Преподобномученица Елизавета и убиенный Григорий: урок XXI веку

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
536
Время на чтение 4 минуты
В шуме голосов, печатных и устных, обсуждающих личность и судьбу Г. Е. Рас-путина и его место в судьбах России, есть один голос, мало различимый на общем без-порядочном фоне, но очень важный для всех нас. Думаю, не ошибусь, если назову его самым серьезным голосом среди тех, кто пытается видеть в интересе к Распутину лишь очередную спекуляцию на "популярных" именах вроде Иосифа Джугашвили, Влади-мира Ульянова и царя Ивана IV.
Голос этот исходит от тех, кого молитва, чувство и разсудок с особенной силой притягивают к одной из самых замечательных фигур всего сонма Российских Новому-чеников большевицкой эпохи - к преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне. Великая княгиня, живя в Москве, с Распутиным никогда не встречалась, но мнение о нем имела резко отрицательное. 18 декабря 1916 года, на следующий день после убийства Распутина и еще до того, как было найдено его тело подо льдом Малой Невки, Елизавета Феодоровна отправила телеграммы соучастнику убийства Великому князю Дмитрию Павловичу и матери убийцы княгине Юсуповой, поздравляя их с "патриотическим актом" Феликса Юсупова. Когда об этих телеграммах узнала Импе-ратрица, она, по словам А. Вырубовой, "потеряла самообладание и плакала без-утешно.."
Все это хорошо и давно известные факты. С течением времени они никак не ме-няются: со временем, особенно после ее прославления, лишь возрастает любовь и при-вязанность русских православных людей к преподобномученице Елизавете Феодоров-не. Отсюда, как бы с печальной необходимостью, возникает следующая цепь умозак-лючений:
- Великая княгиня была образцом христианской добродетели, любви и мило-сердия, - она ненавидела Распутина и радовалась его убийству, - следовательно, Рас-путин был чудовищем, дьяволом в образе человека, - а тот, кто пытается "оправ-дать" Распутина, слеп или безумен, и к тому же оскверняет память Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
В той или иной форме, мне нередко приходилось сталкиваться с подобным обра-зом мысли. Хотя выводы не всегда формулируются от начала до конца, однако человек пребывает в искреннем убеждении, что всякая попытка пересмотреть "классический" образ Распутина равнозначна плевку на гроб преподобномученицы. Неудивительно по-этому, что серьезный разговор о Распутине идет с таким колоссальным трудом.
Между тем объяснение этого парадокса - отношения Елизаветы Феодоровны к Рапутину и его убийству - лежит на поверхности и совершенно естественно для право-славного мировоззрения. Великая княгиня была неправа. Надо уметь сказать эту фразу самому себе и окружающим безо всяких "но..", "однако…" и "в то же время..", без тени мысли о том, что признание ее неправоты "неуважительно" и каким-то образом "отменяет" ее святость. Каждый, кто любит ее, кто чтит ее святую память, обязан стремиться к выяснению истины обо всех обстоятельствах ее жизни, к исправ-лению тех ошибок, которые она по тем или иным причинам совершила. Ведь она про-шла свой жизненный путь, освещая и указывая дорогу нам с вами: потому-то она и причислена к лику святых.
В точности то же самое, разумеется, относится и ко множеству других ситуаций. На днях, например, к священнослужителю нашего монастыря, отвечавшего на вопросы паломников, с вызовом обратилась какая-то женщина:
- А знаете ли вы, что старец такой-то сказал то-то и то-то? - и она повторила рас-пространенное заблуждение, касающееся нынешней гражданской жизни в России, - что же, по-вашему получается, что он еретик?!
- Отвечу вам на примере апостола Петра. Как вам кажется, можно поставить вашего старца рядом со святым апостолом Петром? Не намного он дальше от Господа?
По мнению паломницы, поставить их рядом было можно.
- Ну, вот, хорошо. Петр за одну ночь трижды отрекся от Спасителя - но раскаялся и остался Его учеником и первоверховным апостолом. А вашего старца из-за одного неловко сказанного слова на весьма зыбкую тему вы уже готовы записать в ерети-ки!
Надо сказать, что паломница отошла прочь с явным недовольством. А почему - непонятно.. Тем более, что все остальные, кто присутствовал при разговоре, паломники и прихожане, были вполне удовлетворены ответом. Неужели она, спокойно принимая тяжкий грех святого апостола, неспособна принять неправоту "своего старца"? Неуже-ли одна лишь возможность того, что "ее старец" оказался в чем-то неправ, означает для нее конец разговора??
Партийность - то есть восприятие окружающих событий исходя из того, к какой группе принадлежат действующие лица - имеет вполне невинное происхождение. Она возникает из естественного стремления людей к единству, к солидарности с друзьями, к сохранению личной верности. Однако дьявол, пользуясь нашим невниманием, невеже-ством и упрямством, с изрядной легкостью обращает партийность в порок. Пускай пар-тийность вросла в ткань современной общественной и политической жизни (хорошо это или плохо - другой вопрос), но в православном мировоззрении ей не место.
До недавнего времени партийность отравляла церковную жизнь за границей, прежде всего среди греков (как ответил один зарубежный корреспондент на мой вопрос о природе очередного церковного конфликта, "Чтобы в нем разобраться, вам надо усвоить греческое мышление"), а за ними и в других Церквах. Об этом свидетель-ствуют, например, письма иеромонаха Серафима (Роуза) к протоиерею Алексию Янгу (ныне иеромонаху Амвросию): снова и снова указывает о. Серафим своему ученику на губительные партийные раздоры. А в наши дни эпидемия партийности стала распро-страняться в России, причем вакцины против нее - сиречь внимания, разсуждения, сми-рения и любви - у нас не хватает.
Зажатые в клещах партийности, мы теряем способность видеть, слышать и мыс-лить. Достаточно узнать, что такое-то мнение расходится с таким-то - и оргвыводы го-товы: в лучшем случае это холодное молчание, в худшем - открытая неприязнь. Иные пытаются оправдать себя превратно понятым "послушанием".. Напрасные фантазии: каждому из нас придется отвечать перед Господом за свою собственную злобу, упрямство и ненависть к ближнему.
И глядя на совершеннейший абсурд сегодняшнего дня, - "столкновение партий Елизаветы Феодоровны и Григория Распутина" - и обращаясь в молитве к преподобномученице Елизваете с просьбой о просвещении и вразумлении молящихся ей, нельзя не увидеть, что дело здесь гораздо шире и серьезней, чем печальное заблуждение Великой княгини-мученицы. Нельзя не увидеть, что действующие лица русской трагедии ХХ столетия - и причисленные к лику святых, и непричисленные, - протягивают руку в ХХI век, предлагая нам урок и помощь в борьбе с мелочной злобой, невежеством и себялюбием, в стяжании даров любви к Господу и к Его святой Церкви, смирения, трезвости и разсуждения. Примем ли мы эту помощь? или будем как прежде держать "партийную линию"?..
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
«Пока сладость не стала горечью»
О смысле «медового Спаса», «медоносцах» и потребительском отношении к вере
14.08.2024
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Иван Грозный
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14