Святитель Григорий Богослов говорил, что вследствие грехопадения человека произошло онтологическое разрушение человеческого естества на три начала: ум, сердце и тело, каждое их которых возымело свои автономные желания и свои «суверенные» волевые начала. Поскольку желания разума, сердца и тела часто не совпадают друг с другом, то вся деятельность человека приобретает ненормальный характер и приводит в итоге к весьма серьезным скорбям. По мнению прп. Макария Великого самое опасное происходит тогда, когда разум (воля разума) порабощен желаниями сердца или тела. Природа страданий, как отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом заключается в непрерывной борьбе между волей разума-личности и волевыми началами его «подданных». Когда «поданные» оказываются сильнее «господина» и производят насилие над ним, то разум лишается зрения, превращаясь в слепой, но гениальный инструмент приведения в жизнь желаний сердца и тела.
Однако возможно единение этих трех составных частей человека (в некоторой степени) при двух условиях: когда все три начала влекутся к греху и человек полностью порабощен страстями, и наоборот, когда человек достигает высокой степени праведности. Но, увы, онтологической целостности не достигается ни в первом, ни во втором случаях: грешник способен раскаяться и праведник не может пребывать в постоянстве этого единства. Христианство, настаивая на онтологическом раздроблении человека, тем не менее, свидетельствует, что в психологическом аспекте это раздробление способно нивелироваться, будучи, однако неизгладимо окончательно. Человек своими усилиями не способен искоренить эту «родовую травму», необходимо нечто принципиально сверхъестественное, чтобы исцелить человеческую природу, необходима Божественная помощь особой исключительности. Для этого приходит Христос, для этого Им приносится Крестная Жертва. Восстановление человеческой природы окончательно совершилось через страдания в Вожде нашего спасения - в Иисусе Христе. И это восстановленное единство человеческой природы становится достоянием каждого человека правильно уверовавшего во Иисуса Христа, вошедшего в Его Тело - Церковь и старающегося исполнить все то, чему учил Христос (т. е. ведущего духовную жизнь - жизнь по Евангелию).
Господь, естественно, не дает сразу человеку всей полноты восстановленного единства, ибо духовная жизнь не есть исключительно безвозмездный дар Бога человеку, но есть взаимное движение Бога к человеку и человека к Богу. Бог построил для человека «мост спасения» над «пропастью погибели», но спасение человека невозможно без его собственных шагов по этому «мосту». В Таинстве Крещения в душу человека всевается благодатное семя Нового Адама, но перед самим человеком ставится задача взращивания этого семени, что в совокупности именуется ведением духовной жизни.
И каким же образом человеку с помощью Божией своим волевым началом способствовать уврачеванию его раздробленности? Во-первых, нужно понять, что при факте раздробленности трех начал (разума, сердца и тела) тем не менее, между ними существует определенная взаимосвязь - человек не «разорван» совсем. Его естество хотя и поражено глубокими трещинами, однако он остался человеком - единой личностью, обладающей единым самосознанием. Между составными частями человеческой природы присутствует определенная взаимосвязь. Более того, ясно прослеживается и соответствующая последовательность и иерархичность в этой взаимосвязи. Все составляющие способны влиять друг на друга. Существуют и онтологические особенности каждой из составляющих частей. Так, скажем, разум по природе своей бесстрастен. Носителем страстей (не обязательно «страстей» в смысле греховных проявление, но и чувств, эмоций) является сердце человека. Ввиду этого нам становится понятным актуальность характера построения взаимоотношений между разумом и сердцем (и в дальнейшем, соответственно, с телом). Руководителем в человеке может стать или разум или сердце. В зависимости от этого жизнь человека приобретает различный характер.
Христианское предание говорит о том, что предводителем, направляющим, вождем и началом в человека должен стать разум (в виду своей бесстрастности по природе). В этом случае стихии сердца («душевные силы») приходят в подчиненное состояние - не хаотично действуют, но подлежат умной организации. В этом состоит залог правильной (т. е. праведной) жизни. В обратном же случае, когда сердце преобладает в жизни человека, страсти получают полную независимость от разума и, в конечном итоге, насилуют его своими прихотями и полностью подчиняют себе. И данная ситуация, как было отмечено выше, является самой катастрофичной, ибо слепой разум, находящийся в подчинении страстей занимается исключительно изысканием средств к их удовлетворению. Человек может дойти до такого состояния, когда разум уже не может освободиться из подобного рабства и превращается в великолепный инструмент, который, увы, находится в преступных «руках». И действия разума в этом случае иной раз поражают своей изощренностью. Именно этим фактором объясняется «феномен» злых гениев и т. п.
В этом отношении христианская антропология призывает к соблюдению (т. е. хранению) ума от скверных и ложных мыслей. Именно в разуме должна содержаться правильная вера, ибо только она дает возможность ведения правильной (т. е. праведной) жизни - правильного устроения сердца и тела. Хранение разума с христианской точки зрения имеет огромнейшее значение в вопросе воспитания и образования человека. Мы видим, как в современно мире идет борьба за умы, идет борьба за то, как будущее поколение будет понимать саму жизнь, в чем видеть ее цель и смысл. Почему враги христианства по всем фронтам ополчились именно на эту рассудительную сферу человеческой природы? Они прекрасно знают, что сердце не может долго противиться разуму. Если разум настойчив в своем убеждении, то сердце постепенно покараяется ему. Потому святые отцы так настойчиво утверждают, что основной инструмент в борьбе со страстями - это решимость, волевой акт человеческого разума, человеческой личности. Начало освобождения человека от власти страстей, от хаоса чувственности полагается именно в разуме человека.
При этом следует отметить, что христианство вовсе не отрицает колоссальную значимость сердца. Оно, как орган чувств является источником жизни, органом переживаний и познания, в том числе и богопознания. В Евангелии мы читаем: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:10). В этом отношении сердце так же обладает неким «умом», только это не тот разум, не та способность мышления, совершения логических построений и т. д. «Ум» сердца (при условии его правильного устроения) обладает рефлекторной способностью самооценки (в том числе и в отношении рассудка), именно ему принадлежит дар созерцания. Способность объективировать себя со стороны, давать своим умонастроениям нравственную оценку - сфера, присущая «уму» сердца, который не является разумом или рассудком в привычном понимании этих реалий. Исходя из этого, становится понятной вся сложность и нетривиальность в вопросе соотношения и разума и сердца и их взаимосвязи.
Христианское Откровение учит тому, что именно сердце, как орган созерцательный является подлинным источником познания Бога. Ибо познание в данном случае правильней обозначить, как созерцание и даже переживание. Безусловно, это функции сердца, а не разума, который будучи поводырем, дает правильные схемы, знаки и символы богопознания, однако не способен сам по себе к богопознанию, которое в плане практического осуществления есть не что иное, как единение с Богом или уподоблением Богу человека по всем основным качествам. Сердце человека в данном контексте является своеобразным «кристаллом», в зависимости от чистоты или замутненности которого происходит и соответствующее познание: отчетливое или туманное. Именно покаяние (др. гр. μετάνοια - перемена ума) обуславливает состояние этого кристалла-сердца. Благодаря искреннему покаянию и понуждению себя жить согласно Евангелию у человека появляется возможность в той или иной степени видеть Бога, созерцать и принимать Истину.
1. Re: Об устроении человека: разум и сердце