«Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное — дело времени».
Отто фон Бисмарк
В 1596 году в истории Православной Церкви совершилось еще одного трагическое событие, после Флорентийской унии 1439 года и падения Константинополя в 1453 году. 9 декабря на униатском соборе в Бресте, который был тогда в составе Речи Посполитой, рядом православных епископов Киевской Митрополии во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) был утвержден Акт о присоединении к Римско-католической церкви.
К слову, тот собор проходил не только против воли Патриарха Константинопольского, в ведении которого находилась тогда Киевская Митрополия, но и вопреки воле подавляющего большинства духовенства и православного народа, а подготовка к нему и переговоры с католиками и вовсе проходили тайно.
В то же время в Бресте проходил и другой собор православного духовенства, который возглавлял экзарх Константинопольского Патриарха Никифор, два епископа, участвовавшие в подготовке к унии, но вовремя одумавшиеся, - Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский и Самборский Михаил (Копыстенский), а также князь Константин Острожский. Собор этот отказался поддерживать унию, подтвердил верность Константинопольскому Патриархату и предал анафеме униантствующих епископов, во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой).
Тем не менее, уния была поддержана властью Речи Посполитой. С православными уже никто не хотел считаться. Пользуясь покровительством короля Сигизмунда III и Папы Римского, униатские епископы начали активно насаждать новую веру. Всех несогласных жестко преследовали, православных священников извергали из сана, храмы, монастыри и монастырские земли передавали грекокатолической церкви.
Памятуя об успехе ордена иезуитов в Контрреформации, в 1617 года для обращения православных в униатство, которое самими католиками воспринималось лишь как этап для перехода в католичество, на базе принявших унию монастырей был создан Орден базилиан святого Иосафата. Устав Ордена был утвержден лично папой Урбаном VIII. (Лишь после Львовского собора 1946 года и запрета Украинской грекокатолический церкви деятельность базилиан сошла на нет, действуя лишь в странах расселения украинской диаспоры. Но, после развала СССР Орден вновь начал принимать активно участие в возрождении униатства на Украине).
Но, несмотря на работу ордена, давление властей, открытие всевозможных униатских школ, где активно занимались «промывкой мозгов», православные сопротивлялись достойно. Так львовское братство держало оборону более века, вплоть до 1700 года, когда Львовская епархия была присоединена к грекокатолической церкви.
Упорной была борьба за обладание Киево-Софийским собором и Киево-Печерской лаврой.
Активная борьба за православные храмы и монастыри развернулась в Вильне. Заменивший безвольного Михаила (Рогозу), умершего в 1599 году, новый митрополит Киевский Ипатий (Поцей) начал еще более активную деятельность по распространению униатства и завладению православными святынями. В Вильне ему сопротивлялось Троицкое братство, которое к 1609 году было вытеснено им сначала из Троицкого монастыря, а затем из Святодуховского. После чего все православные храмы Вильны были захвачены униатами.
После смерти Ипатия «у руля» Киевской Митрополии встал воспитанник иезуитов Иосиф Рутский. При поддержке властей он еще более обогатил грекокатолическую церковь финансами, монастырскими землями и святынями, отнятыми у православных. Именно при нем начали уничтожать иконостасы и устанавливать в храмах органы.
После унии у Православной Церкви Речи Посполитой осталось всего два епископа - Львовский Гедеон и Перемышльский Михаил. Первый умер в 1607 г., а второй в 1612 г. В 1608 году скончался князь Константин Острожский – последний сильный защитник православных.
Чтобы восстановить жизненные силы Православия в октябре 1620 года в Киев прибыл иерусалимский Патриарх Феофан III. Он рукоположил игумена Михайловского монастыря Иова в сан митрополита Киевского и назначил на пустующие кафедры епископов. Таким образом была восстановлена православная иерархия в Речи Посполитой.
Лишь в 1633 году, после смерти Сигизмунда III, король Владислав IV признал существование православной Киевской митрополии. Православию была предоставлена свобода веры, разрешались братства, типографии и школы, возвращались некоторые монастыри и храмы, которые, впрочем, никто возвращать не спешил. Именно к этому периоду относятся случаи передачи униатами православных храмов евреям, которые взимали плату за каждое богослужение.
Именно тогда центром борьбы с униатством станет Малороссия. Именно тогда войдет в историю полемист и защитник Православия - митрополит Киевский Петр Могила.
А потом будет восстание Богдана Хмельницкого, в следствии которого Польша лишится Левобережной Украины. В 1833 году вернется в Православие захваченная униатами Почаевская лавра, а в феврале 1839 года состоится Полоцкий собор, возглавляемый униатским митрополитом Иосифом (Семашко), на котором будет принято решение о воссоединении с Российской Православной Церковью.
Очевидно, что униатство было создано искусственно, и что знамя унии было подхвачено властями Речи Посполитой лишь с целью «ополячивания» и «окатоличивания» непокорного русского православного народа. Не случайно, что у истоков унии стоял иезуит Петр Скарга, сочинения которого сподвигли западнорусских епископов искать милости у римского папы и целовать его туфлю. Очевидно и то, что униатство было выгодно Риму, будучи мечтой римских пап, силой меча не раз пытавшихся обратить русский народ в католическую веру.
Почему западнорусские епископы предали Православие? Потому что желали спокойной и сытой жизни, став частью шляхты - привилегированного слоя Речи Посполитой.
Но, точно также поступили православные епископы на Ферраро-Флорентийском соборе, приняв унию с католиками. Также поступили некоторые албанцы, сербы и болгары, приняв ислам во времена Османской империи. Также поступили сирийцы, египтяне и многие другие народы, оказавшись под пятой могущественных арабских завоевателей.
Не все готовы идти на мучения, не все готовы быть изгоями. Но и апостолы разбежались и попрятались, когда распинали Христа.
Не нужно ненавидеть католиков, поляков или униатов – они боролись за свою правду. Нужно просто воздать должное тем, кто в то тяжелое время боролся за истину. За Православие и единство русского народа.
Известно ведь - рвется там, где тонко. Используя затруднительное положение московского царства, вызванное Смутным временем, наши геополитические недруги поддержали униатство для разобщения и окончательного покорения русского народа в Речи Посполитой. В годы Октябрьской Революции, и последовавшей за ней Гражданской Войны, от России снова попытались оторвать часть русского народа. Потом Была махновщина, была бандеровщина, была власовщина.
В 1999, пользуясь слабостью России, бомбили наших братьев – сербов.
Наивно полагать, что униаты завтра вспомнят, что их предки были русскими и православными, а славный город Львов стоял до последнего против унии. Но, беда же не в этом. Беда в том, что мы и сами этого не знаем, не помним и не ценим. Многие из нас сегодня готовы променять храм на Макдональдс.
Именно поэтому, пользуясь нашей духовной слабостью и религиозным невежеством, и сегодня русский народ снова пытаются разделить по языковому и религиозному признаку.
Русских православных в западной Руси гвоздями прибивали к униатству, а мы добровольно идем в плен чуждых нам западных идеалов и ценностей. Одни мечтают жить рабами в Евросоюзе, устраивая евромайданы, другие сокрушаются, что не проиграли фашистам, тем самым лишив себя удовольствия пить баварское пиво.