Решите неравенство

В Карелии сегодня многие задаются вопросом, нужно ли при введении курса "Основы православной культуры" в школу учитывать воззрения на этот вопрос представителей множества иных конфессий и наций. Не обижаем ли мы их. Ответ прост: учитывать до определенной степени нужно, но воспринимать их, как руководство к действию, необязательно.

Ответ этот основан на практическом опыте - вот уже пять лет петрозаводская школа N 4 преподает "Основы православной культуры" и сопряженные с этим предметом дисциплины в классах, где сидит весь интернационал: карелы, финны, вепсы, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане, один ученик был даже из Никарагуа. В течение этого срока было сделано несколько материалов в прессе и на телевидении, где родители разных национальностей и вероисповеданий (особенно всех интересовали мусульмане) говорили, что зла они в "ОПК" не видят, а даже рады, что их дети изучают культуру страны, где им придется жить. Кроме того, было несколько прецедентов, когда азербайджанские дети меняли школу на более престижную или ближе расположенную к дому и возвращались назад, потому что ученики школы N 4, по их мнению, более добрые и по национальному признаку их не обзывают. Необходимо также заметить, что каждый родитель, отправляя ребенка в КРУЖОК по "ОПК", заполняет заявление на имя директора школы, знакомится с программой по реализации этнокультурного (русского) компонента образования и программой по "ОПК". Желающие консультируются у завуча по данному направлению работы. Это ж какая заинтересованность должна быть у человека неправославного, чтобы всё это пройти!

Но есть еще и теория.

Во-первых, многонациональная и многоконфессиональная Россия - это миф либерального общества, нужный лишь для того, чтобы всеми возможными средствами не допустить воспитания русских людей на основе своей культуры и базовых ценностях Отечества. Ведь до XIX века никто не сомневался в том, что они, ценности, - православные, и сейчас думающие люди в этом не сомневаются. Другое дело, что это признание весьма опасно для таких процессов, как глобализация, приватизация, монетизация льгот и т.д. Православный всегда назовет проституцию проституцией, извращение извращением, воровство воровством, минуя эвфемизмы. А толерантный человек будет, как учит его гуманистическая философия, рассуждать: с одной стороны, воровство, с другой, - преумножение благ, с третьей, - зачем допустили, что у них украли, с четвертой, - такие сложились обстоятельства и т.д.

С точки зрения формальной логики, все страны многонациональные. Где вы видели более ли менее населенный район земного шара, где жили бы представители только одной национальности? В Антарктиде их и то - десяток, живут себе мирно на разных станциях. Но согласно международным стандартам, принятым ООН, государство классифицируется как мононациональное, если удельный вес одной нации составляет не менее 67% (т. е. 2/3) населения. В России проживает около 120 млн. человек, 80% из которых русские, количество считающих себя православными колеблется от 70 до 90%. Таким образом, Россия одно из самых мононациональных и моноконфессиональных государств в мире. Это не означает, что все остальные нации и конфессии должны быть поражены в правах, просто реализовываться эти права должны не за счет ущемления прав русской нации.

Так, например, вводить или не вводить "Основы православной культуры" в школах с согласия родителей - дело сугубо православных людей, которые, почитая помимо православной культуры, еще и Конвенцию о правах ребенка, считают, что государство должно обеспечить детям право знать культуру своего народа. Есть лишь три страны, не изучающие свою традиционную культуру: США ("плавильный котел наций"), Франция (имеющая, как всем известно, большие этнокультурные проблемы) и Россия. Почему? А потому что тысячи тысяч граждан РФ работают, как волы, стандарты по "ОПК" разрабатывают, учебники пишут, программы, педагогов готовят, а какой-нибудь муфтий во всеуслышание изречет без аргументации: "А я против!". И все усилия насмарку, сразу же начинают созывать примирительные комиссии, круглые столы и конференции и говорить: да ладно, мы уж потерпим, не обижайтесь, в следующий раз с вами согласуем и т. д. Протесты уместны, когда, допустим, государство обяжет всех без разбора изучать Православие как религию. Когда же мы изучаем культуру, да еще и по желанию, какие тут могут быть противоречия.

