Заступница дальнероссийских пределов

Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы"

0
323
Время на чтение 7 минут
Из истории Вселенского христианства и русского Православия хорошо известны случаи чудесного явления и таинственного земного пребывания богородичных икон. В этот священный ряд можно смело поставить обретение и бытование образа "Торжество Пресвятой Богородицы" Порт-Артурской, первой явленной богородичной иконы в ХХ столетии, названном веком Русской Голгофы.

В канун Русско-японской войны, в конце 1903 года, в Киево-Печерскую лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос Л.Е.Катанский, участник обороны Севастополя. 11-го (по другим источникам - 12-го) декабря ему явилась Богородица и, предупредив о ждущих Россию испытаниях, повелела написать Свой образ и отправить его на Дальний Восток для ободрения и помощи христолюбивому воинству.

Икона, средства на которую собирали всем миром и не более пяти копеек от человека, была написана безвозмездно в 1904 году киевлянином, академиком живописи П.Ф.Штронде. Образ изготовили точно по указанию матроса-севастопольца. На нем эмалированной вязью было написано: "В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей". Вместе с резной рамой он составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота - 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина - 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).

Композиция всей иконы, фигуры, цвета, детали одежд и подробности окружающей Богородицу обстановки переданы точно в том виде, в каком запомнились они севастопольскому ветерану: стоящая спиной к морскому заливу Пресвятая Богородица держала в руках продолговатый плат с сиреневой каймой, на котором изображен лик Спаса Нерукотворенного. Хитон у Божией Матери синий, а верхнее одеяние - коричневое. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Безплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: "Да будет едино стадо и един пастырь".

По утверждению протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля храма св. Иоанна Богослова Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, икона Богородицы Порт-Артурская стала единственным образом, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом. Подобной иконографии Православная Церковь прежде не знала. Порт-Артурская напоминает известную в западной традиции икону "Плат Вероники", но вместо простой жены плат с Ликом Спасителя держит Сама Пресвятая Богородица - вечная Дева. На иконе Богородицы Порт-Артурской в тоже время изображена икона Спасителя. Поэтому и празднование местночтимой на Дальнем Востоке иконы Порт-Артурской Божией Матери установлено 16 (29 н.с.) августа - в день памяти перенесения Нерукотворенного Образа Господня.

Образ Нерукотворного Лика Спасителя имеет особое значение в русской истории. Он укреплялся обычно на крепостных вратах городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса служила и воинским стягом для дружин под водительством св. блг. вел. кн. Александра Невского, св. блг. вел. кн. Димитрия Донского, Царя Иоанна Третьего, князя Дмитрия Пожарского. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Спас Нерукотворный исстари осенял христолюбивое русское воинство на полях битв. В этом и был смысл завета Божией Матери доставить Ея Порт-Артурский образ в действующую армию, сражающуюся против врагов Веры и Отечества.

И хотя попечительство над иконой взяла на себя Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, нерасторопность военноначальников привела к тому, что икона не была доставлена в Порт-Артур - крепость оказалась сначала в блокаде, а затем окончательно пала к тому моменту, когда стали предприниматься активные попытки довезти икону или ее списки до места назначения. Повеление Богородицы не было исполнено русским людьми. Порт-Артурская икона "Торжество Богородицы" оставалась во Владивостокском кафедральном Успенском соборе до окончательного падения русской власти в 1922 году, после чего ее следы затерялись на долгие десятилетия.

Списки и фотографические копии с иконы Порт-Артурской Божией Матери начали создаваться во Владивостоке еще во время пребывания там оригинала. Число желающих иметь у себя такой образ росло по стране, и редакция журнала "Русский Паломник" сообщала читателям: "...Копии с этой иконы, которая пользуется благоговейным чествованием не только на Дальнем Востоке, но и внутри Империи, мы обещали разослать всем своим подписчикам, но встретили препятствие со стороны Св. Синода. Еще раз заметим, что так как икона была отправлена на Дальний Восток с соизволения Государыни Императрицы Марии Феодоровны, то мы обратились на имя Ея Императорского Величества со всеподданнейшим прошением об оказании нам содействия к получению упомянутого разрешения... В каком положении находится это дело в настоящее время, - мы, к сожалению, еще в неизвестности..."

Попыток получения разрешения Св. Синода на печатание копий иконы было сделано несколько, но во всех случаях был получен отказ. Однако писанные красками и фотографические списки образа расходились по России и были доставлены даже в Порт-Артур сестрой одного из погибших героев на его могилу.

В 1998 году в Иерусалиме паломниками с Дальнего Востока во главе с иеромонахом Сергием (Чашиным), секретарем Владивостокского Епархиального управления, настоятелем Свято-Успенской церкви Владивостока (ныне епископ Уссурийский, викарий Владивостокско-Приморской епархии) была обретена Порт-Артурская икона, писанная мера в меру и подобием. При особом попечительстве настоятельницы Горненского монастыря игумении Георгии, при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и консульского отдела Российского посольства в Израиле, икона была выкуплена и возвращена на Русскую землю.

В 1999-2000 гг. вновь обретенная чтимая икона "поновлялась и лечилась" в реставрационных мастерских церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году для Порт-Артурской иконы Божией Матери был изготовлен киот прекрасной работы хабаровчанина, народного художника России Г.Д. Павлишина и преподнесен в дар жителям Приморского края "во славу русского воинства, укрепления и процветания России".

Современный список иконы, созданный одним из владивостокских художников в 2003 году для храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери, был представлен на выставке, посвященной 100-летию со дня начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. Подлинник иконы находится в храме во имя преподобного Сергия Радонежского.

Еще один список Порт-Артурской иконы, написанный реставратором М. Осипенко к столетию явления образа в 2003 году, по благословению Санкт-Петербургского митрополита Владимира был освящен в Никольском морском соборе г. Кронштадта. Побывав в Мемориальной Квартире о. Иоанна Кронштадтского (Сергиева), образ был доставлен в храм Леушинского подворья в С.-Петербурге, откуда, посетив Первопрестольную, Дивеево, Екатеринбург, Омск, Томск, Читу, Приамурье, был принесен четырьмя кронштадтскими паломниками в Хабаровск. Затем паломники пересекли российско-китайскую границу и достигли города-порта Люйшунькоу (бывший Порт-Артур), где на русском кладбище 9 мая - в День Победы была совершена панихида о всех погребенных русских воинах и молебен о Спасении России. 12-го мая 2003 года икона "Торжество Пресвятой Богородицы" прибыла в Пекин, и в посольстве России в китайской столице иеромонахом Георгием (Летучевым), клириком Санкт-Петербургской епархии, перед ней был совершен молебен, а затем состоялся крестный ход. Так исполнилась воля Матери Божией.

Со временем явление иконы Порт-Артурской приобретает все более глубокий смысл и получает не только общерусское, но и мировое значение. Еще один новый ее список был создан в иконописной мастерской "Михаил Архангел" во Владимирской области по просьбе канадской частной благотворительной организации "Православное миссионерское общество святителя Иннокентия". В 2006 г. святыню доставили сначала в штат Аляска (США), где представителей Владивостокской епархии принял епископ Анкориджа, Ситки и Аляски Николай. По архиерейскому благословению икона побывала в нескольких городах Аляски и потом отправилась в Канаду, где дальневосточную святыню встречали в храмах Ванкувера, Эдмонтона, Оттавы и других городов.

По свидетельству настоятеля начавшего действовать с 2003 года Владивостокского храма Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы игумена Романа (Медведева), у написанной для Канады иконы существует ряд особенностей: "Образ Божией Матери остался неизменным, но берег изображен американский с молодым деревцем клена (кленовый лист - символ Канады). Кроме того, на российском берегу изображен православный храм, чего нет в этой иконе. И надпись по периметру сделана на английском языке". Отец Роман особо отметил, что дар Владивостокской епархии в приходах США и Канады восприняли как образ мира и единения всех православных христиан. По слову епископа Оттавского и всея Канады Серафима: "Эта святыня будет объединять всех православных Северной Америки".

Уже с другого края земли икона вновь посетила столицу России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" с 1-го по 21 июля 2006 г. находилась в московском храме св. вмц. Екатерины на Всполье.

В сентябре 2006 г. верующие Черногории поклонились Порт-Артурской иконе Пресвятой Богородицы, привезенной из России. Святыня была сначала принесена в Цетинский монастырь в день Рождества Пресвятой Богородицы, потом - в монастырь Подмаине под Будвой, откуда 27 сентября отправилась в монастырь Савина, расположенный под городом Герцег Нови. После Савина монастыря икону доставили в Котор, затем в Бар, и через 15 дней она достигла столицы Черногории Подгорицы.

Ныне все православные христиане могут обращаться к образу Порт-Артурской иконы "Торжество Пресвятой Богородицы" с умилительными словами Акафиста в Ея честь, составленного по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина сестрами Горненского женского монастыря на Святой Земле: Днесь торжествует град Владивосток, / и с ним сликовствуют вси приделы земли Дальнероссийския: / сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, / Порт-Артурскою нареченную, / в благословение и знамение торжества / христолюбивому воинству Дальней России дарованную, / на ню же взирающие вси зовем: / Русь Святая, храни веру православную, / в ней же твое утверждение (Тропарь, гл.4).
Андрей Хвалин,
член Союза писателей России


Источники

1. "Владивостокские епархиальные ведомости" ? 16-17. 1 сентября 1904 г.; ? 2. 15 января 1905 г.; ? 10. 15 мая 1905 г.; ?? 12-13 за 1905 г.
2. "В Москву доставят чудотворную Порт-Артурскую икону Божией Матери". Сайт st-catherine.ru. от 27 июня 2006 г.
3. "В Черногорию из России доставлена Порт-Артурская икона Божией Матери". interfax-religion.ru I 26 сентября 2006 г.
4. Мальковский В.Н.. Сказание об иконе "Торжество Пресвятой Богородицы". Тверь, 1906.
5. Мизь Н.. "Порт-Артурская" икона Пресвятой Богородицы. ЖМП, ? 12, 1998; vladivostok.eparhia.ru.
6. "Приморский Благовест". ?5 (95) 2003; ? 12 (102) 2003 г.
7. Сб. Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" в Русско-Японской войне. Гл. редактор И.В. Пикуль. С.-Пб. - М., 2003.
8. Сказание об иконе Порт-Артурской Богоматери. Составила Андерсин-Лебедева. Одесса, 1916.
9. Сказание о Порт-Артурской иконе Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы". Изд-во Леушинского подворья. С.-Пб., 2004.
10. Чистяков В.Н. Повествование об иконе Божией Матери "Торжество Пресвятыя Богородицы". Альманах "Марьино". Вып. 5. 2000 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Хвалин
Под скипетродержавие Русского Царя
Поздравляем известного богослова и почётного гражданина города Владивостока митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием
07.11.2023
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Все статьи Андрей Хвалин
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06