За нашу Победу!

Вместе с государством, на благо общества

"Особенность православной общественно-политической деятельности в том и состоит, что это борьба не за власть, а за общество".
В.В.Лебедев, председатель Союза православных граждан



"Подальше от власти" - так озаглавлен материал ответственного редактора "Церковного Вестника" Сергея Чапнина, посвященный нынешним реалиям "православной политики", и опубликованный не так давно "Политическим Журналом". В нем автор пытается утвердить свой взгляд на связанные с феноменом православной политической активности вопросы, и заявляет: Церковь "отказывается от образа политического православия".

Подобные утверждения представляются достаточно спорными. Сергей Чапнин пишет о том, что "православные политические проекты" доказали свою неэффективность, что политические организации мирян "не вызывают такого доверия как люди в рясах", что попытки Церкви наладить диалог с политическим партиями малоперспективны. Ситуация взаимоотношений с государством на сегодняшний день описывается достаточно точно; но это описание само по себе никак не дает основания для подобных выводов, а к тому же и неполно: та же инициатива по созданию православного телеканала федерального значения - есть, безусловно, решение политическое: власть, осознавая угрозу дестабилизации, понимает стабилизирующую роль традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви. Для этого и создается телеканал; безусловно, для православных в осуществлении любой, и политической, и информационной деятельности, первичны не политические, но религиозные аспекты. Телеканал нужен нам для проповеди, для утверждения веры, традиции, традиционных духовно-нравственных ценностей. Но сама по себе православная проповедь несет стране благо, и государство начинает это осознавать. "Границы государства не есть границы Церкви. Но постольку, поскольку государство отражает и защищает общественные интересы, государство и Церковь - союзники (В.В.Лебедев). Достаточно правильно говорится и о важнейшей роли Основ социальной концепции. Действительно, "разработка этих документов не означает, что сама церковь хочет сформулировать заказ на православную идеологию". Но при этом совершенно упускается из виду, что сами "Основы" и формулируют идеологию православного действия, возможного, осуществимого и осуществляющегося в рамках самых разных, в том числе - и политических проектов.

При всей своей внешней благообразности рассуждения Чапнина приводят к достаточно опасным результатам: чего стоит одна идея о том, что, оказывается, даже в праздновании юбилея Победы Церковь принципиально дистанцировалась от государства! "С одной стороны, церковь предложила обширную программу празднования во многих городах России. И это не случайно. Именно в годы войны церковь получила возможность чуть более открытого и свободного служения. Пасха в победном 1945-м пришлась на 6 мая и символично совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца. Так и церковные торжества в 2005 г. были приурочены к этой дате, государственные - к 9 мая. Ни патриарх, ни другие церковные иерархи не участвовали в программе государственных торжеств, дистанцировавшись тем самым от государственного официоза".

Удивительно, что редактор "Церковного Вестника", официального, напомним, издания нашей Церкви, не знает позицию Патриарха, в своей речи, посвященной юбилею Победы, обратившего особое внимание на вопросы церковно-государственных отношений в годы испытаний для народа нашей Родины! Общеизвестно, что Святейший Патриарх, а на региональном уровне - епископы, принимали активное участие в праздновании Дня Победы 9 мая. По словам же Чапнина, редактора официального церковного издания, выходит, что: Патриарх и Церковь в целом официально не признают государственных торжеств по случаю юбилея Победы; принципиально игнорируют официальные мероприятия; вообще - не считают Великую Отечественную Войну действительно Отечественной! "С одной стороны, история Великой Отечественной войны неразрывно связана со сталинским режимом и государство не может об этом не помнить, но с другой - именно Сталин приложил все усилия для уничтожения православной церкви. И, с этой точки зрения, становится понятным, почему в храмах служились панихиды о погибших воинах, но без благодарственных молебнов, на которых возносятся молитвы о победившей власти. Здесь церковь четко разделяет Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную. В дни памяти воинов 1812 г. благодарственные молебны служатся во всех храмах".

Это - неправда. В православных храмах 9 мая служились благодарственные молебны. Иначе и быть не могло, и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно примитивного поиска информации в интернете. Вот только один из примеров:

"5" мая 2005 г.
Ц И Р К У Л Я Р

ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ,
НАСТОЯТЕЛЯМ И НАСТОЯТЕЛЬНИЦАМ МОНАСТЫРЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Санкт-Петербургское Епархиальное Управление по благословению его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА, сообщает, что в связи с отмечаемой 9 мая 2005 года знаменательной датой - 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне - благословляется утром 9 мая 2005 года во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии совершить благодарственный молебен с колокольным звоном.
9.00-9.05 - колокольный звон;9.05 - 9.25 - благодарственный молебен.

Секретарь Санкт-Петербургского
Епархиального Управления
протоиерей
Геннадий Бартов


Собственно говоря, подобные циркуляры - лишь формальность; православные русские люди не нуждаются в особых напоминаниях для того, чтобы благодарить Бога в священный для каждого день Победы. Стоит вспомнить также и о том, что в годовщину памяти воинов 1812 года также не служатся молебны "о победившей власти": ни, к счастью, советской, ни, к сожалению, императорской власти в современной России нет, и служить о них молебны бессмысленно. Сама постановка вопроса об этом абсурдна. Очевидно, что противопоставление Церкви, и всех, для кого День Победы есть праздник - это противопоставление Церкви не только государству, но и обществу в целом. День Победы ценен для нас еще и потому, что именно в этот день нет никакого противоречия между обществом и властью. День победы - это праздник для всех. Если этот день - не праздник для Чапнина, если он лично не считает великую войну Отечественной - то никакая его должность не дает ему права говорить от имени Церкви.

"Позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое "творцами нового мира" изначально мыслилось как антирелигиозное" - так говорил Святейший Патриарх на посвященной Победе православной конференции. "Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии" - вот слова Патриарха! Говорить о непризнании Церковью великой Победы, о непризнании войны Отечественной - не просто кощунство, но вовлечение Церкви в орбиту модного в последнее время антироссийского, ревизионистского проекта по пересмотру итогов Великой Отечественной Войны! Таким образом, Церковь противопоставляется не только государству, но, повторим, и обществу, оттесняется в "православное гетто".

Выше мы уже говорили о несостоятельности попыток похоронить "православную политику". Неэффективными могут быть попытки отдельных партий "оправославить", по выражению В.В.Лебедева, свою внеправославную идеологию. Но может быть и уже является эффективной деятельность православных общественных организаций и Церкви по внесению православных принципов в те политические проекты, которые Православию не противоречат. Собственно, без осуществления подобной деятельности современная российская политика неизбежно вступает в противоречие с коренными нуждами народа. Закрепление особой роли традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви; преподавание Основ православной культуры как составляющей федерального образовательного компонента; актуализация роли Церкви как нравственного арбитра современного общества (о необходимости этого пишет и Чапнин) есть важнейшие не только для Церкви, но и для общества задачи, внеполитическое решение которых невозможно. Россия неполноценна и невозможна без Православия, без Церкви. Российская политика без православной политики - неэффективна и не отвечает интересам общества. Помимо действующих православных организаций есть и Всемирный Русский Народный Собор. Это - актуальная, реально действующая форма диалога Церкви, общества, власти. Это - инструмент православной политики. В этом году он был посвящен Победе над фашизмом и тому, что нам необходимо для победы над терроризмом. В единстве Церкви и общества, в равноправном взаимодействии Церкви и государства на благо страны - залог нашей победы!
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Илья Агафонов:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сергей Житинский - вебмастер РНЛ
04.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019