Наверное, нет такого православного христианина, кто не мечтает на своем
жизненном пути повстречать подлинного духоносного и опытного наставника и
старца. Однако в современном мiре таких носителей и учителей живого
святоотеческого наследия с каждым годом становится все меньше. Живя в
мiру, пребывая в постоянной материальной суете, крайне сложно без
отеческой духовной поддержки хранить заветы Святых Отцов и нести подвиг
внутренней, умной молитвы. Но есть еще нетронутые уголки на земле, где
эти традиции и наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по
сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает
занимать Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где стараниями
99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор
строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и непрестанное
молитвенное делание.
Отец Иеремия – удивительная и яркая личность
среди современного православного монашества. Он воистину является
подлинным духоносным старцем, через которого русский православный
человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному
наследию великих старцев прошлого.
Жизнь отца Иеремии (в миру
Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за
веру. Через него как бы сохраняется тонкая незримая духовная связь с
прежней дореволюционной Россией, со Святой Русью. Родился он 9/22
октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в
благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти
большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и
сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Будучи
сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства
сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая
отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры,
он отказывается вступать в безбожный комсомол. Скитаясь по стране, в
1930-е гг. он переезжает на Украину, где в 1935 г. устраивается на
работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом
не прекращая тайно посещать богослужения.
На заводе Яков Алехин
проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и
трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины в 1941 г. он был
насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году репатриирован
на родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в
Луганске (Украина).
В этот период будущему старцу довелось
претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не
сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического
наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения
окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.
В
1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию (где
учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром
(Сабоданом) Киевским и всея Украины, – прим. авт.). Одновременно он нес
послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января
1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же
году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27
января, – во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот
период становится выдающийся подвижник, бывший насельник
Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен
Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в
Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру
исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом
(о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в
Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).
Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о.
Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.
В
начале 1960 гг., узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из
монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне
Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия по совету бывшего насельника
этого афонского монастыря преп. Кукши Одесского тоже подает
соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне
сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же,
несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 патриарх
Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из
СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Из
этих двух на следующий год, в апреле 1975, только один смог прибыть на
постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он
ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе.
В Русском на
Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно
трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала
период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца
Иеремии.
В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10
апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского
Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником
игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в
должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная
интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской
традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.
17 октября
2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря,
Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения
патриаршего наперсного креста.
Несмотря на столь преклонный
возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно
несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об
обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова
монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе,
который будет праздноваться в 2016 году.
В наш суетный век
подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример
духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность
от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди
которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен
(Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне
Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и
традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.
Без
малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением
Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет
русской святогорской обители – это результат его многолетних и
неустанных трудов, забот и молитв.
Благодаря усилиям старца
Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней
свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко
Господу о спасении нашего грешного мiра. Обитель остается как бы
нетронутым «уголком Святой Руси», где до сих пор в чистоте и
непорочности сохраняются и блюдутся духовные традиции как Святой Горы,
так и Святой Руси. Пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях,
общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, по
свидетельствам многих паломников, их не покидало ощущение, что они как
бы переместились в «иное время»… Это действительно так, поскольку в
Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители,
все насельники обязаны нести нелегкий труд непрестанного молитвенного
делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают
не только обитель, но их Родину, и весь мiр, обеспечивая над ними своего
рода благодатный покров. Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне
Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого
писателя Ф.Достоевского о том, что этот мiр до сих пор еще держится лишь
благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мiра,
денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко
Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.
Сергей Шмель, паломник
2. Русские старцы XXI века
1. Re: Русские старцы XXI века: пастырское служение схиархимандрита Иеремии (Алехина)