"Крекс, фекс, пекс" Алексея Толстого

11 января (29 декабря по ст.ст.) исполняется 125 лет со дня рождения известного писателя, академика АН СССР с 1939 г., члена комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942) графа Алексея Николаевича Толстого (1883-1945).

Его отцом был граф Николай Александрович Толстой (1849-1900), а матерью - Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева.

А.Н.ТолстойЕго романы "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина" стали классикой русской фантастики. Творчество Толстого было отмечено множеством наград, в том числе даже тремя Сталинскими премиями (1941, 1943, 1946 посмертно) - за трилогию "Хождение по мукам", за роман "Петр Первый" и за пьесу "Иван Грозный".

Поэт Е. Евтушенко заметил: "Еще в отрочестве потряс меня Алексей Толстой рассказом "Гадюка" - по сути, трагическим мини-романом всего на сорока страницах".

Однако большинство из нас впервые познакомилось с творчеством А. Толстого по знаменитой сказке про деревянного человечка с длинным носом и "коротенькими мыслями" - "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Симпатичный персонаж приглянулся нашим детям гораздо больше, чем его прообраз - Пиноккио из книжки Карло Коллоди. Не одно поколение критиков отмечает, что сказка Толстого - добрее, веселее и человечней, чем "первоисточник". (Новые поколения детворы знают Буратино по прекрасной экранизации 1975 г. режиссера Леонида Нечаева, с замечательной музыкой Алексея Рыбникова.)

А. Толстой был женат на талантливой поэтессе Наталье Крандиевской, которая на те два десятка лет, что была за ним замужем, когда рожала и растила ему детей, прекратила свои литературные занятия. Толстой потом ее оставил.

Про Толстого ходило много злоязычных анекдотов. Вот один из них: "Лакей в белых перчатках открывает почтальону дверь в доме Алексея Толстого на улице Алексея Толстого. "Кто распишется в получении?" - спрашивает почтальон. "Извините, граф уехал в наркомат", - чопорно кланяется лакей".

Экстремальны "аввакумовские", бескомпромиссные строки Б. Чичибабина: "Я грех свячу тоской. Мне жалко негодяев - как Алексей Толстой и Валентин Катаев".

Исследователь творчества А. Толстого современный прозаик Алексей Варламов нисколько не скрывает неприглядность в развитии этого писателя. Но когда читатель совсем уж готов с омерзением отвернуться от героя, тут он вдруг и появляется в очередном отрывке мемуара - большой, породистый, громогласный, остроумно рассказывающий, талантливый, мощный, широкий, из булгаковского "Театрального романа", из собственной прозы, из воспоминаний, из телеграммы Бунина после прочтения "Петра": "Алешка. Хоть ты и сволочь, мать твою... но талантливый писатель. Продолжай в том же духе". Или из письма сына Цветаевой Мура, пригретого Толстыми после гибели Марины: "Сам маэстро остроумен, груб, похож на танк и любит мясо".

Однако красноречивей всего писатель рассказывает о себе сам, в частных заметках. Потому предлагаем вашему вниманию выдержки из дневников и писем А. Н. Толстого.

* * *

Оглядываясь, думаю, что потребность в творчестве определилась одиночеством детских лет: я рос один в созерцании, в растворении среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод, крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года, рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность (учился я, разумеется, скверно)... вот поток дивных явлений, лившийся в глаза, в уши, вдыхаемый, осязаемый... Я медленно созревал, в дальнейшем медленно вживался в современность, но, вжившись, воспринял ее всеми чувствами. Меня могут упрекать в чрезмерной эпичности, но происходит она не от безразличия, а от любви к жизни, к людям, к бытию.

* * *

Бунину Толстой прямо говорил: "Никогда ничего путного не выйдет из вас в смысле житейском, не умеете вы себя подавать людям! Вот как, например, невыгодно одеваетесь вы. Вы худы, хорошего роста, есть в вас что-то старинное, портретное. Вот и следовало бы вам отпустить длинную узкую бородку, длинные усы, носить длинный сюртук в талию, рубашки голландского полотна с этаким артистически раскинутым воротом, подвязанным большим бантом черного шелка, длинные до плеч волосы на прямой ряд, отрастить чудесные ногти, украсить указательный палец правой руки каким-нибудь загадочным перстнем, курить маленькие гаванские сигаретки, а не пошлые папиросы... Это мошенничество, по-вашему? Да кто ж теперь не мошенничает так или иначе, между прочим, и наружностью! Ведь вы сами об этом постоянно говорите! И правда - один, видите ли, символист, другой - марксист, третий - футурист, четвертый - будто бы бывший босяк... И все наряжены: Маяковский носит женскую желтую кофту, Андреев и Шаляпин - поддевки, русские рубахи навыпуск, сапоги с лаковыми голенищами. Блок бархатную блузу и кудри... Все мошенничают, дорогой мой!"

* * *

Какая это леденящая вещь, почти равная уголовному преступлению, - минута скуки на сцене или пятьдесят страниц вязкой скуки в романе. Никогда, никакими силами вы не заставите читателя познавать мир через скуку.

* * *

Нужно сознаться, - будь я матерьяльно обеспеченным человеком (а я таким никогда не был), - я написал бы, наверно, значительно меньше и продукция моя была бы, наверно, хуже. Начало почти всегда происходит под матерьяльным давлением (авансы, контракты, обещания и пр.) "Детство Никиты" написано оттого, что я обещал маленькому издателю для журнальчика детский рассказик. Начал - и будто открылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве.

* * *

Я циник, мне на все наплевать! Я - простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут. Мое литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писать пропагандные пьесы? Черт с ним, я их напишу! Но только - это не так легко, как можно подумать. Нужно склеивать столько различных нюансов! Я написал моего "Азефа", и он провалился в дыру. Я написал "Петра Первого", и он тоже попал в ту же западню. Пока я писал его, видишь ли, "отец народов" пересмотрел историю России. Петр Великий стал, без моего ведома, "пролетарским царем" и прототипом нашего Иосифа! Я переписал заново, в согласии с открытиями партии, а теперь я готовлю третью, и, надеюсь, последнюю вариацию этой вещи, так как вторая вариация тоже не удовлетворила нашего Иосифа. Я уже вижу передо мной всех Иванов Грозных и прочих Распутиных реабилитированными, ставшими марксистами и прославленными. Мне наплевать! Эта гимнастика меня даже забавляет! Приходится, действительно, быть акробатом. Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбрюки - все они акробаты. Но они - не графы. А я - граф, черт подери! И наша знать (чтоб ей лопнуть!) сумела дать слишком мало акробатов! Понял? Моя доля очень трудна...

* * *

Мне кажется, что юмор - это и есть то, что отличает хорошего писателя от плохого. Чудесный, божественный юмор - непременное качество всех больших русских писателей прошлого и лучших из наших современных.
А.Н.Толстой

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Минакова:
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
20.08.2019
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
13.04.2019
На Божьих часах
Поэзия Анны Минаковой в рубрике Павла Крючкова
06.12.2017
Он увековечил Минина и Пожарского
К 260-летию скульптора И.П. Мартоса, автора знаменитого памятника на Красной площади
04.11.2014
Все статьи автора
Последние комментарии
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Полтораки
04.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019