Война в Борисоглебе

Религия 
0
267
Время на чтение 7 минут

К прискорбию всех благочестивых людей России и на радость ее врагам на древней Борисоглебской земле продолжается и со все большей силой разгорается противостояние наместника и прихожан Борисо-Глебского монастыря с депутатом Государственной Думы от Ярославской области Грешневиковым. Никого бы не удивило, если бы скандал с Церковью затеял кто-нибудь из одиозных депутатов, хвалящихся своей русофобией типа "правозащитника" Ковалева. Но дело как раз в том, что Анатолий Николаевич Грешневиков не только слывет, но и является одним из немногих в Государственной думе депутатов, на протяжении уже десяти лет последовательно отстаивающих интересы русского народа и Православия. Не случайно за свою деятельность он награжден орденом Русской Православной Церкви, хотя сам не является верующим и в церковь не ходит. Неизменной поддержкой русского депутата Грешневикова пользуются все добрые начинания, касающиеся, как Церкви, так и нашего народа. Об этой стороне его деятельности знают многие известные в России люди, всегда добрым словом поминающие Грешневикова. К тому же Анатолий Николаевич пользуется неизменным и весьма редким нынче доверием своих избирателей: он уже четыре раза был избран в своем родном округе и уверенно идет на выборы в пятый раз. При этом имя Грешневикова никогда не связывали ни с олигархическими группировками, ни с "партийными тяжеловесами". Оставаясь почти всегда в оппозиции подконтрольному исполнительной власти думскому большинству, Анатолий Николаевич никогда не заигрывал с оппозицией официальной - коммунистами, оставаясь верным своим единомышленникам из Российского Общенародного союза Сергея Бабурина. И, тем не менее, именно этот достойный депутат вот уже пять лет ведет непримиримую войну с православным монастырем.

А началось все с весьма распространенного и обычного для сегодняшнего дня конфликта между музейщиками и верующими. На территории монастыря действовала реставрационная мастерская, руководитель которой некий Александр Рыбников не считал нужным прислушиваться к пожеланиям наместника монастыря игумена Иоанна. Сразу оговоримся, игумен Иоанн, хотя еще совсем не старец по годам, весьма почитаем верующими не только и не столько самого Борисоглеба. В числе покровителей Борисо-Глебского монастыря и почитателей духовного таланта игумена Иоанна многие известные и уважаемые люди из Ярославля и Москвы.

Сам Рыбников, как впрочем, и Грешневиков, будучи человеком нецерковным, не в силах понять важность церковных правил, требующих безусловного подчинения всех, находящихся в монастыре людей игумену. То, что для верующих является очевидным, люди нецерковные считают в лучшем случае отжившей традицией, "преданием старины глубокой". Невоцерковленные благонамеренные наши сограждане готовы подчиниться духовной власти, но только в том случае и до тех пор, пока духовная власть не затрагивает их собственных интересов, или носители этой духовной власти пользуются непререкаемым авторитетом. Таким скажем, как Патриарх или известные всей православной России духоносные старцы. Игумен Иоанн у сторонников Грешневикова и Рыбникова таким авторитетом не пользуется. Неудивительно, что они и не считают нужным слушаться наместника.

А кто же пользуется, какая "ветвь власти" будет достаточно авторитетна и для той и другой стороны конфликта? На сегодняшний день противоборствующие стороны в качестве судьи выбрали уж совершенно негодную ветвь власти - средства массовой информации. И те, и другие обращаются к прессе (ниже мы публикуем подборку таких статей), обличают друг друга на радость врагам России и Православия. В конфликт втягиваются все новые и новые силы и авторитеты (см. письмо В.Белова и ответ на него). Теперь уже и не в мастерской Рыбникова дело, она давно выехала с территории монастыря. Конфликт принял политический контекст хотя бы потому, что в этом году грядут выборы в Государственную Думу и любой инцидент, связанный с кандидатом в депутаты не может не повлиять на политическую раскладку сил. Пока не известно, кто именно будет противником Грешневикова на выборах, но в любом случае ему разгоревшийся скандал будет на руку.

+ + +

Сто лет назад, когда Церковь не была отделена от государства, подобный конфликт вполне законно разрешался царской властью. Обе ветви, церковная и государственная сходились в Царе. Сейчас государство и Церковь не имеют общей легитимной составляющей. Очевидно, что ни прокуратура, ни Верховный, ни даже Конституционный суд такой спор не разрешат. Уж не говоря об исполнительной власти или какой-нибудь думской комиссии по "этике". Так что же, положение безвыходное? Представляется что это не так. Остается авторитетная и легитимная власть - епархиальный архиерей. Именно к нему, законному наследнику тысячелетней(!) непрерывной духовной власти Ярославской земли, разумно обратиться за судом конфликтующим сторонам. И архиерей по благословению Святейшего Патриарха возможно найдет выход из сложившегося положения. Остается одно - надо смириться перед судом архиерея и той и другой стороне. И, во всяком случае, до разрешения конфликта наложить мораторий на публикации в СМИ. Ничего, кроме вреда такие публикации не принесут ни депутату Грешневикову, ни духовному авторитету Борисо-Глебского монастыря.

Игумену Иоанну хотелось бы напомнить, что мнение Церкви может излагать исключительно Патриарх, а отец игумен только наместник монастыря, даже еще и не настоятель, и ему, прежде чем благословлять своих духовных чад на борьбу с депутатом Госдумы, неплохо было бы посоветоваться с правящим архиереем, а то и с Патриархом. С другой стороны, необходимо предостеречь и депутата Грешневикова: хоть он и именует себя старообрядцем, но духовные законы распространяются и на старообрядцев тоже. Православный духовный опыт говорит, что даже и "безвинное" заигрывание с нечистой силой может привести к непоправимым последствиям, как для него, так и для его сторонников. Тогда поздно будет каяться. А обращение за судом к церковной власти нисколько не умалит его депутатское достоинство: в истории России к авторитету духовного суда не раз обращались и более высокие чины.


1. Обороним Борисо-Глебский монастырь. Открытое письмо к православной общественности литератора Сергея Щербакова, или о том, как депутат А.Н.Грешневиков обманул писателя Василия Белова. "Русская линия". 14.04.2003.

2. Писателю Василию Ивановичу Белову. Открытое письмо прихожан Борисо-Глебского монастыря. "Русская линия" 14.04.2003.

3. Василий Белов. Как писарчук Щербаков хотел меня обмануть. Газета "Время", №6 от 13.02.2003.

4. Сергей Щербаков. В БОРИСОГЛЕБСКОМ РАЮ или "скажи мне, кто твой друг..." "Русская линия". 3.11.2002.

5. Алексей Рыжов. Возрождение РОССИИ...

6. Эдуард Володин. "Новые русские" в политике и культуре. "Новая книга России" №1, 2001.

7. А.Белай. Вера без дел мертва. "Московский журнал" № 4, 2000.

8. А.Грешневиков. Прости нас, Рыбников! "Новое время" 2.02.2000.


Затянувшийся конфликт между государственной и церковной властью в Борисоглебске высветил ряд проблем, главной причиной которых являются, может быть, не столько страсти человеческие, сколько неясные правовые отношения Церкви и государства, сложившиеся в последнее десятилетие. Казалось бы, за двух тысячелетнюю историю Церкви Христовой давно должны были быть выработаны разнообразные схемы церковно-государственных отношений, так сказать "на все случаи жизни", и нам следует только воспользоваться имеющимся опытом, но на самом деле оказывается, что решить эту проблему не так просто, как может показаться на первый взгляд.

До сих пор решение ее по-разному трактуется в западной и восточной христианской традиции.

В западной (имеется ввиду конечно римо-католицизм) традиции церковь и государство фактически разделились почти сразу после царствования Императора Юстиниана, еще до отпадения западной церкви в ересь папизма. Церковь на западе превратилась в отдельную независимую корпорацию, которая жила по обычному в мире закону: кто сильнее, тот и прав. В периоды, когда сильнее оказывалась церковь, римский первосвященник главенствовал над королями и герцогами, когда же церковь ослабевала, она становилась игрушкой в руках земных владык.

Добровольно отказавшись от внутренней, духовной власти ради власти внешней, политической, позарившись на власть "кесареву", католики постепенно растеряли тот благодатный запас, который вручил своей Церкви основатель и глава - Иисус Христос. "Соревнование" с земными владыками за "кесареву" власть римские первосвященники должны были проиграть и проиграли… Несомненно, что такое отделение способствовало заблуждению западной церкви.

На востоке Церковь никогда не была отделена от государства. За основу их взаимоотношений в Православии принято считать византийское законодательство, сложившееся при святом императоре Юстиниане I (не случайно Император Юстиниан - единственный Царь, прославленный нашей Церковью, не как равноапостольный или мученик, а именно как царь). Разграничивая сферы деятельности Церкви и государства и отдавая приоритет церковным канонам над старым римским правом и подтверждая их силу своей императорской неограниченной властью, Святой Юстиниан, тем не менее, в решении спорных вопросов оставлял последнее слово за собой. Император с одной стороны предписывал своим чиновникам в случае противоречия церковного канона и царского указа (номоса) отдавать предпочтение канону в силу того, что канон утвержден, как божественной властью, так и царской, а номос - только властью государственной. С другой стороны в той же повседневной практике важнейшие решения принимал сам Император, как верховный судия, считая себя олицетворением Богом установленной и Богом благословленной земной власти. Его власти, как Богом установленной, по мысли византийской традиции, должен слушаться всякий подданный, в том числе и священники Божии.

Для всех нас пример такого послушания земной власти дает сам Христос. В Евангелии мы читаем, как Он, Царь Царствующих, смиренно готов заплатить подать земному владыке, чтобы не смущать народ.

Чья власть выше: имеющего власть лишить свободы и имущества или могущего наложить тяжелейшую епитимью? Бессмысленно определить это юридически, но возможно - по совести. Только подражая Христу в смирении и кротости, милосердии и миролюбии мы можем достичь столь желанной всем нам симфонии властей.

Итак, не удастся избежать противоречий в падшем мире, но уменьшить их, ослабить их искусительное влияние на нашу общественную жизнь все же можно.

Симфония возникает при правильно устроенной духовной жизни в обществе. Наглядным ее примером может послужить обычная епархиальная практика: управляет епархий архиерей, нисколько не смущаясь тем, что клирики его епархии находятся в духовном послушании не у него, а у своих духовников или у духовника епархии, и любой священник не смешивает эти послушания, сверяя каждый раз с совестью правильность принятия решения.

Худо бедно, но такая система просуществовала почти тысячу лет в Византийской империи, а затем была в своей основе возрождена в Империи Российской.

Сейчас наступили новые времена, невозможно угадать по какому пути пойдет Церковь. Принятая на Юбилейном архиерейском соборе в 2000-м году Социальная концепция склоняется скорее к конкордату, то есть договорной, юридически определенной форме взаимоотношений Церкви и государства. Возможно, при сложившейся ситуации это единственно правильное решение, хотя не исключено, что реальная жизнь внесет свои коррективы и в социальную концепцию. Но и она не отменяет врученного Богом права епископам "вязать и разрешать" (Мф. 18,18) наши споры и недоумения.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?<BR>К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Русофильская партия в австрийской Галиции
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»</a>
25.06.2009
Все статьи Сергей Григорьев
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36