Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец

Игумен  Николай  (Парамонов), Русская народная линия

23.12.2003


Беседа обозревательницы Русской линии Людмилы Ильюниной с настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни игуменом Николаем (Парамоновым)

Как на Церковь смотрят "внешние"

Людмила Ильюнина: Внимание общества все более и более обращается к Церкви. Вероятно, это нужно назвать отрадным "знамением времени". Но, представляется, что все-таки оценка этого "поворота к Церкви или возврата к вере" не может быть однозначной.

Игумен Николай:Весь вопрос в том, как люди смотрят на Церковь. Что они понимают под Церковью. Приходится признать, что у большинства "обращающих внимание" существует ошибочный, ложный образ Церкви.

Какие взгляды на понятие "Церковь" имеются в современном мире? Их можно перечислить.

При отрицательном отношении к Церкви она будет определяться так: "А, религия? - Ну, это все эти сектанты, попы - понятно!

- Религия? - Ну, это то, что отвечает на вопрос, есть ли что-то там за гробом? - да это фантазии, ничего про это не известно.

- Религия? - Да это обряды, культура..."

Так чаще всего на Церковь смотрят люди либеральных ценностей, они рассматривают ее как конкурентную силу в борьбе за умы. Потому стараются дискредитировать. Я еще перечислил мягкий вариант отзывов, а могут быть и более грубые. Самая характерная установка при грубом неприятии Церкви: "Попы хорошо живут. Они приладились, почувствовали ветер перемен - и хорошо устроились. Они ритуалисты, у них своя кампания, они по-своему дружат с властями, у них свой круг".

При положительном отношении набор образов Церкви будет таков:

Церковь - это: бюро ритуальных услуг (самое распространенное, первое место занимает именно этот образ).

Церковь - это то место, где можно избавиться от сглаза, порчи, и, вообще нужно туда заходить иногда - а то, как бы чего не вышло. А иногда выходит и удача - помолился и получил квартиру или машину. Таким образом, к Церкви относятся как к гаранту безопасности. Пошел, пошаманил - вроде, как обезопасился.

Церковь, как аптека, как пожарная команда, когда горе случилось у человека.

Все названные взгляды чаще всего существуют вперемешку, но, в сущности, их немного.

И последний - Церковь, как хранительница культурного языка - это взгляд интеллектуалов, педагогов.

Взгляд на Церковь в основном определяется потребностями людей: те, кто Церковью не интересуются, она им и не нужна; а те, кто интересуются, у них есть потребности, вот, исходя из них, они и смотрят на Церковь.

Людмила Ильюнина: Так утверждается потребительское отношение к Церкви. Но, в том, что вы перечислили, хотя и на мифологическом уроне, все-таки присутствует признание таинственной мистической природы Церкви. В последнее же время все чаще на Церковь смотрят, как на обычную организацию, подобную всякой другой, ставящей перед собой политические и общественные задачи.

Игумен Николай: Да, это так. Могу привести пример: Недавно выступали в прямом эфире по телевидению игумен Вениамин (Новик) и Яков Кротов. Московская студия. Мирянин вопрос задает: "Ну вот, вы же нормальные люди, по человечески говорите, а то по телевизору кукол каких-то показывают ряженых. Они там все кругами ходят, что-то непонятное говорят. Почему они такие?" Ему понравилось, что о церкви говорят как об организации, члены которой полны недостатков.

Сон разума порождает чудовищ. Чудовища - это неправильные взгляды на проблему. Пользование готовыми трафаретами. Безбожная власть за 70 лет породила неправильный стандарт мышления о Церкви. Или это: попы - умные, хитрые, ловкие жулики (самый распространенный взгляд у коммунистов). Они держат людей в религиозных предрассудках, для того, чтобы жить в роскоши. Это один из сильнейших синдромов. "Смотрите, какие у них машины, а как они живут, посмотрите, какие они толстые - они вовсе не голодные! А эти темные старушки? Как называл их в своей статье один писатель в Псково-Печерском монастыре, в застойное время - богомокрицы и богосаранча - это о тех церковных бабках в черном, которые носятся туда-сюда около монастыря. Они не пропадут, смотрите, им все носят".

