С чего начинается Родина?

Репортаж из калужской школы родиноведения

У наших детей отбирают... Родину! И причем не какие-то иноземные захватчики (хотя без указки из-за океана тут, конечно, не обходится), а доморощенные чиновники от образования.

Это делается очень просто. В школах урезаются учебные часы на историю России, русский язык и литературу, переписываются на западный манер учебники по ним. А еще разнообразные Фурсенко стараются закрыть дорогу в общеобразовательные школы курсу "Основы православной культуры" (ОПК). Боятся, как бы чего патриотического, неугодного их западным "друзьям", из этого предмета не вышло. И ведь боятся не зря!


Слава Богу, еще не до всех школ дошли руки у подобных "деятелей". В Калуге и области все больше учебных заведений, где преподаются ОПК. В некоторых "Основы" идут уже два года. За это время накопился определенный опыт и проблемы. Как они решаются, я попытался узнать, заглянув в общеобразовательную школу N 28.

Едва открылась дверь одного из школьных кабинетов, как моему удивленному взору предстали две человеческие фигуры: одна - в ярком, броском царском одеянии, другая - в черной рясе русского средневекового митрополита. Первая мысль: "Уж не попал ли я в какой-нибудь монастырь?" Но, оглянувшись, понял: нет. Это был школьный музей "Угорщина", посвященный событиям 1480 года на реке Угре и эпохе правления царя Иоанна Грозного. В царском костюме посетителей, естественно, встречал самодержец (точнее, его восковая копия), а в церковном - оппонент государя митрополит Филипп. Причем костюмы сшиты в мастерской областного драмтеатра по заказу школы и в полном, до мелочей, соответствии с историческими оригиналами.

Такой музей - не причудливая прихоть руководства и педагогов. Принцип историзма - основополагающее начало в системе воспитания учеников 28-й школы. Он заключается в том, что ребята не должны терять связи с великим прошлым Родины. Школа всеми доступными средствами старается воспитывать в детях чувство гордости не только за историю своей страны, но и за ее великую культуру, созданную на мощном православном фундаменте. Родиноведческое воспитание пронизывает всю учебную систему школы от 1 до 11 класса. А "Основы православной культуры" в органичном соединении с другими предметами здесь начинают преподавать уже второклашкам.

Причем школа была первопроходцем такого воспитания. Впервые о необходимости курса, подобного современному "Родиноведению", заместитель директора по научно-методической работе школы N 28 Валентина Ивановна Чайкина задумалась еще в 1995 году:

- Чем я больше узнаю православный мир, тем больше убеждаюсь в промыслительности Господней. В Евангелии от Иоанна сказано: "В начале было Слово..." Так получилось и с нашим музеем. На одной из краеведческих конференций выступал калужский ученый. И упоминалось как раз Великое стояние на реке Угре. Этот "специалист" сказал, что река Угра названа Поясом Богородицы, потому что на ней построено очень много храмов Пресвятой Богородицы.

Я тогда и сама была не столько сведущей в этом вопросе. Но почему-то это заявление у меня вызвало сомнение. И когда в школе мы с детьми начали изучать стояние на реке Угре, я сказала: "Дети, а ведь река Угра названа Поясом Богородицы". И один ученик спросил меня: "А почему, Валентина Ивановна?" "Да я тебе не могу ответить, почему. Надо же изучить эту тему". И мы начали изучать этот вопрос. Вышли на историю иконы Божией Матери Владимирская, которая появилась на Руси одновременно с появлением Пояса Божией Матери. И выяснили, что она была принесена Иваном III из успенского собора г. Владимира в 1480 году в Москву, и то, что перед ней молились, и Богородица бросила Свой охранительный Пояс на реку Угру и тем самым спасла Русь от хана Ахмата
.

Рассказывать об исторических поисках Валентина Ивановна может очень долго и увлекательно. Самый главный результат такой деятельности - то, что дети, активно участвуя в исследованиях, на практике убеждаются в том, что русская культура в своей основе действительно православная. И это заставляет их задуматься: "А что же такое Православие? Что двигало нашими предками? Что позволило им создать столь мощную православную цивилизацию?" И естественно, что когда стало возможно изучать ОПК, ребята и их родители, а также руководство школы отнеслись к этому курсу очень заинтересованно. Он встал на то подобающее место, которое, по Промыслу Божию, готовил ему курс "Родиноведение".

Убедиться в заинтересованности детей я смог, посетив некоторые классы. И начал "поход" по школе с визита в один из вторых классов. Вот что рассказали мне его ученики.

Глеб Шумилкин, 8 лет:

- Я здесь изучаю заповеди и еще про Деву Марию.

- Что тебе интереснее всего изучать?

- Заповеди.

- Какие заповеди ты знаешь?

- "Не делай себе никаких идолов", "Не произноси Божие имя напрасно", "Уважай своих отца и мать", "Не убивай", "Будь чистым в мыслях и желаниях", "Не ври"...

Панкратов Ваня, 9 лет:

- На "Православной культуре" мне нравится изучать заповеди и библейские истории, например, историю построения Вавилонской башни или о том, как Дева Мария поступила в храм.

Карина Пойкова, 9 лет:

- Мне больше всего понравилось изучать заповеди.

- Ты как-то применяешь их в своей жизни?

- Да.

- Маме с папой лжешь?

- Нет.

Следующим был 5-й "А". Я вошел туда как раз в тот момент, когда 11-летняя Люда Грибанова выступала перед одноклассниками с докладом по теме "Защитники Русской земли".

- Люда, что вы сейчас изучаете на "Основах православной культуры"?

- Мы изучаем защитников Русской земли, а еще Христа и Его 12 учеников, предательство, распятие и потом Воскресение.

- Для тебя самой что интереснее всего изучать из того, что ты назвала?

- Мне - все.

Крахмалева Валя, 11 лет:

- Я приготовила сообщение о Дмитрии Донском и о Куликовской битве. Я знаю, что Сергий Радонежский поддержал в этом Дмитрия и благословил его на этот бой.

- То есть, была очень серьезная духовная поддержка со стороны Церкви. А в чем еще она выразилась? Кого преподобный Сергий послал на битву?

- Двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Александр Пересвет начал Куликовскую битву поединком с татарином Челубеем.

Натаров Максим, 11 лет:

- Я рассказываю на уроке про православные обычаи на Руси. Один из таких обычаев отмечается на второй неделе после Пасхи и называется Радоницей. В этот день все христиане идут на кладбище поминать умерших.

- Многие из современных светских людей "поминают" усопших водкой. Как ты думаешь, это можно делать?

- Поминать можно, но не водкой, а помолиться, поставить свечки в церкви.

Скажу честно: я специально задавал ребятам немного провокационные вопросы, чтобы выяснить, как знания, получаемые по ОПК в школе, влияют на их духовное развитие. И убедился, что влияние это - очень благотворное. Знания не лежат в памяти детей мертвым грузом, а активно применяются на практике. Лишний раз я в этом убедился, побывав на уроке по "Основам" в 7-м классе. Кстати, характерная особенность: урок проводился в том же музее "Угорщина", откуда я начал свой путь по школе.

Занятие вела преподаватель Елена Леонидовна Леванюк:

- Ребятам очень нравится этот предмет. Мне он тоже очень нравится. Я сама - учитель французского языка, но сейчас я нашла себя в ОПК. Этот предмет мне, как человеку, дает очень многое. Я сама, и ребята за время изучения очень изменились. Мы с трепетом занимаемся по каждой теме этого учебника Аллы Бородиной, обращаемся к Валентине Ивановне Чайкиной - нашему научному руководителю, обращаемся к нашим духовным наставникам, которые тоже нам во многом помогают. И стараемся изменить свою духовную жизнь в соответствии с тем, что узнаем на ОПК.

- Вы как преподаватель иностранного языка соприкасаетесь с западной культурой и можете сказать, чем выгодно отличается от нее наша православная культура...

- Конечно! Не то, что выгодно отличается, а отличается в корне лично для меня. Здесь - истина. Что бы я ни говорила и ни делала, все идет от души. Православная вера для меня истинная и родная.

Когда было воссоединение нашей Церкви с Зарубежной, приехало очень много представителей русской диаспоры. И там были две сестры, одна из Америки, другая из Франции. И я смотрела на "француженку", и понимала ее душой, как ей стало легко, когда произошло восстановление единства Церкви...

А на этом занятии мы повторяем то, что прошли в прошлый раз - жития Святых и, в частности, Николая Угодника. Ребята подготовили выступления. А вторая часть - о Владимирской иконе Божией Матери
.

- Ребята, а вы общаетесь с вашими сверстниками, которые рядом живут с вами, но не являются представителями православной культуры?

Никита Анисимов, 13 лет:

- Общаемся.

- Как они относятся к тому, что ты изучаешь ОПК?

- Нормально. Они тоже изучают... иногда. Ну, когда я им расскажу.

- А вот знание православной культуры тебе как-то в жизни помогает?

- В разных ситуациях помогает верное решение найти, по совести. Один раз я нашел кошелек и думал: "Оставить себе или нет?" Но потом нашел хозяина кошелька и отдал его.

- Один из второклассников сказал мне: "Я вот помолился Богу, и мне сразу четверку по диктанту поставили". У вас такие ситуации бывают?

Роман Ермаков (с улыбкой):

- Да, когда контрольная или диктант, и не подготовился, сидишь только молишься, чтобы хорошая оценка была. Молишься всем Святым, кого вспомнишь.

- Ребята, а вот скажите честно, вам нравится изучать "Основы православной культуры"?

Все вместе:

- Да, конечно.

Впрочем, разговор с семиклассниками не был только односторонним. Мне, как священнослужителю, они тоже задали немало вопросов и по истории Церкви, и по православной истории государства, и по христианским обычаям. Меня такой поворот обрадовал, потому что он снова и снова доказывает, что наша молодежь далеко еще не потеряна для правильного, духовного воспитания. А это значит, что есть еще будущее и у нашей православной матушки России.

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Димитрий Арсентьев:
Птенец Калужского духовного гнезда
Беседа со священником Виктором Ястремским
09.06.2007
С чего начинается Родина?
Репортаж из калужской школы родиноведения
02.06.2007
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Восстание младенцев
Или школьные уроки «Введение в Православие - исторические истоки Православия»
07.12.2019
Религиозная всеядность в школе недопустима
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выступает против общего предмета «по духовно-нравственной культуре»
27.11.2019
Вниманию учителей!
До 27 ноября проводится набор на бесплатные курсы повышения квалификации по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственных культур народов России»
22.11.2019
Об Иисусовой молитве
И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 3
18.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019