Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Тайное и явное

Александр  Крутов, Русская народная линия

06.07.2006

5 июля 2006г. на пленарном заседании Государственной Думы депутаты приняли во втором чтении проект Федерального закона "О персональных данных". А.Н.Крутов рассказал о работе над законопроектом и прокомментировал его обсуждение.

Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона "О персональных данных". К сожалению, за последние дни и часы текст законопроекта претерпел значительные изменения.

После принятия законопроекта в первом чтении была проделана большая работа. Рабочая группа, в состав которой входили депутаты Государственной Думы, представители ведущих российских конфессий, общественных и правозащитных организаций, члены правительства и представители спецслужб, собиралась 11 раз. Были согласованы и уточнены многие положения закона. И, главное, была достигнута договоренность об исключении из закона понятия "идентификатора персональных данных", пожизненного номера для человека от его рождения до смерти, и "единого государственного регистра населения (ЕГРН)". Обсуждение было трудным, долгим, эмоциональным, но плодотворным. Практически все участники рабочей группы согласились с заключением Президента РФ на проект ФЗ "О персональных данных", в котором подчеркивалась нецелесообразность включения в данный проект закона положения о ЕГРН и говорилось о необходимости разработки и принятия самостоятельного федерального закона о персональном учете населения России и едином госрегистре.

Сегодня же, в розданном для обсуждения тексте законопроекта, вновь появился "единый государственный регистр населения". Поправка, с которой выступил депутат Владислав Резник, была внесена в самый последний момент и была принята Комитетом не в ходе обсуждения, а процедурой "подписного листа", а на пленарном заседании послушное правительственное большинство "Единой России" за неё проголосовало.

Поправка Резника не выбивается, по своей логике, из общей тенденции на ужесточение законодательства в русле борьбы с экстремизмом в свете принятых Госдумой последних законов. Главная цель всего процесса - поставить человека под тотальный контроль, отучить его думать и говорить самостоятельно, не выступать с критикой власти и происходящих в стране событий, а то за выражение несогласия попадет под действие статьи об экстремизме.

Законопроект претерпел изменения и сейчас вызывает озабоченность то, как он будет реализован. Нам ни министр Рейман, ни его заместитель Антонюк так четко и не ответили, сколько будет стоить создание ЕГРН и какие ресурсы для этого понадобятся, зачем ЕГРН нужен и что его наличие даст государству и отдельному гражданину?

В чем нам представляется опасность от введения "единого регистра". Неясно, кто конкретно будет нести ответственность за ЕГРН, за риск утечки информации и её недобросовестного использования. Налицо законодательное обеспечение создания единой базы данных на всех и обо всем, базы, где будет собрана вся информация о человеке от его рождения до самой смерти. Где гарантия, что нерадивый чиновник не воспользуется ею, не продаст сведения в корыстных целях или для дискредитации человека?

Второй аспект, который тоже вызывает озабоченность - это вопрос контроля и надзора за обработкой персональных данных со стороны Уполномоченного органа. В первоначальном варианте предполагалось, что назначать Уполномоченный орган будет Президент России, но сейчас выяснилось, что это будет делать Правительство. Это положение законопроекта противоречит Конвенции Совета Европы от 2001г. о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, о чем прямо говорится в Заключении Правового Управления Государственной Думы на проект закона ко второму чтению: "...данные органы должны выполнять свои функции в условиях полной независимости (имея в виду порядок назначения и деятельности, а не порядок отчетности, как это предполагается в проекте).

Главная защита - это контроль. Контроль над исполнением закона представляется одной из наиболее важных составляющих эффективной системы защиты прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни Часто законодательные нормы, которые по смыслу призваны защитить права и свободы человека, фактически не применяются (или применяются недостаточно) в силу отсутствия или слабости действенных механизмов их реализации. В сфере неприкосновенности частной жизни система эффективной защиты граждан долгие годы вообще отсутствовала - при наличии в Конституции страны нескольких статей, гарантирующих это право. При том, что право на неприкосновенность частной жизни вполне можно отнести к фундаментальным правам человека, это одно из наиболее часто нарушаемых и незащищенных прав.

Единственный способ защитить персональные данные - создать независимый контрольный орган, как это сделали в зарубежных странах, где есть подобные базы данных. У нас же это отдается на откуп исполнительному органу, а конкретно - ведомству Реймана, которое будет и реализовывать этот закон и само себя контролировать. А не превратится ли оно в таких условиях в "большого брата", знающего всё и обо всех?

Наше общество довольно скептически относится к возникновению и работе разного рода надзорных и контролирующих органов и не верит в их эффективность, потому что любой гражданин может спокойно купить любую закрытую базу данных на рынке или в подземном переходе или же скачать информацию через Интернет.

Cчитаю, и настаивал на этом при обсуждении, что назначать Уполномоченный орган должен Президент РФ, так как именно он, а не орган исполнительной власти, является гарантом соблюдения прав.

Одним словом, сегодня проправительственное большинство Государственной Думы сделало еще один шаг к ужесточению контроля над гражданами. И есть все основания опасаться, что граждане России окажутся не столько под "колпаком" спецслужб, сколько криминальных структур.

Духовная брань между добром и злом обостряется. Но Бог поруган не бывает. Чем темнее ночь, тем ярче рассвет.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме