Христианство и СМИ. Некоторые неюбилейные принципиальные соображения

Выступление на заседании, посвященном 10-летию газеты "Радонеж"

Понимая, что сегодняшний наш вечер юбилейный и не желая слишком утомлять присутствующих, я все же рискую поделиться с вами некоторыми принципиальными соображениями о месте и роли христианской прессы в современном, по преимуществу секулярном, мире.

Прежде всего, совершенно очевидно, несмотря на выражаемый некоторыми осторожный оптимизм, что в информационном поле современного мира (и в том числе современной России) Церковь и вообще христианство живет в условиях самой настоящей осады. Сколько бы ни взывали наши владыки к совести светских журналистов, сколько бы ни призывали их проповедовать Слово Божие, ясно, что в реальности большинство светских журналистов заняты (и, по-видимому, в ближайшее время останутся заняты) совершенно другим. Именно либерализм, либеральный тезис современного постмодернизма об относительности всех ценностей, отрицание их иерархии, а отнюдь не Евангелие и десять заповедей, являются мировоззренческой основой их деятельности. Поэтому мысль о формировании альтернативного, параллельного медиапространства, которую все чаще высказывают в последнее время, представляется вполне верной. Нужно только помнить, что миссия Церкви осуществляется все же не в безвоздушном пространстве, а в реально существующем мире, и поэтому невозможно при ее осуществлении этот самый мир абсолютно игнорировать. Поэтому формирование параллельного, альтернативного медиапространства должно органично сочетаться с освоением в интересах Церкви информационного пространства, уже существующего. Опыт подобного рода попыток имеется. Это, в частности, многолетнее сотрудничество ряда православно-консервативных авторов со старыми "НГ - Религиями", которое порой давало, хотя и не стопроцентный, но все же какой-никакой результат.

Здесь нельзя не сказать об очевидной лживости постоянных заверений наших либералов об их приверженности "плюрализму" и "терпимости". Опыт свидетельствует, что как только "плюрализм" реализуется на практике (то есть мы получаем равные с ними информационные возможности, хотя бы в рамках какого-либо отдельно взятого медиапроекта), то в условиях честной и открытой дискуссии либерализм тут же начинает проигрывать и стремительно сдает позиции, публично демонстрируя лживость, демагогичность и шаткость своих мировоззренческих и практических оснований. Так было, к примеру, когда нам была предоставлена возможность свободно подискутировать с нашими либеральными оппонентами по поводу "Основ православной культуры" в рамках телепрограммы С.Шустера "Свобода слова". (Что, по мнению некоторых, явилось одной из причин весьма скорого снятия Б.Йордана с поста гендиректора НТВ и закрытия самой программы). Либералы могут удерживать какой-то относительный контроль над общественным мнением только за счет отсутствия реального плюрализма, за счет жесткой монополии в информационной сфере. (Которая ныне плохо маскируется чисто виртуальным "патриотизмом" и верностью политике Президента). Поэтому необходимо как раз, опираясь на Конституцию и закон о СМИ, упорно настаивать на формальном соблюдении принципа плюрализма, добиваясь для Церкви (представляющей, как никак, русское православное большинство) и православной общественности по меньшей мере равных информационных возможностей, наряду с другими субъектами информационного процесса и общественной жизни. При этом необходимо помнить, что любое профессиональное выступление православного журналиста (в отличие, скажем, от проповеди священника или богословского исследования) должно быть светским по форме и православным по содержанию. Только в этом случае оно может достичь своей цели. Я ответственно утверждаю, что если бы в нашей стране соблюдалось реальное равноправие в информационной сфере, то через год, в условиях настоящей свободы слова, люди бы вообще забыли, что такое либерализм!

Крайне порочным является известное мнение (разделяемое даже и некоторыми идеологами и публицистами, претендующими на некую "православность") о том, что якобы дело православных журналистов и православной прессы в целом должно быть ограничено проповедью и миссией, а любой аналитический материал по природе своей может быть написан только с сугубо светских позиций (мысль, которую упорно отстаивает, в частности А.Щипков). Это крайне ущербный и вредный подход, загоняющий нас в информационное гетто, заведомо лишающий нас возможности бороться за серьезное влияние в объективно существующем, светском медиапространстве. В том-то и дело, что "православность" - это не столько стиль и форма, сколько внутренний настрой, стержень души. Она определяет принципиальные подходы, без которых немыслима никакая так называемая "аналитика". Кому-то очень хочется, чтобы Церковь и православие навсегда остались принадлежностью сугубо маргинальной сферы, а светское, так называемое "гражданское" общество продолжало жить по не то чтобы внецерковным, но просто антихристианским законам. Мы, безусловно, выступаем за "открытость" Церкви (а православная пресса относится, безусловно, к наиболее внешним сторонам церковной жизни), но это должна быть активная, миссионерская открытость, ничего общего не имеющая с принципиальными компромиссами с "миром".

