В белых, белых горах...

Поездка в Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

"Редкий путешественник по Крыму
не посещал сей скалы и ея древнего храма..."



Для православного жителя средней полосы или северной части России события Евангелия давным-давно словно вписались в родной пейзаж. Будто бы и вправду по этой земле, среди этих тонких берез и осин, по болотистым тропам, а не по горячим камням далекой Палестины ходил Христос. Вот на картине Нестерова "Святая Русь" стоит Он на талом снегу, среди по-зимнему обнаженных деревьев и елей, и так естественно и словно бы даже узнаваемо это, что не сразу и удивишься.

И когда ему, этому человеку северной части России, доведется попасть в края, куда больше похожие на те места, где разворачивались события Священного Писания, он словно не узнает их, словно не может внутренне согласиться с этим. Вот и море, и горы, и каменистые тропы в горах, и оливы, и виноградники... Вот и пещеры в горах, пещеры, вспомни, это же Рождество, это же Воскресение...

Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырьВ белых, белых горах возносится он над землей - Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь, который называют еще крымским Афоном. Автору этих строк, на этот раз, увы, не паломнику, а туристу, довелось побывать в сей древней обители в знаменательный для нее день - канун престольного праздника, Успения Пресвятой Богородицы. Праздника, двойного для обители, потому что именно в этот день произошло событие, после которого и был основан монастырь - обретение чудотворной Бахчисарайской иконы Божией Матери. Вот как рассказывает об этом событии древнее предание.

"Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзсцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия свободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседшася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начата ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице"" [1].

А вот иное предание об основании монастыря, предание, которое роднит икону Божией Матери Бахчисарайскую с Ее чудотворной иконой "Вратарница".

"В давно минувшия времена пастух одного князька Топарха, по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и, когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была св. икона домохозяином, на другой день ея не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы св. лик Ея находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась св. икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление св. иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери" [2].

Бахчисарайская икона Божией МатериКогда же именно был основан монастырь? По одной версии, он зародился в этих скалах в глубокой древности, в VIII-IX веках, когда византийские христиане скрывались здесь от ереси иконоборчества. По второй версии, обитель была перенесена сюда в XIV-XV веке c противоположной стороны ущелья, где и сейчас находятся живописные развалины древнего города Чуфут-Кале.

Рассказывают, что находившийся в монастыре образ Божией Матери обладал такой благодатной силой, что был почитаем даже среди татар, хотя они и были настроены враждебно к христианам и особенно к духовенству. Тем не менее, православный монастырь они ласково называли "Майрим-Анай" - Матушка Мария, а глубокое ущелье, отделяющее обитель от города - Марьям-дере (ущелье Марии). К концу XVII века монастырь стал центром Православия в Крыму.

В 1778 году, с соизволения Императрицы Екатерины II, русский главнокомандующий Румянцев предложил местному правящему архиерею, митрополиту Игнатию, вместе со всеми крымскими христианами переселиться в Россию. Паства, уставшая от постоянных притеснений мусульманами, согласилась, и в этом же году крымские христиане переселились в Азовскую губернию. Там выходцами из поселения Марианополь, находившегося у подножия Успенского монастыря, был основан город Мариуполь. В его окрестностях с тех пор находилась и чудотворная икона Богородицы, перенесенная сюда из обители.

С уходом из Крыма христиан жизнь монастыря приостановилась. Одно время в монастыре жил и совершал богослужения греческий священник, затем монастырь превратился в кладбищенскую церковь. Но даже в это время в святое место, избранное Божией Матерью, продолжали приходить паломники. От иконы Успения Божией Матери происходили чудеса - до нас дошли сведения об исцелении скорченного юноши и об избавлении от злого духа офицера Анастасия Дуси. В числе паломников в разные годы бывали здесь и члены Дома Романовых. Так, в 1818 году в святом месте побывал Император Александр I. Велев подать себе свечу и лестницу, он поднялся к тому месту на скале, где была обретена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, приложился к образу Божией Матери, написанному на каменной стене, и поставил перед ним зажженную свечу.

Звонница Бахчисарайского монастыряВ 1850 году состоялось торжественное открытие Бахчисарайского Успенского скита, а последующие десятилетия стали для монастыря временем расцвета. В обители было пять действующих храмов. Три из них были устроены в пещерах: Успенская церковь, храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Две другие церкви были построены на земле - храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца и церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского. Монастырю принадлежал великолепный фруктовый сад; на вершине горы, там, куда по сей день подымаются древние каменные ступени, был разбит виноградник...

