Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еще раз о русской национальной идее

Священник  Андрей  Горбунов, Русская народная линия

11.01.2006

Каждый человек призван к восстановлению единства с Богом и с ближними. Истинный человек - это человек всемирный. Но, движимый себялюбием, в котором заключена отчужденность от других личностей, он боязливо ограждает себя в своей обособленности и не в силах даже увидеть единство человеческого рода. Он не может принять и вместить в себе все человечество.

Весь уклад жизни сегодня, в эпоху глобализации, располагает человека к отчужденности. Во всем наблюдается действие духа разложения, разрушения, разъединения, не остается никаких внутренних связей между людьми. Полное погружение человека в мрачную стихию отчужденности, т. е. окончательное озверение людей, - вот главная мистическая цель всей этой антихристовой системы.

Глобализация подталкивает все народы к движению только в одном, отрицающем их самобытность либерально-капиталистическом (американизированном) русле. Такая химерическая всемирность ведет к уничтожению суверенных государств, нивелировке национальных культур, смешению религий, разрушению семьи.

А ведь именно через привязанность человека к своей семье и к большой семье - Отечеству формируется в человеке личность. Этой любовью (к своей семье, к своему народу) человек внутренне подготавливается к вхождению во всечеловеческую семью Адама (которую он тоже должен увидеть, принять как свою, родную, единую), т. е. подготавливается к переходу ко всемирной любви.

Каждому человеку присуща потребность принадлежности к группе, потребность восприятия себя членом "семьи" - маленькой или большой (семейная и этническая принадлежность). Отсюда - национальное самосознание, потребность консолидации этнической общности, стремление к выработке объединяющего национального идеала, "охранение" и обособление своей национальной культуры, истории от других. Все это говорит о том, что каждому человеку Богом дано стремление ощущать себя частью целого, частью семьи Божией.

Настоящий человек добровольно берет на себя всечеловеческую ответственность за зло, которое существует в мире. Чувство всечеловеческой ответственности не позволяет ему оставаться безразличным к тому, что происходит в мире. Но он и не осуждает, и не перекладывает ответственность на других людей, а тем более на безличную социальную систему. Он видит себя в первую очередь ответственным за то, что происходит вокруг него.

Один из высших выразителей духовных ценностей русской цивилизации писатель-пророк Ф.М.Достоевский учил: "Каждый из нас, несомненно, в ответе за всех и за вся на земле. Это сознание есть венец жизни каждого человека на земле... Путь спасения один - возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи. Это и в самом деле так, ибо как только ты себя искренне сделаешь ответственным за всех и вся, тотчас же увидишь, что так и есть в самом деле и что ты и являешься ответственным за всех и вся".

Выдающийся сербский богослов и философ преподобный Иустин (Попович; +1979) в своей книге "Достоевский как пророк и апостол православного реализма" пишет: "В своем пророческом видении Достоевский видит всех людей всех времен судьбами связанных между собой. Таинственным, но очень реальным образом все люди - в каждом человеке и каждый человек - во всех людях. Отсюда ответственность каждого человека за всех и все на земле".

Чувство всемирной ответственности подвигает человека ко всемирному же покаянию. "Человек является настоящим человеком тогда, когда чужие грехи воспринимает как свои и кается в них" (преп. Иустин /Попович/). Покаяние есть отречение от отчужденности.

Отчужденность не является нормальным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Человек призван возлюбить как самого себя тех, от кого он оторван, и принять как своего брата всякого своего ближнего, друга или врага. Иначе говоря, каждый человек призван стать всемирным.

Сегодня с новой силой должен прозвучать в России знаменитый призыв великого русского святого - преподобного Сергия Радонежского: "Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение (т.е. отчужденность - авт.) мира сего". Эта идея наилучшим образом воплощена в иконе преподобного Андрея Рублева "Живоначальная Троица", которая отобразила неизреченную взаимную любовь Трех Божественных Лиц (Личностей) - Отца, Сына и Святого Духа, Их безконечное единение Друг с Другом. Эту икону справедливо считают самым лучшим наглядным изображением русской национальной идеи; и именно эта чудотворная икона в свое время фактически спасла истерзанную Русь, помогла собрать ее воедино.

Для всего мира Россия должна стать центром духовного Возрождения и просветить все народы светом Истины. Тогда-то и прозвучит, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия - благой вести о всемирном духовном единстве, Царстве Божием, в которое призывает всех нас Господь. Откроется тогда на Руси Святой проповедь всемирного покаяния (вспомним пророчество преподобного Серафима Саровского), с которой выступит Церковь Христова, предлагая современному человеку истинное единство, в противоположность ложному единству - глобализации. И эта проповедь всемирного покаяния уже началась в России - с призыва к соборному, всенародному покаянию в грехах русского народа: в грехах вероотступничества, попущения цареубийства и предательства нашей Православной Державы.

Со всего мира придут к свету России те, кто не желает во тьме антихристовой глобализации терять свой человеческий облик, кто осознает себя личностью, созданной по образу Божию. Тогда же исполнится и известное пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что славянские народы в предконечные времена объединятся, сольются в единый народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные. О новом союзе братских славянских народов предсказывал и старец Серафим Ракитянский (Тяпочкин; +1982).

О грядущем возрождении России предсказывали не только святые угодники Божии и подвижники благочестия, но говорит об этом и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Выдающийся духовный писатель современности иеромонах Серафим (Роуз; + 1982) в статье "Будущее России и конец мира" писал: "В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира: "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса" (Откр. 8: 1). Некоторые объясняют это место Священного Писания как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнется с России, и это есть то "последнее и окончательное слово", которое, согласно Достоевскому, "Россия принесет миру".

Только воскресшая Святая Русь может явить всему миру подлинную всемирность и единство, о чем Ф.М.Достоевский говорил так: "Назначение русского человека есть безспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским... может быть и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите". И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всечеловеческой, всемирной ответственности, бремени "всемирного боления за всех", по выражению Достоевского.

Идея высокого исторического предназначения России, ее призвания сказать миру свое, истинно "новое Слово", Слово, которое духовно возродит мир, была краеугольным камнем, лежащим в основании всех творческих устремлений Достоевского. Этот великий русский мыслитель и пророк верил в мессианское назначение России. Он говорил о том, что именно России суждено сказать "слово живой жизни в грядущем человечестве".

Достоевский пророчествовал о всечеловеческой, объединяющей в братство "все души народов" способности русского народа. Он видел, что и русский народ духовно болен: не смертельно, но болен; "хотя главная, мощная сердцевина его души здорова, но все-таки болезнь жестока... Как она называется? Жажда правды, но - неутоленная. Ищет народ правды и выхода к ней безпрерывно и все не находит... Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения..."

Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где ценности духовные заменены ценностями "царства мира сего" - деньгами, где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием "живых мертвецов"), жив еще идеал правды, добра и красоты. "В народе, - говорил Достоевский, - целое почти идеально хорошо (конечно, в нравственном смысле), хотя несомненно, довольно есть и зверских единиц... зато, повторяю, целое всего народа... и все то, что хранит в себе народ как святыню, как всех связующее, так прекрасно, как ни у кого...".

Достоевский выдвинул идею спасения мира силой русского братства, которое есть не что иное, как, по его определению, "духовное единение... взамен матерьяльного единения". Эта идея всемирного "братского единения", по Достоевскому, - не есть исключительно русское достояние, но "великая дорога", путь к "золотому веку" для всех без исключения народов, для всего человечества.

Развивая интуиции Достоевского, преподобный Иустин (Попович) говорил об историософской миссии славянства: "Только освященное и просвещенное Христом славянство обретает свое непреходящее значение в мировой истории и через всеславянство ведет к всечеловечеству".

Единство людей может быть реальным только во Христе. Единение в гуманистической идее привело к обратному - страшной дегуманизации. А если произойдет единение в глобалистской идее - исчезнет человек вовсе. Миссия славянства - предложить человечеству вместо безликого "глобального человечества" - живое братское всечеловечество, основанное на многообразии национальных культур. Всеславянский идеал - это попросту христианская проповедь, обращенная ко всем народам во все времена и эпохи. "Проблематика славянского человека, в сущности, исчерпывается Православием... Служить каждому человеку и всем людям ради Христа - радость над радостями для славянского всечеловека-труженика", - говорит преподобный Иустин (Попович).

В мире, преклонившемся перед "зверем" Апокалипсиса, в мире муравейника, выгоды, "отъединения личности от целого", духовного "химического распада" (по выражениям Достоевского), в мире, отвергнувшем идеалы истинного, духовного братства, - в этом расколотом мире, по словам Достоевского, "ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено".

"На Западе... царство антихриста, - считал Достоевский. - Не в промышленности, а в нравственном перерождении - сила". Призвание России - "сразиться с антихристом, то есть с духом Запада" (т. е. с духом отчужденности) - со "всемирным пауком" (по выражению Достоевского), т. е. с апокалиптическим зверем. "Паук" - один из центральных образов-символов художественного мира Достоевского, это символ темного в душе человека. Как и "зверь" в Откровении Иоанна Богослова, образ "всемирного паука" у Достоевского указывает на духовное озверение (отчужденность).

