Тропою трезвости

Служение православных трезвенников Санкт-Петербурга

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
421
Время на чтение 6 минут
Уже много лет православные трезвенники Санкт-Петербурга ведут необычное служение во славу Божию - ухаживают за могилами на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Об этой деятельности рассказывает член совета Школы трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Татьяна Иннокентьевна Ганф.

Православные трезвенники у храма свт.Николая на Никольском кладбище Посещение кладбища, погоста благодатно для православного человека. Тем более, если он ухаживает за могилами людей выдающихся духовных сил - пастырей-подвижников, монашествующих, видных военачальников, общественных деятелей, храмостроителей. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры православными христианами спасено от разрушения немало могил, где покоятся известные в прошлом и почитаемые ныне люди.

Название кладбища - Никольское - происходит от церкви во имя святителя Николая Чудотворца, возвышающейся среди деревьев. Этот Божий храм построен в 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Первые захоронения здесь начались с сентября 1863 года, но ныне из самых ранних можно найти лишь несколько (1875-78 гг.), например, на братском участке - иеромонаха Климента (28.11.1815-30.10.1877) и иеромонаха Афонской горы Паисия (ск. 31.01.1877). Оба монашествующих - из числа ныне почитаемых. В советское время прихожане Троицкого собора лавры считали необходимым помолиться после литургии у могилок этих старцев.

Один из самых любимых в России святых - святитель Николай Чудотворец - помощник в недугах, в том числе и в избавлении от пьянства. Поэтому не случайно на окраине Санкт-Петербурга, в храме "Неопалимая купина" на Ржевском артиллерийском полигоне постоянно совершались молебны у явленного на дверной филенке образа свт.Николая. Эта почитаемая в народе икона-святыня собирала на молитву об исцелении множество страждущих от винопития. Образ был утерян после закрытия храма, а настоятель протоиерей Александр Логиневский и священник Николай Иванович Ильинский - расстреляны в начале 1938 года. Видимо, совсем не случайно, что на лаврском Никольском кладбище сохранилось так много могил православных трезвенников, о чем мне и хотелось бы рассказать подробнее.

Первая могилка - справа от центральной дорожки - Колпаковского Герасима Алексеевича (1819-23.04.1896) и его супруги Мелании Фоминичны (ск. 28.12.1894). Они похоронены на самом почетном месте, максимально близко к святому алтарю Троицкого собора, где находились и находятся ныне мощи св. благоверного князя Александро-Невского. Военачальник Г.А.Колпаковский, основатель города Верный (Алма-Ата) являлся кавалером ордена Александра Невского и множества иных орденов и медалей. Герасим Алексеевич, военный губернатор Семиречья, простой казак, не получивший высшего образования, стал устроителем громадной страны, ныне суверенной, но хранящей благодарную память об этом человеке. Он, глубоко верующий православный христианин, те только одерживал блестящие военные победы, но вел политический курс, благодатный и для русских, и для казахов. Г.А.Колпаковский был учредителем и руководителем Православного братства, строителем монастыря на Иссык-Куле, где пребывали мощи св.ап.Матфея, занимался археологией, историей края. Его супруга Мелания на свои средства построила женский монастырь во имя св. Архистратига Михаила. Вот настоящий пример благочестивого, трезвенного воина Христова, служившего Богу и Отечеству.

По дорожке направо вдоль кладбищенской стены пройдем к группе могил. Красивая ограда и высокий цоколь хранят прах одного из славнейших пастырей - протоиерей Михаила Ильича Соколова (30.09.1945-05.06.1895), одного из основателей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при котором образовался целый ряд славных приходских петербургских обществ трезвости. Окончив в 1871 г. Санкт-Петербургскую Духовную академию, М.И.Соколов преподавал Закон Божий, а затем служил в Казанском соборе, стяжав славу лучшего проповедника столицы. Он участвовал в издании духовно-просветительской литературы, сам создавал учебники. Ему принадлежат слова, которые нам, родителям, нельзя забывать: "Главное - воспитать ребенка так, чтобы напечатлелось в его душе всегдашнее памятование о том, что люди - Божии дети, Божии слуги, что Бог отражается в человеке. Нужно научить ценить в себе этот образ".

Именно о.Михаилу принадлежала идея строительства Троицкого храма на Стремянной улице с залом для бесед, с библиотекой, читальней, классами для занятий. Нашлись и жертвователи, и помощники. В их числе - Дмитрий Лаврентьевич Парфенов. Его могилу мы посетим позже, а здесь, рядом, похоронен один из благочестивой семьи Парфеновых - Н.М. Парфенов, а также члены семьи батюшки Михаила - Соколова Н.М. (1875-1926) и Соколова Л.Я. (ск. 1919). Символично, что напротив - величественный памятник на могиле знаменитого издателя Алексея Сергеевича Суворина, но только его близость к могиле почитаемого священника освободила памятник Алексею Сергеевичу от зарослей бурьяна.