Второй стандарт тоже еще действует: в церкви собрались отсталые люди, дикие. "Почему они просвещением не занимаются? Потому что люди начнут разбираться и перестанут к попам ходить, церковь обеднеет и закроется". С этой целью, между прочим, издавали 12 томов толкований на Евангелие, на Библию (шведские издательства). Думали, народ прочитает и не будет ходить в храм, раз все узнает про Библию.

Откуда возникает "проблема Церкви"? Когда возникает какой-то вакуум вокруг и в умах людей. Начинаются поиски альтернативы, идеологии, мысли, призванной руководить людьми.

Людмила Ильюнина: Отец Николай, все-таки мне представляется, что описанная вами реальность отходит в прошлое. Вернее адептов описанного вами идеологического отношения к Церкви становится все меньше. Люди сейчас в основном приходят в Церковь, как в лечебницу, за утешением. Потому что душа скорбит.

Игумен Николай: Происходит естественная смена поколений. Идеологически настроенных людей действительно становится все меньше. А то, что люди сейчас ищут везде, где только можно (и нельзя) утешения, это правда. Дай Бог, чтобы все-таки они получали утешение в церкви. А это уже зависит от пастырей.

Как смотрят на Церковь прихожане

Людмила Ильюнина: Для большинства "внешних" Церковь действительно остается "миром непознанных возможностей", но так ли уж далеко ушли от них и постоянные прихожане наших храмов? Можно ли сказать, что все мы уже обладаем правильным православным мировоззрением или церковным сознанием?

Игумен Николай: На этот вопрос можно найти ответ в статье монахини Марии (Скобцовой) "Типы религиозной жизни". Различия, которые мать Мария видит в религиозной жизни людей в целом, относятся и к отношению к Церкви. Она выделяет следующие типы: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и евангельский.

Человек с синодальным типом религиозности видит в Церкви оплот своего патриотизма, оплот государственной мощи России. Быть в Церкви для него - это значит быть русским, следовать традиции.

Уставщический тип смотрит на Церковь как на самодостаточную структуру. Для таких людей важно получить "определенные и конкретные директивы, - как веровать, за что бороться, как себя вести, что говорить, что думать". Церковь - это организация, которая дает директивы и важно научиться неукоснительно их исполнять. И быть полноправным членом "уставного сообщества".

Человек эстетическоготипа религиозности и внутри Церкви выделяет "малое стадо", которое способно к глубоким "духовным переживаниям" и "толпу недостойных, находящихся за церковной оградой", а иногда и внутри ее, умеющих только бить поклоны, ни о чем не рассуждая, не умеющих оценить эстетическую и философскую глубину "храмового действа как синтеза искусств".

Аскетический тип религиозности, как и все вышеназванные, рассматривается матерью Марией, в его искаженном виде. Когда "аскетизм из средства достижения высших духовных ценностей становится самоцелью". Церковь такой человек воспринимает не как полноту жизни, а как "арену аскетических подвигов".

Последний - евангельский тип религиозности, включая в себе все положительные стороны вышеназванных трех типов, дает единственно правильный взгляд на Церковь. В центре церковной жизни для такого человека "стоит жертвенная, самоотдающаяся любовь Евхаристии". И приобщение к этой жертве вызывает жажду "охристовления жизни", всей жизни, так чтобы можно было сказать: "Уже не я живу. Но живет во мне Христос". И следованию по этому пути нет пределов и границ.

Людмила Ильюнина: Определения м.Марии дают возможность слишком расширительного толкования Церкви. Границы между Церковью и миром таким образом размываются. И, признавая меткость ее наблюдений над "церковной реальностью", с ней можно и поспорить. Причем в качестве оппонента можно привлечь того, кто был с детства ее учителем и другом - К.П.Победоносцева. Глубоко знавший и любивший реальную церковную жизнь (за что и оклеветанный либералами) обер-прокурор Св. Синода в статье "Церковь" доказывает, что идеалы, провозглашаемые м.Марией, как евангельские, правильнее назвать протестантскими: "Смотрите, - говорят протестанты, - я не терплю лжи, обмана, суеверия. Я привожу дела в соответствие и разум в соглашение с верой. Я освятил верою труд, житейские отношения, семейный быт, верою искореняю праздность и суеверие, водворяю честность, правосудие и общественный порядок. Я учу ежедневно, и учение мое близкое к жизни, воспитывает целые поколения в привычке к честному труду и добрых делах".

Игумен Николай: Победоносцев скорее подтверждает, а не опровергает мысль м.Марии. Особенно последней фразой, ключевое слово в ней - "привычка". То есть рационализм и формализм.

А как Победоносцев определяет православный взгляд на Церковь?

Людмила Ильюнина: Позволю себе длинную цитату. Потому что то, о чем пишет Победоносцев актуально.

"Кто русский человек - душой и обычаем, тот понимает, что значит храм Божий, что значит церковь для русского человека. Мало самому быть благочестивым, чувствовать и уважать потребность религиозного чувства; мало для того, чтобы уразуметь смысл церкви для русского народа и полюбить эту церковь как свою, родную. Надо жить народною жизнью, надо молиться заодно с народом, в одном церковном собрании, чувствовать одно с народом биение сердца, проникнутого единым торжеством, единым словом и пением. Оттого многие, знающие церковь только по домашним храмам, где собирается избранная и наряженная публика, не имеют истинного понимания своей церкви и настоящего вкуса церковного, и смотрят иногда равнодушно или превратно в церковном обычае и служении на то, что для народа особенно дорого и что в его понятии составляет красоту церковную.

Православная церковь красна народом. Как войдешь в нее, так почувствуешь, что в ней все едино, все народом осмыслено и народом держится.... Счастлив, кого с детства добрые и благочестивые родители приучили к храму Божию и ставили в нем посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровище на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав и для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом".

Константин Петрович невольно указывает здесь на главную причину современного ошибочного взгляда на Церковь. Таково духовное состояние нашего общества, - люди не воспринимают жизнь в единстве, она для них существует во фрагментарном виде. Отдельно - жизнь профессиональная, отдельно - жизнь семейная, отдельно - жизнь в Церкви, отдельно - жизнь государства, и отдельно - жизнь народная. Так и для тех, кто смотрит на Церковь со стороны, но, увы, так и для большинства из нас - постоянных прихожан.

Игумен Николай: Да, как говорится "Россия крещена, но не просвещена". Та же проблема была до революции. Была очень узкая прослойка богословов, и чиновническая реальность - огромное количество всяких бракоразводных дел, крестин, отпеваний - ритуализм был распространен, обрядоверие. А широкого массового просвещения народа христианским мировоззрением не было. Были люди, пытавшиеся этим заниматься: священномученики Вениамин, Серафим, Философ Орнатский, митрополит Антоний Храповицкий, - но было уже слишком поздно.

Спасение в просвещении?

Все проблемы общества есть и в церкви. Если один кто-то будет биться как рыба об лед, ничего не будет; он умрет, а дело его погаснет. Должна быть образовательная система и ей должна заниматься официальная Церковь - создавать образовательные курсы. А в Петербурге до сих пор нет духовного училища!

Людмила Ильюнина: По вашему мнению, поставить все на свои места может только просвещение? При чем не только миссионерски направленное, но и внутрицерковное? И одним из пунктов просветительства должно быть научение правильному отношению к Церкви? Но ведь умозрительными лекциями тут ничего не достигнешь.

Игумен Николай: Да, действительно существовала и существует ошибка любых школ, где идеей образования, знания хотели решить проблему опыта. Думали - дадим им знания, а опыт они сами приобретут. Антоний Храповицкий сказал на Соборе 1917-18 года, что надо не только разрушить наши Семинарии и Академии, но даже срыть фундамент, где они стоят, а построить их в местах христианского благочестия, там, где, действительно, в монастырях есть духовно опытные старцы, чтобы человек получал и образование, и знание, и опыт доброделания. Это уже был глас вопиющего в пустыне.

Перед революцией образование хотели перестроить на святоотеческий лад. После революции этим пытался заниматься последний ректор Академии архиепископ Феодор Поздеевский.

В Духовной Академии не было и нет такого предмета - аскетика. Сейчас у нас богословские школы, как за комсомолом, задрав штаны, бегут за Университетом. Сама учебная программа поставлена так, чтобы человек вообще о духовной жизни не думал. Думал бы о богословии, о филологии, об истории, а о том, как спастись, как избавиться от страстей, какое понятие надо иметь о христианской природе - этого нет. Даже один профессор МДА мне жаловался, что непонятно, куда мы идем. Студентов многопредметность заела, а самого "насущного на потребу" нет. Такая жалкая картинка. А что говорить о просвещении мирян. Образование, если будет носить такой случайно-непредсказуемый характер и святоотечески-непродуманный, приведет к той же трагедии, что и до революции.

Людмила Ильюнина: Еще до революции лучшие преподаватели Духовных Школ говорили о том, что просвещение должно быть ориентировано на святоотеческое наследие. Именно святые отцы и являются в первую очередь носителями православного мировоззрения. В их трудах мы находим том числе и правильное учение о Церкви.

Игумен Николай: Прежде всего я бы посоветовал читать отца последнего времени - священномученика Иллариона (Троицкого), его книгу "Христианства нет без Церкви" и другие его труды, все они посвящены церковности.

Но начинать, во главу угла надо ставить все-таки Священное Писание.

Есть 89-ое правило для приходских священников (дореволюционное), по которому он обязан после литургии заниматься воскресной школой, преподавать Слово Божие.

Как проходят, например, занятия у баптистов? Они дают задания, люди готовят отрывки из Священного Писания, берут книжки, по ним занимаются, - так происходят у них беседы. Каждый сообщает то, что он узнал за неделю. Вот так, самодеятельным путем они изучают Слово Божие. У них есть взаимопомощь и много чего интересного. А у нас батюшка - это все: и токарь, и пекарь, и бухгалтер, и строитель. А приход у нас в основном живет так: пришел - помолился, ушел - прохожане. Я не говорю о том, что у баптистов хорошо, а у нас плохо. Я говорю о том, что так ярко выразил Победоносцев, в процитированном вами отрывке. Церковь надо любить, к ней надо относится как к родной матери. И тогда ты начнешь видеть и понимать то, что, глядя со стороны, или относясь к ней потребительски пользуясь ею (и Таинствами в том числе) - никогда не увидишь.

Людмила Ильюнина: И все-таки можно ли говорить о том, что у каждого человека "свои отношения с Церковью"? Ведь бывает словами и не выразить какие они.

Это даже относится и к воцерковленным людям. Кто-то буквально заставляет себя регулярно ходить в храм в воскресный день и по праздникам. А кто-то бежит в церковь и готов проводить там целые дни. Кто-то в Церкви переживает молитвенное единение со всеми "предстоящими и молящимися". А кто-то, даже постоянно причащаясь из одной Чаши с собратьями, все же чувствует себя одиноким. И часто такие состояния существуют помимо воли человека. Есть ли все-таки какой-то общий рецепт, как полюбить Церковь, как обрести это чувство: "Кому Церковь не мать, тому Бог - не Отец"?

Игумен Николай: Надо признать, что настоящей общинности в церкви нет. Вместо общины во главу угла жизни Церкви поставлен священнослужитель. Гоняются за популярными священниками. По пословице: "В России, если березовый чурбак одеть в фелонь, рясу, и епитрахиль, - тут же найдутся поклонники". "Мироносничество" - такое движение есть только в России - это обожествление конкретного человека. Вывод опять-таки очень простой: у нас полностью отсутствует правильное религиозное образование и миросозерцание. Как выбирают священников? Одни - выбирают построже, потому что он - продвинутый батюшка, который проталкивает своего безвольного питомца, - вилами в рай заталкивает, потому что он все знает. "Послушание выше поста и молитвы" - бездумное повторение этой фразы свидетельствует о механическом взгляде на спасение. Доверься "крутому священнику" - и ты спасен. Другие - наоборот: чуть-чуть попостились, чуть-чуть помолились. Батюшка - либерал. "Все мы грешные, нет святых в пределах московской окружной дороги". Естественно, люди пастыря ищут по себе.

