- Но ведь и для имиджа России?
- Да, безусловно! "Поблагодарите Бога, прежде всего, за то что вы русский!", - говорит писатель в статье "Нужно любить Россию". Кстати, ко всем своим землякам, страдающим ущербным и неполноценным сознанием, он обращается с таким предупреждением: "Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши Россию, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгореться вам любовью к Богу, не спастись вам... Все живете вы в иностранных журналах и газетах. А не в земле своей..."
Что же касается откровений писателя о России, то иногда поражаешься его пророчествам: "Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая покорилась бы ему!...". Как вперед глядел, через века.
- Под занавес разговора, как можно прокомментировать грядущий юбилей и подготовку к нему?
- Кривить душой не буду - подготовка безобразная. Судя по недавнему заявлению российских писателей, в России, увы, тоже. Украина государственная молчит. В Полтаве все идет по накатанной еще с советских времен схеме. Колхозный взгляд на Гоголя приведет к колхозному размаху празднования - ряженые гоголи, черти, солохи, вышиванки, вареники, китайские шарики и сотни литров пива. Какие-то деньги выделяются, какие-то разворовываются, что-то ремонтируют. Но разве этого достойна личность, о которой В.Розанов сказал: "Ни один политик мира, ни один политический писатель не сделал в политике столько, сколько Гоголь!"
Печальна позиция России, где так и не появился музей Гоголя, где на могиле не установлен крест согласно с завещанием. Возвращаясь к теме Гоголя-историка, в условиях усугубляющихся украинско-российских отношений, в условиях начавшейся фальсификации гоголевских текстов Россия просто обязана массово издать "Тараса Бульбу" и "Арабески", включающие исторические статьи и записки Гоголя! Это предлагает Русская община Полтавской области и Объединение "Русское содружество". Мы обратились с соответствующими предложениями к России. Ждем ответа...
Делается катастрофически мало. А то что делается, мягко говоря, не дотягивает до истинного величия Гоголя.
Аксаков сказал о Гоголе: "Жизнь его представляет такую великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным". Было бы хорошо, чтобы в России скорее разгадали этот "смысл жизни Гоголя"...
Газета для соотечественников "Русская правда"
Получено Русской линией в рассылке Информационного Центра Всеукраинского Объединения "Русское Содружество"