О том, что знание без веры и любви мертво, сказано много столетий назад. Современность опять же внесла коррективы и в эту формулу. Веры теперь требовать нельзя, но можно требовать элементарной «светской этики» ученого и преподавателя: если не любви, то хотя бы уважения к предмету изучения, в случае гуманитарных дисциплин - к человеку. Ведь и Церковь, и история - это люди. Человеческие существа - или ныне живущие, или продолжившиеся через своих потомков, воспитанников, учеников. В каждом из отдавших душу (а порой и жизнь) за други своя - и в Церкви, и в светской истории - в каждом из таких людей Христос. А потому когда профессор Зубов на Валдайском клубе говорит, что драма со сносом памятника выбившим нацистов из Таллинна советским солдатам «не стоит и выеденного яйца», - он богохульствует. Когда же библеист Десницкий на сайте gazeta.ru ничтоже сумняшеся пишет об использовании «кремлевскими пропагандистами» «тезисов патриарха и его команды» и смеется над тем, как украинские пограничники не пустили в свою горящую страну владыку Илариона (Алфеева), «отыгравшись на митрополите», - он не просто злословит, он фарисействует. Фарисеи ведь тоже в свое время слыли неплохими библеистами - не хуже консультанта Института переводов Библии Андрея Десницкого.
И уж для совсем юного библеиста задача - догадаться, кому уподобляется Десницкий, присуждая Путину за осуждение Pussy Riot насмешки ради британский титул defensor fidei («защитник веры», титул британских монархов). Сам того не замечая, Десницкий превращается при этом в нечто противоположное защитнику веры - в этакого ofensor fidei (хулителя веры).
Когда-то Набоков назвал псевдогуманные писания Ленина о строимом им обществе будущего «кувшином человеческой доброты с дохлой крысой на дне». Так и здесь из губки профессорского всезнания от г-на Десницкого пролился все тот же набивший оскомину уксус сравнений Путина то ли со Сталиным, то ли с российскими императорами. Когда читаешь у Десницкого на том же сайте gazeta.ru про «евразийско-имперско-советско-православный винегрет» сегодняшней российской идеологии, хочется вспомнить знаменитое: «Ты сказал!» (В духе искушенного в иврите и греческом автора хочется ему напомнить, что vinaigre по-французски как раз и значит - уксус.) Смоченный уксусом язвительности винегрет - это скорее образ существующей в голове г-на Десницкого мифологемы, чем отражение современной российской духовной реальности. Ведь, как он сам учил в апреле своих слушателей в возглавлявшейся до недавнего времени активистом «Правого сектора» Киево-Могилянской академии, «миф - это попытка взять факт и положить на существующую у меня в голове ментальную карту, со всеми ее симпатиями и антипатиями».
Существующая в головах «искушенных ругателей» ментальная карта удручающе однообразна. К любой конфессии или церкви, к любой государственной идеологии, существующей к западу, югу или северу от Смоленска и Бреста, у этих господ - трепетно-толерантное отношение (распространяющееся, увы, и на охватившее часть украинского общества национал-безумие). Зато к любой идее, связанной с «русским миром», с духовным самостоянием России (в котором нет ничего враждебного соседям!) и с вхождением России в Европу не на правах кающегося двоечника, - к любой такой идее и Десницкий, и Зубов кипят ненавистью.
Возьмем хоть тот же «евразийско-имперско-советско-православный винегрет». На самом деле Десницкий не может не понимать, что идеология любого государства с драматичной национальной историей за плечами - это неизбежно «винегрет». У США это европейско-иммигрантско-протестантско-экуменическо-свободнорыночный винегрет, к которому г-н Десницкий не проявляет и капли уготованной им для России и вечно пинаемой им РПЦ язвительности. У Франции - это республиканско-голлистско-католико-светско-социалистический винегрет. И ничего, живет la belle France со своим «браком для всех и каждого», удостаиваясь от язвительного к России знатока библейских запретов одних лишь елейных похвал.
Да что Франция! Трогательное начало речи Десницкого в еврейском центре ВААД в Киеве звучит вполне в духе возрожденного «Дождем» мещанского убеждения некоторых советских людей в 1941-м году: мол, поскольку немцы - «культурная нация», то и сдаться им не грех. Радостно оглядев аудиторию, библеист с холеной бородкой удовлетворенно констатирует: «Так, значит, жидам, ляхам и москалям живется в Киеве неплохо?! Многие в Москве будут удивлены!» Ну да, и при нацистах в оккупированных ими местах многие годы было доступно пиво баварское, да и булочки в магазины поступали горячие, по расписанию и даже читались богословские лекции. Правда, рядом из репродуктора доносилось что-то рычащее про «Untermenschen». Так и теперь в Киеве в виде приложения к котлете по-киевски можно услышать от премьера Яценюка кое-что про недочеловеков. А в церкви внимать тому, как патриарх не признанной нигде в мире «православной церкви Киевского патриархата» Филарет призывает убивать (пардон, ликвидировать) несогласных с ним людей. Десницкий, чуткий к любому речевому огреху со стороны Патриарха Кирилла, похоже, вполне нормально воспринимает нижеследующий кровавый винегрет от киевского «предстоятеля» Филарета:
«Украине надо закрыть границу и ликвидировать всех террористов. Захватчик вторгся в наш дом, мы должны его выгнать. Если среди жителей Донбасса есть искренне верующие, они не должны убивать собственных сограждан. Те же, кто пришел из-за границы за деньги убивать украинцев, должны быть ликвидированы. И это не будет убийством... Украина не вторгалась на чужую территорию, не была агрессором, не совершала такой грех. Украинцы с оружием в руках борются против врагов, пришедших на нашу землю – это и есть защита своего Отечества, великая жертва ради ближнего».
Вот какие речи звучат теперь в городе Киеве - хоть и цветут в нем по-прежнему каштаны, да и волна днепровская бьется о берег все так же, как прежде...
Итак, Патриарх Кирилл молится о мире и сохранении жизней, а Филарет - о победе и умерщвлении врагов. Разница есть? Есть. Но Десницкий не торопится разить УПЦ КП и расистскую мифологию ее националистических союзников, хотя прекрасно информирован о ней («московиты предстают в этой схеме славянизированными потомками угро-финнов» - это из статьи Десницкого). Зато он с удовольствием злословит Святейшего за любое его действие или бездействие. Вот Патриархия в Москве не торопится переводить под свое священноначалие три крымские епархии, оставляя их в составе УПЦ МП. Что бы тут ревнителю украинской самостийности Десницкому не порадоваться? А он не радуется - потому что это развитие событий не укладывается в созданный ему подобными миф о тотальной подчиненности Церкви «путинскому режиму» и его мифическим «планам по возрождению СССР».
Ах, вот если бы Патриарх пропел бы, скажем, хвалу «победе родного оружия» на востоке Украины, как это сделал из своего киевского окопа Филарет - вот тут радости Десницкого не было бы предела. А пока приходится цепляться за мелочи, идя порой и на подтасовку фактов.
Вот Десницкий пишет: «Мы слышим о Севастополе как о городе русских моряков... Но мы не слышим на всех этих празднествах о крещальной купели князя Владимира, которая находится на территории этого города, в античном Херсонесе, или о том, как славянские учители Кирилл и Мефодий обрели в этом городе мощи святого Климента, папы Римского, хотя и это все было».
Почему же - слышим! Патриарх говорил о Владимировой купели много раз, есть на эту тему десятки и сотни статей, передач, выставок. Имеющий уши да слышит! Но в том-то и беда искушенных ругателей, что слышат они прежде всего себя - свои мифы, свои предубеждения, свои не менявшиеся уже двести лет со времен появления в России западнической либерально-революционной оппозиции обвинения в адрес Церкви.
Вот пишет Десницкий о православной цивилизации: «Так что же, мы действительно - особая православная цивилизация? Если бы это было так, Россия, вероятно, стремилась бы примерно туда же, где находятся православные Греция, Кипр, Болгария и Румыния, куда так стремятся не менее православные Сербия, Черногория, Молдова, Украина и Грузия, а именно в Евросоюз».
Опять подтасовка: Европа и Евросоюз - это разные вещи. О враждебном отношении Евросоюза к христианству говорят сегодня даже самые либеральные европейские газеты (чего стоит одна история с запретом христианских символов на словацких монетах). И православные церкви Украины и Грузии в ЕС как раз не стремятся (а грузинская церковь за свою оппозицию энтузиасту НАТО, бывшему президенту Саакашвили, подверглась в ЕС настоящей пиар-атаке). Вот слова Местоблюстителя Киевской Митрополичьей кафедры, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия:
«Наш кризис начался с вопросов о евроинтеграции Украины, но потом перерос в борьбу за власть, политическое переустройство. Сегодня уже все забыли о евроинтеграции, борьба идет вокруг политических концепций и, следовательно, за власть. Мы четверть века после богоборческих гонений с нищим, бедствующим народом возрождаем на нашей земле веру Христову и укрепляем Церковь Его, а Европа показывает нам пример жизни без Христа. Там не обращают внимания на заповеди Христа, на его запреты».
Эта цитата из речи главного лица в сегодняшней УПЦ МП показывает: Десницкий в лучшем случае ошибается, а в худшем…
Итак, каково может быть наше отношение к ругателям с эрудицией? Не хочется даже называть таких ругателей людьми просвещенными: просвещение ведь от слова «свет». Назовем их лучше так: искушенные ругатели. Право любого верующего - не убояться их внушительных curriculum vitae и навешанных лояльными им либеральными СМИ газетных регалий: ибо мудрость их - вся от века сего, почти вся она есть безумие перед Господом.
И если надо будет защитить от них веру, то будем и мы перед ними - defensors fidei.
30. Ответ на 29., Потомок подданных Императора Николая II:
29. Ответ на 15., М.Яблоков:
28. Ответ на 27., Сергей Швецов:
27. Ответ на 26., М.Яблоков:
26. Ответ на 25., Сергей Швецов:
25. Ответ на 24., М.Яблоков:
24. Ответ на 23., Сергей Швецов:
23. Ответ на 22., М.Яблоков:
22. Свт.Феофан Затворник:
21. Ответ на 20., Сергей Швецов: