Об устроении человека: разум и сердце

0
2392
Время на чтение 6 минут

Святитель Григорий Богослов говорил, что вследствие грехопадения человека произошло онтологическое разрушение человеческого естества на три начала: ум, сердце и тело, каждое их которых возымело свои автономные желания и свои «суверенные» волевые начала. Поскольку желания разума, сердца и тела часто не совпадают друг с другом, то вся деятельность человека приобретает ненормальный характер и приводит в итоге к весьма серьезным скорбям. По мнению прп. Макария Великого самое опасное происходит тогда, когда разум (воля разума) порабощен желаниями сердца или тела. Природа страданий, как отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом заключается в непрерывной борьбе между волей разума-личности и волевыми началами его «подданных». Когда «поданные» оказываются сильнее «господина» и производят насилие над ним, то разум лишается зрения, превращаясь в слепой, но гениальный инструмент приведения в жизнь желаний сердца и тела.

Однако возможно единение этих трех составных частей человека (в некоторой степени) при двух условиях: когда все три начала влекутся к греху и человек полностью порабощен страстями, и наоборот, когда человек достигает высокой степени праведности. Но, увы, онтологической целостности не достигается ни в первом, ни во втором случаях: грешник способен раскаяться и праведник не может пребывать в постоянстве этого единства. Христианство, настаивая на онтологическом раздроблении человека, тем не менее, свидетельствует, что в психологическом аспекте это раздробление способно нивелироваться, будучи, однако неизгладимо окончательно. Человек своими усилиями не способен искоренить эту «родовую травму», необходимо нечто принципиально сверхъестественное, чтобы исцелить человеческую природу, необходима Божественная помощь особой исключительности. Для этого приходит Христос, для этого Им приносится Крестная Жертва. Восстановление человеческой природы окончательно совершилось через страдания в Вожде нашего спасения - в Иисусе Христе. И это восстановленное единство человеческой природы становится достоянием каждого человека правильно уверовавшего во Иисуса Христа, вошедшего в Его Тело - Церковь и старающегося исполнить все то, чему учил Христос (т. е. ведущего духовную жизнь - жизнь по Евангелию).

Господь, естественно, не дает сразу человеку всей полноты восстановленного единства, ибо духовная жизнь не есть исключительно безвозмездный дар Бога человеку, но есть взаимное движение Бога к человеку и человека к Богу. Бог построил для человека «мост спасения» над «пропастью погибели», но спасение человека невозможно без его собственных шагов по этому «мосту». В Таинстве Крещения в душу человека всевается благодатное семя Нового Адама, но перед самим человеком ставится задача взращивания этого семени, что в совокупности именуется ведением духовной жизни.

И каким же образом человеку с помощью Божией своим волевым началом способствовать уврачеванию его раздробленности? Во-первых, нужно понять, что при факте раздробленности трех начал (разума, сердца и тела) тем не менее, между ними существует определенная взаимосвязь - человек не «разорван» совсем. Его естество хотя и поражено глубокими трещинами, однако он остался человеком - единой личностью, обладающей единым самосознанием. Между составными частями человеческой природы присутствует определенная взаимосвязь. Более того, ясно прослеживается и соответствующая последовательность и иерархичность в этой взаимосвязи. Все составляющие способны влиять друг на друга. Существуют и онтологические особенности каждой из составляющих частей. Так, скажем, разум по природе своей бесстрастен. Носителем страстей (не обязательно «страстей» в смысле греховных проявление, но и чувств, эмоций) является сердце человека. Ввиду этого нам становится понятным актуальность характера построения взаимоотношений между разумом и сердцем (и в дальнейшем, соответственно, с телом). Руководителем в человеке может стать или разум или сердце. В зависимости от этого жизнь человека приобретает различный характер.

Христианское предание говорит о том, что предводителем, направляющим, вождем и началом в человека должен стать разум (в виду своей бесстрастности по природе). В этом случае стихии сердца («душевные силы») приходят в подчиненное состояние - не хаотично действуют, но подлежат умной организации. В этом состоит залог правильной (т. е. праведной) жизни. В обратном же случае, когда сердце преобладает в жизни человека, страсти получают полную независимость от разума и, в конечном итоге, насилуют его своими прихотями и полностью подчиняют себе. И данная ситуация, как было отмечено выше, является самой катастрофичной, ибо слепой разум, находящийся в подчинении страстей занимается исключительно изысканием средств к их удовлетворению. Человек может дойти до такого состояния, когда разум уже не может освободиться из подобного рабства и превращается в великолепный инструмент, который, увы, находится в преступных «руках». И действия разума в этом случае иной раз поражают своей изощренностью. Именно этим фактором объясняется «феномен» злых гениев и т. п.

В этом отношении христианская антропология призывает к соблюдению (т. е. хранению) ума от скверных и ложных мыслей. Именно в разуме должна содержаться правильная вера, ибо только она дает возможность ведения правильной (т. е. праведной) жизни - правильного устроения сердца и тела. Хранение разума с христианской точки зрения имеет огромнейшее значение в вопросе воспитания и образования человека. Мы видим, как в современно мире идет борьба за умы, идет борьба за то, как будущее поколение будет понимать саму жизнь, в чем видеть ее цель и смысл. Почему враги христианства по всем фронтам ополчились именно на эту рассудительную сферу человеческой природы? Они прекрасно знают, что сердце не может долго противиться разуму. Если разум настойчив в своем убеждении, то сердце постепенно покараяется ему. Потому святые отцы так настойчиво утверждают, что основной инструмент в борьбе со страстями - это решимость, волевой акт человеческого разума, человеческой личности. Начало освобождения человека от власти страстей, от хаоса чувственности полагается именно в разуме человека.

При этом следует отметить, что христианство вовсе не отрицает колоссальную значимость сердца. Оно, как орган чувств является источником жизни, органом переживаний и познания, в том числе и богопознания. В Евангелии мы читаем: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:10). В этом отношении сердце так же обладает неким «умом», только это не тот разум, не та способность мышления, совершения логических построений и т. д. «Ум» сердца (при условии его правильного устроения) обладает рефлекторной способностью самооценки (в том числе и в отношении рассудка), именно ему принадлежит дар созерцания. Способность объективировать себя со стороны, давать своим умонастроениям нравственную оценку - сфера, присущая «уму» сердца, который не является разумом или рассудком в привычном понимании этих реалий. Исходя из этого, становится понятной вся сложность и нетривиальность в вопросе соотношения и разума и сердца и их взаимосвязи.

Христианское Откровение учит тому, что именно сердце, как орган созерцательный является подлинным источником познания Бога. Ибо познание в данном случае правильней обозначить, как созерцание и даже переживание. Безусловно, это функции сердца, а не разума, который будучи поводырем, дает правильные схемы, знаки и символы богопознания, однако не способен сам по себе к богопознанию, которое в плане практического осуществления есть не что иное, как единение с Богом или уподоблением Богу человека по всем основным качествам. Сердце человека в данном контексте является своеобразным «кристаллом», в зависимости от чистоты или замутненности которого происходит и соответствующее познание: отчетливое или туманное. Именно покаяние (др. гр. μετάνοια - перемена ума) обуславливает состояние этого кристалла-сердца. Благодаря искреннему покаянию и понуждению себя жить согласно Евангелию у человека появляется возможность в той или иной степени видеть Бога, созерцать и принимать Истину.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Об устроении человека: разум и сердце

Кроме физического тела у человека есть и энергетическое тело и другие тонкие тела. Именно к энергетическому телу присасываются бесовские сущности и вытягивают энергию человека.
СТРОИТЕЛЬ / 13.01.2017, 04:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59