"От русского русское слышать приятно.
Оно и понятно. Хотя - непонятно..."
Андрей Поляков, Симферополь
30 сентября на большой сцене Харьковского академического театра оперы и балета дал развернутый концерт Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова (Москва).
Концерт состоялся по инициативе Посла Украины в России харьковчанина Олега Демина, при поддержке Харьковского городского головы Михаила Добкина.
Русская музыка - в исполнении ведущих исполнителей России, хоров и солистов - смолкла для украинских граждан на украинских сценах в 93-94-х годах XX столетия. Когда состоялись, скажем, в Харькове - последние концерты Московского камерного хора под управлением В. Минина (исполнившего тогда за три вечера в Органном зале Харьковской областной филармонии, а именно в Успенском соборе, "Литургию Иоанна Златоуста" П. Чайковского, "Перезвоны" В. Гаврилина, русские песни), Жанны Бичевской, хора Московской патриархии под управлением Анатолия Гринденко (уроженца Харькова) и др.
Можем только догадываться, отчего прославленные коллективы такого свойства перестали пригашаться на харьковские сцены. Слышали мы русские церковные и светские песнопения здесь лишь благодаря усилиям местных подвижников (слава Богу!), в первую очередь, замечательному басу Игорю Сахно, руководителю хора Храма Трех святителей, преподающему знаменный распев в университете искусств.
Но вот - свершилось то, чего любители музыки заждались. Произошел прорыв в нашей "звуковой блокаде".
Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова (1890-1980). "Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями" - так писал о нем Д. Шостакович.
"Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре", - утверждал сам профессор Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг.
Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. "Русские второй раз завоевали Берлин", - писал о концерте журнал "Иллюстрирт". Это событие положило начало большому "триумфальному шествию" хора по европейским странам. С тех пор жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств неизменно восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения "неслыханными". "Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти", - писала о коллективе пресса Милана после его вступления в театре "Ла Скала". "Когда я прослушал "Колыбельную песню" Ицуки, у меня выступили невольно слезы, - писал японский рецензент. - Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен".
Зал харьковской оперы, хоть и велик, а был весь заполнен, даже, на удивление, верхние ярусы. И ведь пелись в этот вечер со сцены не агрессивно самовоспроизводящиеся и навязывающиеся "блатняк и попса", которые сейчас заполонили телеэкраны и подмостки.
56 артистов, включая художественного руководителя и главного дирижера хора народного артиста России Игоря Раевского (воспитанника хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории), в течение двух часов исполнили 21 хит, начав с "Богородице, Дево, радуйся" С. Рахманинова и "Зорю бьют" (Г. Свиридов, на стихи А. Пушкина) и "Тебе, Бога, хвалим" Д. Бортнянского. Первое отделение прославленный коллектив закончил итальянской народной песней "Санта Лючия", "Аве Мария" Баха-Гуно (в обработке И. Раевского) и не менее знаменитой арией дона Базилио из россиниевского "Севильского цирюльника", той самой, где всегда актуальны строки о погибающем мире, "пораженном клеветой".
Хотя и в первой части концерта зал выкрикивал "браво", но апофеозом стало второе отделение, составленное преимущественно из популярных русских народных песен в обработке незабвенного А. Свешникова: "Эй, ухнем!", "В темном лесе" и др., "Пойду ль, выйду ль я" (обр. А. Гречанинова). Особо отметим проникновенное, ненарочитое пение солистов: народного артиста России Сергея Головушкина ("Уж как пал туман"), заслуженного артиста России Николая Мотатова ("Однозвучно гремит колокольчик") и Татьяну Подкопаеву ("Пой, ласточка, пой").
Смехом и восторженными криками зал встретил прозвучавший в самом конце триптих из хоровой сюиты Валерия Гаврилина "Перезвоны. По прочтении Шукшина", где были исполнены самые "заводные" и игровые части сюиты: "Ерунда", "Ти-ри-ри", "Страшенная баба".
Прибереженная для бисов "Барыня", за которой, казалось, весь зал пустится в пляс, вызвала к жизни такую сценку: когда один из солировавших, С. Головушкин, пропев "что ты - что ты - что ты - что ты, я солдат девятой роты", залихватски присвистнул, певцу столь же бодро и звонко ответили свистом из разных концов зала. Как сказал бы персонаж М. Булгакова, было "свистнуто изрядно" - причем не только курсантами одного из военных училищ, сидевших на балконе в количестве человек примерно 20, то есть двух отделений взвода.
Мэр Харькова в этот вечер находился во Львове, на праздновании 750-летия города, и "свешниковцам" на концерте была вручена от городской администрации большая корзина цветов.
И. Раевский в завершение концерта сказал, что счастлив от такого приема, что артистическая поговорка "прошел публику Харькова, можно и весь мир теперь пройти" нисколько не утратила актуальности, что концерт в Харькове стал последним в "южном" гастрольном вояже коллектива (после Курска и Белгорода), что для музыки и духовности не существует государственных границ.
"...Грандиозно, ярко и прекрасно!"; "...это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни"; "...его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны"; "...их концерт - одно из прекраснейших представлений во все времена!" - так суммировала американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора им. Свешникова.
К этим, идущим от сердца словам, трудно что-то прибавить.
г. Харьков