Крещение - это выбор веры
Прежде всего, мы должны знать и понимать главный догмат Православия - Символ Веры. Во время Таинства Крещения Символ Веры читается три раза и в нем раскрывается суть нашей ВЕРЫ. И, если человек принимает Крещение будучи взрослым, то он должен сам прочитать во время Таинства этот Символ Веры, показывая тем самым, в какого Бога он верит, в чем смысл его веры. Будем откровенны, среди сегодняшних крещенных в Православной традиции людей очень немногие смогут наизусть прочитать Символ Веры. А значит, тем самым, они показывают слабость своей ВЕРЫ. И это позволяет таким людям пренебрегать основными заповедями и правилами, которые они должны исполнять, будучи православными. Давайте очень хорошо попробуем это понять.
Выпускник медицинского института принимает клятву Гиппократа, воин принимает присягу, приступая к службе в армии. И каждый из этих людей, если будет пренебрегать своими обязанностями, нарушит данную клятву. Он становится преступником - человеком, преступившим слова клятвы. Таинство Крещения. Оно предваряется оглашением, преуготовлением человека к предстоящему Таинству. И именно в этот момент человек тоже произносит слова клятвы, троекратно отрекаясь от сатаны и всех дел его, и также троекратно клянется в верности Богу. Как это происходит конкретно? Священник спрашивает у крещаемого: "Отрицаеши ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всея служения его, и всея гордыни его?" И крещаемый отвечает: "Отрицаюся!". А слова верности Богу звучат так. На вопрос:
"Сочетоваешися ли ся Христу?" Крещаемый отвечает: "Сочетоваюся!". Что же это значит - "сочетоваюся"? Это очень важно понять, ведь это же слова клятвы на верность Богу. К этим словам нельзя относиться легкомысленно.
Потеря и обретение Бога
Смысл Нового Завета
Новый Завет - в чем смысл нового Завета между Богом и человеком? Бог оставил нам новую главную заповедь - научиться любить Бога и человека. Мы как-то забыли, что любить надо научиться. Да, душа по природе христианка и умеет любить. Но любить можно и грех, стремиться из любви можно и к злу. А значит, надо научиться любить правильно, в рамках тех законов, по которым живет душа. Знаем ли мы эти законы? Как правило, нет. Но страшно не то, что не знаем. Страшно то, что знать не хотим! Опять, как и первый человек, мы в центр бытия ставим свое "Я", свое понимание смысла жизни, правильности духовных законов. И трудно доказать современному, особенно интеллигентному человеку, что, если он признает, что у мира есть Творец, то, следовательно, он обязан свое понимание смысла бытия, смысла своей жизни привести в согласие с волей Творца, который и вызвал нас в Ему принадлежащий мир из небытия. Как можно узнать волю Божию в отношении себя? Наверное, только в ПРАВИЛЬНОМ богообщении. Подчеркнем это слово в ПРАВИЛЬНОМ общении с Богом, а не в таком, которое нам кажется правильным. Современный крещеный человек, порой, не только не знает Символ Веры (о понимании в данном случае говорить даже не приходится), он просто, зачастую, действует противно тем задачам, которые подразумеваются обязательными для каждого крещеного человека. В рамках короткой статьи невозможно перечислить даже минимальные правила и требования, но я хочу коснуться одного, самого главного. После Вознесения Господа на небо, Христос оставляет нам непосредственное богообщение в Таинствах. И, прежде всего, в Таинстве ПРИЧАСТИЯ, в Таинстве Евхаристии. Смысл Нового Завета, нового договора между Богом и человеком раскрывается на Тайной Вечери в Сионской горнице за несколько часов до Голгофской жертвы. Вспомним слова Спасителя, которые звучат ни как просьба, ни как рекомендация, а как наказ: "...Приимите, ядите: сие есть Тело Мое.... Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". (Мф. 26, 26-28). Только касаясь святости можно освящать свою душу. В чем выражается любовь человека к Богу? Прежде всего, в соблюдении заповедей. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14,21). Думаю, что никто не будет пытаться опровергать эти слова. Но спросим себя: "В чем же заключается наша любовь к Богу, если мы не желаем даже касаться Его в Таинствах, которые Он нам оставил?"
Что ответим на Страшном Суде?
Нельзя развить свои интеллектуальные возможности, без постоянной умственной нагрузки, Нельзя развить свои физические способности без соответствующих упражнений. Нельзя (!!!) развить свою живую душу без богообщения (Бог - есть любовь) и, прежде всего, в Его Таинствах. Человек вне правильного общения с Богом не может сказать, что он умеет любить. Нельзя любить творение, не любя при этом Творца. Странная это любовь! Когда сегодня человек утверждает, что он верит в Бога, что он иногда заходит в Церковь, ставит свечку, молится, соблюдает какие-то правила, но при этом касаться Бога непосредственно не хочет, то это выглядит более чем странно. Не могу же я сказать, что люблю своих родителей, если только иногда посылаю им посылки, пишу поздравления (вспомним наши приходы в Церковь только по большим праздникам), часто вспоминаю о них, но... общаться непосредственно с ними не желаю. И кто поверит вашим словам, кто поверит, что вы на самом деле любите ваших родителей??? Полноте! Странная это любовь... Вот такой же непонятной и странной псевдолюбовью мы любим своего Творца! Иногда мне говорят, что человек этих тонкостей веры не понимает. Что на это можно ответить. Вспомним свою клятву при Крещении:
- Сочетоваешься Христу?
- Сочетоваюся.
Вот этими словами мы и дали клятву, что будем соединяться с Богом в Таинстве Причастия. Соединяться с ним таинственным образом и принимать в себя Его Пречистое Тело и Кровь. И кто "забыл" об этой клятве или старательно не хочет о ней вспоминать, пусть подумает о самом простом и обязательном, самом главном событии в нашей жизни - о СМЕРТИ. Что мы, как клятвопреступники, будем отвечать на Страшном суде. Какими нужными и важными делами будем оправдывать свое клятвопреступление пред Богом? И есть ли такие слова и такие дела вообще... Так хочется, чтобы мы не только возмущались недостойными правителями, которые дают клятву на книге государственных законов перед населением своей страны, области, города, а потом сами же эти законы нарушают. Если они (в данный момент говорю о руководителях, крещенных в Православии) клятву перед Богом не выполняют, то уж перед нами грешными тем более можно нарушать все и вся. Вспомним Ф. М. Достоевского "А если Бога нет, то все возможно". И как бы мы не желали навести порядок, искоренить недостатки, ту же коррупцию, полноте! Все бесполезно! Не может человек, подходящий к Чаше, к Причастию не попытаться духовно исправить свою жизнь - Бога же страшно прогневить. А если Бога нет, и к Чаше подходить не надо (хотя Крещение человек принял), если Богу лгать можно, быть клятвопреступником пред Богом можно, то, что заставит подобного человека не лгать окружающим людям.
Грустно все, действительно, грустно. Никак не желаем научиться любить. Да и понятно почему. У любящего всегда душа страдает и болит за окружающий падающий в духовную пропасть мир. А нам же сегодня "хэппи энд" нужен. Страдать не желаем! А без умения страдать непостижимым образом из человека уходит ЛЮБОВЬ. В сытости и благополучии любовь "остывает". Нам, правда опять обещают стабильность и обеспеченность, как главный смысл существования человека на земле. О любви как-то не вспоминают, особенно к своему Творцу. А ведь главная, наипервейшая заповедь: "Возлюби Бога своего всем сердцем..." Неужели опять забыли? И опять рай пытаемся построить, как достойное обеспеченное бытие, где Бог опять очень далеко, не в центре этого бытия. Неужели ничему не научили нас прошедшие страшные годы безбожия? Неужели так и не поняли простую деревенскую истину "Без Бога не до порога"? Неужели очередной раз попытаемся строить рай без истинного Бога, без помощи и любви Божией? Ну, право же опять Вавилонская башня, какая по счету..? Кажется, эта стройка бесконечна, попытка дорасти до небес, до Бога с помощью материальных средств. Горько все это!
Протоиерей Евгений Соколов, настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете (Архангельск)
Впервые опубликовано в интернет-газете "Православие на Северной земле" по адресу: http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/596