Несколько слов о крестных ходах

0
1413
Время на чтение 9 минут
Десять лет тема крестных ходов так или иначе будоражит православную Россию. Не исключение и этот год. Милостью Божией, автор заметки более пяти лет сам участвовал, организовывал и проводил их. Первый переход состоялся на Урале из в 2001 г. из Ныроба в Екатеринбург, в 2002 г. из Екатеринбурга в Кострому, следующий - в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского из Курска в Дивеево и двухгодичный по местам боевой славы из Пскова через Белоруссию на Прохоровку и Куликово поле.

Крестные хода "совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное" (Скрижали). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах по новым маршрутам.

За последние годы они проявили себя как особая, очень нужная (скажу даже - незаменимая) часть нашей духовной жизни, а дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова прп. Серафима Саровского о стяжании духа, как смысла жизни, не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

Крестный ход - дело церковное и потому должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегическая цель не всегда достигается полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика. Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по святым отцам, является выполнение заповедей Божиих и Церковных уставов. Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

В наше лукавое время крестные хода оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть как и прежде приходит к людям и сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось - не счесть. Люди хотят в них участвовать и всегда участвуют - от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в т.ч. дети, молодежь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым - ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства.

Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: "Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоен духовным веселием. Итак... о чем говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчиненных, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..".

Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.

Крестный ход начинается с благословений. Чтобы узнать волю Божию, перед началом испрашивается благословение духоносных старцев. Их, настоящих, - единицы (хотя стариков, как ещё о. Кирилл (Павлов) говорил, много). Далее, получая благословение архиереев, - получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через старцев и архиереев благословил, это уже - послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.

Не всякое перемещение людей есть крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать - окормлять, должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение - с молитвой и пешком.

Христос повелел: Идите... и проповедуйте (Мк 16, 15). Главная задача крестного хода сродни апостольской - проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть крестный ход, их духовная польза значительно ниже.

Старец Паисий Святогорец говорил: "Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна".

Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.

Создание крестного хода - это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря "на ногах". Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один - батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода - отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы, она была нам благословлена старцами, пустынниками и письменно - архиереями. Без молитвы крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва. Опытные ходоки могут научить, тут есть особенности - темп и длина шага, чтобы он был одинаково удобен братьям и сестрам, сильным и немощным, всем. На практике в некоторых епархиях местные священники пытаются воспрепятствовать такой молитве - Бог им судья. Во имя мира не надо конфликтов (и не только по этому вопросу), но при первой возможности снова нужно молиться вместе и вслух, бить врага главном оружием крестного хода - именем Божиим!

Само по себе ничего не бывает, всё нужно готовить. Ориентироваться только на карту нельзя - слишком мало информации и она не вся достоверна. Предполагаемый маршрут необходимо проехать и, бывает, не одиножды. График движения, переходов, стоянок, служб, входов и выходов из больших городов, должен быть заранее разработан организаторами и согласован с архиереями, благочинными, губернаторами, ГАИ, СМИ. Спортивные марш-броски и многотысячные расстояния хороши для немногих, у нас - другие задачи. Пять дней идём, молимся, на праздник - стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение, встречи, беседы. Длина переходов обычно от 25 до 40 км. Сильные могут идти и больше, и быстрее, но спасаться всем надо, и пожилым, и немощным. А те, кто покрепче, по прибытии могут помочь развернуть лагерь, истопить баню, помочь на кухне, поработать на послушаниях.

Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Не многие будьте учителями, сказал апостол. Бич крестных ходов - самочиние, ревность не по-разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто неправославным.

Для решения этих и других проблем, были разработаны и благословлены у архиереев несложные Правила крестного хода (см. ниже). Любой храм, приход, монастырь обязаны иметь и выполнять свой устав, а в нашем случае - правила, которые ограничивают своеволие начальников и анархию толпы, это основа дисциплины и ответственности, критерий правильности действий, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, руководители и священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно. В крестном ходе руководитель и духовник решают все вопросы.

А их, встречающие и идущие, задают много: что происходит? с кем спасаться? что такое - покаяние? В общем, извечно русские вопросы "что делать" и "кто виноват". Мы попробовали их систематизировать, выделили главное, печатали и раздавали небольшой сборник "Русский крест". Возможно, скоро он будет дополнен и переиздан под названием "На крестном пути".

Как православная вера постигается делами веры, так и крестный ход - только изнутри, из опыта непосредственного участия. Значительная часть проблем - от отсутствия у организаторов и участников такого опыта или от их безответственности; от привнесения в Церковь мирского духа, привычек и страстей, а значит иных - коммерческих, тщеславных, политических - целей. Тогда идут "на авось", без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы, не распространяют книги или торгуют всем и подороже. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Даже без благословений ходят. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и сеется дурная слава.

