Война сплоченных «меньшинств» против рассеянных «большинств». Современный мир всё яростнее диктует права «меньшинств», которые отстаиваются весьма агрессивными способами и сопровождаются крупными финансовыми вложениями со стороны заинтересованных лиц.
Известно, что в 2012 году самый богатый человек планеты Билл Гейтс щедро передал 100 тысяч долларов ЛГБТ-сообществу, поддержав тем самым «преследуемые и гонимые» меньшинства во время референдума об однополых браках в Вашингтоне. Это - небольшой пример из «трудной жизни» меньшинств сексуальных.
Можно вспомнить иную категорию – меньшинства национальные. Как известно, в народе любят гонимых: «политтехнологи» со времен Ивана Грозного умело пользуются знанием об этой «народной слабости». И особенно, нужно сказать, преуспели в наши времена. Здесь классикой можно считать притчу всех притч о гонимых евреях, гетто, голодоморах и прочих концлагерях имеющих место, но старательно возводимых в области поистине мифологически-былинные. Мифотворчество этого сюжета весьма изобретательно, а интерпретации подчас достигают вселенских масштабов, и в отдельных случаях и того более - доходят до эсхатологических горизонтов.
Далее можно упомянуть столь же бесправные и хронически униженные меньшинства религиозные. Достаточно только заглянуть под зонтик небезызвестной «Нью Эйдж», чтобы обнаружить под этой глобальной «крышей» кишащий планктон псевдорелигиозных организаций, а в простонародье - сект.
Сегодня известно, что оккультные медитации и заклинания проводятся для повышения эффективности производства и управления экономикой на крупнейших фирмах во всем мире. Так, к слову, из 500 крупнейших компаний США более 50% используют ньюэйджевскую оккультную технику «расширения сознания», тратя на это ежегодно около $4 млрд. Крупнейшие фирмы, такие как «IBM», «Procter&Gamble», «General Motors», также приглашают на работу экспертов по бизнесу из движения «Нью Эйдж». Отдельные, наиболее хитромудрые из религиозных меньшинств дошли до того, что умудрились сакрализовать углеводороды, считая себя божиими избранниками лишь по тому признаку, что некогда принадлежащие им земли нефтеносны. Джихад за возвращение нефтеносных регионов обиженным меньшинствам – смыслополагающая точка их «религиозной» доктрины.
Сегодня доподлинно известен факт активного внедрения в общество всевозможных суррогатов религий, созданных английскими спецслужбами. Замешанные на иудео-протестантских политических конструкциях, тоталитарные секты на любой вкус и цвет рождаются в «пробирках» западных институтов.
Более того, известно, что в основе внешней идеологии программ "глобального развития", разрабатываемых ООН, ЮНЕСКО и другими организациями, тоже лежит мировоззрение движения "Нью Эйдж", открыто провозгласившего «конец христианской эры».
Вот такие вот масштабы. Вот такая вот оскорблённая униженность, выдавливающая слезу из глаз сердобольных сочувствующих. Поистине беспрецедентное лицемерие. В подобных историях главное, оказывается, напустить погуще дыму, устроить побольше шуму о принижении прав «тварей дрожащих», которые, по замыслу борцов за так называемую «справедливость» (и вопреки известному изречению отечественного гения Достоевского), твари-то, конечно, «дрожащие», но не бесправные, а как раз наоборот «право имеющие». А потом они, на основании этих самых прав, весело усевшись на головах «кровожадных большинств», с имперскими замашками гегемона уверенно продолжат курс на содомизацию всего и вся. Что это? Глобализм вездесущих меньшинств?
Однако задумаемся: все ли меньшинства находятся в подобном состоянии? Все ли влачат столь «жалкое» существование? Отнюдь. Есть и те, кто «унижен и оскорблен» в точности в соответствии со знаменитым сюжетом Достоевского. Таков, например, крошечный православный этнос Татарстана – кряшены, который сегодня находится на грани выживания.