Тут же возникает возражение: у нас все культуры равны. Раз большинство стремится изучать православную культуру, значит, надо еще и исламскую культуру изучать, и иудейскую, и буддийскую и др. На что можно заметить следующее. Можно ли представить себе диссертационную работу на тему "Роль буддизма в формировании культурного наследия Карелии"? Нет. А почему, если все национальные и религиозные культуры у нас в Карелии на сегодняшний день равны? Потому что равенство мнимое, мифологическое, как и утверждение о многоконфессиональности и многонациональности России. Есть этнокультурные доминанты общества, то есть то, что в менталитете превалирует. Стремление поставить все с ног на голову чревато последствиями в виде Кондопоги.

Поэтому при введении курса "ОПК" в школу нужно руководствоваться нормами международного права, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", письмами Министерства образования РФ от 22.10.02 N 14-52-87ин/1б "О примерном содержании курса "Основы православной культуры" и от 13 февраля 2003 г. N 01-51-013ин "О дополнительных разъяснения к письму Минобразования России от 22.10.02 N 14-52-87ин/1б "О примерном содержании курса "Основы православной культуры", а не дискуссиями и полемиками с кем бы то ни было. Благо, данные законы и письма предоставляют широкое поле деятельности для желающих преподавать и изучать "ОПК".

Единственный нюанс, касающийся Карелии, - это абсолютная пассивность населения в этом вопросе. Так, в апреле 2007 года в Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями пришло обращение Общественной Палаты Российской Федерации, осуществляющей контроль деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в отношении реализации прав граждан в области свободы совести и вероисповедания. Общественную палату интересовало, насколько полно реализуются права граждан на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий (курсов православной культуры, культуры католицизма, лютеранства, ислама, иудаизма). Это обращение послужило поводом для проведения соответствующего мониторинга.

Некоторые результаты.

В ответе, пришедшем из администрации города Петрозаводска, сказано, что реализация курсов "Основы православной культуры Карелии", "Основы православной культуры" осуществляется за счет часов дополнительного образования в 1-5 и 7 классах в МОУ "Основная общеобразовательная школа N 4", где эти предметы изучают 102 ученика.

В 2006 - 2007 учебном году курсы Основ православной культуры преподавались в трех общеобразовательных учреждениях Лахденпохского района Карелии: МОУ "Лахденпохская средняя общеобразовательная школа N 1" (12 обучающихся), МОУ "Райваттальская средняя общеобразовательная школа" (25 обучающихся) и МОУ "Таунанская средняя общеобразовательная школа" (5 обучающихся). В МОУ "Мийнальская средняя общеобразовательная школа" разработана и реализуется программа "Святыни и светочи России".

В МОУ "Заозерская средняя общеобразовательная школа N 10" (Прионежский муниципальный район) имеется кружок "Основы православной культуры", который посещают дети начальных классов. Руководитель кружка Ольга Валерьевна Денисова использует для преподавания экспериментальную программу и учебник "Основы православной культуры" (автор Л. Л. Шевченко).

Итого: около 160 человек на всю Карелию.

Выводы, сделанные по мониторинговому исследованию консультантом отдела по связям с религиозными объединениями С. К. Хохловым:

1. Общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры изучен недостаточно. В муниципальных районах не торопятся изучать мнение граждан: хотят ли те, чтобы их дети изучали культуру традиционных российских религий в государственной и муниципальной системе общего образования, или не желают этого. И сами родители, судя по всему, не спешат проявлять инициативу в этом вопросе.

2. Поскольку общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры фактически отсутствует, о чем свидетельствуют ответы из большинства муниципальных районов, о нарушении прав граждан в области свободы совести и вероисповедания говорить, в общем, не приходится.

Так что нет инициативы, нет и преподавания "ОПК".

Валентина Калачева, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР школы N 4 г. Петрозаводска

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валентина Калачева:
Поставить памятник священнику и учителю...
В Петрозаводске прошла VII-я Региональная педагогическая научно-практическая конференция "Ушаковские чтения"
30.03.2009
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Восстание младенцев
Или школьные уроки «Введение в Православие - исторические истоки Православия»
07.12.2019
Религиозная всеядность в школе недопустима
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выступает против общего предмета «по духовно-нравственной культуре»
27.11.2019
Вниманию учителей!
До 27 ноября проводится набор на бесплатные курсы повышения квалификации по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственных культур народов России»
22.11.2019
Об Иисусовой молитве
И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 3
18.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019