Поэтому важно, чтобы руководитель, священник, еще хотя бы несколько человек, были духовно зрелыми, опытными и добровольными единомышленниками. Все должны быть единомышленниками - во Христе, оставив хотя бы на время губительные привычки.

Старец Паисий как-то заметил: "Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать (или просто ходить - авт.). Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать - легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд". Нужен пост, молитва, смирение, исполнение заповедей и церковная жизнь, чтобы научиться правильно понимать и делать всякое Божье дело.

Нужен духовный труд, удивительным примером которого является настоящий крестный ход. В нём, как в жизни, важно всё. Верность Христу с малого начинается и "мелочами" доказывается (см. Лк 16, 10). Идут, в основном, простые, обычные наши соотечественники, те, кого, как и во все времена, земля кормит. Выходить надо, когда земля тёплая, люди смогли её обработать, засеять. Когда уже можно переночевать в палатках и в школах, где начинаются каникулы; когда легче накормить всегда непредсказуемое количество людей и искупаться в реке (если вечером не смыть пот, завтра он станет "наждачной бумагой"). Много всего надо продумать, если делать хорошо, каждый ход - разный, но во главу угла должна быть поставлена забота о человеке. "Не мучайте людей", - говорил о. Кирилл (Павлов).

Специальное планирование и проведение крестных ходов зимой, ранней весной, в Великий пост, особенно в Страстную седьмицу - не от большой любви к людям. В пост особые богослужения, холодно, трудностей и так хватает, куда-то ходить без большой нужды духовники не советуют.

Нам надо использовать любую возможность, которую даёт Господь, для свидетельства веры и своего спасения, но - по здравому рассуждению и силам. "Расположение к добру -... хорошо, но необходимо ещё духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие" (Старец Паисий).

Помимо крестных ходов, бывают также паломнические переходы, обычно по своей или в соседние епархии. Они проводятся несколько проще: благословения надо иметь, но не обязательно письменные, нет жесткого графика переходов, служб, не всегда есть священник. Но всегда есть старший, есть писаный и неписаный Устав, за пренебрежение которым нарушитель рискует остаться один в чистом поле.

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Нас всех - и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. На самом деле, вся наша православность измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. "Молиться - кровь проливать", - говорил прп. Силуан Афонский. Говорил, наверное, о другом, но "попал" в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу - за себя и "за того парня". За всех.

Потому здесь всё - настоящее. Потому крестный ход, особенно в глубинке, воспринимается многими как образец, как кусочек истинного, почти идеального Православия - сердце не обманешь.

Дай Бог сил и спасения всем, кто ходил, кто идёт сейчас и будет идти.

Федор Тютчев написал, сам того не ведая, замечательные стихи про Крестный ход:
"Отягчённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя".


Пойдём и мы за Христом!

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРЕСТНОГО ХОДА


Благословен грядый во имя Господне!

- Крестный ход от начала и до конца - православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием.

- Руководитель (священник или мирянин) обеспечивает всю организацию и управление (регламент, финансирование, порядок и режим движения, питание, ночлег, охрану, распределение послушаний, прочие необходимые действия).

- Из числа участвующих в Крестном ходе священников старший по чину или хиротонии, или, при необходимости, избранный участниками как духовник, организует должные богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит Крестный ход.

- Все желающие участвуют с благословения своих духовников, настоятелей и духовника Крестного хода.

- Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.

- Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее следуют священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поется молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас".

- Все делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника.

- Участники, которые не могут идти или нарушают указанные правила, пост, "сухой закон", дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят - должны покинуть Крестный ход сами или по решению руководителя.

- По окончании все организованно и, по возможности, за свой счет возвращаются домой.

БАРДИЖ Андрей Анатольевич; адрес для писем: 142403 Московская обл., г.Ногинск-3, до востр. Бардиж А.А.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Бардиж
Пока ходят крестные хода, войны не будет
Доклад на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 26 января 2016 г.
31.01.2016
«В который раз убеждаемся в объединяющей силе пешего крестного хода»
Андрей Бардиж о продолжающемся молитвенном шествии по маршруту «Севастополь-Керчь-Смоленск»
25.06.2015
«Наше шествие – это попытка пройти вдоль границ с Украиной с молитвой о мире»
Организатор многодневного пешего Крестного хода Севастополь-Керчь-Смоленск Андрей Бардиж о трудностях и испытаниях в нелегком пути
03.06.2015
Духовная оборона Отечества
Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня преставления св. равноап. Великого Князя Владимира, Андрея Бардижа
01.04.2015
Все статьи Андрей Бардиж
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06