9 февраля 2014 года в зоопарке Копенгагена работники зоопарка убили полуторогодовалого жирафа по кличке Мариус. В природе в этом возрасте жирафы оставляют матерей и начинают жить самостоятельной жизнью. Убийство жирафа вызвала значительный резонанс. Жираф – красивое животное, одно из самых популярных у посетителей.
За что же убили жирафа-подростка? Он был лишним. Место в зоопарке ограничено. Не будешь же все вольеры заселять жирафами. А в одном вольере желательно содержать особей, которые могут дать хорошее потомство. Скрещивание животных-родственников (по- научному это называется инбридинг) потомство ухудшает, поэтому близкородственных животных в один вольер сажать нельзя. Инбридинг может привести к вырождению популяции. Поэтому, если зоопарк ведётся по науке, время от времени появляются лишние животные.
В Европе существует Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов (EAZA), которая следит за соблюдением правил и как бы гарантирует «научный» характер деятельности своих членов. EAZA одобрила убиение жирафа.
Теперь разберемся, почему убийство Мариуса стало единственно возможным выходом.
Какими могли бы быть альтернативные варианты? Например, передать жирафа в другой зоопарк. Запросы от других зоопарков были. Шведскому зверинцу было отказано, так как он не входит в EAZA (правила ассоциации запрещают подобную передачу животных). Предлагал принять Мариуса и Йокширский парк дикой природы (Великобритания), входящий в ассоциацию. Но в Копенгагене решили за британцев, что это нерациональное расходование площади. В Йокширском парке уже живет брат Мариуса, а значит, похожий набор генов там уже есть.
Неизвестный активист предлагал 500 тысяч евро, чтобы выкупить животное. Но продажа животных прямо запрещена правилами EAZA.
Итак, можно констатировать, что для официальной (в данном случае респектабельной научной) Европы правила важнее жизни живого существа.
Идём дальше. Следующий вариант – выпустить жирафа в дикую природу. Однако Международный союз охраны природы запрещает выпускать животного на волю, если оно обречено на гибель. Маркус всю свою недолгую жизнь прожил в неволе, вероятность его адаптации в диких условиях ничтожна. К тому же для жирафов не существует программы их адаптации (на воле жирафов еще достаточно), поэтому наблюдать за ним – выживает он или нет – никто не будет и в трудную минуту ему на помощь никто не придёт. Отсюда вывод: выпустить на природу животное негуманно. Погибнет. Гуманней убить.
Было ещё предложение – оставить животное в зоопарке, но исключить возникновение у Мариуса потомства. На это сотрудники зоопарка заявили, что животные должны жить так же, как в дикой среде. То есть качество жизни, которую зоопарк гарантирует жирафу, должно обеспечивать спаривание и производство потомства. К тому же, если давать контрацептивы, то они могут вызвать различные заболевания. Негуманно. Или мы обеспечиваем жирафу требуемое качество жизни, или его надо убить.
Вот такой европейский гуманизм. Конечно, жираф – животное. Животное не является мыслящей личностью, поэтому убийство жирафа – всё-таки не убийство. Если животное можно избавить от страданий, то почему бы этого не сделать? Но тут важно, что животное пока ещё не страдало – оно не мучилось от невозможности спариваться, оно ещё ничем не болело. Люди «защитили» Мариуса от будущих страданий. И вот эта готовность решать загодя, от чего надо защищать, а от чего нет, пугает. Поскольку она относится не только к животным, это всё более чётко проступающая черта европейской психологии вообще.
Стоит прокомментировать и тот момент, что в Европе предпочитают смерть под контролем вероятной смерти существа, предоставленного самому себе. Убить животное в зоопарке считается более гуманным, чем дать ему пускай ничтожный шанс выжить в дикой среде. Всё, что контролируется, лучше того, что не находится под контролем, - такова ещё одна идеологическая матрица, которая применяется и к животным и к людям.
Но жирафа Мариуса не просто убили. Его застрелили в вольере, а потом тело животного вынесли туда, куда могут попасть посетители, и начали разделывать тушу. Не пропадать же мясу, да и львов надо чем-то питать. Из разделки туши устроили целое зрелище, которое продолжалось 3 часа. Довольно большой толпе, большинство которой составляли дети, давали «наглядный урок анатомии жирафа». Расчленяли тело на части и показывали публике каждую часть. Параллельно шла интернет-трансляция происходящего.
Гуманизмом это назвать сложно, это уже запредельный рационализм. Вчера говорили: «посмотрите, детки, какой милый жирафик». Сегодня: «посмотрите детки, какие внутренности у этого жирафика». Интерес есть, а ничего человеческого уже не осталось. Торжество ума при полном омертвении сердца. Как у тех, кто устроил это анатомическое шоу, так и у тех, кто стоял и смотрел.
Всё это выглядит как эксперимент, целью которого является проверка степени обесчеловечивания среднего европейца. Протесты, конечно, были. Более 95 тысяч человек потребовали уволить научного директора копенгагенского зоопарка. Но зоопарк не лишился своих посетителей. В него продолжают ходить. А значит, эксперимент прошел удачно. Можно ожидать следующего шага.
Господи, сохрани нас от этой Европы с её рациональностью, гуманизмом и верностью правилам!
Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
7. Re: Убиение жирафа Мариуса: симптом или провокация?
6. Ответ на 4., чистякова:
5. Re: Убиение жирафа Мариуса: симптом или провокация?
4. Re: Убиение жирафа Мариуса: симптом или провокация?
3. Re: Убиение жирафа Мариуса: симптом или провокация?
2. Ответ на 1., Адриан Роум:
1. Re: Убиение жирафа Мариуса: симптом или провокация?