Противоположностью паука в символике Достоевского является образ ребенка. Достоевский верил в победу духовных начал в человеке над бесовством бездуховности, под какими бы привлекательными личинами оно ни скрывалось. Восстановить, т. е. воскресить, в человеке человека - вот к чему призывал Достоевский. В глубинном идейно-стилевом плане мира Достоевского это и значит прежде всего - восстановить в человеке ребенка. Последний роман, который Достоевский хотел, но не успел написать после "Братьев Карамазовых", он так и собирался назвать - "Дети"...

+ + +
Итак, последним, окончательным словом, "словом живой жизни", которое скажет (и говорит уже) Россия всему миру, должно стать слово о всечеловеческом единстве и о всемирной ответственности. Иначе говоря, новое слово России - это ее ПРОПОВЕДЬ ВСЕМИРНОГО ПОКАЯНИЯ.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. : комментарий от Любитель астрономии.
2007-09-11 в 16:18

" Единство людей может быть реальным только во Христе." Я полностью с этим согласен. Но всё дело в том, что такие формулировки далеко не все понимают и принимают. Как известно, христианские проповеди идут уже более тысячи лет, а мир к сожалению не меняется к лучшему. И единство людей, одними благими желаниями не образовать. Нужна достоверная картина мира (устройство мира) которую признают атеисты. Она должна быть построена строго научными методами, на основе обобщения современных теорий физики. Такая - которая отвечает всем требованиям науки и не оставляет вопросов. Которая, например, не только отвечает на вопрос - "есть ли Бог," но даёт возможность (при опредилённых условиях) созерцать Дух и понимать его работу. И такая картина мира есть. Она обладает способностью вывести религию из мистического русла, тем самым, поставить человечество на более высокую ступень развития. И вместе с тем, ни один догмат православной веры не будет нарушен. Вера может только усилится. Только с научнорелигиозной картиной мира, единство людей может стать реальным. Жду вопросы от единомышленников.
4. : комментарий от Провинциал
2007-07-11 в 10:29

Коту:
космополиту-безбожнику трудно понять, чем Россия лучше Запада. И даже простого русского человека, которому даже нищая Россия - единственная и желаемая Родина. Чем лучше Православие - сатанизма, а единение в Православии, во Христе - глобализации, как части сатанизма.
Трудно понять материалисту тех, для кого главная цель - вечно блаженство в Царствии Божием, а не ублажение своих похотей.

Важновой С.В. - непонятно, почему Вы нас противопоставили идее статьи. Обеими руками - "за"! Не путайте только объединение во Христе с глобалистским смешением и уничтожением государств и народов.
"духовное единение… взамен матерьяльного единения. А если произойдет единение в глобалистской идее – исчезнет человек вовсе. Миссия славянства – предложить человечеству вместо безликого "глобального человечества" – живое братское всечеловечество, основанное на многообразии национальных культур". - Чего ж тут не ясно? Это не значит превращать Россию в проходной двор и глобалистский котел для смешения.
И ближний для нас - прежде всего православный человек. Не могут сатанисты быть для нас ближними. Не кажется ли Вам, что говоря о "ближних", предполагается наличие и "дальних"?
"Только воскресшая Святая Русь может явить всему миру подлинную всемирность и единство" - Увы, мы еще не воскресли! Нам самим сейчас нужна миссия и проповедь. Россия в нынешнем ее состоянии не может быть примером для Запада.
3. : комментарий от Cat
2007-07-11 в 02:26

Очередная православная бредятина.
Чем собственно Россия лучше запада? Почему не глобализация призвана объединить людей и помочь им увидеть их единство? Как, наоборот, разделение людей на страны со своими местными предрассудками способствует проявлению любви к ближнему и всему роду человеческому? Ну и много других вопросов, на которые авторы данного бреда никогда не дадут внятного ответа, кроме очередных заклинаний.
2. : комментарий от Важнова С.В.
2007-07-01 в 14:55

Прекрасная статья.
Кстати, о ближнем - вот мы спорим кто он.
Может быть для "провинциала" и Игоря Савина Федор Михайлович является большим авторитетом в этом вопросе, чем ныне живущие православные?
1. : комментарий от Илья Н.Б.
2006-05-16 в 18:08

Для того чтобы покаяться в грехах, надо знать о них и видеть их: в своей истории, в видении страны, мира. Сформировать, создать собственное видение мира, мировоззрение. С много знающего, многое спросится. Если таковое мировоззрение появится в России, то вполне возможно оно будет принято, позаимствовано где-то еще в мире.

Полностью, и в целом и, в общем, со статьей согласен.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме