В белых, белых горах...

Поездка в Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

0
177
Время на чтение 6 минут

"Редкий путешественник по Крыму
не посещал сей скалы и ея древнего храма..."



Для православного жителя средней полосы или северной части России события Евангелия давным-давно словно вписались в родной пейзаж. Будто бы и вправду по этой земле, среди этих тонких берез и осин, по болотистым тропам, а не по горячим камням далекой Палестины ходил Христос. Вот на картине Нестерова "Святая Русь" стоит Он на талом снегу, среди по-зимнему обнаженных деревьев и елей, и так естественно и словно бы даже узнаваемо это, что не сразу и удивишься.

И когда ему, этому человеку северной части России, доведется попасть в края, куда больше похожие на те места, где разворачивались события Священного Писания, он словно не узнает их, словно не может внутренне согласиться с этим. Вот и море, и горы, и каменистые тропы в горах, и оливы, и виноградники... Вот и пещеры в горах, пещеры, вспомни, это же Рождество, это же Воскресение...

Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырьВ белых, белых горах возносится он над землей - Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь, который называют еще крымским Афоном. Автору этих строк, на этот раз, увы, не паломнику, а туристу, довелось побывать в сей древней обители в знаменательный для нее день - канун престольного праздника, Успения Пресвятой Богородицы. Праздника, двойного для обители, потому что именно в этот день произошло событие, после которого и был основан монастырь - обретение чудотворной Бахчисарайской иконы Божией Матери. Вот как рассказывает об этом событии древнее предание.

"Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзсцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия свободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседшася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начата ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице"" [1].

А вот иное предание об основании монастыря, предание, которое роднит икону Божией Матери Бахчисарайскую с Ее чудотворной иконой "Вратарница".

"В давно минувшия времена пастух одного князька Топарха, по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и, когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была св. икона домохозяином, на другой день ея не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы св. лик Ея находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась св. икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление св. иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери" [2].

Бахчисарайская икона Божией МатериКогда же именно был основан монастырь? По одной версии, он зародился в этих скалах в глубокой древности, в VIII-IX веках, когда византийские христиане скрывались здесь от ереси иконоборчества. По второй версии, обитель была перенесена сюда в XIV-XV веке c противоположной стороны ущелья, где и сейчас находятся живописные развалины древнего города Чуфут-Кале.

Рассказывают, что находившийся в монастыре образ Божией Матери обладал такой благодатной силой, что был почитаем даже среди татар, хотя они и были настроены враждебно к христианам и особенно к духовенству. Тем не менее, православный монастырь они ласково называли "Майрим-Анай" - Матушка Мария, а глубокое ущелье, отделяющее обитель от города - Марьям-дере (ущелье Марии). К концу XVII века монастырь стал центром Православия в Крыму.

В 1778 году, с соизволения Императрицы Екатерины II, русский главнокомандующий Румянцев предложил местному правящему архиерею, митрополиту Игнатию, вместе со всеми крымскими христианами переселиться в Россию. Паства, уставшая от постоянных притеснений мусульманами, согласилась, и в этом же году крымские христиане переселились в Азовскую губернию. Там выходцами из поселения Марианополь, находившегося у подножия Успенского монастыря, был основан город Мариуполь. В его окрестностях с тех пор находилась и чудотворная икона Богородицы, перенесенная сюда из обители.

С уходом из Крыма христиан жизнь монастыря приостановилась. Одно время в монастыре жил и совершал богослужения греческий священник, затем монастырь превратился в кладбищенскую церковь. Но даже в это время в святое место, избранное Божией Матерью, продолжали приходить паломники. От иконы Успения Божией Матери происходили чудеса - до нас дошли сведения об исцелении скорченного юноши и об избавлении от злого духа офицера Анастасия Дуси. В числе паломников в разные годы бывали здесь и члены Дома Романовых. Так, в 1818 году в святом месте побывал Император Александр I. Велев подать себе свечу и лестницу, он поднялся к тому месту на скале, где была обретена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, приложился к образу Божией Матери, написанному на каменной стене, и поставил перед ним зажженную свечу.

Звонница Бахчисарайского монастыряВ 1850 году состоялось торжественное открытие Бахчисарайского Успенского скита, а последующие десятилетия стали для монастыря временем расцвета. В обители было пять действующих храмов. Три из них были устроены в пещерах: Успенская церковь, храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Две другие церкви были построены на земле - храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца и церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского. Монастырю принадлежал великолепный фруктовый сад; на вершине горы, там, куда по сей день подымаются древние каменные ступени, был разбит виноградник...

Нетрудно догадаться, когда завершилось это благодатное время...

В 1921 году монастырь был признан "гнездом контрреволюционного подполья" и закрыт, а на его территории стала действовать колония инвалидов. Через несколько лет постройки обители были проданы трудовой колонии и затем разобраны на строительные материалы. Но пришел конец и этому запустению - в 1993 году в обители была возобновлена монашеская жизнь.

Когда наша группа оказалась в обители, было только три часа дня, но на монастырской звоннице уже звонили колокола, приглашая паломников на всенощное бдение. Паломников... А я нынче туристка. И моя получасовая экскурсия по монастырю подходит к концу. Ведь Успенская обитель - только небольшой участок нашего путешествия, между дворцом хана Гирея и средневековым городом Чуфут-Кале.

Средневековый высокогорный город Чуфут-Кале, я тоже очень хотела бы встретиться с тобой, но ведь я совсем не успела познакомиться с монастырем. А потому, когда группа стала спускаться на дно ущелья, чтобы затем взойти на головокружительную высоту, я повернулась и пошла в обратную сторону.

Что успею понять я, что смогу узнать о монастыре за то короткое время, пока туристическая группа совершит подъем на противоположный склон и вернется назад? Ничего. Но я успею зайти в храм, успею выйти из него и хоть немного оглядеться по сторонам.

Поднимаюсь на скалу по каменной лестнице, прохожу сквозь белую звонницу, и вот я у входа в пещерный Успенский храм. Он очень небольшой, но праздничная всенощная только-только началась, и сюда еще вмещаются все богомольцы, еще можно даже приложиться к иконе Успения Божией Матери... Здесь вся братия, здесь богомольцы со всех концов Крыма, Украины, здесь наверняка есть паломники и из России. Говорят, ежегодно сюда приезжают более 120 тысяч паломников.

Но где же чудотворная Бахчисарайская икона, много веков назад таинственным образом появившаяся на этой скале? До 1918 года она находилась в Успенском храме неподалеку от Мариуполя, а о том, что стало с ней потом, знает сейчас, может быть, один только Господь. Как говорят некоторые, икона будет обретена тогда, когда отстроится древний Успенский монастырь... А он, с Божией помощью, отстраивается. Восстанавливаются пещерные храмы, в двух из них - Успенском и церкви святого апостола и евангелиста Марка - совершаются богослужения. Уже собралось четырнадцать человек братии, живут в монастыре и около сорока послушников.

Монашествующие и послушники трудятся в мастерских по пошиву одежды, по изготовлению свечей, в иконописных и ювелирных мастерских. Обитель держит небольшое стадо коз - они живут в помещениях, устроенных в пещерах на противоположной стороне ущелья. В маленьких пещерках на том же склоне находятся и ульи.

Пока паломники молятся в храме, туристы прохаживаются за его дверьми. Вот белокурая красавица в коротких шортах позирует фотографу на лестнице, ведущей к звоннице. Вот, весело журча, проходит через монастырь вереница иностранцев. А вот, уже вернувшись из Чуфут-Кале, покупает маленький Бахчисарайский образок Божией Матери кто-то из моей группы.

Мы спускаемся вниз, туда, где ждет нас кафе, в котором мы неминуемо должны пообедать, и автобус, который увезет нас обратно, в маленький поселок под Феодосией. Поздно вечером я буду дома. А дней через десять увижу из окна поезда родные тонкие березы и осины, так и не поняв для себя, что это такое - жизнь в монастыре среди скал, литургия в пещерной церкви, крестный ход по горной дороге.

Покидая монастырь, услышала напоследок слова паломницы, тянущей за руку вверх по горе больного мальчика лет шести.

- Одеяло теплое взяла с собой... Если в монастыре не получится разместиться, поспим на улице, ничего!

Вот как надо приезжать в монастырь... Господи, помоги им!

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Бахчисарайский Успенский скит. Исторический очерк. Одесса, 1908. (Репринт.) С. 5-6.
2 - Там же. С. 6-7.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06