Переговоры будут плодотворными, когда за стол сядут все стороны конфликта

К 14-й годовщине провозглашения независимости Нагорного Карабаха

0
162
Время на чтение 5 минут
2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. Была принята Декларация о независимости НКР. Таким образом было осуществлено право, отраженное в действующем тогда законодательстве, в частности, в Законе СССР от 3 апреля 1990г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", которое предусматривает право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР. 10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

14 лет прошло с того дня, когда народ Карабаха сделал выбор в пользу воссоздания своей суверенной государственности. Это решение было принято после того как 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики. За прошедшие полтора десятка лет противостояния не раз менялись векторы поиска решения этой проблемы. Много спекуляций по вопросу территориальной целостности. Примечателен тот факт, что по международным правовым нормам и критериям Азербайджан никогда не обладал бесспорным правом на территорию Карабаха. В этой связи единственный довод, решение партийного органа, Кавбюро ЦК РКП/б/ от 5 июля 1921 года не является правомочным актом в государственно-территориальных вопросах. Решение Кавбюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии /большевиков/ с самого начала не имело никаких правовых оснований, юридической силы, т.к. партийный орган третьего государства не был правомочен решать межгосударственный территориальный вопрос, перекраивать границы. Нагорный Карабах был искусственно присоединен к Азербайджану. Не было учтено историческое прошлое этой территории, ее национальный состав, а так же волеизъявление народа. Тем самым было нарушено национальное и территориальное единство армянского народа.

К тому же, в дальнейшем это решение было отвергнуто уже самой независимой Азербайджанской Республикой. 18 октября 1991 года был принят Конституционный Акт Азербайджанской Республики, согласно которому восстанавливалась правовая ситуация 1918-1920 гг. А в это время Нагорный Карабах, считался спорной территорией и самостоятельной политико-административной единицей. Положение упомянутого Конституционного Акта гласили:

1. "Вторжение 27-28 апреля 1920 г. вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской Республики и последующая оккупация со стороны XI Красной Армии являются в соответствии с нормами международного права агрессией РСФСР против независимого Азербайджанского государства" (ст. 1).
2. "Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики" (ст. 2).

Данные обстоятельства дают основание указать на несостоятельность и некорректность утверждения о нарушении территориальных прав, территориальной целостности Азербайджанской Республики с правовой точки зрения.

Анализ ситуации показывает, что разрешение конфликта зависит не столько от правовых вопросов, сколько от политической целесообразности. Очевидно, что кроме внутриполитических приоритетов сторон, большую роль играют интересы основных геополитических держав присутствующих в регионе. Заметное оживление переговорного процесса за последний год свидетельствует, что крупные игроки хотя бы в общих чертах пришли к какой-то схеме и в рамках общих компромиссов пытаются найти приемлемое решение. Нынешний ход переговоров показывает, что предпринимается попытка разрешения конфликта на совмещенных принципах международного права с политическими и экономическими приоритетами всех участников процесса. Встречи президентов Армении и Азербайджана - это уже большой прорыв в мирном процессе. Последняя встреча в Казани была особенно важна, так как первые лица государств, впервые по этой проблематике встречались в России. Нужно отметить, что, несмотря на активность западных стран и посредников, наиболее реальные шансы и рычаги для позитивного решения проблемы имеет Россия. Ее многовековое присутствие на территории Карабаха, не может не дать своих позитивных результатов.

Чрезмерное увлечение сторонами конфликта "европеизацией" или "американизацией" в поиске решений, на самом деле лишь осложняет и запутывает вопрос. История показывает, что искусственно внесЈнные внешние формулы, а также слишком преувеличенные субъективные факторы лидеров стран, существенно мешают урегулированию конфликта. За последние годы уже пробовалось решить проблему военным путЈм, перекройкой и обменом территории, подкупом западных держав и международных лоббистов, принципом обмена "нефть на территории". Однако подобные подходы ни к чему не привели.

На принятие спокойных и уравновешенных решений негативно могут повлиять и предстоящие парламентские выборы в Азербайджане, а также усиливающаяся борьба за власть в Армении. Окончательное формирование общего модуля разрешения конфликта предполагает последовательную и разумную работу. Вопрос статуса Нагорного Карабаха несомненно является одним из приоритетных и его уже начавшиеся обсуждение большое достижение для сторон. Наиболее благоразумным является его решение на основе самоопределения наций. Вопрос статуса НКР тесно связан с проблемами безопасности, которые должны соответствовать международным стандартам, так как сегодняшнее положение дел ни одну из сторон не удовлетворяет.

Существует ещЈ один основополагающий вопрос без чего невозможно решить эту проблему. Речь идЈт о скорейшем присоединении представителей самой НКР к переговорному процессу, иначе всЈ происходящее пусть даже на самом высоком уровне останется разновидностью консультаций и совещаний. Не нужно забывать, о том, что данный конфликт возник между НКР и Азербайджаном. Естественно если Азербайджан соглашается, чтобы вопрос был урегулирован путем присоединения Карабаха к Армении, тогда, с согласия Карабахской стороны, участие представителей НКР действительно не обязательно. Напомним, что перемирие по прекращению огня было подписано при участии Карабахской стороны. В противном случае если Азербайджан не признает Карабах, то фактический переговорный процесс с самого начала обречен на провал. Это будет означать, что Азербайджан вообще отказывается от переговорного и мирного процесса. В подобном случае важно не вводить общество в заблуждение, делая вид, что есть якобы полноценный переговорный процесс, который может привести к мирному соглашению.

Исходя из этого можно утверждать, что процесс пока далЈк от подписания полноценного мирного договора, и он может действительно продвинуться, когда за стол сядут все стороны переговоров. Переговоры в этом формате, конечно же, выгодны только тем силам, которые склонны подменять карабахское противостояние территориальным спором между Арменией и Азербайджаном. Однако во время переговоров в формате Армения и Азербайджан необходимо рассмотреть также вопросы относительно территорий Ханларского, Дашкесанского, Кедабекского, Шамхорского районов, выкроенных от Нагорного Карабаха азербайджанским руководством в 1923 году и не находящихся под юрисдикцией НКР. Отдельным пунктом нужно решить и вопрос оккупированного Арцвашенского (северного анклавного) района Армении. Только подобный подход и формат может соответствовать разрешению территориальных вопросов между Арменией и Азербайджаном. Однако он не может быть результативным в плане разрешения карабахского противостояния и юридического оформления ситуации, связанной с Нагорно-Карабахской Республикой, со всеми территориями, находящимися под ее юрисдикцией.
Смбат Караханян, председатель Московского Армянского Национального Клуба "МИАБАНУТЮН"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Смбат Караханян
Все статьи Смбат Караханян
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11