И часто от любви, от обоготворения батюшки переходят к ненависти. Если батюшка вдруг что-то по их мнению не так сделает, тут же бумажку - архиерею, а тот священника готов сослать на Соловки. У нас сейчас мирянин может сделать все, что угодно со священником. Его можно как хочешь оклеветать. Верить будут мирянину, хотя он - пришел-ушел, и все. Заказчик всегда прав, а попробуй этого заказчика попросить что-то сделать для храма. Он скажет: "Слушай, друг, я пашу целую неделю, а ты мне пытаешься указывать. Я должен придти, расслабиться, получить обусловленное удовольствие - и все. Я копеечку заплатил - и все". Ритуализм. И священники боятся - место потерять очень просто. А бывает и так: если человек долго в церковь ходит, он говорит: "А зачем мне вмешиваться? Пойдут всякие искушения, нестроения. Я уже пытался, в одном храме помогал - там такая война началась! Я теперь в другой хожу и ни во что не вмешиваюсь". На кого священнику опереться в приходской, общинной работе? Проблем у нас тьма.

Нам еще немало времени потребуется для того, чтобы восстановить формы и содержание истинной церковной жизни.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. : комментарий от Лехнов Э.Г.
2006-11-20 в 22:31

И еще.. Давайте уж прекращать приписывать собеседнику те взгляды, которые он не исповедует! У каждого человека свой темперамент, свои убеждения и порог чувствительности к неправде! Для одного камни с неба сыпаться будут, а он и бровью не поведет, а другого рукоположение еврея в священники может отвратить от прихода.. Я не знаю, какие убеждения у М.В.Назарова -Бог знает! Я могу отвечать только за себя и свою позицию. Я считаю, что она, вполне взвешенна и не расходится с каноническим правом. Глобальное наступление либералов по всем фронтам уже так достало, что хочется хотя бы в Церкви чувствовать себя изолированным от того духа, которым насыщен мир. Помоему это вполне естественное желание для христианина. Мне знакомо понятие "Послушание", и каким бы не был Патриарх, что бы про него не говорили - пока он является главой нашей церкви, я буду его поминать в молитвах и прочее, но, повторяю, желать большего - не грех! Я хочу, когда по телевизору показывают святейшего, гордиться им, а не смущенно переключать на другой канал, дабы не соблазняться.. Нечто подобное было, когда Ельцин был президентом - было стыдно, я понимал, что враги смеются над ним и это я воспринимал, как личное оскорбление - потому что смеясь над Ельциным, они смеялись и над нами, людьми, позволившими себя так одурачить! Повторю мысль, которую я уже высказывал - "Свято место - пусто не бывает". Церковь по своему назначению, должна быть духовным лидером нации, а духовенство - элитой общества, но если Она не выполняет этой задачи, позволяет себе навязать функции "Свадебного генерала", "Общественной, историко-культурно-религиозной организации", которая, хоть и молчаливо но благословляет творящиеся в стране безобразия, то место, которое должна занимать в государстве Церковь, занимает ее противник - сатана и сажает рядом с собой своих любимчиков. Посмотрите на нашу элиту и попробуйте на вскидку определить в ней количество не то что православных, но хотя бы этнически русских людей? Что, нравится? А ведь это четкий показатель духовного состояния общества! Если народ, выбирает себе в пророки и учителя не то что евреев, но комиков и лицедеев этой национальности, то это является двойным оскорблением для нации. Одно слово - мерзость запустения на месте святе! И ВАМ это нравится? В чьей компетенции находится духовное здоровье нации? В моих? Назарова? Душенова? Приходских священников? Нет друзья - у каждого члена Церкви своя мера ответственности и свой уровень компетенции. Да, каждый христианин ответственен за свою страну и, своим поведением он может или приносить пользу, или вред державе и Церкви, но цена ошибок простого прихожанина-мирянина и епископа - неизмеримы! Тут вчера митрополит Кирилл в очередной раз "порадовал" своей глубиной богословской мысли! У меня аж дыхание перехватило - "главная беда нашего общества, по мнению владыки, является падение НРАВСТВЕННОСТИ"! Если бы это сказал Путин, или Грызлов, то ни кто бы и внимания не обратил, но это говорит митрополит Православной Церкви! В христианском лексиконе, такое слово "нравственность"- отсутствует, есть ДУХОВНОСТЬ, но владыка Кирилл намеренно заменил ДУХОВНОСТЬ на "нравственность", дабы "адаптировать" Православие для понимания потенциальной аудитории. Казалось бы незначительный компромисс, но дело в том, что он один из МНОГИХ! Таких "компромиссов"- тысячи' позицию, за позицией наше священноначалие сдает их "новой элите", тем, кого в старые добрые времена с собой за один стол путный человек не посадил бы! А сейчас на них молятся! Каждое их слово ловят, как пророчество! Эх.. господа, я понимаю, конечно, что слова "Молчанием предается Бог" подвергаются критике о.Андреем Кураевым, но не примену их здесь повторить - Молчанием, предается Бог! А в нашем случае - НАРОД, паства! И вы будете еще говорить, что "такие как я призывают и расколу"? Опомнитесь! Не принимайте желаемое за действительность!
6. : комментарий от Лехнов Э.Г.
2006-11-20 в 18:01

