
Среди многочисленных талантов митрополита Серафима был и талант военного. Уже в 18 лет, после окончания Пажеского корпуса, в 1874 году он был зачислен прапорщиком на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. В1876 г. он стал подпоручиком, а в 1878 г.поручиком, адъютантом товарища Его Императорского Величества генерал фельдцейхмейстера. Как прекрасный специалист в области артиллерии он в 1881 г. был направлен в Париж на маневры французских войск, после чего им была написана брошюра о французской артиллерии, высоко оцененная царским правительством. В 1891 г. он становится полковником.
Особая страница его жизни как военного - участие в 1877-1878-х годах в русско-турецкой войне. Л.М. Чичагов проявил здесь незаурядную храбрость, особенно при осаде Плевны и взятии Телиша, за что был награжден генералом Скобелевым личным оружием.

Именно эта книга была периздана для сегодняшнего читателя издательствами "Лествица" и "Артос-Медиа" в 2006 г. под названием "Доблести русских воинов". К сожалению, на эту книгу не появилось ни одного отзыва в печати. А жаль. Книга, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым, могла бы получить отзывы хотя бы в православной печати. Перед глазами офицера Чичагова прошло множество эпизодов подлинного геройства русского солдата и офицера. Известные ему случаи автор описывает с подробностями и, главное, достоверно, обозначая фамилии, даты, названия воинских частей, полученные награды. При этом, проявляя литературное дарование, он успевает обозначить характер человека, запечатлеть его особенную речь. Источник такого жанра - несомненно, "Солдатские рассказы" В.И. Даля, но автор "Рассказов о подвигах солдат и офицеров" более документален, менее склонен к притче. Подвиги его персонажей впечатляют читателя.
Но особенно запоминаются те, в которых проявляется не просто храбрость или находчивость русского воина, а его глубокая вера в Бога, глубокая подготовленность к подвигу, сознательное его совершение. Таков подвиг майора Горталова, о котором автор повествует так: "Майор Горталов при своем назначении комендантом левого редута дал генералу Скобелеву слово, что, пока жив, он не сдаст противнику вверенное ему укрепление. И действительно, когда началась шестая турецкая атака, он держался в редуте до последней крайности. По получении приказания отступить, майор Горталов пропустил мимо себя всю часть, поручил ее другому офицеру послал вслед уходящим людям свое благословение, перекрестился и спокойно взошел на бруствер. Что это значило? Майор Горталов помнил свое честное слово, данное генералу Скобелеву: живым сдать редут он не считал себя вправе. Повернувшись лицом к неприятелю, без шапки, скрестив на груди руки, стал он на земляной насыпи в ожидании смерти. Не прошло и минуты, как турки подняли его на штыки и разорвали на части. Слово было сдержано. Георгиевский крест, присланный ему в награду за прежние подвиги, не застал уже в живых майора Горталова".

Как военный Л.М. Чичагов был награжден 13-ю наградами, среди которых Румынский железный крест, Орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантами, Орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантами, Орден Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", Орден Св. Станислава 2-й степени, Кавалерийский крест Ордена Французского Почетного Легиона, Черногорский Орден князя Даниила I, 4-й степени, Болгарский Орден Св. Александра 3-й степени и пр. и пр.
Стремление к подвигу во имя Веры, Царя и Отечества пронизывало всю жизнь священномученика Серафима. В книге о русско-турецкой войне закладывались и прорастали зерна его проповедей в храме, в которых он призывал свою паству к истинно христианской жизни, к внутреннему подвижничеству:
"Относительно верующих стало гораздо более, чем согласующих свою жизнь с учением Христа. Но это ложь, относительной веры не бывает, и мы только по малодушию не решаемся изобличить многих в неверии! Надо выбрать одно из двух: или верить во Христа, принять от Него истину, отдать ей все силы умственные, нравственные и материальные, согласовать жизнь с верою, или отказаться от разумного существования и бесцельно прозябать; так и делают многие в городах, обрекая себя на уныние, отчаяние и искание безнравственных развлечений. Полного счастья нет на земле. Есть только небесная радость, и именно в вере и в разумной жизни по вере"; "Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух... любовь к великой и святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища - Православия, страстную любовь к истории своего народа и непоколебимый патриотизм"; "Или должна быть освящена и укреплена у нас семейная жизнь, или неизбежна гибель в будущем не только государства, Церкви, но и народа!"; "Дух Святой пресуществляет на престоле Дары, но Он сходит и на каждого из вас, обновляет ваши души, умственные силы, всякая молитва, если она приносится от всего сердца, будет исполнена"; "Пока совершается Божественная, спасительная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении... литургии. Будет она, будет и Церковь, и Россия".

Владыка Серафим был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 г. В то время это был прикованный к постели 82-х летний старец-святитель. Из дома он был вынесен на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине "скорой помощи".
Несколько недель мучители пытались сломить волю физически безпомощного старца, который в одиночку с величием христианского первомученика противостоял гонителям Церкви. 11 декабря 1937 г. священномученик митрополит Серафим был расстрелян в Бутово.
Воин земного царя, со временем гвардейский полковник Л.М. Чичагов стал митрополитом Серафимом, воином Христовым, воином Царя Небесного. И как в обычной войне проявлял мужество и храбрость, так и в войне с бесами и их служителями в человеческом обличье, проявил он мужество и преданность Христу и "воинство Царя Небесного паче земного возлюбив... пострадати даже до крове сподобился еси".
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук