"Разгорелося сердце огнем..."

"От русского русское слышать приятно.
Оно и понятно. Хотя - непонятно..."
Андрей Поляков, Симферополь



30 сентября на большой сцене Харьковского академического театра оперы и балета дал развернутый концерт Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова (Москва).

Концерт состоялся по инициативе Посла Украины в России харьковчанина Олега Демина, при поддержке Харьковского городского головы Михаила Добкина
.

Хор им.А.В.СвешниковаРусская музыка - в исполнении ведущих исполнителей России, хоров и солистов - смолкла для украинских граждан на украинских сценах в 93-94-х годах XX столетия. Когда состоялись, скажем, в Харькове - последние концерты Московского камерного хора под управлением В. Минина (исполнившего тогда за три вечера в Органном зале Харьковской областной филармонии, а именно в Успенском соборе, "Литургию Иоанна Златоуста" П. Чайковского, "Перезвоны" В. Гаврилина, русские песни), Жанны Бичевской, хора Московской патриархии под управлением Анатолия Гринденко (уроженца Харькова) и др.

Можем только догадываться, отчего прославленные коллективы такого свойства перестали пригашаться на харьковские сцены. Слышали мы русские церковные и светские песнопения здесь лишь благодаря усилиям местных подвижников (слава Богу!), в первую очередь, замечательному басу Игорю Сахно, руководителю хора Храма Трех святителей, преподающему знаменный распев в университете искусств.

Но вот - свершилось то, чего любители музыки заждались. Произошел прорыв в нашей "звуковой блокаде".

Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова (1890-1980). "Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями" - так писал о нем Д. Шостакович.

"Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре", - утверждал сам профессор Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг.

Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. "Русские второй раз завоевали Берлин", - писал о концерте журнал "Иллюстрирт". Это событие положило начало большому "триумфальному шествию" хора по европейским странам. С тех пор жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств неизменно восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения "неслыханными". "Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти", - писала о коллективе пресса Милана после его вступления в театре "Ла Скала". "Когда я прослушал "Колыбельную песню" Ицуки, у меня выступили невольно слезы, - писал японский рецензент. - Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен".

Зал харьковской оперы, хоть и велик, а был весь заполнен, даже, на удивление, верхние ярусы. И ведь пелись в этот вечер со сцены не агрессивно самовоспроизводящиеся и навязывающиеся "блатняк и попса", которые сейчас заполонили телеэкраны и подмостки.

56 артистов, включая художественного руководителя и главного дирижера хора народного артиста России Игоря Раевского (воспитанника хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории), в течение двух часов исполнили 21 хит, начав с "Богородице, Дево, радуйся" С. Рахманинова и "Зорю бьют" (Г. Свиридов, на стихи А. Пушкина) и "Тебе, Бога, хвалим" Д. Бортнянского. Первое отделение прославленный коллектив закончил итальянской народной песней "Санта Лючия", "Аве Мария" Баха-Гуно (в обработке И. Раевского) и не менее знаменитой арией дона Базилио из россиниевского "Севильского цирюльника", той самой, где всегда актуальны строки о погибающем мире, "пораженном клеветой".

Хотя и в первой части концерта зал выкрикивал "браво", но апофеозом стало второе отделение, составленное преимущественно из популярных русских народных песен в обработке незабвенного А. Свешникова: "Эй, ухнем!", "В темном лесе" и др., "Пойду ль, выйду ль я" (обр. А. Гречанинова). Особо отметим проникновенное, ненарочитое пение солистов: народного артиста России Сергея Головушкина ("Уж как пал туман"), заслуженного артиста России Николая Мотатова ("Однозвучно гремит колокольчик") и Татьяну Подкопаеву ("Пой, ласточка, пой").

Смехом и восторженными криками зал встретил прозвучавший в самом конце триптих из хоровой сюиты Валерия Гаврилина "Перезвоны. По прочтении Шукшина", где были исполнены самые "заводные" и игровые части сюиты: "Ерунда", "Ти-ри-ри", "Страшенная баба".

Прибереженная для бисов "Барыня", за которой, казалось, весь зал пустится в пляс, вызвала к жизни такую сценку: когда один из солировавших, С. Головушкин, пропев "что ты - что ты - что ты - что ты, я солдат девятой роты", залихватски присвистнул, певцу столь же бодро и звонко ответили свистом из разных концов зала. Как сказал бы персонаж М. Булгакова, было "свистнуто изрядно" - причем не только курсантами одного из военных училищ, сидевших на балконе в количестве человек примерно 20, то есть двух отделений взвода.

Мэр Харькова в этот вечер находился во Львове, на праздновании 750-летия города, и "свешниковцам" на концерте была вручена от городской администрации большая корзина цветов.

И. Раевский в завершение концерта сказал, что счастлив от такого приема, что артистическая поговорка "прошел публику Харькова, можно и весь мир теперь пройти" нисколько не утратила актуальности, что концерт в Харькове стал последним в "южном" гастрольном вояже коллектива (после Курска и Белгорода), что для музыки и духовности не существует государственных границ.

"...Грандиозно, ярко и прекрасно!"; "...это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни"; "...его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны"; "...их концерт - одно из прекраснейших представлений во все времена!" - так суммировала американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора им. Свешникова.

К этим, идущим от сердца словам, трудно что-то прибавить.
г. Харьков

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков:
«Цвет благовонный, в Малей России процветший...»
26.11/9.12 - Память Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731)
09.12.2019
Альма-матер Харькова
Один из старейших университетов Российской империи отмечает день рождения
19.11.2019
Закалка стали по Николаю Островскому
К 115-летию со дня рождения писателя
01.10.2019
Гвозди без шляпок
«Россия 1» потрясла прямыми трансляциями музыкального конкурса «Новая волна»
13.09.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019