«Авось пронесёт?». С 16 на 17 ноября в Чистопольской епархии Казани произошли сразу два возмутительных случая поджога православных кряшенских храмов. До этого в том же Татарстане были зафиксированы еще поджоги, и снова двух храмов. 22 октября - попытка поджога мечети в Волгограде. Случайность? Посмотрим шире, и картина сделается еще более очевидной. За последние годы в России было убито более шестидесяти мусульманских ортодоксальных богословов! Налицо подрывная деятельность, направленная на дискредитацию образа РПЦ: нападки на Патриарха, общероссийские крестоповалы (кресты были низложены во многих местах России и даже на Украине, что указывает на хорошую организацию этих акций и существование некоей сети, способной осуществлять подобные действия одновременно), убийства священников, надругательства над могилами православных, скандалы «Пуси», вооружённые нападения исламистов на православные храмы в Москве, провокационные действия с обеих сторон, направленные на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Список можно продолжить, да, впрочем, и без того уже ясно: всё это, безусловно, не случайные явления, а явления говорящие, в первую очередь, о войне с ортодоксией как с христианской, так и исламского толка. Это самая настоящая война сплоченных «псевдорелигиозных меньшинств» против рассеянных «религиозных большинств», оказавшихся загнанными в гетто толерастичного концлагеря псевдоуравниловки. Причем здесь не важно, какой статус у народа, носящего в сердце ортодоксальную веру, – меньшинство ли он, как уничтожаемые ныне кряшены, или большинство, как русские. Вот где особое тонкое извращенное лицемерие. Понимаете ли, в чем дело: кряшенское меньшинство – это не меньшинство педофилов и извращенцев. Именно поэтому первых жгут и вырезают, а вторых спонсируют и продвигают. Дело ведь отнюдь не в понятии «права меньшинств», а в правах самой содомской идеологии в отношении полного бесправия традиции, морали и всякой нормы.
Между тем ситуация с кряшенами представляется нам весьма показательной и вот еще в связи с чем. Сегодня мы становимся свидетелями эпохальных событий, которые происходят, в частности, во многих странах Ближнего Востока и в целом ряде других стран мира. Я имею виду гонения на христиан.
Год назад социолог М.Интровинье отмечал, что ежегодно 105 тыс. христиан умирает насильственной смертью во время межрелигиозных конфликтов, и это число составляют только христиане, убитые за веру, сюда не включены жертвы гражданских войн. А кардинал Пьер Эрдо констатировал, что «существует реальная опасность исчезновения христиан как религиозного меньшинства на Ближнем Востоке, а Европа должна быть готова к новой волне иммигрантов, на этот раз – христиан». Гонения на христиан там, где они представляют собой меньшинства, становятся характерным знаком нашего времени.
Можно привести еще одну статистику. Так, в докладе от 17 октября 2013 года, представленном британским отделением организации «Церковь в беде», за минувшие два года преследования христиан усилились в 20 странах мира. В докладе сообщается: «Христианство, наиболее преследуемая религия в мире, теперь рискует исчезнуть в странах, где до недавнего времени оно было широко распространенным».
В одной только Сирии за три года войны в местах, где воевали боевики, невозможно отыскать неоскверненную христианскую церковь. На данный момент в Сирии разрушено более 60-ти христианских храмов.
Несложно провести параллель с теми событиями, которые сегодня происходят в Татарстане.
Все так же притесняется православное меньшинство, известны случаи, когда эмиссары радикальных организаций требовали от православных священников принять ислам. Все тот же вандализм по отношению к православным храмам, известно стремление местных чиновников демонтировать поклонные кресты. Все то же кровавое преследование ортодоксальных мусульман и те же «пиратские» хизбовские флаги на улицах городов. По статистике ДУМ в республике 1524 мечети, а по данным Татарстанской митрополии - в республике всего 225 действующих православных объектов. В том числе 192 кряшенских населенных пункта окормляют всего семь (!) кряшенских священников, функционируют 11 приходов. Православные дети вынуждены учиться в татарских школах, где им неизбежно навязывается ислам и чужой менталитет. Всё чаще и чаще в обществе и в научных кругах Татарстана распространяются сектантские идеи национал-сепаратистов, грезящих о «суверенитете Татарстана», возрождении Золотой Орды или проекте «Идель-Урал». Наблюдается стремительный рост организованных групп недовольных и выступающих против установившейся в России власти.
Нетрудно понять, что события, разворачивающиеся сегодня на Ближнем Востоке, и события в Татарстане - это ягоды с одного поля исламистской супер-идеи о построение мирового Халифата. Глобалисты мыслят глобально, оттого, ничтоже сумняшеся, и кроят новейшую историю по одним лекалам.
Единственное, что во всей этой ситуации вызывает чувство искреннего недоумения, это то, что в головах власть имеющих правителей, способных предпринять попытки предотвращения надвигающейся грозы, точно клонированная появляется одна и та же мысль: «Авось пронесёт». Не отгонял ли до самого последнего момента от себя «плохие мысли» недальновидный Асад? Не надеялся ли Хуссейн? Не видел ли реальных обстоятельств Каддафи? А теперь – что есть, то есть.
К сожалению, на чужих ошибках редко кто учится. Да и политику сегодня обычно выстраивают не под завтрашний день, а под сегодняшний карман. Между тем, существует определенная реальность, с которой необходимо считаться. Цель вовлечения христиан в общий котел псевдорелигиозных, сугубо провокационных войн - на сегодняшний день абсолютная, жизнью и Святым писанием доказанная реальность, а еще упреждаемая сонмами ново-мучеников за веру, коими по особой милости Божией в наши времена щедро пополняется Царствие Небесное и возрастает воинство Христово, чтобы вступить на путь великой брани последних времен.
Вопрос нериторический. Недавно Правозащитный центр Всемирного русского народного собора провел конференцию с участием представителей власти, священства, общественных деятелей Республики Татарстан, а также ведущих специалистов Российского института стратегических исследований. Размышляли над далеко не риторическим, а, как выразился протоиерей Всеволод Чаплин, вопросом, ставшим сегодня неизбежным: "Откуда исходит угроза православию в Татарстане?".
О ситуации в этой беспокойной республике известный религиозный деятель недвусмысленно заявил, что «легитимация деятельности организаций, которые связаны с террористическим интернационалом и направлены на насильственное изменение политического устройства государства, требует ответа исключительно жесткого, ибо альтернатива этой жесткости может быть только одна: потеря управляемости ситуацией в самом близко обозримом будущем; об этом нам свидетельствует современный опыт целого ряда стран и опыт гитлеровской Германии». Чаплин говорил о конкретных сроках, в которые нужно успеть предотвратить нависшую над Россией опасность, чтобы не было поздно. По его мнению, это ближайшие пять-десять лет. Однако из последующих выступлений экспертов можно было понять, что пять лет новейшей истории способны разметать на куски не одно и не два цивилизованных сообщества. Увы, но события не в нашу пользу, они развиваются стремительно и грозятся представиться необратимыми.
Святейший патриарх Кирилл недавно дал свои оценки межконфессиональной ситуации в городе Москве, в частности он сказал, что в городе находится очень большое количество религиозных экстремистов, и это люди, которые прошли обучение в определенных религиозных центрах и имеют террористическую направленность.
Известно, что татарское мусульманское духовенство создает религиозную повестку мусульманской общине в Москве. Это сообщающиеся сосуды. От того, какой будет межрелигиозная ситуация в Татарстане, какую позицию займет руководство республики в конфликтных ситуациях, касающихся, в частности, защиты русских православных людей, зависит политическая стабильность в стране. Если непоправимые изменения произойдут в республике Татарстан, то это коснётся напрямую и России в целом, могут пошатнуться основы стабильности в федеральном масштабе. О чем говорить, если в одной только Сирии из России воюют сегодня по разным оценкам (мнение муфтия Сирии Ахмада Бадр аль-Дин Хассуна) до 2000 исламистов: получают в рядах боевиков боевой опыт, учатся воевать, изготавливать взрывчатые средства, пользоваться ими. Неудивительно, что теракты, совершаемые сегодня в России, имеют международный исламистский почерк. Вот, собственно, в чем суть обсуждаемой проблемы.
После падения советской империи страна погрузилась в хаос, стратегической задачи защищаться от угрозы исламизации в России не существовало. Народ был непросвещен. До чего довело неоправданное доверие российских мусульман иностранным проповедникам, можно оценить только сейчас, когда в страну впустили саудитов, ваххабитов, ихванов, когда мы всему миру доказали, какие мы открытые и какие демократичные. Как утверждают специалисты РИСИ, на сегодняшний день в России существует мощное исламистское подполье.
После утраты Россией своих позиций, на мировой арене возвысились, в первую очередь, те страны, которые связаны с добычей и транзитом углеводородов. Сегодня на всем мировом пространстве идет война транснациональных корпораций за нефтеносные регионы. События на Ближнем Востоке – тому прямое доказательство. Мы можем наблюдать, как происходит перенастройка углеводородных путей. Россия в этих планах не исключение. Нефтеносные Татарстан, Башкортостан, Грозный, Баку, Западная Сибирь, – всё это объекты для будущих завоеваний.
Научный сотрудник Сектора исследований межнациональных и религиозных проблем РИСИ Раис Сулейманов называет год, когда впервые в нашей стране произошел контакт с международным исламизмом и ваххабиты из России отправились в Афганистан, чтобы служить идеям мирового халифата. Это произошло в 1999 году: из Набережных Челнов республики Татарстан выехала группа ваххабитов из 17 человек во главе с Иреком Хамидуллиным. Прибыв в Афганистан, они сформировали так называемый Булгарский джамаат - объединение выходцев из Поволжья, воюющих в рядах талибов. После вторжения американцев в 2001 году часть членов джамаата перешла на территорию Пакистана, где он базируется и сегодня. Среди них был имам набережночелнинской мечети "Тауба" Айрат Вахитов, более известный по прозвищу Салман Булгарский. По возвращении в Россию ему ничего не было сделано и он продолжил свободно вести у себя дома в Татарстане агитационную работу через интернет. Откровенные призывы Вахитова к экстремизму были замечены прокуратурой, ему вынесли предостережения, однако дальше этого дело не пошло. В 2005 году он во главе с бандой исламистов устраивает теракт на газопроводе в Бугульме (юго-восток Татарстана) и скрывается. О нем все узнают только в 2011 году, когда он обнаруживается в Сирии и начинает вербовать через интернет россиян. А сколько их, таких вахитовых?
Между тем, точно играя на волшебной дудочке, убаюкивающей всё и вся, представители президента Республики Татарстан руководитель Департамента по вопросам внутренней политики аппарата президента РТ Александр Терентьев и старший преподаватель кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Вадим Козлов точно магический заговор повторяли одно и то же: «Вопреки, вопреки, а ситуация в Татарстане далека от критической». А в связи с поджогами церквей обвиняли СМИ в истерии, предвзятости комментариев и выводов.
По сути… Последующие выступления выражали сугубо противоположные мнению государственных мужей суждения и носили окраску общей тревожности в регионе. «Из-за того, что происходит в отношении кряшен в Татарстане, мы можем потерять целый православный народ», - смело заявил Кряшенский священник из села Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана о. Димитрий Сизов, который также напомнил, что в Татарстане кряшен старательно приписывают к татарам-мусульманам как их составную часть. «Мне терять нечего, кто-то ведь должен, наконец, сказать о критичности нашей ситуации. Митрополия по некоторым причинам в этом не заинтересована: нас не поддерживают ни морально, ни материально, мы держимся исключительно на личной инициативе. Отсутствует миссионерская политика в отношении кряшен, в итоге православные исламизируются, среди них появляются даже ваххабиты», - сообщил о. Димитрий.
Председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов обрисовал сложившуюся ситуацию в республике не менее жестко. «Можно, конечно, говорить, что «вопреки, вопреки, а ситуация далека от критической», но нельзя закрывать глаза на существующие проблемы, - заявил М.Щеглов. - Наше общество занимается тем, что ставит русский вопрос перед властями республики. Взаимопонимание достичь оказывается очень непросто. Ситуация такова, что когда православная многонациональная община пришла к министру культуры Татарстана с просьбой передать церкви колокольню Богоявленского собора, то последний сказал, что он мусульманин и не хочет, чтобы в его городе раздавался колокольный звон. Это произошло в 90-е годы, но история очень характерная, ведь упомянутая колокольня до сих пор не передана Церкви и одно время использовалась как концертная площадка».
Выступающий также рассказал, что в 2010 году в кряшенском селе Матаки за то, что православный священник отказался принять ислам и превратить церковь в мечеть, ваххабитами был сожжен его дом. Об этом событии пресса умолчала.
«Всё, что мы наблюдаем, – продолжает докладчик, - это системная проблема, которая имеет свои причины. В связи с тем, что после падения СССР Россия ослабела, в мире начали развёртываться совершенно иные геополитические процессы. Оказался неконтролируемым, в частности, религиозный вопрос. В постсоветское время мусульмане Татарстана уезжали в Саудовскую Аравию, Кувейт, Эмираты, где обучались радикальному исламу. Чуждые элементы со временем проникали и в саму республику. За 20 лет ситуация практически вышла из под контроля». «Руководитель нашего общества, профессор А.Л.Салагаев подсчитал, что на сегодняшний день в Татарстане сформирован актив из 25 тысяч человек - носителей радикального ислама, присутствующий здесь представитель власти назвал цифру 3%, а это где-то 30 тысяч опасных для общества радикалов», - заключил общественный деятель.
По словам ветерана кряшенского движения Казани Аркадия Фокина, последний съезд Всемирного конгресса татар однозначно резюмировал, что татары - это мусульмане. Так что опасения кряшен за своё этноконфессиональное благополучие не лишены оснований.
Журналисты газеты «Комсомольская правда» Дмитрий Стешин и Александр Коц только что вернулись из Татарстана и опубликовали репортаж "Татарстан: огненное крещение" о поджогах церквей и ваххабизме в республике. Они также отметили абсолютно необъяснимое нежелание властей республики признавать проблему ваххабизма. Д.Стешин обнародовал любопытный факт: тираж "Комсомольской правды" с их репортажем о ситуации в республике был целиком выкуплен какими-то «благодетелями» и в киоски Татарстана так и не поступил…
Рассказывая о проблемах региона, руководитель молодежного крыла Общества русской культуры Татарстана Витольд Филиппов сообщил, что проблема русской молодежи в Татарстане стоит очень остро, поскольку ею никто, кроме татар и сектантов, преследующих собственные интересы, не занимается. «Только в Татарстане возможны такие случаи, - сказал Филиппов, - когда гражданина по заказу бывшего министра образования осудили за то, что он пытался отстоять право своего сына изучать русский язык. Человек был вынужден заплатить штраф 100 тыс. рублей».
В.Филиппов также рассказал, что власти республики действуют хитростью: параллельно с существующими общественными организациями они создают «ручные», управляемые организации тех же кряшен, того же «Общества русской культуры», параллельно закрывая оппозиционные власти движения.
Филиппов поделился и личными наблюдениями о том, как в центре Казани проводятся митинги «Азатлыка» и «Хизб-ут-Тахрир». Сам факт проведения ужасает. «Я был на этих мероприятиях, - рассказал очевидец, - активисты стояли со знаменами халифата. Там же присутствовали и высокопоставленные начальники из полиции. Когда я к ним подошел и прямо сказал, что это флаги экстремистской организации, а речи, которые произносят митингующие, далеки от Конституции РФ, то мне ответили, что "все нормально, все под контролем"». Далее Филиппов обратился с прямым упреком непосредственно к присутствующему господину Козлову, сказав, что его центру экспертиз понадобилось полгода, чтобы признать, что это были знамена террористической организации.
В своем выступлении директор Правозащитного Центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев отметил, что расслабляться в этой ситуации нельзя. «Говорить о положительной динамике региона не приходится. Здесь встает вопрос: а с чем сравнивать? Если брать ситуацию в Сирии, Египте или Сомали, то развитие Татарстана, бесспорно, прогрессивнее. Если же сравнивать с регионами России, то ситуация оказывается не такой радушной. Можно смело констатировать, что межконфессиональный диалог православных и представителей ислама в России налажен хорошо, везде действуют советы по гармонизации религиозных отношений, везде строятся храмы и мечети, но далеко не везде происходят поджоги православных храмов, и сотни жалоб у нас поступают не везде. По моим данным, Татарстан как раз находится на последнем месте по напряженности национально-религиозного вопроса, и сравнить этот регион можно разве что только с Дагестаном. Девять (!) случаев нападений на православные храмы, причем только осенью этого года. Такого показателя вандализма за всю историю у нас еще не было, подобное можно сравнить только с Сирией или с Египтом. Ситуация довольно быстро развивается по наихудшему сценарию. Однако, что делают власти, чтобы эту ситуацию исправить? Они требуют усилить противопожарную безопасность в храмах! Они штрафуют приходы за отсутствие огнетушителей. Они то и дело возвращаются к вопросу русского фашизма. То, что среди ваххабитов есть русские – с этим не поспоришь, движение интернациональное. А вот интересно, существуют ли православные террористы? Я о таких, например, ни разу не слышал. Так почему они считаются проблемой? Почему по распоряжению власти с Благовещенского собора снимаются якорные кресты на том дурацком основании, что это якобы попранный полумесяц?! Даже такие дикие вещи происходят!
