itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святые животные

Беседа с Людмилы Ильюниной с философом Татьяной Горичевой

0
731
Время на чтение 6 минут
- Татьяна Михайловна, последние 3-4 года постоянной темой ваших выступлений, статей и книг стали размышления об экологии вообще и о судьбе животных в частности. Вы - единственный православный философ, который так активно занимается этой темой. Вам принадлежит книга с парадоксальным названием: "святые животные". Звучит, как провокация, чем это вызвано?

- Мы живем в эпоху умаления жизни и несем огромную ответственность за то, что умирает не только культура, не только цивилизация, а именно жизнь. Через несколько лет как говорят ученые вымрут еще 25 миллионов видов животных. Это, несомненно, происходит от того, что в начале ХХ века "Бог умер", как говорил Ницше. Бога изгнали из сознания людей и из жизни. После этого из существования человека ушла вертикаль, и стали умирать все, ее создающие ценности. Это и ценность любви ("иссякла любовь"), это и ценность справедливости, чести, сострадания. И сама жизнь все больше и больше умаляется, иссякает. Становится все меньше нормального воздуха, нормальной воды, нормальной пищи. На Западе каждый второй ребенок рождается с болезнью аутизма - замкнутости на себе, невозможности отзываться на окружающий мир, даже на ласки и любовь матери.

Все это накладывает на наши плечи, особенно на плечи христиан особую ответственность. Потому что именно христианская цивилизация развернула глобализацию во всем мире, подчинила себе многие культуры и подчинила не в самом лучшем стиле.

- Говоря с беспокойством о судьбах всего живого на земле, вы на самом деле не оригинальничаете, существует глубокая православная традиция в этом плане.

- Наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: "Животные обоняют запах рая и идут к святым". У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием "Святые животные", того, как святые дружили с животными.

Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями.

- Я хочу присоединить к этим историческим примерам один современный и очень живой. Я только что вернулась из Покрово-Тервенического монастыря, с игуменией которого - Лукианой (Рысевой) меня связывает давняя дружба. Матушка рассказала, какая у них произошла совсем недавно история с заблудившейся собакой. Бедная собака-охотница потеряла хозяина и пришла в монастырь, там ее накормила и она ушла. Через несколько дней в обители появился хозяин собаки, он прошел несколько десятков километров по лесу, и так же, как его питомица, вышел к неизвестному ему монастырю. Матушка рассказала ему, что, судя по описанию, именно его собака недавно гостила в обители, но где она теперь, она не знает. И попросила, что, если он найдет "потеряшку", чтобы обязательно пришел и сообщил. А сама матушка Лукиана стала молиться пред чудотворной иконой Тервенической Божией Матери: "Помоги соединиться двум любящим сердцам". Через день охотник пришел с радостной новостью - собака нашлась.

- В лучших монастырях на деле хранят святоотеческую райскую традицию отношения к животным. Есть воспоминания о том, как св.прав. Иоанн Кронштадтский молился за страдающую скотинку, как многие наши старцы молились за тех животных, которые рядом сними жили.

- Все-таки расскажите не только о жизненном, но и о богословском осмыслении проблемы "Человек и животные".

- Животные служат святым как они служили когда-то Адаму в раю. И, как пишут прп. Макарий Великий, прп. Симеон Новый Богослов в раю произошла ужасная катастрофа: после грехопадения человек стал вселять ужас во всю тварь. Прп. Макарий пишет, что после грехопадения даже воздух стал сжиматься - не хотел, чтобы человек им дышал, вода в реках не давала к себе подступить, животные хотели разорвать Адама и Еву. Но Господь по своему человеколюбию сказал: "Люди покидают рай, и вы за ними идите и служите дальше". И мы сейчас видим, что животные настолько трогательно служат людям, что даже спасают их от вымирания. Современная наука открыла, что собаки, обезьяны и прочие животные лечат от самых невероятных болезней. Детей от аутизма излечивает общение с лошадями, с собаками, с кошками. Недавно в Париже я была свидетельницей такой сенсации: несколько сот детей излечились за короткий срок от аутизма после общения с лошадками.

Общаясь с животными, человек может отрыть те качества и свойства личности, которые он не может открыть другому человеку, Животные сохранили райскую непосредственность, или как говорил Ориген "в них остался след Бога". И мы, общаясь с животными, возвращаемся к райской непосредственности.

Святой Симеон Новый Богослов говорит, что люди в грехопадении пали ниже животных, а животные по существу остались на этом райском уровне. Поэтому у нас есть чему у них поучиться: и терпению, и незлобивости, и простоте, и открытости, доверчивости. У меня, например, был пес, с которого я всегда старалась брать пример. Он такой был радостный, я такой радости не видела никогда в мире. Еще Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Любите животных Христос с ними прежде нашего. В них есть начало разума и веселия". Если они не очень болеют и не умирают, они радуются - они радуются встрече, им дорог человек и при этом к них нет нашего глупого человеческого рассудка - мы все время контролируем себя, в нашем поведению много, идущего от всяких "табу", цивилизационных запретов.

- Один из самых трудных с точки зрения богословия и с точки зрения сердечных переживаний остается вопрос о том, что с животными происходит после смерти? Что писали святые отцы на эту тему? Мы, общаясь с животными, видим, что у каждого из них есть свой характер, какие-то личностные особенности, что же все это уничтожается со смертью плоти?

- Во-первых, в Священном Писании у нас есть прообраз Царствия Небесного, к которому мы все стремимся. Это - Ноев Ковчег, где каждой твари по паре. Святые Отцы в вопросе о посмертной участи животных проявляли разномыслие. Этот вопрос догматически никак не закреплен. Но мне лично ближе те Отцы, которые думали, что "животные несут след Бога" и имеют право быть в раю. Мы ведь достоверно не знаем как устроен рай, и какое "отделение" там могут занимать животные. Но мы ведь знаем, что любовь не умирает, потому и любовь человека к животному не должна уничтожиться совсем после смерти.

"О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь", - когда мы видим Божью Матерь, держащую под своим покровом весь мир - мы видим образ рая.

Еще одна икона рая есть у пророка Исайи, когда лев ляжет с ягненком, ребенок со змеей.

- Но здесь существует возможность другой крайности. Помните, как об этом писал прп. Силуан Афонский - привязанность к животному может заменить любовь к человеку. Животных не стоит к себе приближать, даже гладить их нужно остерегаться.

- Каждый старец, каждый святой индивидуален. Прп. Силуан он же крестьянин был. У крестьян (и меня всегда это удивляет) отношение к животным безумно любовное, а потом того, кого они так любят, они могут зарезать и съесть. Если любимая собака вдруг начнет днями, месяцами выть под окнами, ее запросто пристреливают.

Надо сказать, что в целом рациональное отношение к животным я видела еще и в Греции, как массовое явление. Это можно назвать "южным отношением к животным". Животные живут исключительно на улице, им не дают ни питья, ни воды. Многие мои знакомые из-за этого даже перестали ездить в Грецию, потому что тяжело постоянно видеть страдающих животных.

- В отношении христиан к животным существует зависимость от общего мировоззрения человека, которое В.В.Розанов хлестко обозначил как "мироприемлющее" и "мироплюющее".

- Конечно, ведь дело в том, что наше спасение - это не спасение отдельное атома, который оторван от всего. Об этом много писал прп. Максим Исповедник, а из светских писателей наш Федор Михайлович Достоевский: "Всякий за все перед всеми виноват". Помните, в "Братьях Карамазовых": "Простите птички!"

- В чем разница между "православной экологией" и "религией экологистов"? И нужно ли вообще православным сугубо заниматься экологией?

- Разница большая. Есть радикальный экологизм, который считает, что в природной катастрофе виновато христианство со своим антропоцентризмом. Человек поставлен в центр мира и в гордыне своей уничтожает тварь. Но, как мы уже сказали, подлинное христианское, святоотеческое отношение к твари оно совсем другое. Мы все связаны друг с другом, через освящение всего мира, мы только можем спастись.

У нас, православных есть учение об обожении, о том что "последний таракан не должен плакать", а не то, чтобы: "я спасен, а до других, до всего мира мне дела нет".

>- Хочу вернуться к тому, о чем мы уже говорили: в наше время должное отношение к твари существует в первую очередь в монастырях. Люди живут на природе, любят ее, трудятся и кормятся ее плодами, но при этом их отношение не грубо крестьянское, а одухотворенное. Я до сих пор под огромным впечатлением от того, как в Тервеничах матушки разговаривают с коровками, козочками, собаками. У каждой матушки в келье кошечка. Я впервые (хотя много раз бывала в этом монастыре и в других монастырях) увидела, что это не только обитель людей, но и обитель зверей.

- Ориген пишет, что когда Адам давал имена животным он учился любить на разных стадиях. А потом, когда он уже обучился любви, через любовь к животным, ему дана была Ева.

Поэтому можно сказать, что это наша христианская обязанность, "память о рае" - любить животных. К этому надо приучать детей с младенчества. Как писал опять же Розанов: "каждый ребенок должен держать на груди котенка и ласкать его, разговаривать с ним, ухаживать за ним. У ребенка должен опыт совместной жизни с животными. И тогда он откроет, что в животном мире есть своя структура отношений - привязанность, дружба, верность. И мы не одни живем на белом свете, а вместе с нашими "братьями меньшими".

И надо благодарить Бога за то, что все это еще есть, что наш мир еще живет природной жизнью.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Горичева
Все статьи Татьяна Горичева
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31