"Главная задача на сегодня: воспитать, раскрыть и защитить личность"

Беседа с известным педагогом, автором и разработчиком курса "Основы православной культуры" А.В. Бородиной

СПРАВКА:

Алла Валентиновна Бородина - автор и разработчик курса "Основы православной культуры", главный редактор издательства "Основы православной культуры", президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры "Основы православной культуры", кавалер ордена прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н.Толстого, координатор Движения "Народный собор".


А.В.Бородина, автор курса "Основы православной культуры"- Алла Валентиновна, Вы являетесь одним из координаторов Движения "Народный Собор". Имея представление о Ваших печатных трудах и общественной деятельности, трудно переоценить Вашу занятость - почему Вы находите возможность поддерживать "Народный собор", считаете это для себя важным?

- Среди множества общественно-патриотических движений и организаций, созданных в последнее время, найти и выделить какое-то новое и более важное для себя, более надёжное не так просто.

Опыт последних лет и анализ событий XX века не позволяют полагаться только на слова, формулировки, идеи. Хотя от названия, направления, конечно, в значительной степени зависит наше доверие тому или иному общественному явлению. Идея соборности, народности, единства уже в названии данного православно-патриотического движения говорит сама за себя, располагает к доверию. Но кто в наши дни решается признаться, что он против традиционности, русской культуры, против национализма в том смысле, в котором разрабатывали его наши философы Ф.Достоевский, И.Ильин и другие, то есть на православной основе? Понятно, что сегодня даже самый отъявленный русофоб, и тот рядится в патриота, если хочет поддержки народной. Сегодняшняя ситуация уже сильно отличается от 90-х годов прошлого века, когда не все ещё понимали, что такое либерализм, западная цивилизация и т. д.

- Поэтому второй важный вопрос - люди, то есть те, кто осуществляют идею?

Нужно знать, видеть людей, которые взялись за дело. Сразу ясно, например, что положительного результата не будет, когда в организационный центр привлекаются временщики, люди, авторитет и возможности которых связаны с явлениями временными, - должностью в государственной системе управления, выборами и т. д. В этом случае ненадёжность дела очевидна.

Во-первых, это самые зависимые люди, на них полагаться нельзя даже в главном, то есть в идейном, концептуальном плане, ввиду их должностной или партийной зависимости. Во-вторых, по своей занятости они сами работать оперативно, что-то выполнять быстро и качественно не могут: с одной стороны на них давит занятость, с другой - ответственность, с третьей - всё та же зависимость, а с четвёртой - ещё и отсутствие привычки самостоятельно работать. Поэтому, как правило, даже если они и готовы "возглавить", "влиться", "войти" в новое движение, то далее должен быть целый аппарат, чтобы обслужить такого "главу". На организацию и деятельность такого "руководства" нужны огромные средства и большой запас времени: подбор кадров, постановка задач, организация согласований по каждому вопросу, каждому слову, каждому шагу. Такая деятельность в современных условиях становится слишком дорогостоящей и бесперспективной. Поэтому попытки на уровне провозглашения идеи есть, а дальше всё распадается. Кроме того, с утратой должности такой временщик, так условно его называем, теряет свои полномочия, возможности, авторитет.

Для жизнеспособности, жизнестойкости, мобильности и эффективности движения должны быть самодостаточные личности, плодотворность, возможности которых принадлежат самим личностям, авторитет и доверие к которым в народе зависит не от занимаемых должностей, а заслужены талантами, уже состоявшимися трудами, убеждениями и т. д. В "Народном соборе" я вижу именно таких людей. Это - залог успеха.

Вообще нужно учиться поддерживать и ценить ЛИЧНОСТЬ и конкретные труды не менее, чем идеи. Неужели история наша нас так ничему и не научила?! Сколько уже хороших идей было, а сколько из них было дискредитировано! А ЛИЧНОСТИ - остались. Даже оклеветанные, замученные, они остались. Они и в культуре, и в гражданском опыте русского народа, и в мировой культурной и гражданской памяти остались. И в вечность уходят ЛИЧНОСТИ, воинство духовное пополняют ЛИЧНОСТИ, а не идеи. И жизнь дарована будет такому народу, который не из населения и лозунгов состоит, а из ЛИЧНОСТЕЙ, которые ценят друг в друге Бога.

- Но ведь дискредитировать при желании можно любую идею! Как этого избежать? Определить сразу нелегко, кто куда поведёт и как поступит...

- Очень легко.

Не нужно сотрудничать с теми, кто себя уже зарекомендовал как противник отечественных традиций, пропагандист либеральных ценностей и культуры, кто пользуется поддержкой западных правозащитных организаций, зарубежных фондов, либеральными СМИ, награды получает от католической церкви и т. д.

Есть знаковые для современной культуры проекты, народные в самом правильном смысле. Курс "Основы православной культуры" стал таким народным проектом. Для нашего народа отношение к этому курсу часто становится критерием истинности намерений того или другого деятеля или движения.

Вот, например, появилось молодёжное движение и миссионерское движение, и они как бы православные. Но народ не обманешь. Во-первых, если среди руководителей оказался известный либеральный проповедник и словоблуд, награждённый орденом католической церкви, это изначально лишает всякого доверия целое направление. Но дальше - больше. Мне звонят родители, побывавшие на мероприятиях, посвящённых этим общественным движениям, и возмущаются, как они говорят, "церковниками, которые дискредитируют само Православие, Церковь". Оказывается: на этих мероприятиях были подготовлены выступления претендентов в молодёжные лидеры, суть выступлений заключалась в следующем. Мол, дело только в спасении, что никакого образования не нужно, кто хочет спасаться, тот пусть спасается, а кто не хочет, пусть погибает, и что, поскольку министр образования и науки против курса "Основы православной культуры", то и не нужно портить отношений с высокопоставленным чиновником, а лучше с ним ладить... Звучала откровенная ложь по поводу экспертизы учебников, грифов и т.д., и т.п. Конечно, когда в этом участвует хоть один священник, пусть самый молодой, неопытный, это картина грустная, мягко говоря.

Однако авторитет курса ОПК оказался настолько высок, что несколько фраз против учебников А.Бородиной и против курса ОПК были расценены родительской общественностью, во-первых, как предательство самого Православия, во-вторых, как предательство Отечества, в-третьих, как сговор с Министерством образования и науки РФ по дальнейшему разрушению образования и борьбе с курсом ОПК, в-четвёртых, как попытки создавать организации для детей, лишённых полноценного образования. В этом усматриваются самые недобросовестные намерения, это могут быть новые секты, боевые общества и т. д. Для чего, спрашивается? Наверное, кого-то поставили пасти стадо Божие, а они ищут себе рабов? Но народ уже имеет определённый опыт осторожности и им пользуется.

Кстати, то же самое можно сказать и по поводу наименования курса. Родители требуют "Основ православной культуры", а кто-то вдруг активно навязывает менее конкретные названия, например, "Истоки", "Духовно-нравственное воспитание" и т. д. И московская система образования вдруг не возражает, а Московская область уже внедряет, и российский министр образования - согласен... Почему бы, дескать, и нет? Но родителей и учёных все это настораживает. Задумайтесь, это - прежде всего, удар по единству образовательного и культурного пространства России, по государству. Кроме того, навязывается курс, которого вообще ещё нет! А что ещё важно: такое название не гарантирует качества и даже никак не ориентирует содержание. Ведь и сатанизм - это тоже духовный мир. И оккультизм тоже. Да ведь и Гимлер вводил программу "Духовно-нравственное воспитание" в систему государственного образования, и это было мощным рычагом формирования фашизма и нацизма!..

Спрашивается: зачем же нам, имея надёжные, проверенные столетиями духовные основы, на которых базируется наша героическая история и великая русская культура с её идеей всечеловечности, любви к ближнему, равноправия вне зависимости расы, вероисповедания и т. д., давать законные лазейки для возможных проникновений фашистских, оккультных, экуменических и других идеологий?

- "Народный собор" относит себя к оппозиции по отношению к государственной власти?

- Вовсе нет. "Народный собор" скорее помогает государству по самым главным гражданским направлениям. Способствует объединению нации, всех народов России, сохранению единого государственного и культурно-образовательного пространства. Содействует обеспечению информационной безопасности страны. Оказывает помощь в продвижении наиболее значимых для национального развития проектов. Оказывает поддержку гражданам России в их творческой реализации, обеспечивает им юридическую защиту...

Кстати говоря, с этого "Народный собор" и начал свою деятельность - с защиты отдельных граждан, и рядовых, и известных всей стране, с расследований случаев грубейших нарушений их конституционных и иных прав. Ведь народ - это не толпа, но сообщество ЛИЧНОСТЕЙ, объединённое в первую очередь родной историей, общими устоями, принципами, идеями, и касается это буквально всего - национальной культуры, убеждений, воспитания и образование детей в соответствии с этими убеждениями...

Благополучие народа и государства зависит от ценностной ориентации человека и устойчивости традиций. Поэтому наша главная на сегодня задача - в рамках этих традиций воспитать ЛИЧНОСТЬ, создать для ее самореализации условия, а при необходимости - встать на ее защиту!
Взяла интервью Е.Викторова

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алла Бородина:
Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС
Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя)
03.02.2019
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
04.02.2018
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
07.02.2017
«Сделать духовно-нравственное воспитание подлинно евангельским...»
Выступление на семинаре «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося» XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений (Обнинск, 26 февраля 2014 года)
06.03.2014
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Восстание младенцев
Или школьные уроки «Введение в Православие - исторические истоки Православия»
07.12.2019
Религиозная всеядность в школе недопустима
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выступает против общего предмета «по духовно-нравственной культуре»
27.11.2019
Вниманию учителей!
До 27 ноября проводится набор на бесплатные курсы повышения квалификации по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственных культур народов России»
22.11.2019
Об Иисусовой молитве
И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 3
18.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019