Ну, то, что МК киритикуют Церковь, так это и славно! "на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал"! Не чего расслабляться! Не нужно забывать в каком мире мы живем! И священству нашему нельзя забывать, что за ними тысячи глаз следят. А разные "Бжезинские", они имеют все основания бояться Церкви - в Ее потенциале! Ибо история не раз уже доказывала, что Церковь может мобилизоваться и измениться до неузнаваемости в течение очень короткого срока! Давайте вспомним начало ХХ века - Церковь до 17-го и при "черносотенном" патриархе Тихоне это совершенно разные вещи! А что изменилось? Вот сами подумайте!
5. : комментарий от Коценко Александр
2006-11-17 в 13:41

Вот так простенько и четко обозначили базовые проблемы. Из них то и вытекают многие нестроения среди православных.
Добрые люди киньте ссылку на статью монахини Марии (Скобцовой) "Типы религиозной жизни". Спаси Господи.
4. : комментарий от Лехнов Э.Г.
2006-11-17 в 03:52

Хочу выразить пожелание редакторам сайта, что бы поместили статью посвященную анализу "полемики" Нила Сорского с Иосифом Волоцким. Мне кажется, что этот момент, как то незаслуженно, на мой взгляд - намеренно упускается из виду. Ну было и было.. Чего об этом вспоминать, типа. Но ведь вопрос решался, на мой взгляд основополагающий - какой путь предпочесть Церкви - светский, массовый, или аскетически сакральный. Увы, я не могу похвастаться достаточным знанием этого вопроса (по этому то и прошу, если есть такая возможность его кому нибудь раскрыть), и поэтому все сказанное далее, будет больше моими собственными мыслями, плодом долгих размышлений. Это на прямую связано с тем комплексом проблем, которые рассмотрены в главной статье темы, и с набравшей силу полемикой вокруг отношения к Патриархии "радикалов" и "умеренных". На мой взгляд, корень проблемы заключается не столько в пассивной, по мнению критиков, позиции нашей церковной Иерархии по отношению к происходящим в стране процессам апостасии, а в неопределенности, основной концепции, которая бы раз и на всегда определила - какое же место должна занять церковь по отношению к внешнему, апостасийному миру. Нил Сорский, на сколько я знаю, в имевшем место конфликте вокруг "монастырских земель", предлагал занять пассивную позицию - предоставить все на Волю Божию, по его мнению - Церковь должна стать центром молитвенного, таинственно-мистического объединения народа. Путь исихии, внутреннего делания, который, как свеча, как духовный маяк будет светить заблудшему человечеству. Переводя это на современный язык, можно сказать, что преподобный Нил, предлагал сделать Православие "Эксклюзивным продуктом". Игумен Иосиф, напротив настаивал на активном участки Церкви в жизни государства, за то, что бы Церковь стала мощным институтом, своего рода "государством в государстве", вполне самодостаточным для того, что бы не зависеть от капризов властей. И у того, и у другого пути есть как неоспоримые преимущества, так и существенные недостатки, но я не компетентен их пока рассматривать, не имея перед глазами всего материала. Я хочу сказать, что проблемы, которые мы сейчас имеем, начались из-за того, что церковь пошла не по одному из предложенных путей, а по середине! При чем эта "середина", отнюдь не являлась "Царским Путем", это был путь Лукавого уклонения от Истинного пути, предначертанного Христом - Жертвенного Служения, Несения Креста! Из концепции Нила Сорского, была взята лишь политика невмешательства в светские дела, а из Иосифа Волоцкого - внешняя пышность, великолепие и