Тезисы доклада на конференцию «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», Санкт-Петербург, 22 февраля 2014 года
Ситуация, в которой находится Русский народ, характеризуется отсутствием у него своей национальной государственности. Прежняя партийная и советская бюрократия выстроила новую структуру государства как бизнес-корпорации, ориентированной на извлечение максимальной прибыли. Большинство населения России с точки зрения рыночной логики рассматривается сегодня государством (отчуждённой от народа корпорацией чиновников и силовиков) даже не как утилитарно полезный ресурс, а как подлежащие сокращению издержки. В то же время деиндустриализация привела к деклассированию и атомизации народных масс, распаду структур и отношений, связывавших людей в единый народ. За 20 лет произошло совращение населения в компрадорскую систему проедания и растаскивания России.В нынешних условиях охранительство столь же контрпродуктивно, сколь и революционная активность по раскачиванию ситуации, поскольку крушение нынешней квазигосударственной системы неизбежно независимо от того, какую позицию заняло бы русское национальное движение, даже если бы оно сегодня существовало в сколько-нибудь организованном и политически субъектном виде. Необходимо успеть за оставшееся время выстроить хоть какие-то собственные автономные системы жизнеобеспечения, жизневоспроизводства, самоорганизации и самозащиты.
Формы реализации таких систем могут быть самыми разнообразными, начиная от закрытых сельских общин и поселений, и заканчивая предпринимательскими сообществами, способными в «момент Х» вывести тот или иной круг «своих» за пределы зоны катастрофы. Большим потенциалом обладает система потребкооперации, позволяющая горожанам наладить прямой обмен и инвестирование в «свою» деревню, как потенциальную базу своего выживания. Полезным может оказаться опыт организации русских народных дружин, в том числе казачьих. Формирование таких русских общин насущно необходимо не просто на случай коллапса государства, но и для выживания непосредственно в нынешних условиях. Только они могли бы стать основой для субъектности этнически русских людей в отношениях как со структурами государства, так и с организованными этническими диаспорами.
Формирование подобных общин возможно на базе самых разнообразных общностей. Большой потенциал в этом могли бы иметь церковные приходы и другие объединения верующих. Весьма полезно было бы творчески осмыслить опыт русских староверов, не столько в плане их догматических и обрядовых расхождений с официальной Церковью, сколько в плане их опыта успешного коллективного выживания и субэтнической самоорганизации в условиях враждебной им политической и социальной среды.
Крайне важно обеспечить нейтралитет и невмешательство со стороны государства. В нынешних условиях, когда мы катастрофически не организованы и не готовы ещё взять на себя функции саможизнеобеспечения, мы не заинтересованы в ускорении без нашего участия происходящего государственного распада. Желательно эту нашу незаинтересованность донести до сознания представителей государства, чтобы они отдавали себе отчёт в отсутствии угрозы с нашей стороны. В отношениях с государством может быть избрана одна из двух разумных линий поведения: либо избегание и уход в те ниши, которые не привлекают внимания государственных структур, либо «молекулярное» проникновение в государственные и просто системные административные, политические и экономические структуры с целью обеспечить как минимум их ненападение, а в идеале - и полезные ресурсы нашим общинам. Речь идёт о перехвате тактики действий, реализуемой сегодня инородческими диаспорами. Действующим субъектом такой тактики не может быть Русский народ в целом, но вполне могут быть отдельные этнически русские общины.
Реальная политика есть вопрос власти и возможности практической реализации значимых решений. Пространство нынешних политических партий, декларируемых политических теорий и идеологических споров никакого отношения к этому не имеет. Если нам удастся сегодня создать и сохранить очаги самоорганизации и воспроизводства жизнеобеспечения, то в условиях обрушения государственных структур атомизированные массы населения сами начнут искать возможности «кристаллизоваться» вокруг таких ядер, автоматически и безо всякого принуждения усваивая их нормы, правила, ценности, и иерархию. Кто сможет сегодня сформировать такие ядра, тот и будет определять облик будущего России.
Сергей Строев
3. Статья отличная.
2. Re: Что делать? К вопросу об общинной самоорганизации Русских
1. Пессимистический сценарий Сергея Строева