По этой же дорожке мы выйдем к могиле Владимира Алексеевича Михайлова, который отошел ко Господу 8 апреля 2006 года, послужив почти двадцать лет делу утверждения народной трезвости. Далее - братское кладбище. Здесь любой верующий может преклонить колена у могил наших незабвенных молитвенников, монахов, пастырей, архипастырей, вероучителей. Здесь покоится любимый петербуржцами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (09.10.1927-02.11.1995). 17 февраля 1993 года владыка Иоанн благословил петербургский клуб трезвенников (он носил название "Клуб трезвости памяти Г.А. Шичко") на работу в православном русле и дал новое название клубу - клуб "Бодрствование". Свое благословение владыка Иоанн сопроводил словами апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1Пет. 5,8). После благословения клуба митрополитом Иоанном православные трезвенники Санкт-Петербурга стали называть себя "бодрствующими во Христе", а их работа расширилась от чисто трезвенных устремлений к православному просвещению и воцерковлению отрезвляющихся людей.

Среди особо почитаемых мест - могила священника Александра Рождественского (11.10.1872-05/18.07.1905). Его без всякого преувеличения можно назвать знаменем дореволюционного трезвенного движения России. Со всех концов Земли Русской едут люди за помощью на могилку дорогого батюшки на Николаевском кладбище Александро-Невской Лавры. Со слезами молятся здесь о спасении от лютых страстей к спиртному и наркотикам: матери - за своих детей, жены - за мужей, дети - за родителей. И каждый получает утешение и укрепление.

Старец Моисей (Дуганов), похороненный на Никольском кладбище, был крестоносцем, носил на себе различные кресты, в том числе и тяжелые. За благоустройством и украшением его могилы ныне православные люди почитают потрудиться за особое благо.

Еще один праведник - затворник Матфей (Татомир) (1848-1904) - был похоронен в часовне, которая стала особо почитаемой в годы гонений. Ныне его мощи почивают в кладбищенском храме святителя Николая Чудотворца. Часовню окружают могилы людей, также заслуживающих памяти: Храповицкого, Симанского, Тихомировых, прот. Павла Лахостского (ск. В 1931 г.), видного деятеля в трезвенном движении, являвшегося до революции настоятелем того самого Троицкого храма на Стремянной улице, в создании которого непосредственное участие принимал протоиерей Михаил Соколов.

Величественный памятник без креста стоит над могилой Родосского Андрея Степановича (07.08.1838-25.09.1908) - библиографа, собравшего сведения о выпускниках Санкт-Петербургской духовной академии.

Пример народной любви - место упокоения рабов Божиих Веры и Виктора - родителей владыки Мануила (Лемешевского), духовного наставника приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Могилу родителей владыки Мануила на свои средства восстановила скромная, неимущая пенсионерка раба Божия Галина.

Неподалеку стоит памятник Дмитрию Лаврентьевичу Парфенову. Он родился 3 мая 1852 года в Чухломе, в бедной крестьянской семье. Впоследствии - один из богатейших купцов Санкт-Петербурга. Он выстроил несколько храмов, в том числе и Троицкую церковь на Стремянной, где 23 года нес служение старосты. Его значительная лепта внесена в строительство храмов для трезвенников - Иоанно-Предтеченского на Выборгской стороне, Исидоровского, Воскресенского у Варшавского вокзала.

На окраине "демократической площадки" - могила протоиерея Арсения Двукраева и его супруги Надежды. Он родился в древнем городе Старица Тверской губернии, наречен был в честь св. Арсения, память о котором так жива в этом городе, богатом церквями, монастырями, мощами святых. Окончив Санкт-Петербургскую Духовную академию, он законоучительствовал, служил в церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (ныне здесь вестибюль станции метро "Площадь Восстания"). Батюшка Арсений был духовником великой княгини Александры Иосифовны и ее детей, в том числе великого князя Константина Константиновича (известного как поэт "К.Р"., бывшего августейшим покровителем Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников). Отец Арсений воспринял от купели будущих Алапаевских мучеников князей Императорской крови Иоанна (после смерти отца он продолжил его служение на ниве православной трезвости), Игоря, Константина, убиенного воина князя Олега. И именно первая панихида паломников из Алапаевска стала толчком для восстановления могилы о.Арсения Двукраева.

Мы прошли мимо многих замечательных могил наших предков, которые внесли значительный вклад в дело духовного просвещения и утверждения трезвости в русском народе. Вечная им память!
Татьяна Иннокентьевна Ганф, член совета Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре

Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Ганф
Литургия в Зимнем дворце
Детско-юношеский хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина под руководством Ирины Болдышевой исполнил песнопения византийской традиции
20.07.2016
«Главное служение - восстановление древней певческой культуры»
В Петербурге отмечают 25-летие детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина
15.12.2015
Сострадание без лукавства
Сегодня - сороковой день по кончине Святейшего Патриарха Алексия II
13.01.2009
Все статьи Татьяна Ганф
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06