Я в Татарстане с 1999 года, бываю там ежегодно. Такого количества жалоб на принижение русских и православия я не встречал нигде, люди говорят одно и то же: власть ведет себя неадекватно.
Вывод из всего этого один: государственную политику Татарстана надо резко менять. Если эта политика будет продолжаться дальше – неизбежен сирийский сценарий. Сирийцы полтора тысячелетия жили в межрелигиозном согласии, ваххабиты сумели разрушить эту гармонию всего за год. В век развитого интернета все происходит очень быстро. Сегодня необходимо реагировать на подобные сигналы очень оперативно.
Мы видим, что и министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин прямо говорит, что главы районов находятся в союзе с ваххабитами, называются даже конкретные районы, где есть сращивание ваххабизма и власти. Мы видим, что и республиканская прокуратура признает поджоги церквей терактами, а не просто вандализмом. Ситуацию в республике можно сравнить с болотом. Власти пытаются бороться с комарами вместо того, чтобы уничтожить само болото», - отметил эксперт.
Силантьев также напомнил, что в 2002 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву с просьбой о защите православного народа кряшен - "это первый и единственный за всю новейшую историю России случай, чтобы глава РПЦ обращался к руководителю региона, и это лишний раз свидетельствует о нездоровой ситуации в республике, которая к настоящему моменту лишь усугубилась и требует вмешательства извне".
Зри в корень. Как противоречива история казанской земли! Скольких усилий стоило митрополиту Казанскому Ермогену, будущему патриарху Московскому и всея Руси, укрепить в духе этот непокорный край! И между тем, как прекрасна эта история, полная преодолений, стояний за веру и примеров заступничества Божия за свой народ.
Вспомним конец семидесятых годов XVI-го века. В 1576 году умирает святой Варсонофий, последний из великой троицы просветителей Казани. С его кончиной Казань ощутила сиротство, оставленность: она жила лишь воспоминаниями о славных просветителях, озаренных ореолом апостольской жизни, величия в подвиге посвящения инородцев. В довершение утраты, в 1579 году страшный пожар уничтожает половину Кремля, большую часть Казанского посада, торговые ряды, великокняжеский дворец и Спасо-Преображенский монастырь, в котором находились могилы великих казанских святых Гурия и Варсонофия. Начались мятежи. В таком громадном бедствии магометане, яростно относившиеся к своим недавним победителям, видели гнев Божий на православных и указание на ложность православной веры. Вспоминая это время, святой Ермоген писал: «Тогда истинная православная вера была в поругании, - источника целебного не было тогда в Казани».
Но Бог не оставил свою паству. В эти трудные для Церкви дни свершилось чудо! В новопокоренном крае Господь не замедлил с благодатной помощью и ободрением. Ужасный пожар 1579 года явил православным чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери. Позже на митрополичий престол взошел великий молитвенник и просветитель земли Казанской – святитель и чудотворец священномученик Ермоген. Дух Божий вернулся в Казанское царство.
Он же и нечестивых мятеж низложил и державу нашу утвердил, да все воззовем к тебе: отче Ермоген, земли Русской великий заступник, страну нашу от нечестия избавь! Радуйся!
Мария Мономенова, член Союза журналистов России, Оптина Пустынь – Москва
Доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев |
Лидеры кряшенского движения Анатолий Иванов, Мария Семенова и Аркадий Фокин |
Настоятель храма св. Николая в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана о. Димитрий Сизов |
Руководитель Департамента по вопросам внутренней политики АП РТ Александр Терентьев |
1. Re: Нашествие ваххабитов на Казанское царство