Нетрудно догадаться, когда завершилось это благодатное время...

В 1921 году монастырь был признан "гнездом контрреволюционного подполья" и закрыт, а на его территории стала действовать колония инвалидов. Через несколько лет постройки обители были проданы трудовой колонии и затем разобраны на строительные материалы. Но пришел конец и этому запустению - в 1993 году в обители была возобновлена монашеская жизнь.

Когда наша группа оказалась в обители, было только три часа дня, но на монастырской звоннице уже звонили колокола, приглашая паломников на всенощное бдение. Паломников... А я нынче туристка. И моя получасовая экскурсия по монастырю подходит к концу. Ведь Успенская обитель - только небольшой участок нашего путешествия, между дворцом хана Гирея и средневековым городом Чуфут-Кале.

Средневековый высокогорный город Чуфут-Кале, я тоже очень хотела бы встретиться с тобой, но ведь я совсем не успела познакомиться с монастырем. А потому, когда группа стала спускаться на дно ущелья, чтобы затем взойти на головокружительную высоту, я повернулась и пошла в обратную сторону.

Что успею понять я, что смогу узнать о монастыре за то короткое время, пока туристическая группа совершит подъем на противоположный склон и вернется назад? Ничего. Но я успею зайти в храм, успею выйти из него и хоть немного оглядеться по сторонам.

Поднимаюсь на скалу по каменной лестнице, прохожу сквозь белую звонницу, и вот я у входа в пещерный Успенский храм. Он очень небольшой, но праздничная всенощная только-только началась, и сюда еще вмещаются все богомольцы, еще можно даже приложиться к иконе Успения Божией Матери... Здесь вся братия, здесь богомольцы со всех концов Крыма, Украины, здесь наверняка есть паломники и из России. Говорят, ежегодно сюда приезжают более 120 тысяч паломников.

Но где же чудотворная Бахчисарайская икона, много веков назад таинственным образом появившаяся на этой скале? До 1918 года она находилась в Успенском храме неподалеку от Мариуполя, а о том, что стало с ней потом, знает сейчас, может быть, один только Господь. Как говорят некоторые, икона будет обретена тогда, когда отстроится древний Успенский монастырь... А он, с Божией помощью, отстраивается. Восстанавливаются пещерные храмы, в двух из них - Успенском и церкви святого апостола и евангелиста Марка - совершаются богослужения. Уже собралось четырнадцать человек братии, живут в монастыре и около сорока послушников.

Монашествующие и послушники трудятся в мастерских по пошиву одежды, по изготовлению свечей, в иконописных и ювелирных мастерских. Обитель держит небольшое стадо коз - они живут в помещениях, устроенных в пещерах на противоположной стороне ущелья. В маленьких пещерках на том же склоне находятся и ульи.

Пока паломники молятся в храме, туристы прохаживаются за его дверьми. Вот белокурая красавица в коротких шортах позирует фотографу на лестнице, ведущей к звоннице. Вот, весело журча, проходит через монастырь вереница иностранцев. А вот, уже вернувшись из Чуфут-Кале, покупает маленький Бахчисарайский образок Божией Матери кто-то из моей группы.

Мы спускаемся вниз, туда, где ждет нас кафе, в котором мы неминуемо должны пообедать, и автобус, который увезет нас обратно, в маленький поселок под Феодосией. Поздно вечером я буду дома. А дней через десять увижу из окна поезда родные тонкие березы и осины, так и не поняв для себя, что это такое - жизнь в монастыре среди скал, литургия в пещерной церкви, крестный ход по горной дороге.

Покидая монастырь, услышала напоследок слова паломницы, тянущей за руку вверх по горе больного мальчика лет шести.

- Одеяло теплое взяла с собой... Если в монастыре не получится разместиться, поспим на улице, ничего!

Вот как надо приезжать в монастырь... Господи, помоги им!

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Бахчисарайский Успенский скит. Исторический очерк. Одесса, 1908. (Репринт.) С. 5-6.
2 - Там же. С. 6-7.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Надпорожская:
Искусство требует жертв
11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
10.09.2018
«Нет нам дороги унывать...»
Рядом с преподобным Серафимом
15.08.2018
При две́рех Спас, да вот беда...
Новые стихотворения
23.07.2018
Стихотворные притчи иеромонаха Романа
О стихотворениях 2017-2018 годов, опубликованных в книге «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017) и на сайте «Ветрово»
26.06.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019