Особую опасность представляет внесение либерализма, либеральных представлений (то есть скрытого безбожия) внутрь самой Церкви. Это явление гораздо сложнее распознать, чем открытую, внешнюю войну с Церковью. Именно разжиженное, выхолощенное, мутировавшее "либеральное христианство" лежит в основе и кощунственно-пренебрежительного отношения к святым, и попыток внести в Церковь расколы и разделения, навязать дискуссию по ничтожным дисциплинарным вопросам, и замалчивания принципиальных оценок, даваемых нашими богословами разного рода маргинальным парацерковным движениям. Именно либеральная мутация церковного сознания приводит к мнению, что внешний, внецерковный мир, построенный на принципиально антихристианских основаниях, может и должен быть не объектом миссии Церкви, но субъектом равноправного диалога с нею, и конечная истина о мире не является изначально данной в божественном Откровении, а может лишь родиться в результате такого диалога. Показательно, что последнее мнение принадлежит человеку, занимающему официальное положение в Церкви, а именно - "консультанту" Синодальной богословской комиссии А.Кырлежеву. Либеральное христианство особенно опасно, когда пытается прикрыться авторитетом официальных синодальных учреждений и уважаемых иерархов, при этом еще и дезинформируя последних.

Справедливости ради следует отметить, что в последнее время усиливается и опасность "справа", происходит фактически прямая смычка либеральных экстремистов и радикальных "фундаменталистов" в их войне с Церковью, сколько бы они не враждовали друг с другом. Яркий пример - деятельность небезызвестного М.В.Назарова (в недавнем прошлом - весьма глубокого и интересного православного писателя), записавшего в "апостасийники" уже не только иерархию РПЦ МП, но и большую часть иерархии РПЦЗ, сразу после того, как там был взят курс на сближение с Патриархией.[1] Назаров прямо призывает к расколу, объявляя своей целью создание так называемой "церкви последних времен".

Печально, что такого рода люди обладают немалыми информационными возможностями, получая немалую подпитку и из-за рубежа. Яркий пример - газета "Русь православная", издаваемая небезызвестным К.Душеновым, которая выпускается на американские деньги, поступающие через Грецию (эта версия источника финансирования газеты "Русь Православная", насколько нам известно, не соответствует действительности - Ред.).

Редакция "Радонежа" всегда шла "царским" путем, не замалчивая принципиальных вопросов, но всегда ставя их и при этом никогда не скатываясь к экстремизму и антицерковной деятельности. Позиция "Радонежа" - это подлинно церковная, умеренно-консервативная позиция, тщательно выверенная на основе Предания, творчески приложенного к актуальным проблемам современной жизни. Нельзя с современным человеком разговаривать на языке XVI века, но и невозможно сдавать те принципиальные позиции, без соблюдения которых Церковь перестает быть Церковью, перестает выполнять свою миссию. В нынешнем неспокойном мире общество "Радонеж" - это в подлинном смысле одна из тех ячеек параллельного социума, которая, в числе других, является залогом будущего православного возрождения. На фоне всей либеральной демагогии мы не должны бояться сказать, что православная пресса в нашей стране ныне - это действительно самая свободная часть прессы, ибо ее внешняя свобода восходит к свободе внутренней, к свободе во Христе. Ради этой свободы, ради того, чтобы все окружающее нас общество устроялось по Христовым заповедям, мы действуем, будем действовать и впредь.


СНОСКИ:
1. См.: Назаров М.В. "Диалог РПЦЗ и МП: "Соединение может быть только в истине". М., "Русская идея", 2004.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Семенко:
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
«Раскол всегда порождает новые расколы»
На заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги 2019 года
11.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Похоже, знаменитый блогер договорился до статьи УК РФ
07.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей
06.12.2019
«Мы будем выглядеть фанатиками, если мы запрещаем людям причащаться»
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в Причастии неправославным
06.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Георгий
06.11.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019