Его сын Павел Васильевич Чичагов, тоже адмирал, написал мемуары, в которых рассказал о своём отце, первооткрывателе морского пути через Северный ледовитый океан вдоль побережья Америки к Камчатке, участнике морских сражений со шведами и турками. Сам же Павел Васильевич (1767-1849), 30 лет прослуживший под командованием отца, стал первым морским министром России, видным участником Отечественной войны 1812 года. Кстати, перед смертью своей он завещал не печатать мемуаров, но его дочь Екатерина Павловна все-таки решила их опубликовать. Публикация была не полной. Рукопись была передана уже будущему митрополиту, Леониду Михайловичу Чичагову. Именно он осуществил частичную публикацию этой рукописи в России в 1885, 1886 и 1888 гг. в журнале "Русская Старина". К этому времени он уже обладал опытом литературной работы.
Среди многочисленных талантов митрополита Серафима был и талант военного. Уже в 18 лет, после окончания Пажеского корпуса, в 1874 году он был зачислен прапорщиком на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. В1876 г. он стал подпоручиком, а в 1878 г.поручиком, адъютантом товарища Его Императорского Величества генерал фельдцейхмейстера. Как прекрасный специалист в области артиллерии он в 1881 г. был направлен в Париж на маневры французских войск, после чего им была написана брошюра о французской артиллерии, высоко оцененная царским правительством. В 1891 г. он становится полковником.
Особая страница его жизни как военного - участие в 1877-1878-х годах в русско-турецкой войне. Л.М. Чичагов проявил здесь незаурядную храбрость, особенно при осаде Плевны и взятии Телиша, за что был награжден генералом Скобелевым личным оружием.
Во время войны Леониду Михайловичу пришлось много увидеть и пережить. Именно в это время разворачивается его талант писателя-документалиста. Он пишет книги "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.". Книга издавалась трижды и была отмечена благодарственными письмами членов царской семьи. Но наиболее востребованным его трудом стала книга "Примеры из прошлой войны 1877-1878 гг." (первая часть "Рассказы о подвигах солдат", вторая - "Рассказы о подвигах офицеров").
Именно эта книга была периздана для сегодняшнего читателя издательствами "Лествица" и "Артос-Медиа" в 2006 г. под названием "Доблести русских воинов". К сожалению, на эту книгу не появилось ни одного отзыва в печати. А жаль. Книга, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым, могла бы получить отзывы хотя бы в православной печати. Перед глазами офицера Чичагова прошло множество эпизодов подлинного геройства русского солдата и офицера. Известные ему случаи автор описывает с подробностями и, главное, достоверно, обозначая фамилии, даты, названия воинских частей, полученные награды. При этом, проявляя литературное дарование, он успевает обозначить характер человека, запечатлеть его особенную речь. Источник такого жанра - несомненно, "Солдатские рассказы" В.И. Даля, но автор "Рассказов о подвигах солдат и офицеров" более документален, менее склонен к притче. Подвиги его персонажей впечатляют читателя.
Но особенно запоминаются те, в которых проявляется не просто храбрость или находчивость русского воина, а его глубокая вера в Бога, глубокая подготовленность к подвигу, сознательное его совершение. Таков подвиг майора Горталова, о котором автор повествует так: "Майор Горталов при своем назначении комендантом левого редута дал генералу Скобелеву слово, что, пока жив, он не сдаст противнику вверенное ему укрепление. И действительно, когда началась шестая турецкая атака, он держался в редуте до последней крайности. По получении приказания отступить, майор Горталов пропустил мимо себя всю часть, поручил ее другому офицеру послал вслед уходящим людям свое благословение, перекрестился и спокойно взошел на бруствер. Что это значило? Майор Горталов помнил свое честное слово, данное генералу Скобелеву: живым сдать редут он не считал себя вправе. Повернувшись лицом к неприятелю, без шапки, скрестив на груди руки, стал он на земляной насыпи в ожидании смерти. Не прошло и минуты, как турки подняли его на штыки и разорвали на части. Слово было сдержано. Георгиевский крест, присланный ему в награду за прежние подвиги, не застал уже в живых майора Горталова".
Постепенно в книге складывается и портрет самого автора: непосредственного участника событий, человека с глубокой верой в Бога и Его попечением над жизнью и смертью православных воинов, истинного патриота России и монархиста.
Как военный Л.М. Чичагов был награжден 13-ю наградами, среди которых Румынский железный крест, Орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантами, Орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантами, Орден Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", Орден Св. Станислава 2-й степени, Кавалерийский крест Ордена Французского Почетного Легиона, Черногорский Орден князя Даниила I, 4-й степени, Болгарский Орден Св. Александра 3-й степени и пр. и пр.
Стремление к подвигу во имя Веры, Царя и Отечества пронизывало всю жизнь священномученика Серафима. В книге о русско-турецкой войне закладывались и прорастали зерна его проповедей в храме, в которых он призывал свою паству к истинно христианской жизни, к внутреннему подвижничеству:
"Относительно верующих стало гораздо более, чем согласующих свою жизнь с учением Христа. Но это ложь, относительной веры не бывает, и мы только по малодушию не решаемся изобличить многих в неверии! Надо выбрать одно из двух: или верить во Христа, принять от Него истину, отдать ей все силы умственные, нравственные и материальные, согласовать жизнь с верою, или отказаться от разумного существования и бесцельно прозябать; так и делают многие в городах, обрекая себя на уныние, отчаяние и искание безнравственных развлечений. Полного счастья нет на земле. Есть только небесная радость, и именно в вере и в разумной жизни по вере"; "Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух... любовь к великой и святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища - Православия, страстную любовь к истории своего народа и непоколебимый патриотизм"; "Или должна быть освящена и укреплена у нас семейная жизнь, или неизбежна гибель в будущем не только государства, Церкви, но и народа!"; "Дух Святой пресуществляет на престоле Дары, но Он сходит и на каждого из вас, обновляет ваши души, умственные силы, всякая молитва, если она приносится от всего сердца, будет исполнена"; "Пока совершается Божественная, спасительная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении... литургии. Будет она, будет и Церковь, и Россия".
Вскоре после окончания войны в 1878 году Л.М. Чичагов становится духовным чадом о. Иоанна Кронштадтского. Прощаясь с умирающим духовным отцом, он получил последнее благословение праведника: "Я могу покойно умереть, зная, что ты и Преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я Вас благословляю". Кронштадтский батюшка предвидел высокую судьбу своего духовного сына.
Владыка Серафим был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 г. В то время это был прикованный к постели 82-х летний старец-святитель. Из дома он был вынесен на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине "скорой помощи".
Несколько недель мучители пытались сломить волю физически безпомощного старца, который в одиночку с величием христианского первомученика противостоял гонителям Церкви. 11 декабря 1937 г. священномученик митрополит Серафим был расстрелян в Бутово.
Воин земного царя, со временем гвардейский полковник Л.М. Чичагов стал митрополитом Серафимом, воином Христовым, воином Царя Небесного. И как в обычной войне проявлял мужество и храбрость, так и в войне с бесами и их служителями в человеческом обличье, проявил он мужество и преданность Христу и "воинство Царя Небесного паче земного возлюбив... пострадати даже до крове сподобился еси".
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук