А ведь десять с лишним лет назад никто не ожидал, что Патриархом Всероссийским станет митрополит (тогда еще) Ленинградский и Ладожский Алексий (Ридигер). У власти еще были коммунисты, действовал Комитет по делам религии, его служащие провели привычную им работу и ожидали, что Архиерейский Собор прислушается к мнению власти и выберет того, кандидата, которого они рекомендовали... Это был достойнейший, старейший иерарх нашей Церкви покойный митрополит Питирим (Нечаев). А простые верующие люди думали, что выберут митрополита Филарета (Денисенко), нынче лишенного сана и анафематствованного, - потому что он был назначен местоблюстителем после кончины Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Но Бог судил иначе...
Памятно то время, когда пришла к нам весть о том, что Патриархом избран владыка Алексий и памятны те слова, которые были сказаны старцем-архимандритом Иоанном (Крестьянкиным): "Бог дал нам Патриарха. Его служение будет исповедническим". Их передавали в те дни из уст в уста с особым воодушевлением. Тогда казалось, что речь идет об очередных гонениях, о грубом притеснении Церкви, но теперь справедливость этих слов открывается в совершенно ином значении.
Исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Алексия состоит в том, что он ведет вверенный ему корабль церковный "царским путем", избегая крайностей, он соблюдает в своих делах, словах и решениях "золотую средину". Но, как известно, "центристская позиция" всегда вызывает неприязнь у людей крайне настроенных, и тут "правые" и "левые" сходятся в негодовании и недовольстве, упрекая Святейшего, одни - за излишнюю либеральность, другие - за излишний консерватизм.
Но не только "ревнители" с двух сторон вносят в Патриаршее служение Алексия II исповедническое начало, но и все мы - простые русские люди. Нельзя сказать, что мы с должным вниманием относимся ко всем, так сказать "программным" высказываниям нашего Архипастыря. Так не раз приходилось слышать и от верующих, и от неверующих слова недоумения и недовольства по поводу того, что "Патриарх молчаливо взирал на то, как грабят страну и уничтожают русский народ". А между тем, достаточно внимательно прочесть интервью и речи, которые произносил Алексий II в 1990 годы, чтобы убедиться, что он постоянно обращался к социальным проблемам, он постоянно говорил о беззакониях, которые творились при "ельцинском режиме". Но говорил об этом не в агитационном и хамском тоне, а по-пастырски соболезнуя, сетуя о страданиях народа. Не желая понимать тактичность и дипломатичность позиции Святейшего, некоторые верующие уже в самом начале его служения начали образовывать различные раскольнические движения.
Многих от неразумных и предательских по отношению к Церкви поступков в свое время остановило письмо старца Софрония (Сахарова), которое он написал в ответ на высказанное письменно старцем Псково-Печерского монастыря архимандритом Адрианом беспокойство. Вспомним отрывки из него, которые и до сих пор остаются актуальными: "Разруха, причиненная 70 летним самым безумным гонением против Христа, действительно разорила Церковь. И так как за эти 70 лет народ был отрезан от настоящего учения Церкви за истекшие века, то сейчас наблюдается путаница в сознании людей....Но, разрушив всю культуру аскетическую и богословскую, большевики уничтожая людей и сжигая библиотеки, по Промыслу Божию не тронули структуру Церкви. И эта структура возглавляется современным Патриархом России Алексием II. Единство Церкви, цельность ее возможны теперь только в соединении в этой структуре". В том же письме сказано о том, что "это Богом избранный Патриарх", что всегда нужно об этом помнить и, какие бы смущения не появлялись у нас, почитать его.
В связи с этим хочется коротко затронуть вопрос, который стал в назойливой и бестактной форме повторяться в последнее время: дескать, нельзя забывать о том, что "Патриарх - это не Папа римский. Его слово не является законом". Да, действительно положение православного Патриарха отличается от положения Понтифика. Папа имеет власть приказывать, отдавать распоряжения, его слово - закон для католической паствы. Положение православного Патриарха во многом определяется его личным авторитетом и среди епископата и среди простых верующих. А лучше сказать: определяется той любовью, которую простой народ всегда (за исключением явных отклонений в ересь или безнравственное поведение) испытывает к своему Отцу, пекущемуся о всем народе Божием.
Приведем недавний пример: когда возникли сомнения и сеялись провокационные слухи по поводу обретенных в 1998 году мощей преподобного Александра Свирского, для многих колеблющихся решающим был тот факт, что Святейший сам приехал поклониться и приложиться к великой святыней. Позднее, его распоряжением был установлен и новый праздник - день Второго обретения мощей преподобного Александра 30 июля. Так же значимо было слово Святейшего и в отношении "екатеринбургских останков"... Правда, тот, кто упрямо повторяет "Патриарх - не Папа римский", будет продолжать думать по-своему, чтобы он ни услышал из уст Святейшего. И эти люди тоже сколачивают исповеднический крест для Патриарха.
Многолетняя келейница Святейшего монахиня Елевферия в недавнем интервью, опубликованном на сайте Православие.Ru, справедливо отметила: "Самое трудное - правильно направить человека. Нужна постоянная работа - и над собой, и над словом. Хочется что-нибудь сказать, но нельзя так сказать, чтобы "бах!" - и убил. Сказать надо так, чтобы человек понял. Или уж ничего не говорить в такой момент. Это умение очень важно и оно у Святейшего всегда было". Святейшему не позволительно "рубить с плеча", отвечать на все нападки на него лично и на Церковь, не "отмерив семь раз", - так чтобы, угодив одним, не задеть веру других.
Матушка Елевферия в названном интервью очень просто объясняет, как это удается Святейшему: он - прежде всего монах. Он от раннего детства получил правильное духовное воспитание и дар молитвы.
Недавно мы узнали (написала об этом и опубликовала редкую архивную фотографию газета "Вера-эском"), что в детстве наставником маленького Алексея Ридигера был прекрасный писатель, ныне прославленный исповедник Христов - В.Никифоров-Волгин. Известна духовная связь будущего Патриарха с Валаамскими старцами, переписка с летописцем обители иеромонахом Иувианом...
А сколько еще духовный тайн наших пастырей от нас сокрыто... Верующему человеку всегда должны быть памятны слова Апостола о "сокровенном сердца человеке", о том, что "каждый стоит перед Богом" - и духовные глубины души знает только Дух Святой.
Итак, подойдя к празднованию 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Алексия II, возблагодарим Бога, что Он дал нашей Церкви такого Предстоятеля, который умело отвечает "на вызовы времени" и при этом не теряет связь с Вечностью.
Людмила Ильюнина, Русская линия