11 октября 2018 года Синод Фанара представил ряд скандальных решений, которые практически взорвали православный мир. Наибольшее внимание тогда привлекли пункты о восстановлении Константинополем в Украине древней Киевской митрополии и отмена Фанаром всех прещений, наложенных на Филарета и Макария.
И за этими скандальными решениями как-то совсем незамеченным остался последний пункт документа, который гласил:
«призывать все вовлеченные стороны избегать присвоения церквей, монастырей и другого имущества, а также любых других актов насилия и возмездия, чтобы мир и любовь Христовы восторжествовали».
Практически во всех заявлениях патриарха Варфоломея и других иерархов Фанара по Украине уверенно говорилось о том, что Константинополь несет украинскому Православию лишь мир и единение.
Но тогда зачем нужен был такой странный пункт? Ведь какие могут быть «присвоения церквей и акты насилия» в ставшей единой и счастливой Церкви под патронатом Фанара?
Однако этот пункт существует, и вписан он был не случайно. И его полезно вспоминать тем, кто считает, что в Константинополе просто не знали о реальном положении вещей в Украине и искренне считали, что выдача Томоса раскольникам принесет всем православным Украины мир и благоденствие. Знали. И он был написан именно для того, чтобы снять с себя ответственность.