материальная самодостаточность (если не сказать изобилие). Думаю и тот и другой Святые Отцы, со скорбью взирают на то, что мы, браться и отцы сейчас имеем! Нынешняя церковь, лишь благодаря труду и подвигу отдельных подвижников является центром народного почитания, народ ездит по деревенским приходам ища истинных "последователей Нила Сорского" батюшек-молитвенников, вокруг которых формируются целые приходы из духовных чад. Вот об этой Церкви говорил Бжезинский, называя "последнего врага нового мирового порядка". Думаю, вряд ли он имел в виду патриаршую резиденцию, или Свято-Данилов монастырь. Внешняя форма, иллюзия значимости подменили собой то, о чем говорил Иосиф Волоцкий, ради сохранения этой видимости, высшее духовенство сдает одну позицию за другой, дипломатия и компромиссы оправдываются "Высшими интересами Церкви", хотя в чем они заключаются - уже вряд ли вспоминают! Да, мы, воцерковленные православные можем все понять и не осуждать - для того, что бы спасти свою душу, того что есть - достаточно, что называется "на наш век благодати хватит", но сколько народу желающих придти в храм, отсеиваются на пороге? Да, я помню "притчу о Сеятеле" и знаю, что не все семена падают на добрую почву - некоторые и в каменистую, а некоторые и "при дороге", но может быть в наших, человеческих силах, хотя бы не иссушать ту почву вокруг нас, которая еще является благодатной? А то скоро дело дойдет до того, что удобной для прорастания почва окажется только та, что находится под нашими седалищами! И еще об одном хочу сказать. Думаю каждый, кто читал Евангелие не мог не заметить, что большинство обличений Христа, были обращены к фарисеям и саддукеям. Казалось бы, к чему нам это? Ну был такой грех у древних Иудеев, нам то что? А дело в том, мне кажется, что Христос нам оставил образ того, к чему сделав круг возвратится Его, еще не существовавшая тогда Церковь - духовная энтропия, неизбежное, исторически предопределенное доминирование внешней формы, над внутренним содержанием- вот то, что Спаситель имел ввиду, говоря:"Когда приду, то найду ли Веру на Земле?". ФАРИСЕИСТВО и САДДУКЕЙСТВО - вот два главных врага церкви! Не жиды и не Михаил Назаров с Душеновым, а именно два этих "великих атавизма" древних иудеев - именно они лишат Церковь ее высшей, мистической духовной сути! Так что подумайте, прежде чем бездумно одобрять каждое слово изреченное Патриархом и Синодом - Церковь СВЯТА, лишь в своей ПОЛНОТЕ! Но кто мне скажет - где она? Где ясный и четкий голос этой "Полноты"? В "Вестнике Московской Патриархии"? Нет, этот голос в тысячах приходов, в проповедях приходских священников и на епархиальных собраниях - этот ГОЛОС есть! Но он пока приглушенный и еле слышен в тиши патриаршей резиденции, но и до туда он однажды докатится.. небыло бы только поздно..
3. : комментарий от евгения
2006-11-17 в 03:45

А как сейчас к матерям относятся, причем взрослые люди? Так что многие этого сравнения просто не поймут.
Но можно ли удивляться, что у Церкви столько врагов, в том числе закамуфлированных под братьев? Как г.Назаров. Ведь никто не ждал, что русский народ вновь исповедует себя православным.
2. : комментарий от Лехнов Э.Г.
2006-11-17 в 01:47

Вопросов больше чем ответов.. Где они - ответы? Кто "Царский путь" укажет?
1. : комментарий от Roman
2006-11-16 в 22:29

Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец
Это тема остаётся актуальной до сих пор со времени Господа нашего Иисуса Христа.
Спаси Господи всех нас.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме