Судьбы России и молитва Божией Матери
Торжества по случаю возвращения иконы Тихвинской Божией Матери заставляют нас вспомнить историю другой, почитаемой на Руси иконы, - Казанской Божией Матери. Ровно 100 лет тому назад, 29 июня (12 по н.ст) июля 1904 года эта великая святыня была похищена из Казанского Богородицкого женского монастыря в Казани. В то время духоносные мужи понимали, что это недобрый знак. Священномученик Гермоген (Долганов), в ту пору епископ Саратовский и Царицынский, видя бессилие полиции, пытался даже самостоятельно организовать поиск святыни, но ни его старания, ни полицейские розыски не дали результата. Мы так до сих пор и не знаем, где находится подлинная Казанская. Как известно, Ватикан претендовал на то, что русская святыня находится в его недрах, однако, существуют немалые сомнения в том, что Папа Римский обладает подлинником иконы. Скорее, это один из списков.
Таких списков на протяжении столетий было сделано немало. Есть среди них и чудотворные, почитаемые народом Божиим. Самые известные пребывают в Казанском соборе Санкт-Петербурга и Богоявленском (Елоховском) соборе Москвы.
В начале ХХ столетия было сделано несколько списков и с той иконы, которую Петр Великий привез в северную столицу. Эта икона хранит Санкт-Петербург уже 300 лет и находится в Казанском соборе. С ней связана "блокадная история", - перед "петровской" санкт-петербургской Казанской молился митрополит гор Ливанских Илия, приехав в Россию после войны, засвидетельствовать ходатайство Божией Матери, в иконе ее Казанская явленное, за русский народ в мировой бойне.
Что же касается подлинника и его исчезновения, каждому знакомому с историей России ясно, что судьба иконы знаменовала перемены судеб нашей Родины. Икона была обретена в 1579 году, вскоре после взятия Казани русскими войсками. Царь Иоанн Васильевич Грозный, в чье царствование произошло это чудесное событие, повелел построить на месте явления церковь и женский монастырь. Первой инокиней, а затем настоятельницей его стала девица Матрона, через которую и был обретен святой образ...
А вскоре на Руси разразилась страшная смута. И тогда стал понятен державный смысл обретения иконы. Именно Казанская икона Божией Матери сопровождала ополчение Минина и Пожарского и торжественно вошла с русским воинством в Москву. В память этого события князем Дмитрием Пожарским был специально построен Казанский собор на Красной площади, а Церковь установила специальное празднование Казанской иконе 22 октября. Позднее икона вернулась в Казань, а для московского Казанского собора с нее был сделан список.
Казанская икона Божией Матери была так же духовным основанием Императорского Санкт-Петербурга. Но, видимо, вся страна в целом к началу ХХ столетия так далеко отошла от путей спасения, что Царица Небесная отвернула Свой лик от "ленивых и лукавых рабов". И после того, как она ушла, - а по благочестивой традиции принято считать, что святыни "сами себя охраняют" (так, например, говорил о Тихинской иконе ее хранитель митрополит Иоанн), - в России начались бедствия. Сначала - неудачная русско-японская война, закончившаяся позорным поражением России, потом "первая революция", которая растянулась на несколько лет и унесла немало жизней. И, наконец, катастрофа 1917 года.
В истории России постоянно прослеживается соответствие между внешней ее судьбой и внутренним состоянием народного духа. И пришла пора понять, что как грех привел к катастрофе, так покаяние способно привести к восстановлению России. Об этом пророчествовал прп. Серафим Саровский: "Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет, все восстанут против царя. Но Бог Царя возвеличит, произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних. Реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к великой славе".
Напомним, что прославление Преподобного состоялась в 1903 году, а через год уже начало сбываться высказанное им пророчество - была украдена величайшая святыня Казанская икона Божией Матери, и на Россию одно за другим обрушились бедствия.
Прп. Серафим в мощах своих вернулся к нам в 1991 году, торжества, которыми сопровождалось это возвращение, а так же всенародное празднование в прошлом году 100-летия прославления Старца, - напомнили еще об одном его пророчестве: "В Дивееве я буду проповедовать всемирное покаяние".
Дерзнем высказать надежду и предположение: если это подлинное настоящее покаяние народа русского свершится, если по молитвам прп. Серафима, св. Царственных Мучеников и всех Новомучеников Российских, Господь помилует Русь, то и подлинная икона Казанской Божией Матери к нам может возвратиться.
Мы верим, что святыня где-то сохраняется, потому что, как показывает история с многочисленными мощами, изъятыми в свое время большевиками, а также история других святынь, - они не уничтожимы, и до времени может быть сохраняются в тайне, чтобы в нужный момент явиться народу.
Кто знает, может быть, второе обретение иконы Казанской Божией Матери будет сопряжено с каким-то чудом. Как, например, Тихвинская икона явилась по воздуху, облетев полмира. Мы сейчас читаем об этом и верим, что такое могло быть в дни древние. А почему же сейчас ничего подобного произойти не может?
Если это будет необходимо для окончательного духовного пробуждения народа, для его сплочения, единства, Господь и Царица Небесная и в наши дни могут явить самое сверхъестественное чудо.
Но, конечно, думать нам нужно не о чуде, не ждать его и не мечтать о нем, а паки и паки повторять: "Господи, милостив, буди нам грешным... Молитвами Богородицы, спаси нас".
У прп. Серафима есть еще пророчество и том, что за одно только православие Господь может помиловать Русь. За одно только то, что мы останемся православными в окружении отошедших от веры отцов.
Людмила Ильюнина, Санкт-Петербург, Русская линия
Утраченное прощение
С "тыльной" стороны казанского кремлЈвского холма, открывается уныло-неприглядный вид на то, что раньше являлось самой знаменитой частью русской Казани. "Зачищенные" бомжами и бульдозерами старинные улицы, обрастающие безликими новостройками, кучи строительного мусора да "хрущЈвки" с проглядывающими за ними остатками построек знаменитого на всю Россию Казанского Богородицкого женского монастыря. Единственное, что радует глаз в столь печальном пейзаже - возрождЈнная из тюремных руин Пятницкая церковь: стройная, светлая, живая. Картина вполне привычная для современной Казани, лихорадочно готовящейся к своему эфемерному "миллениуму". Если, конечно, не вспоминать о том, что перед тобой то самое место, на котором в 1579 году произошло чудесное явление Казанской иконы Божьей Матери, освятившей собой крестный путь России и на многие века даровавшей ей державную силу и небесное прощение. Отсюда же она и ушла от нас сто лет назад, оставив незарастающую рану в православной душе русского народа.
Сто лет назад, не оценив в полной мере кошмарного небесного предзнаменования, наш народ позволил превратить себя в заложника дьявольских иллюзий, променял божественное прощение на земную вседозволенность. Сегодня, век спустя, мы вновь пытаемся обрести его, обращаясь к светлому казанскому образу. Только делаем это, как-то неуклюже...
Обстоятельства ухода Казанской иконы Божьей Матери из нашего мира общеизвестны. Следователи полиции детально, шаг за шагом, воспроизвели по словам очевидцев ход событий, эпизоды которого были похожи на сатанинский ритуал. Чудотворная икона была перевЈрнута ликом вниз, далее - топором - были содраны ризы, после чего она была разрублена и сожжена в печке. Шок в обществе был огромный: никто не мог поверить, что возможно такое святотатство. Поэтому, объявлялись якобы чудесно найденные иконы, во что люди хотели верить. Но экспертиза не подтверждала эти новые "явления" (иногда хватало простого сличения с фотографией оригинала).
Век спустя, история повторяется. ЕщЈ в 1970-х годах Папский престол, приобретший у потомков одного из русских белоэмигрантов список чудотворного образа, начал странную пиар-компанию, подхваченную спецслужбами США. Появились публикации в русскоязычном журнале "Америка", распространявшемся в СССР, удобную тему начали усиленно муссировать радиостанции "Голос Америки" и "Радио Свободы". Потом это как-то затихло, разбившись о том, что было им тогда не под силу.
Вновь эта тема с теми же "реквизитами", кочующими, как в провинциальном театре, из одной пьесы в другую, возникла в середине 1990-х годов. История как бы обыгрывается наоборот, шиворот навыворот, словно божественная литургия на чЈрной мессе. Ритуал, начатый вором Чайкиным, по сценарию Ватикана, должен завершиться в августе этого года в Казани очередным "явлением" непризнанного экспертизой оригинала. Несколькими годами ранее папские посланцы вышли на амбициозного казанского мэра Камиля Исхакова и влиятельного татарского национал-либерала Рафаиля Хакимова. После этого трасса "Казань - Ватикан" была проторена множеством представителей местной и западной элиты. Многим в Казани пришлась по душе сказка, сулившая выгодный туристический бизнес, религиозные гешефты и богатые строительные подряды (католический храм с колокольней под сорок метров со стоимостью строительства в несколько миллионов долларов, в котором задумывалось размещение списка великой православной святыни). Давались обещания по организации паломничества западных католических туристов в религиозные Нью-Васюки на Волге, где будет процветать храм всех религий под чутким патронажем Великого Понтифика. Для "россиян" какими-то немцами в духе слащавых рекламных клипов был отснят двухчасовой фильм о "всечеловеческом" подвиге католических каноников, спешащих возвратить нам национальную святыню.
Правда, на самом деле, речь шла всего лишь о перемещении иконы, которая после многомиллионного "пиара" и впрямь обрела немалую материальную ценность. По слухам, Ватикан даже застраховал икону на крупную сумму денег... от кражи и от пожара.
Условия "возвращения" иконы, основным из которых было строительство грандиозного костЈла в центре Казани, стали яблоком раздора не только между приверженцами Рима и РПЦ, но и между католиками и старообрядцами, так как заложили его в непосредственной близости от храма Во Имя Иконы Пресвятыя Богородицы Казанския. Были попытки навязать старообрядцам, знавшим "бега" и "гари", несвойственную им "толерантность" по отношению к католической братии, но должного действия они не возымели. "Как может примириться православный христианин во время страстной недели с тем, что у него за оградой уже празднуют Пасху?", - резонно спрашивал у городских властей нынешний старообрядческий митрополит Андриан (а в недавнем прошлом - епископ Казанский и Вятский).
Несколько раз представители русской и даже татарской общественности Казани, в том числе и погибший затем при загадочных обстоятельствах лидер русского движения Сергей Гаврилов, выставляли пикеты с требованиями прекратить ползучую ватиканскую экспансию, прикрывающуюся святым образом. Прискорбно, что против них выступили и отдельные экуменисты из числа местных православных священников (один из них даже принял участие в церемонии закладки католического костЈла).
Став достоянием всей России, очередная "казанская история" дала повод для размышлений о том, достойны ли мы, как народ, небесного прощения, если по прошествии ста лет позволяем превращать нашу великую святыню в разменную монету в своекорыстных политических и экономических играх?
Сергей Никитин, Игорь Алексеев, Казань, специально для "Русской линии"